Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Учет скорости и правильности чтения учеников школы слепых


"Вопросы тифлопедагогики". Под ред. чл.-корр. АПН РСФСР Б. И. Коваленко.
Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, М., 1955 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с небольшими сокращениями

1. Основные положения и сведения о времени, месте, методах исследования и обработки материала

Вся работа по русскому языку в школе должна быть построена так, чтобы она обеспечивала прочное осознанное знание грамматики, обогащение словаря учащихся, умение правильно излагать свои мысли в письменной и устной речи. В процессе изучения русского языка учащиеся должны получить представление о том, что язык — важнейшее средство человеческого общения, орудие развития и борьбы, что он самым тесным образом связан с мышлением. Будучи непосредственно связан с мышлением, язык регистрирует и закрепляет в словах и в соединении слов в предложениях результаты работы человека и, таким образом, делает возможным обмен мыслями в человеческом обществе.
При изучении в школе русского языка нужно дать учащимся также представление о том, что русский язык в своем развитии неразрывно связан с богатой и славной историей русского народа, что сложился он в процессе создания русским народом его национальной культуры, что он имеет свою историю, отражающую огромные творческие силы и способности своего создателя и носителя — русского народа, что русский язык — язык великого русского народа.
Слепые, как и зрячие, обладают возможностью общения -с людьми посредством устной и письменной речи. Усвоение навыков чтения имеет большое значение для общения людей, организации их труда, для общего образования и культурного роста.
Проведенные нами исследования охватили учащихся в г. Новозыбкове в 1939/40 уч. г. и в г. Трубчевске — в 1946/51 гг. Исследования проводились неоднократно. Исследована скорость чтения 186 учеников. В г. Новозыбкове в трех классах — 32 ученика и 3 студента Новозыбковского педагогического института — всего 35 учащихся. В г. Трубчевске в школе слепых детей в 1946/47 уч.- г. исследовано 36 учеников II—IV классов. В 1949 г.— 13 учеников III—V классов. В 1950/51 г. в декабре — 51 ученик в I—V классах. Цель исследования была — установить скорость, выразительность, правильность чтения, выявить ошибки и наметить пути устранения их. Исследования проводились на связном тексте. Текст брали из «Родной речи».
Проверка чтения проводилась в течение 3 минут, с разбивкой на минуты. На самой книге незаметно делались отметки, с какого места ученик начал читать и где читал в конце первой, второй и третьей минуты. В процессе чтения в тетрадях отмечались сделанные ошибки. Чтение отдельных слов не давалось.
Проверками, предшествующими проверкам 1950/51 уч. г., охвачены ученики не всех классов. Между поклассными показателями всех проверок нет существенной разницы. Ввиду этого оценка чтения проводилась по четырем признакам: выразительности, правильности, повторения и заикания.
Ограничимся результатами и выводами по двум последним проверкам в конце 1-го и 2-го полугодий 1950/51 уч. г. При оценке показателей трехминутников качества чтения, подведении итогов и оформлении таблиц сопоставлений по классам и полугодиям применены приемы и формы, предложенные кандидатом педагогических наук Н. Б. Коваленко.
Сведения о количестве букв и качестве чтения в 1950/51 уч. г. охватывают учеников I—V классов и даются по каждому классу отдельно — таблицы 1—5. В этих таблицах сначала приводятся показатели 1-го полугодия, а затем 2-го для того, чтобы облегчить сопоставление по полугодиям. Фамилии учащихся в таблицах расположены в порядке убывания их показателей по скорости чтения.
При оценке показателей трехминутника, показатель второй минуты сопоставлялся с показателем первой, а показатель третьей минуты с показателем второй. В черновике записывалась разность с постановкой плюса или минуса. Если оба числа были положительными или при суммировании их получалось число с положительными показателями, то в оценке трехминутника проставлялся плюс, а если оба числа были отрицательными или при суммировании их получалось число с отрицательным показателем, то в оценке трехминутника проставлялся минус. Если при суммировании двух чисел с разными показателями получался нуль или близкое к нему, то в оценке трехминутника при незначительной разнице между числами ставился плюс, а при большой разнице — минус. При оценке качества чтения при положительном качестве ставился плюс, а при отрицательном — минус, вследствие чего в графах «повторение» и «заикание» при отсутствии этих недостатков ставился плюс, при наличии — минус. Оценка качества чтения плюсами и минусами облегчает подведение итогов. В итоговых графах по оценке трехминутников и качественных показателей чтения вверху слева приводится сумма плюсов, а внизу справа — сумма минусов по классу в целом. По каждому классу после таблицы даются основные сведения об учениках класса. Порядковому номеру ученика по декабрьской проверке соответствует порядковый номер, поставленный возле его фамилии в сведениях. Это облегчает возможность быстро находить фамилию ученика, сведения о котором нужны для объяснения его показателей, приведенных в таблице. После отдельных поклассных таблиц даны три таблицы — обобщающая и сопоставления показателей. В первой из них приводятся итоговые горизонтали I—V классов по декабрю и маю 1950/51 уч. г.— таблица 6, а в двух следующих даны результаты сопоставления показателей этой таблицы — таблицы 7 и 8. В таблицах сравнения показателей, кроме плюса и минуса, указывающих на повышение или пониже-, ние показателей, ставится знак равенства, когда показатели совпадают. Результат сопоставления, записанный постановкой плюсов, минусов и знаков равенства, делает запись предельно простой. Наряду с этим, когда требуется, применено и вычисление процентов.
В таблицах 1—5 показатели 2-го полугодия, таблица 6—8 и анализ их даны дополнительно после заслушания доклада на «Педагогических чтениях».

2. Показатели скорости и качества чтения и сведения об учениках I класса

Показатели скорости и качества чтения учеников I класса даны в таблице 1. Текст для учета скорости чтения при декабрьской проверке взят из книги «Родная речь» 1-й год обучения: «По заветам Ильича» и «Елка в Сокольниках»; при майской проверке — из книги «Родная речь» 2-й год обучения: «Учительница», «Малыш и Жучка», «Отец и сыновья», «Синие листья», «Совесть». Приводим сведения об учениках I класса:
1. Володя С. имеет остаточное зрение. Прилежен, внимателен, трудолюбив. Азбуку усвоил быстро. Все письменные работы выполнял четко. Программный материал воспринимал глубоко и осмысленно. Очень любил читать книги и радовался, когда сам мог рассказывать прочитанное. В свободное зремя помогал товарищам в овладении техникой чтения.
2. Мотя П. лишилась зрения в детстве. До поступления в школу сидела в комнате почти безвыходно. На улицу не пускали и со зрячими детьми не общалась. Была нервная, раздражительная. С трудом воспринимала точки рельефа. Пропускала строчки, клетки в приборе, отказывалась писать буквы, заявляя: «У меня ничего не получится». Вскакивала во время письма. Благодаря принятым педагогическим и методическим приемам, стала и писать и читать. Воздействие коллектива оказало благотворное влияние на дальнейшую учебу. Чтение стало любимым занятием. Лучше стала ориентироваться при ходьбе. Выполняла все поручения.
3. Коля Т. имеет остаточное зрение. Прибыл в школу 1 октября. Был трудолюбив, упорно занимался, приготовлял уроки. Любил читать. Охотно занимался подвижными играми.
4. Люба Л.— незрячая с детства. Приветливая, трудолюбивая. Отлично училась. Любимое занятие — чтение и труд. Помогала товарищам овладевать проходимым материалом. Хорошо и точно воспроизводила обследуемое.
5. Вася А.— частичнозрячий с 3 лет. Прибыл в школу 29 сентября. Страдает косноязычием. Были применены специальные методы к устранению этого недостатка, вследствие чего во второй половине учебного года Вася значительно улучшил речь.
6. Миша И. зрение потерял от несчастного случая. Был болезненным мальчиком. Незначительные затруднения в работе воспринимал болезненно. Читать научился легко. Любил чтение и много читал. Хорошо разбирался в прочитанном. Часто рассказывал товарищам о прочитанном.
7. Вася М.— частичнозрячий с 2 1/2 лет. В высшей степени раздражительный, не мог усидеть на месте. Был крайне невнимателен к классным занятиям. Препятствия при чтении нервировали его, и тогда он отказывался читать. Применялись все методы воспитательной работы; и в конечном счете Вася стал спокойнее, старался получить хорошую оценку, и это ободряло его. Любил слушать чтение. Охотно рассказывал прослушанное. Принимал участие в хоровой декламации и хорошо выполнял свои роли. С Васей проводились индивидуальные занятия. В конечном итоге он вошел в колею и стал, учиться наравне с другими воспитанниками.
8. Алеша Ф.— полная слепота с 2 лет от взрыва капсюля. Прибыл в школу 9 ноября. Охотно взялся за учебу. Очень старательный. Любил труд и хорошо воспроизводил обследуемый предмет. Все свободное время читал. Хорошо ориентировался.
9. Сережа В. прибыл в школу 18 сентября. Имеет остаточное зрение. С большим трудом осваивал технику чтения.
В течение двух месяцев Сережа не умел делать слияния звуков, был крайне невнимательный, рассеянный, не воспринимал проходимый классный материал. Стремился уклоняться от всяких занятий. Во второй половине учебного года стал значительно дисциплинированнее, внимательнее, много читал и воспринимал материал. Чтение стало быстрее и осмысленнее.

3. Показатели скорости и качества чтения и сведения об учениках II класса

Показатели скорости и качества чтения учеников II класса даны в таблице 2. Текст для проведения учета скорости чтения при декабрьской проверке взят из книги «Родная речь» 3-й год обучения — «Серая кошка» Мамин-Сибиряк, а при майской, проверке — из книги «Родная речь» 3-й год обучения — «Осень в колхозе».
Приводим сведения об учениках II класса:
1. Миша З. лишился зрения в раннем детстве. До поступления в школу со своими зрячими сверстниками мало общался. Чтение и письмо усваивались с большим трудом. Проводились дополнительные занятия. В результате напряженной работы со стороны учителя и воспитателя стал и читать и писать. Любил подвижные игры. В свободное время занимался чтением книг и полюбил его.
2. Федя С. имеет незначительное остаточное зрение. Старательный мальчик, хорошо занимался и много читал.
3. Таня З. имеет остаточное зрение. К занятиям относилась невнимательно. При поступлении в школу первое время стремилась избегать занятий. Труд не любит, а любит читать книги.
4. Ваня К. имеет остаточное зрение. Очень подвижной. Криклив, разговаривал повышенным тоном. Учится хорошо и любит труд. Читает много.
5. Миша П. лишился зрения от взрыва капсюля. Спокойный, уравновешенный. Любит музыку и играет на баяне по нотам. Старательно готовится к урокам чтения. В свободное время читает книги.
6. Володя М. лишился зрения от взрыва капсюля. С большим интересом приступил к изучению чтения. Быстро научился читать. Аккуратно выполнял все письменные работы. Читает много.
7. Андрюша Т. ослеп от взрыва снаряда 5 лет; полная слепота. Не имеет кисти правой руки. Во второй половине учебного года стал читать быстрее, выразительнее и осмысленнее. Очень любит читать. Хорошо передает прочитанное.
8. Оля А.— частичнозрячая с 2 месяцев. Прибыла в школу в 1949 г. 15 сентября и была зачислена в I класс. В течение двух месяцев она не разговаривала, сидела молча или плакала. На все вопросы учителя и воспитателя не отвечала. С подругами тоже не разговаривала. В этот же период времени не могла овладеть шеститочием. В каждой клетке прокалывала какое-нибудь одно место. При ходьбе совершенно не могла ориентироваться. Не имела никаких навыков. До поступления в школу Оля в течение пяти лет сидела на печи, куда ей подавали пищу. Мать уходила на работу, запирала ее на замок. Со зрячими девочками не общалась. В конце ноября 1949 г. она стала постепенно усваивать места шеститочия и писать элементы букв. В декабре начала уже рассказывать прочитанное учителем и интересоваться окружающим. Благодаря упорной, кропотливой работе Оля научилась читать и писать, сделалась веселой, жизнерадостной девочкой и даже участвовала в выступлениях, член драмкружка. Задачи решает несколько замедленно, приходится заниматься с ней дополнительно.
9. Витя Ш.— частичнозрячий. Прибыл в школу 2 декабря 1950 г. Знал уже алфавит. Техника чтения во второй половине учебного года значительно улучшилась. Читать он стал выразительно, осмысленно. Любит читать книги. Принимает активное участие во всех проводимых школой мероприятиях.

4. Показатели скорости и качества чтения и сведения об учениках III класса

Показатели скорости и качества чтения учеников III класса даны в таблице 3. Текст для проведения учета скорости чтения при декабрьской проверке взят из книги «Родная речь» — Фраерман «Степан храбрый», а при майской проверке — из книги «Родная речь» 4-й год обучения: «Как жили славяне», «Александр Невский», «Нападение татар на Русь».
Приводим сведения об учениках III класса:
1. Валя Р. лишилась зрения с детства. Старательная, отличница. Читает много книг и хорошо в них разбирается.
2. Женя К. лишился зрения от взрыва капсюля. Подвижной мальчик, любит строить из кубиков разные сооружения. Хорошо ориентируется в ходьбе. Хорошо воспроизводит. Имеет большую наклонность к чтению.
3. Коля А. зрения лишился с детства. До поступления в школу почти не выходил из дома. Ориентировался в ходьбе очень плохо. Вначале ходил осторожно, ступая с протянутыми руками. Не любил самостоятельно одеваться. Часто и подолгу вращал головой. Был неприлежен и невнимателен к учебе. Всячески избегал выполнять задания. Письмо давалось с большим трудом и выполнялось небрежно. Во время классных занятий на вопрос учителя иногда не отвечал. Мог стоять на одном месте продолжительное время, только бы не отвечать учителю на вопрос. От физкультурных занятий уклонялся. Гигиенические навыки выполнял плохо, при этом был неопрятен. Труд не любил. Наряду с этим, много читал и хорошо декламировал. Задачи и письменную арифметику выполнять не любил.
4. Галя П. имеет незначительное остаточное зрение, подвижная, трудолюбивая, хорошо выполняет трудовые задания. Чтение для Гали является одним из любимых занятий.
5. Лева Г. ослеп 5 лет от взрыва капсюля; полная слепота. Не имеет кисти правой руки. Прилежен, внимателен, имеет наклонность к музыке, хорошо поет. Книги читает с большим интересом.
6. Эмма А. имеет остаточное зрение. Стала читать выразительно. Любит труд и помогает своим товарищам. В первые дни пребывания в школе этого у нее не было. Очень общительна.
7. Слава К. имеет остаточное зрение. Прибыл в школу 10 октября. Первые дни занятий с большим трудом осваивал места шеститочия. Слава был нервный, раздражительный, часто плакал, не хотел заниматься в школе слепых. Последнее время стал спокойный, уравновешенный, охотно занимается. Любит труд. Стал читать осмысленно и выразительно. Любит читать книги, принимает участие в общественной работе школы.
8. Настя А. имеет остаточное зрение. Прислана из детского дома. Всячески уклоняется от выполнения домашних заданий. Ни в каких школьных мероприятиях не участвует. Читать не любит.

5. Показатели скорости и качества чтения и сведения об учениках IV класса

Показатели скорости и качества чтения учеников IV класса даны в таблице 4. Текст для проведения учета скорости чтения при декабрьской проверке взят из книги «Родная речь» 4-й год обучения — «Гаврош» Виктор Гюго, а при майской проверке — из книги «Родная речь» 4-й год обучения — «Зимовье на Студеной» Мамин-Сибиряк.
Приводим сведения об учениках IV класса:
1. Эдик В. лишился зрения от взрыва капсюля. Живой, интересующийся всем мальчик. Спокойный, выдержанный. Пользуется авторитетом среди товарищей. Хорошо воспроизводит обследованное. Активно выступает на литературных конференциях. Организовывает учеников для слушания его чтения книг, напечатанных рельефным шрифтом.
2. Лида П. частичнозрячая с 2 лет; зрение улучшается. Любит разные игры. Заботливо ухаживает за цветами. Хорошо выполняет задания по труду. Систематически читает книги в порядке внеклассного чтения.
3. Толя Д. лишился зрения с детства. Трудолюбивый. Очень любит чтение. Всегда выступает во всех мероприятиях школы. Труд является любимым его занятием. Страдает пониженным слухом. Хорошо читает наизусть отрывки из художественных произведений.
4. Миша С. зрение потерял в детстве. Техникой чтения овладел легко. Любил много писать и читать. По труду хорошо выполнял разные предметы из дерева. Спокойный и старательный мальчик.
5. Сережа К. потерял зрение от взрыва капсюля. Активный, сосредоточенный. Охотно и добросовестно выполняет всякого рода поручения. Читает книги с удовольствием. Интересуется жизнью детей в других школах. Регулярно читает журнал «Советский школьник».
6. Слава Б.— незрячий с 1 1/2 лет; полная слепота. Болезненный мальчуган, замкнутый, не любит разговаривать. Самостоятельно производит разные предметы из бросового материала. Читать любит и читает много.
7. Маруся Ф.— незрячая с 1 года; полная слепота. Прибыла в школу педагогически запущенной. Долго была без надзора. Нервная, капризная. Все мероприятия по школе встречала крайне недоброжелательно. Необходимые навыки школьной жизни воспринимала с большим трудом. Не верила в свои силы. Постепенно вливалась в жизнь школьного коллектива. Любила организовывать малышей, рассказывая им сказки или что-нибудь из прочитанного. Хорошо организовывала детские игры. Она же являлась вожатой пионерского звена.
8. Гриша К. ослеп 8 лет от взрыва капсюля; полная слепота. Приветливый, трудолюбивый мальчик. Всегда спокойный. Имеет большие способности к учебе. Его единственное стремление — продолжать свое образование и быть полезным членом общества. Гришу можно всегда видеть за работой. Любит столярное производство и хорошо столярничает. Беседует с товарищами о прочитанных книгах. Делится впечатлениями, прослушав радио. Очень любознательный мальчик.
9. Юра Г.— частичнозрячий с 5 лет. В начале школьной жизни был неуверен в своих возможностях. Его обычные слова были: «Я никогда не научусь читать и писать, да и зачем мне все это». Был угрюм, молчалив, часто плакал. Постепенно привык к новой обстановке. Воздействие коллектива оказало положительное влияние на мальчика. С большим интересом он слушал рассказы, читаемые воспитателем или старшими ребятами. Радовался, когда сам стал самостоятельно читать. Полюбил чтение.
10. Полина М. прибыла в школу в 1949/50 уч. г. в декабре из детского дома, имея остаточное зрение. С трудом освоила точечный шрифт. Первое время отказывалась заниматься. Постепенно стала втягиваться в работу. Читать начала гораздо быстрее, читает сама книги, участвует в коллективных занятиях. Любит труд. Охотно помогает своим товарищам. Решение задач дается ей трудно. Письменные работы по русскому языку стала выполнять лучше.
11. Шура Ш. потерял зрение от взрыва капсюля. До поступления в школу работал пастухом в колхозе. Хорошо ориентировался в ходьбе. Любил работу в столярной мастерской. Хорошо изготовлял различные детали из дерева. В этой работе он проявил себя как изобретатель. Чтение давалось ему с трудом и книги читал неохотно. В свободное время люблл заниматься какой-нибудь физической работой.
12. Толя П. прибыл в школу 29 августа 1950 г. Лишился зрения от взрыва капсюля. Медленно усваивал чтение точечным шрифтом. Во второй половине учебного года постепенно стал втягиваться в жизнь школы. Читать стал заметно быстрее. Любит читать. Чтение стало выразительнее и осмысленнее.
13. Володя Б. прибыл в школу 1 сентября 1949 г. Имеет остаточное зрение. Качество чтения улучшилось. Стал читать без искажения слов и без повторений.

6. Показатели скорости и качества чтения и сведения об учениках V класса

Показатели скорости и качества чтения учеников V класса даны в таблице 5. Текст для учета скорости чтения при декабрьской проверке взят из книги «Родная речь» — «Таня» и «Ленин в Смольном», а при майской проверке — текст «Певец мира и свободы». Приводим сведения об учениках V класса:
1. Тамара К. потеряла зрение с малолетства. Активна, приветлива, трудолюбива. Пользуется авторитетом среди своих товарищей. Хорошо организует малышей для разных занятий. Стремление Тамары — продолжение своего образования — это ее мечта. Отличница учебы. Много читает.
2. Веня И. ослеп 6 лет от взрыва капсюля; полная слепота. Прибыл в школу в 1946/47 уч. г. В течение всего учебного года в классе занимался с перебоями. Рельефом не писал. В классе кричал, плакал, ночью вскакивал с постели, поднимал сильный крик. Отказывался от всех детских игр. Все необходимые навыки привились с большим трудом. Устная речь была крайне ограничена. На все вопросы учителя и воспитателя отвечал: «не хочу». В результате систематического упорного труда Веня стал втягиваться в работу школы. Прекрасно ориентировался в ходьбе. Очень любит читать книги. Проявляет большую инициативу в изготовлении игрушечных домиков, колясок и др. Активно участвует в проведении литературных конференций. Является отличником учебы.
3. Нина К. лишилась зрения в детстве. В первый период пребывания в школе была молчалива, замкнута. Постепенно втягивалась в школьную жизнь. Стала проявляться любовь к труду, к занятиям. Интересовалась чтением. Обнаружились способности по арифметике.
4. Рая Ж.— незрячая с 2 лет; полная слепота. Любила быть одна. Мало подвижна. Первые дни к занятиям относилась невнимательно. Влияние коллектива дало положительные результаты. К концу пребывания в школе стала особенно хорошо относиться к учебе. Сделалась подвижной, общительной, приветливой. Всегда участвовала в подвижных играх. Чтение любила и читала охотно.
5. Паша К. зрение потерял от взрыва капсюля. Очень подвижный. Хорошо ориентировался в ходьбе. Интересовался слушанием радио, любил музыку и труд. Книга являлась для него неизменным спутником.
6. Ваня Е.— частичнозрячий с 5 лет. Любил много разговаривать. Всякие проступки, совершенные им, старался отнести за счет товарищей. Был неискренен, но учился отлично. Проходимый материал усваивал быстро. Читал много. Активно выступал на всех вечерах.
7. Миша Л. тяжело переживал потерю зрения. Охотно взялся за учебу и быстро освоил рельефный шрифт. Был трудолюбив. Хорошо работал по дереву в столярной мастерской, выполнял сложные детали. Любил радио и хорошо играл на баяне. Все музыкальные произведения изучал с помощью нот, написанных рельефным шрифтом. Читал много. Делился прочитанным.
8. Володя Б. потерял зрение от взрыва капсюля. Родителей лишился во время войны. Чутко, нежно, заботливо относилась к его воспитанию бабушка, которая не переставала интересоваться им вплоть до окончания школы. Мальчик был спокойный, выдержанный, трудолюбивый. Всегда и всем был доволен в школе. Коллектив учащихся относился к нему очень чутко. Среди товарищей пользовался авторитетом, учился хорошо. Всем интересовался, особенно полюбил чтение.
9. Миша Л. лишился зрения от взрыва капсюля, не имеет кисти правой руки. Очень любит читать книги, прекрасно декламирует как прозу, так и стихотворения. Выступает на вечерах с докладами, цитирует в своих докладах целые диалоги.
10. Женя Ш. лишился зрения от взрыва капсюля. Левая рука не сгибается, повреждена. Левая нога выше колена ампутирована. Учеба давалась с трудом. Осязание было плохое. Большая наклонность к музыке. Несмотря на повреждение левой руки, все же Женя научился играть на баяне. Первые дни в школе был нервный, раздражительный, но к занятиям относился хорошо. Любил больше играть на баяне, чем читать.
11. Алеша С. зрение потерял от взрыва капсюля. Ранение повлияло на его умственные способности. Был рассеян. Имел остаточное зрение. Прохождение программного материала давалось с трудом. Любил труд. Книги читал от случая к случаю.
12. Володя С. прибыл в школу в 1949/50 уч. г. В 1950 г. приехал учиться в школу во второй четверти учебного года, так как лежал в больнице всю первую четверть. Это обстоятельство отразилось на скорости чтения рельефного шрифта. Во второй половине учебного года чтение улучшилось, нет искажений и повторений. Имеет незначительное остаточное зрение.

Сопоставление показателей и общие выводы

Показатели классов по полугодиям объединены в таблице. В этой таблице приведены как количественные, так и качественные показатели чтения. Результаты сопоставления показателей таблицы 6 даются по классам в таблице 7, а по полугодиям — в таблице 8. В таблице 7 в первой графе I класса нет показателей, так как показатели этого класса не могли сравниваться с показателями предыдущего класса, что сделано в отношении II класса. В таблице 8 показатели проставлены во всех классах, так как показатели каждого класса в 1-м полугодии сопоставлялись с показателями того же класса во 2-м полугодии. В таблицах 7 и 8 в итоговых графах вверху слева — количество плюсов, посередине — количество знаков равенства, а внизу справа — количество минусов.
По классам показатели количества букв в минуту повышаются. По полугодиям тоже наблюдается рост показателей количества букв в минуту.
Сопоставления средних показателей количества букв в минуту выражены в процентах, указывающих во всех случаях рост как по классам, так и по полугодиям. Этот рост неравномерен и иногда незначителен.
В основном, имеет место улучшение кривых по трехминутникам, а ухудшение является исключением. По классам качественные показатели чтения не дают даже общей тенденции роста. Количество плюсов уравновешивается количеством минусов, так как младшие ученики в половине случаев дают показатели лучшие, чем старшие. Обращает внимание и большое количество знаков равенства, т. е. отсутствие разницы между младшими и старшими учениками. По полугодиям качественные показатели чтения четко отмечают закономерность роста как у младших, так и у старших учеников.
Показатели незрячих хорошие, но ослепшие имеют тоже неплохие, иногда занимают первое место. Неверно считать, что ослепшие по чтению обязательно отстают от незрячих, у которых тоже иногда наблюдаются низкие показатели.
Показатели частичнозрячих низкие пока они при чтении пользуются зрением. При выключении зрения показатели частичнозрячих заметно улучшаются. Пользование зрением частичнозрячих не только приводит к резкому снижению его, но и заметно ухудшает само чтение.
Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что дети с повреждениями рук, происшедшими в связи с военными обстоятельствами, успешно преодолевают трудности, несмотря на то, что при чтении слепых состояние рук оказывает несомненное влияние на скорость и качество чтения.
Остановимся на сопоставлении индивидуальных показателей учеников того же класса.
Скорость и качество чтения по I классу дают разные показатели, так как исследуемые ученики прибывали в школу в разное время. Показатели в старших классах хотя, как правило, несколько однороднее, но все же остается заметная разница по скорости и качеству чтения отдельных учеников. Индивидуальное отставание учеников тоже преодолевается в упорном труде. В основном, скорость и качество чтения учеников зависят от труда учителя и воспитателя, а также от чтения ученика в классное и внеклассное время.
Систематическая и вдумчивая работа учителей и воспитателей с учениками в классное и внеклассное время — непременное условие хороших показателей чтения учеников. Успех этой работы значительно повышается, если педагоги хорошо знают своих учеников в отношении положительного и отрицательного по чтению и действуют целенаправленно, с учетом того, что нужно закрепить или устранить.
Чтение самих учеников под руководством учителя или воспитателя в классе и во внеклассное время способствует развитию скорости и качества чтения. Влияние это значительно повышается, если к ученику предъявляются точные требования по устранению замедленного чтения и исправлению ошибок и даются конкретные указания, что нужно сделать в этом отношении. Приобретенные навыки чтения обязательно должны по индивидуальным указаниям педагогов закрепляться в процессе самостоятельного внеклассного чтения.
Можно отметить, что подавляющее большинство учащихся любит читать книги и журналы, напечатанные рельефом, охотно делятся прочитанным. С большим оживлением и интересом дети посещают библиотеку. Получив книги, они бережно их несут, сознавая, что из книг черпаются новые знания. При соответствующей работе школы книги бережливо хранятся и читаются учениками.
На повышение качественных и количественных показателей чтения повлияло и то обстоятельство, что в школе систематически проводились литературные конференции. В связи с конференциями и другими внеклассными мероприятиями, дети много читали самостоятельно, заучивали наизусть отрывки из сказок, рассказов, повестей и тем самым развивали навыки чтения и устной речи.
Это обеспечивается не только хорошей планировкой и организацией перечисленных выше и других работ в школе, но и тщательным учетом результатов. Эти результаты должны обсуждаться на объединениях и методических совещаниях педагогов, а то, что целесообразно, должно доводиться и до сведения учеников на собраниях и в индивидуальных беседах.
Чтение должно привить детям любовь к книге, научить их пользоваться ею, черпать из нее знания, способствовать воспитанию полноценного человека, будущего строителя коммунистического общества.
Одним из существенных условий овладения знаниями является усвоение в совершенстве навыка чтения как в отношении скорости, так и качества.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +