Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Работа над ошибками письма учащихся начальной школы слепых


"Вопросы тифлопедагогики". Под ред. чл.-корр. АПН РСФСР Б. И. Коваленко.
Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, М., 1955 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с небольшими сокращениями

Один из видов борьбы за прочные знания и навыки по русскому языку — это работа над ошибками. Вопросы исправления ошибок давно интересуют методистов массовой и специальной школы.
В этой статье я постараюсь познакомить читателей с той работой над ошибками, которую провожу лично.
С первого же класса необходимо воспитывать у детей привычку слушать речь учителя; это один из главных приемов овладения вниманием ученика. Мы идем от живой речи к письменной, а потому прежде всего должны научить детей правильно говорить. Ученик, который неправильно говорит, не будет правильно писать. Необходимо его речь исправлять.
На исправление ошибок в тетрадях учащихся и на работу над ошибками надо смотреть как на важнейшее средство обучения грамотному письму.

1. Обозначение ошибок

По вопросу о приемах исправления ошибок существуют разные мнения. Я применяю такой метод, когда учащиеся научаются сами исправлять свои ошибки, а учитель только подчеркивает резцом с обратной стороны неправильно написанное слово и затушевывает в слове букву, написанную неправильно.
Форма резца, я думаю, известна всем преподавателям, которые работают в школах слепых детей. Резец — это металлическое зубчатое колесо, в диаметре 1,5 см, легко вращающееся на оси, прикрепленной к небольшой рукоятке. Для того, чтобы получилась рельефная линия, нужно лист бумаги положить на сукно, клеенку или резину и провести резцом линию с обратной стороны листа под словом, которое написано неправильно.
Учащиеся очень легко находят по этой рельефной линии слова, в которых были сделаны ошибки. Буква, неправильно написанная, стирается бесследно красным карандашом. Неправильно написанную букву нужно затирать обязательно, для того, чтобы ученик лишний раз не мог прочитать слово с ошибкой и чтобы это слово не запечатлелось в его памяти.

2. Исправление ошибок

Учащиеся сами исправлять ошибки приучаются не сразу. Сначала работа над ошибками проводится фронтально на все правила, которые проходятся.
Например:
1. Слова с мягким знаком, в которых была сделана ошибка, выписываются следующим образом: ученики по наводящим вопросам учителя говорят слова, в которых сделаны ошибки, например, коньки. Дети придумывают слова с мягким согласованием «нь» (деньки, синька, деньги). Пишут правильно слова, в которых была сделана ошибка. Придумывают предложения с данными словами и записывают их.
2. При работе над ошибками на разделительный твердый знак повторяется правило, даются приставки, которые подставляются к данному слову, например, к словам: ехать, есть — даются приставки «с»; «от»; «об». Слова выписываются. Дети придумывают предложения со словами, в которых были допущены ошибки.
3. При работе над ошибками на звонкие и глухие согласные учитель предлагает детям сказать правило правописания звонких и глухих согласных, придумать несколько новых слов, являющихся примерами на применение того же правила. Слова, в которых была сделана ошибка, выписываются так: дорожка — дороженька, чашка — чаша, крышка — крыша. Дети придумывают предложения со словами, в которых была сделана ошибка, и записывают их.
4. При работе над ошибками на безударные гласные учитель спрашивает, кто из детей сделал ошибки на безударные гласные. Дети говорят слова, в которых были сделаны ошибки, повторяют правило, приводят примеры на правило и затем выписывают слова, в которых были сделаны ошибки, подбирая к ним однокоренные слова с ударением на безударном слоге. Придумывают и пишут предложения с данными словами, например: столовая, стол, столы, столяр. В школе есть столовая.
Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением, дети выписывают в тетради, придумывают и пишут предложения с данными словами.
5. Слова с непроизносимыми согласными изменяются так, чтобы непроизносимая согласная слышалась ясно, например: сердце — сердечко; местность — место, местечко; солнце — солнышко и т. д. Слова, в которых были сделаны ошибки, записываются в тетрадях. Кроме слов, в которых сделаны сшибки, записывают другие слова на это же правило, придуманные учащимися.
6. При исправлении ошибки, когда предлог написан слитно с именем существительным, предлагают подумать, какое можно вставить слово между предлогом и именем существительным, например, из предложения «За летом наступает осень» выделяют предлог и следующее за ним Слово. Учитель предлагает подумать ученику, какое можно вставить слово между предлогом «за» и словом «летом». Ученик придумывает слова: за теплым, дождливым, красным летом. Предложение записывается: «За теплым летом наступает осень». Так составляются предложения со всеми словами, в которых были допущены ошибки.
7. Существительные, в которых были сделаны ошибки на падежные окончания, выписываются в целом предложении, прилагательные с существительными.
Систематическая работа над ошибками, проводимая сначала по разделам, постепенно приучает учащихся самостоятельно работать над ошибками. С третьей четверти III класса учащиеся коллективно исправляют и записывают только общие ошибки. Над остальными ошибками дети начинают работать самостоятельно, но еще под наблюдением учителя. В дальнейшем учащимся предоставляется еще большая самостоятельность в работе над ошибками, потому что исправление письменных работ — система обучения, которая, как и всякая система обучения, изменяется в связи с умственным ростом учащихся, с повышением требований к ним программы.
Самостоятельная работа над ошибками развивает у учащихся уменье находить свои ошибки. Важным моментом в самостоятельной работе является то, что до сознания учащихся доводится каждая ошибка, сделанная ими. Кроме того, ученики, работая над ошибками, как я уже сказала, все время повторяют грамматические правила и, стало быть, восстанавливают в памяти пройденное по курсу.

3. Другие работы по предупреждению ошибок

После исправления ошибок в тетрадях учителем проводится работа на уроке. Работу, которая проводится на уроке, нужно построить так, чтобы учащиеся с интересом отнеслись к ней.
Прежде всего, после работы над ошибками, на уроке диктуется текст, состоящий из предложений со словами, в которых учащиеся сделали ошибки. Учитель диктует предложение, тот или иной ученик, найдя в этом предложении слово, в котором у него была ошибка, поднимает руку, говорит, что у него была ошибка в таком-то слове, объясняет, как нужно написать правильно, и приводит правило. Так проводится работа над всеми словами, в которых были сделаны ошибки.
В дальнейшем работу над ошибками можно сделать полезной повторительной работой, которая воспитывает у учащихся привычку сосредоточивать свое внимание на письме, вслушиваясь в речь учителя.
Со слабыми рассеянными учениками нужно вести индивидуальные занятия. Чтобы заинтересовать такого слабого ученика и приучить его внимательно относиться к работе, полезно дать ему накануне диктант с теми словами, в которых он делал ошибки и которые встретятся на другой день в классном диктанте. Ученику говорят, чтобы он завтра постарался написать диктант на хорошо, потому что в классном диктанте будут слова, которые он уже научился сегодня писать. На другой день этот ученик слушает внимательно, чувствует себя уверенно и, действительно, хорошо пишет диктант. Хорошая отметка и одобрение учителя поднимают настроение ученика, заставляют его быть на уроке еще внимательнее; он сам уже охотно идет на дополнительные занятия и постепенно приобретает правильные навыки письма.
Кроме перечисленного выше, практикуют самостоятельные домашние работы с объяснением грамматических явлений. Приучают детей сознательно выполнять домашнее задание. Чтобы повысить внимание к домашним заданиям и развить сознательное отношение к выполняемой учащимися работе, на следующем занятии текст домашнего упражнения иногда используют для диктанта. Таким же материалом может служить предложенный учащимся текст из учебника, насыщенный орфограммами. Этот текст подвергается грамматико-орфографическому разбору. После такого разбора ученики еще раз внимательно прочитывают текст про себя. Затем учебники закрываются, и этот текст диктуется учителем. После этого учащиеся самостоятельно проверяют написанное по книге. Такого рода работы с предварительным грамматическим анализом и последующей проверкой по книге находят свое методическое обоснование. Здесь мы имеем и осознанное правило, и грамматический разбор, и осязательное восприятие, соединенное с двигательным, и последующую проверку текста по книге, и непосредственное наблюдение, и контроль учителя. Нередко наблюдается, что отдельные ученики, иногда развитые, много читающие, знают правила, а пишут неграмотно, потому что не воспринимают с помощью осязания и движения орфографический образ слова. В этом случае и нужны соответствующие приемы, о которых я только что сказала и которые воспитывают у учащихся восприимчивость к слову в процессе чтения и одновременно укрепляют и повышают грамотность учащихся.
В этих же целях иногда на уроке используют прием взаимного просмотра учащимися продиктованного текста — обмен тетрадями. Этот прием вызывает у учащихся повышенный интерес, заставляет их внимательно «всмотреться» в текст, больше думать, рассуждать, противопоставлять чужой текст собственному написанию и в случае разногласий находить поддержку в обосновании орфограммы со стороны учителя.
Остановимся еще на одном виде работ, полезном для развития навыков грамотного письма. На уроках чтения иногда уделяют некоторое внимание анализу слов и таких отрывков из текстов, где бы можно было применять пройденное правило.
Следует большое внимание уделять закреплению полученных знаний в выработке практических навыков. В этих целях и содержание работ, и упражнения устные и письменные должны носить самый разнообразный характер. Здесь я остановилась на некоторых основных работах, но проводятся и другие.

4. Учет ошибок

Для большей плановости в работе, направленной на повышение грамотности учеников, необходимо проводить учет и классификацию ошибок учащихся. Хорошо проводить их в двух тетрадях следующим образом:
в первой тетради пишут дату, вид работы, фамилию учащихся, сделавших ошибки. Затем после фамилии ученика, сделавшего ошибку в диктанте или изложении, пишут слова с ошибками так, как они им были написаны, и подчеркивают красным карандашом букву, неправильно написанную в слове.
Такая работа дает учителю возможность ясно видеть и знать, какие сделаны ошибки тем или иным учеником, и в дальнейшем проводить работу над ошибками фронтально в классе, или заниматься индивидуально, вставлять слова, в которых были ошибки, в новые тексты.
Во второй тетради пишут грамматические правила, на которые дети могут сделать ошибки. Такая работа дает возможность учителю видеть, на какие грамматические правила каждый ученик делает больше всего ошибок. В конце четверти можно всегда подвести итог ошибок, сделанных каждым учеником.
В качестве примера дается конспект урока работы над ошибками. Работа над ошибками проводилась в III классе после контрольного диктанта.
Текст контрольного диктанта:
Осень.
Наступила осень. Целый день дует холодный, ветер. Небо всё в тучах. Пошли мелкие, но частые дожди. На улицах грязь и лужи. Все поля опустели. С деревьев опали листья и устлали все дорожки в саду. Ночами замерзают лужицы. Везде тихо, не поют птицы. Молчаливый лес ждёт зимы.
Ошибки.
Рая С. написала — халодный ветер
Юра Л. написал — начами
Валя К. » — наулицах грязь
Валя И. » — все дорошки
Остальные учащиеся не сделали ошибок.
Тема урока: «Работа над ошибками». Цель урока: научить учащихся сознательно работать над ошибками.
План урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Повторение грамматических правил, на которые были сделаны ошибки.
3. Раздача тетрадей и сообщение о результатах работы.
4. Сообщение учителем о предстоящей работе.
5. Запись учащимися даты и названия работы.
6. Работа над ошибками:
7. Письмо текста со словами, в которых учащиеся сделали ошибки.
8. Обобщение урока.
9. Задание для внеклассной работы.
Ход урока
1. Учительница: Что было задано на дом?
Ученик: Нам было задано упражнение № 61. К каждому слову с безударной гласной в корне написать проверочное слово того же корня.
2. Учительница: Повторим правило на безударные гласные.
Учащиеся по вызову учительницы повторяют правило и приводят примеры.
3. Затем учительница раздает тетради и сообщает, кто и какие оценки получил, предлагает учащимся посмотреть, какие ими были сделаны ошибки.
4. Учительница: Сейчас будем работать над исправлением ошибок, которые вы сделали в диктанте.
5. Напишите на первой строчке число, на второй — «Работа над ошибками».
6. Учительница: Кто сделал ошибку во втором предложении на безударную гласную, проверяемую ударением? (Раиса С. поднимает руку.)
Учительница: В каком слове ты сделала ошибку, Рая?
Ученица: Я сделала ошибку в слове холодный. Это слово можно проверить родственным словом холод. Под ударением ясно слышится о.
Учительница: Кто еще придумает родственное однокоренное слово с ударением на первом слоге к слову холодный?
Ученик: Холодно. Зимой холодно.
Учительница: Запишите слово холодный и проверочные слова.
Учащиеся записывают: холодный, холод, холодно. Подул холодный ветер.
Учительница: У кого еще есть ошибки на проверяемую ударением безударную гласную? (Ученик Юра Л. поднимает руку.)
Учительница: У тебя, Юра, в каком слове сделана ошибка?
Ученик: У меня сделана ошибка в слове ночами. Надо писать о.
Учительница: Найди однокоренное проверочное слово с ударением на первом слоге.
Ученик: Слово ночами можно проверить однокоренным словом ночь. О слышится ясно.
Учительница: Кто еще найдет однокоренное проверочное слово к слову ночами?
Ученики: Ночи, ночка, ноченька.
Учительница: Осенью часто идут дожди ночами. Запишите слово ночами и предложение.
Ученики записывают: ночами, ночь, ночи, ноченька. Осенью часто идут дожди ночами.
Учительница: Кто из вас сделал ошибку в правописании предлогов? (Валя К. поднимает руку.)
Ученик: Я написал на улицах неправильно: на надо писать отдельно. На — предлог.
Учительница: Докажи, что это предлог.
Ученик: Между предлогом на и словом улицах можно вставить слово, признак предмета. Я вставил на больших улицах.
Учительница: Запишите.
Ученики записывают: на улицах. На больших улицах.
В каких предложениях у нас еще есть предлоги? Кто нашел? Вова?
Ученик: У нас еще предлог в слове в тучах. В — предлог.
Учительница: А как ты узнал?
Ученик: Я вставил слово после предлога в — в темных тучах.
Так же разбираются слова с предлогами: с деревьев, в саду.
Учительница: У кого еще есть ошибки? (Валя И. поднимает руку.)
Ученик: Я сделал ошибку в слове дорожки. В этом слове нужно писать звонкую согласную ж. Звонкие согласные в словах произносятся как глухие: б произносится как п; в как ф; г как к; д как т; ж как ш; з как с. Чтобы не сделать при письме ошибки, надо слово изменить так, чтобы после согласной стояла гласная, например, дорожка — дороженька, дорожный. Дорожка шла лесом. (Ученики записывают.) Дорожка — дороженька, дорожный. Дорожка шла лесом.
7. Учительница: Вот мы и разобрали все ваши ошибки. Сейчас все приготовьтесь к письму. Я буду диктовать вам предложения, а вы внимательно слушайте и поднимайте руку, если в предложении встретится слово, в котором была сделана ошибка кем-либо из вас.
Учительница: Ваня пил холодный лимонад.
Раиса С. поднимает руку и говорит, что у нее была ошибка в слове холодный. Это слово надо писать холодный потому, что безударный слог можно проверить родственным однокоренным словом холод.
Учительница: Осенью ночами бывает холодно.
Юрий Л. поднимает руку и говорит, что у него была ошибка в слове ночами. Это слово можно проверить однокоренным словом ночь и потому нужно писать но-ча-ми.
Учительница: На улицах погасло электричество.
Руку поднимает Валерий К. и говорит, что у него была ошибка в слове на улицах. Надо писать на отдельно, потому что на — предлог, а предлоги с названием предмета пишутся отдельно.
Учительница. В нашем саду есть красивая дорожка.
Встает ученик Валя И. и говорит, что у него в слове дорожка была ошибка. В этом слове нужно писать букву ж, проверочное слово будет дороженька. Ж слышится ясно.
Затем диктуется предложение со словами, в которых дети раньше делали ошибки, а ученики поднимают руку и объясняют слова, в которых они раньше делали ошибки.
8. Учительница: Письмо закончено. Запомните, как нужно правильно писать слова, в которых были сделаны ошибки, и всегда пишите их правильно. Какие правила сегодня повторили?
Ученик: Сегодня повторили правила на безударные гласные, что называется предлогом и как предлоги пишутся со словами, повторили правило на звонкие и глухие согласные.
Все эти правила повторяются еще раз учениками, которые сделали ошибки на данные правила.
9. Задание на дом:
Упражнение 62. К данным в упражнении словам подобрать однокоренные слова, записать их и расставить ударения.
Индивидуальные задания: Валерию К.— выписать из любого рассказа три предложения, в которых имеются слова с предлогами.
Валентину И.— выписать из учебника или придумать пять слов со звонкими или глухими согласными и подобрать к ним проверочные слова. Юрию Л. и Раисе С.— придумать пять слов с безударными гласными, подобрать к ним однокоренные проверочные слова.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +