Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Учебные пособия для школы слепых по естествознанию


"Вопросы тифлопедагогики". Под ред. чл.-корр. АПН РСФСР Б. И. Коваленко.
Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, М., 1955 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с небольшими сокращениями

1. Живой уголок

Преподавание биологии в школе слепых, в свете мичуринского учения, требует прежде всего наличия живого уголка и пришкольного участка. На уроках естествознания преподаватель обязан использовать объекты природы. Непосредственное общение человека с миром реальных явлений обогащает его бесконечным количеством ярких представлений, которые обеспечивают создание материалистического мировоззрения.
Отсутствие зрения создает значительные трудности в познании природы. Поэтому при изучении естествознания, необходимым требованием, которое должно быть предъявлено педагогу, является обучение слепого ученика на конкретном материале. Одной из задач, поставленных перед преподавателем биологии, является дать некоторую подготовку учащимся к практической деятельности в социалистическом сельском хозяйстве. Это обязывает ознакомить учащихся с приложением мичуринской биологической науки к практике этого хозяйства и привить им практические навыки работы в природе на пришкольном участке, в лаборатории, в колхозе и совхозе. До некоторой степени такая задача должна быть разрешена и нашей школой.
Работа в живом уголке с растениями и животными дает богатый образовательный материал, имеет большое значение в воспитательном отношении. Все дети, особенно среднего возраста, интересуются уголком живой природы, и часто наиболее недисциплинированные ученики становятся лучшими юными натуралистами. Практика показала, что активная работа в живом уголке плодотворно влияет на поведение воспитанников. Они чувствуют себя хозяевами в уголке природы. Им это маленькое хозяйство доставляет много радости. Приобретая навыки ухода за живыми организмами, учащиеся больше бывают на свежем воздухе, привыкают к физическому труду, что укрепляет их здоровье, а самое главное — они учатся самостоятельно организованно работать в коллективе и бережно относиться к общественной собственности.
Из опыта Московской школы слепых видно, что целесообразно в школе слепых иметь: свиней, кроликов (лучше пуховых) и кур. Юннаты наши дали школе за год около 400 кг мяса и сала от трех свиней. Все эти животные могут обслуживаться совершенно самостоятельно слепыми учащимися. Кроме того, питанием их, в основном, служат отходы от столовой, что также важно в условиях школы-интерната. Учащимся-юннатам приходится, помимо животноводческих обязанностей, выполнять и столярные работы по устройству помещения, клеток, кормушек и т. д. Дети глубоко эмоционально переживают, когда видят результаты своего труда. С каким интересом они следят за развитием молодняка, как ждут 1-е и 15-е, числа взвешивания животных. В эти числа они обычно вычесывают своих ангорских кроликов. А как им приятно откормить свинью к празднику или собрать яйца, которые используются при приготовлении пирожных для всего коллектива. У них с детства появляется уверенность в своих силах, сознание, что труд человека в нашей стране не пропадает даром, что они тоже делают общественнополезное дело.
В живом уголке школы для слепых целесообразно иметь аквариумы с наиболее уживчивыми рыбами, например, с карасями, вьюнами и т. д. Более охотно за рыбами ухаживают ученики с остаточным зрением. Кормом рыб, главным образом, служат мотыль и дафнии. Из пресмыкающихся дети предпочитают черепаху, называют ее «Тартилой» — именем действующего лица сказки Алексея Толстого «Золотой ключик».
Певчие птицы привлекают внимание всех детей, как младшего возраста, так и старших. Уже в конце зимы, рано утром, можно видеть в биологическом кабинете притихших ребят, слушающих своих пернатых певцов. Эти короткие утренние предурочные концерты часто создают настроение на целый день, особенно у нервных детей, а они у нас есть. Хорошо содержатся в неволе и довольно быстро привыкают к своим «воспитателям» щеглы, чижи и чечетки. Кормят их дети коноплей, репейным семенем, тертой морковью, растением мокрицей и т. п. Певчие птицы очень прихотливы и требуют ответственных прикрепленных. За ними ухаживают у нас незрячие дети, полностью лишившиеся зрения. Неплохо завести сороку, скворца, ворона. Из экзотических птичек интересны волнистые попугайчики и канарейки, они могут размножаться в неволе.
Представителями млекопитающих в живом уголке являются морские свинки. Дети их очень любят. Это опрятные, подвижные безобидные животные. Потомство приносят три раза р. год от одного до пяти хорошо приспособленных к жизни детенышей. Морские свинки издают довольно характерные звуки. Если они сыты, то звуки их напоминают, по определению детей, журчание ручейка, если голодны, то издают пронзительный писк. Потомство морских свинок дети сдают в экспериментальные медицинские учреждения, чем очень гордятся. Кормят свинок зимой: сеном, овсом, овощами (морковь, свекла), белым хлебом, летом — травой. Малыши любят ежика и очень охотно ухаживают за ним. Из млекопитающих животных полезно иметь белку. Молодая белочка быстро привыкает к людям. Большой интерес дети проявляют к собаке, они мечтают воспитать собаку-проводника.
Совершенно необходимыми учебными пособиями по естествознанию являются комнатные растения. Они могут быть использованы при изучении всего курса ботаники. В живом уголке надо иметь представителей древесной растительности: лимон, фикус; кустарниковой — лигуструм, гортензия, фуксия; травянистой — бегонии, примулы, лилии и т. д. Типичными представителями светолюбивых растений являются: лимон, олеандр, аспарагус, пальмы, драцены, бегонии. Теневыносливые культуры: аспидистра, плющ. Из влаголюбивых растений целесообразно иметь папирус. Из засухоустойчивых — кактусы, алоэ (столетник). Хорошо выживает и развивается в комнатных условиях ель, высаженная в кадку осенью, после заморозков, с комом земли.
В школе зрячих внимание детей в живом уголке привлекают растения с красивыми цветами, в школе слепых украшением живого уголка должны служить растения с приятным ароматом, к каким относятся: лимон, пахучая герань, розы, гелиотроп, цикламен и т. д. Осенью и весной надо ставить букеты из ароматных цветов. Живой уголок в школе слепых следует постепенно озеленять комнатными растениями и преимущественно выращенными самими детьми из черенков, семян и т. д. В условиях большого города хорошо освоить комнатные плодовые растения, но это возможно только при наличии в школе опытных по растениеводству юных натуралистов.
Растения и животные биологического кабинета школы слепых повседневно подвергаются обследованию руками, и это, конечно, отражается на их виде и развитии. Случаи гибели как растения, так и животных бывают у нас, но очень редко. Бхли дети ухаживают внимательно, никогда нельзя делать им упрек в гибели живого организма. Растения и животные уголка природы используются не только преподавателям биологии, а также учителями и воспитателями младших классов. Всю работу в уголке природы проводят юные натуралисты.
Большой интерес к живому уголку проявляют учащиеся младшего и среднего возраста. Ученики старших классов, примерно с восьмого, переключаются на литературные и исторические кружки. Это и понятно. Старшие ученики убеждены, что сельское хозяйство, как профессия, им недоступна. Кроме того, что живые организмы уголка природы служат ценнейшим учебным пособием в нашей школе, живой уголок украшает жизнь ученика без зрения, является источником разнообразных эмоциональных переживаний, обогащает его новыми впечатлениями.
У детей, работающих с животными и растениями, возникает особенно большой интерес к природоведческой литературе, которой, к сожалению, с рельефным шрифтом напечатано очень мало. Правда, в последнее время в журнале «Советский школьник» начали появляться статьи естествоведческого характера.

2. Пришкольный участок

Пришкольный участок также необходим в школе слепых. Он может быть самых малых размеров. Участок должен быть огорожен. На нем желательно представить следующие разделы: 1) плодово-ягодный, яблоня, груша, вишня, слива, крыжовник, смородина, малина, земляника;
2) полевой травопольной севооборот из семи полей;
3) коллекционный;
4) участок для опытов;
5) цветник.
Все отдельные участки дают преподавателю необходимый демонстрационный материал.
Очень плохо обстоит дело с сельскохозяйственным инвентарем. Нет детских лопат, грабель, мотыг, леек и другого инвентаря. Для ребят среднего возраста используются саперные лопатки.
Московская школа слепых не имеет пока пришкольного участка, и это обстоятельство не дает возможности в должной степени развернуть биологическую работу. Знакомятся наши дети с сельскохозяйственным трудом, главным образом, в пионерском лагере.

3. Лабораторное оборудование и сельскохозяйственный инвентарь

Лабораторные принадлежности, выпускаемые для школ зрячих, могут быть использованы и в школе слепых. Некоторые предметы требуют небольшого приспособления, например, к тигелю надо сделать ручку и т. д.
Нами разработан список необходимого лабораторного имущества — оборудования по естествознанию и сельскохозяйственного инвентаря.

4. Натуральные объекты и их изображения

При изучении неживой природы применяются пособия те же, что и в школе зрячих. Специфика работы в школе слепых требует хорошего оснащения ее учебными пособиями.
При изучении ботаники самыми доступными пособиями для восприятия слепых путем, главнвш образом, осязания являются растения, взятые непосредственно из природы. Весь этот материал преподавателю биологии приходится доставать самому. Используется также материал, принесенный с экскурсии. Пришкольный участок может почти полностью обеспечить преподавание ботаники живыми растениями.
Полезно перед отъездом на летние каникулы дать задание ученикам собрать гербарий растений, семена, плоды. Такое задание не только пополняет биологический кабинет, но и приносит большую пользу ученикам, выполнившим задание. Хотя мы и пользуемся готовыми гербариями зрячих, но, надо сказать, для слепых детей они мало пригодны. Высохшее растение искажено даже при восприятии зрением, а на осязание дети совсем не могут узнать его. Кроме того, и обследовать такие растения из-за хрупкости почти невозможно. Малейшее прикосновение — и сухое растение рассыпается. У детей, вместо конкретного представления обследуемого, остается горькое разочарование. Сухие растения, более доступные восприятию слепых,— это злаки. Их следует сохранять в снопиках и давать как раздаточный материал. Хорошим материалом, являются ветки с листьями, разглаженные утюгом, они достаточно эластичны и доступны для осязания. Гербарный материал требует ежегодного пополнения.
В школе слепых при изучении зоологии широко применяются чучела животных и скелеты. Они, к сожалению, рассчитаны только на зрительное восприятие, поэтому в условиях нашей школы недолговечны. Чучела представлены в статике и характерных черт животного не дают, дети не получают представления птицы в полете, хищника, терзающего свою жертву, и т. д. Восприятие слепого ограничено. Используются объемные изображения предметов — модели и муляжи (слепки). В магазине учебных пособий моделей животных почти нет, приходится искать это пособие среди игрушек.
Мы используем муляжи, выпускаемые для массовых школ, хотя их большая величина затрудняет слепым обследование. Если отсутствует живое пособие или готовая модель, учитель сам делает объемное пособие из пластилина или глины. Для изготовления такой примитивной модели художником быть не надо, мы даем только самое характерное. Можно привлечь для изготовления пособий учеников.
Так же, как и массовая школа, школа слепых нуждается в таблицах и рисунках. Рисунок не заменяет объектов природы или модели, а лишь является необходимым дополнением к объемным пособиям. Кроме того, отсутствие зрения совершенно исключает многие непосредственные наблюдения учащимися объектов природы, как, например, микроорганизмов, так и чрезвычайно крупных. У нас не могут быть использованы картины и кинофильмы, применяемые в массовых школах. Представление о предметах природы могут быть закреплены обследованием рельефного рисунка. Ослепшие хорошо помнят иллюстрации учебников и хотят иметь подобное.
Работая с рисунком на уроке, учащийся пользуется кожно-двигательными восприятиями. Такие восприятия создают яркое и прочное представление об изучаемом предмете.
Если на уроке мы широко используем наглядные пособия, то во внеклассное время, при выполнении заданий ученики пользуются, главным образом, текстом учебника. Рисунок в этом случае помогает лучше осмыслить изучаемый материал. Связывая текст учебника с изображением предмета, ученик самостоятельно проводит сложную работу, что несомненно отражается также на прочности усвоения знаний.
При самостоятельном повторении пройденного материала учащиеся часто пользуются одними рисунками. Рассматривая чертежи разрезов органов, различные системы органов, ученики осмысливают изученный материал, а не механически запоминают текст учебника. У недавно ослепших, по словам самих ослепших, частые восприятия рисунка восстанавливают зрительные образы.
Постоянная работа с плоскостными изображениями оказывает влияние на образование пространственных представлений. Умение пользоваться рисунком помогает при обследовании предмета природы или сложной модели. Рисунок дает как бы план обследования, ориентирует ученика, показывает, на что надо обратить внимание. В результате получается глубокое и прочное восприятие изучаемого материала. Ученики, предварительно ознакомившись с рисунком, аккуратнее, бережливее подходят к обследованию живого учебного пособия. Научить обследовать руками живой организм растения и животного, не повредив его, задача нелегкая, но разрешить ее необходимо, так как это чрезвычайно важно для успешной работы слепых по растениеводству и животноводству. Этому содействует предварительная работа с изображениями того, с чем нужно познакомить.
Рисунок в нашей школе делает преподаватель биологии. Берется фанера или картон, приблизительно размером в лист тетради и наносится пластилином рисунок. Изображение не должно быть большой величины. Достаточно, чтобы его можно было расположить под кистью руки ученика. Рисунок для слепых составляется схематически, с выделением самого главного, все второстепенное устраняется. Линии наносятся на определенном расстоянии так, чтобы осязанием могла быть обследована каждая деталь рисунка. При изготовлении рисунка для слепых нельзя использовать готовый рисунок зрячих; он не удовлетворяет ни с точки зрения размера, ни с точки зрения имеющихся подробностей. Каждый рисунок для зрячих требует настолько основательной переработки, что часто целесообразнее сделать специальный. На каждом листе не должно быть более одного рисунка, так как пластилин недостаточно прочно держится на картоне.
Преподаватель может сделать только несколько рисунков на класс, чем нарушается фронтальная работа класса. Лучше приготовить матрицы. На лист жести напаивается (медная проволока) необходимый рисунок, на который кладется влажный лист бумаги и мягкое сукно. Все это складывается под пресс. Такой способ дает возможность сделать необходимое количество рисунков для фронтальной работы класса.
Преподаватель биологии в условиях школы слепых особенно загружен работой, и времени на изготовление пособий у него совершенно не остается. Кроме того, не всякий учитель может сделать пособие высокого качества, да и количественно эти пособия не могут удовлетворять преподавателя. Практика работы в школе слепых выяснила необходимость специальных рисунков. Целесообразнее готовить рисунки тиснением на бумаге и собирать их в виде атласов. Атласы прежде всего необходимы по ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека. Такое учебное пособие дает возможность проводить работу с классом фронтально. Оно может быть использовано и во внеурочное время при самостоятельной работе учащихся. Если рельефные контуры рисунков окрасить в черный цвет, то атлас может быть ценным пособием для слабовидящих.

5. Художественная литература

Закреплению знаний по содержанию курса биологических предметов очень способствуют эмоциональные переживания учащихся, которые зрячие дети получают через кино и художественные произведения — картины. Слепым детям недоступны картины, и даже звуковое кино не всегда может быть доходчивым. А хорошая книга, в которой красочно описывается природа, является необходимым средством; она воздействует на воображение слепого учащегося и вызывает эмоциональные переживания. Поэтому преподаватель как младших, так и старших классов обязан к каждому разделу подобрать соответствующую литературу и читать вслух учащимся в классе или просить воспитателей прочесть ее во внеурочное время. Соответствующая художественная литература является ценным пособием по естествознанию.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +