Работа над ошибками письма учащихся начальной школы слепых
"Вопросы тифлопедагогики". Под ред. чл.-корр. АПН РСФСР Б. И. Коваленко.
Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, М., 1955 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с небольшими сокращениями
Один из видов борьбы за прочные знания и навыки по русскому языку — это работа над ошибками. Вопросы исправления ошибок давно интересуют методистов массовой и специальной школы.
В этой статье я постараюсь познакомить читателей с той работой над ошибками, которую провожу лично.
С первого же класса необходимо воспитывать у детей привычку слушать речь учителя; это один из главных приемов овладения вниманием ученика. Мы идем от живой речи к письменной, а потому прежде всего должны научить детей правильно говорить. Ученик, который неправильно говорит, не будет правильно писать. Необходимо его речь исправлять.
На исправление ошибок в тетрадях учащихся и на работу над ошибками надо смотреть как на важнейшее средство обучения грамотному письму.
1. Обозначение ошибок
По вопросу о приемах исправления ошибок существуют разные мнения. Я применяю такой метод, когда учащиеся научаются сами исправлять свои ошибки, а учитель только подчеркивает резцом с обратной стороны неправильно написанное слово и затушевывает в слове букву, написанную неправильно.
Форма резца, я думаю, известна всем преподавателям, которые работают в школах слепых детей. Резец — это металлическое зубчатое колесо, в диаметре 1,5 см, легко вращающееся на оси, прикрепленной к небольшой рукоятке. Для того, чтобы получилась рельефная линия, нужно лист бумаги положить на сукно, клеенку или резину и провести резцом линию с обратной стороны листа под словом, которое написано неправильно.
Учащиеся очень легко находят по этой рельефной линии слова, в которых были сделаны ошибки. Буква, неправильно написанная, стирается бесследно красным карандашом. Неправильно написанную букву нужно затирать обязательно, для того, чтобы ученик лишний раз не мог прочитать слово с ошибкой и чтобы это слово не запечатлелось в его памяти.
2. Исправление ошибок
Учащиеся сами исправлять ошибки приучаются не сразу. Сначала работа над ошибками проводится фронтально на все правила, которые проходятся.
Например:
1. Слова с мягким знаком, в которых была сделана ошибка, выписываются следующим образом: ученики по наводящим вопросам учителя говорят слова, в которых сделаны ошибки, например, коньки. Дети придумывают слова с мягким согласованием «нь» (деньки, синька, деньги). Пишут правильно слова, в которых была сделана ошибка. Придумывают предложения с данными словами и записывают их.
2. При работе над ошибками на разделительный твердый знак повторяется правило, даются приставки, которые подставляются к данному слову, например, к словам: ехать, есть — даются приставки «с»; «от»; «об». Слова выписываются. Дети придумывают предложения со словами, в которых были допущены ошибки.
3. При работе над ошибками на звонкие и глухие согласные учитель предлагает детям сказать правило правописания звонких и глухих согласных, придумать несколько новых слов, являющихся примерами на применение того же правила. Слова, в которых была сделана ошибка, выписываются так: дорожка — дороженька, чашка — чаша, крышка — крыша. Дети придумывают предложения со словами, в которых была сделана ошибка, и записывают их.
4. При работе над ошибками на безударные гласные учитель спрашивает, кто из детей сделал ошибки на безударные гласные. Дети говорят слова, в которых были сделаны ошибки, повторяют правило, приводят примеры на правило и затем выписывают слова, в которых были сделаны ошибки, подбирая к ним однокоренные слова с ударением на безударном слоге. Придумывают и пишут предложения с данными словами, например: столовая, стол, столы, столяр. В школе есть столовая.
Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением, дети выписывают в тетради, придумывают и пишут предложения с данными словами.
5. Слова с непроизносимыми согласными изменяются так, чтобы непроизносимая согласная слышалась ясно, например: сердце — сердечко; местность — место, местечко; солнце — солнышко и т. д. Слова, в которых были сделаны ошибки, записываются в тетрадях. Кроме слов, в которых сделаны сшибки, записывают другие слова на это же правило, придуманные учащимися.
6. При исправлении ошибки, когда предлог написан слитно с именем существительным, предлагают подумать, какое можно вставить слово между предлогом и именем существительным, например, из предложения «За летом наступает осень» выделяют предлог и следующее за ним Слово. Учитель предлагает подумать ученику, какое можно вставить слово между предлогом «за» и словом «летом». Ученик придумывает слова: за теплым, дождливым, красным летом. Предложение записывается: «За теплым летом наступает осень». Так составляются предложения со всеми словами, в которых были допущены ошибки.
7. Существительные, в которых были сделаны ошибки на падежные окончания, выписываются в целом предложении, прилагательные с существительными.
Систематическая работа над ошибками, проводимая сначала по разделам, постепенно приучает учащихся самостоятельно работать над ошибками. С третьей четверти III класса учащиеся коллективно исправляют и записывают только общие ошибки. Над остальными ошибками дети начинают работать самостоятельно, но еще под наблюдением учителя. В дальнейшем учащимся предоставляется еще большая самостоятельность в работе над ошибками, потому что исправление письменных работ — система обучения, которая, как и всякая система обучения, изменяется в связи с умственным ростом учащихся, с повышением требований к ним программы.
Самостоятельная работа над ошибками развивает у учащихся уменье находить свои ошибки. Важным моментом в самостоятельной работе является то, что до сознания учащихся доводится каждая ошибка, сделанная ими. Кроме того, ученики, работая над ошибками, как я уже сказала, все время повторяют грамматические правила и, стало быть, восстанавливают в памяти пройденное по курсу.
3. Другие работы по предупреждению ошибок
После исправления ошибок в тетрадях учителем проводится работа на уроке. Работу, которая проводится на уроке, нужно построить так, чтобы учащиеся с интересом отнеслись к ней.
Прежде всего, после работы над ошибками, на уроке диктуется текст, состоящий из предложений со словами, в которых учащиеся сделали ошибки. Учитель диктует предложение, тот или иной ученик, найдя в этом предложении слово, в котором у него была ошибка, поднимает руку, говорит, что у него была ошибка в таком-то слове, объясняет, как нужно написать правильно, и приводит правило. Так проводится работа над всеми словами, в которых были сделаны ошибки.
В дальнейшем работу над ошибками можно сделать полезной повторительной работой, которая воспитывает у учащихся привычку сосредоточивать свое внимание на письме, вслушиваясь в речь учителя.
Со слабыми рассеянными учениками нужно вести индивидуальные занятия. Чтобы заинтересовать такого слабого ученика и приучить его внимательно относиться к работе, полезно дать ему накануне диктант с теми словами, в которых он делал ошибки и которые встретятся на другой день в классном диктанте. Ученику говорят, чтобы он завтра постарался написать диктант на хорошо, потому что в классном диктанте будут слова, которые он уже научился сегодня писать. На другой день этот ученик слушает внимательно, чувствует себя уверенно и, действительно, хорошо пишет диктант. Хорошая отметка и одобрение учителя поднимают настроение ученика, заставляют его быть на уроке еще внимательнее; он сам уже охотно идет на дополнительные занятия и постепенно приобретает правильные навыки письма.
Кроме перечисленного выше, практикуют самостоятельные домашние работы с объяснением грамматических явлений. Приучают детей сознательно выполнять домашнее задание. Чтобы повысить внимание к домашним заданиям и развить сознательное отношение к выполняемой учащимися работе, на следующем занятии текст домашнего упражнения иногда используют для диктанта. Таким же материалом может служить предложенный учащимся текст из учебника, насыщенный орфограммами. Этот текст подвергается грамматико-орфографическому разбору. После такого разбора ученики еще раз внимательно прочитывают текст про себя. Затем учебники закрываются, и этот текст диктуется учителем. После этого учащиеся самостоятельно проверяют написанное по книге. Такого рода работы с предварительным грамматическим анализом и последующей проверкой по книге находят свое методическое обоснование. Здесь мы имеем и осознанное правило, и грамматический разбор, и осязательное восприятие, соединенное с двигательным, и последующую проверку текста по книге, и непосредственное наблюдение, и контроль учителя. Нередко наблюдается, что отдельные ученики, иногда развитые, много читающие, знают правила, а пишут неграмотно, потому что не воспринимают с помощью осязания и движения орфографический образ слова. В этом случае и нужны соответствующие приемы, о которых я только что сказала и которые воспитывают у учащихся восприимчивость к слову в процессе чтения и одновременно укрепляют и повышают грамотность учащихся.
В этих же целях иногда на уроке используют прием взаимного просмотра учащимися продиктованного текста — обмен тетрадями. Этот прием вызывает у учащихся повышенный интерес, заставляет их внимательно «всмотреться» в текст, больше думать, рассуждать, противопоставлять чужой текст собственному написанию и в случае разногласий находить поддержку в обосновании орфограммы со стороны учителя.
Остановимся еще на одном виде работ, полезном для развития навыков грамотного письма. На уроках чтения иногда уделяют некоторое внимание анализу слов и таких отрывков из текстов, где бы можно было применять пройденное правило.
Следует большое внимание уделять закреплению полученных знаний в выработке практических навыков. В этих целях и содержание работ, и упражнения устные и письменные должны носить самый разнообразный характер. Здесь я остановилась на некоторых основных работах, но проводятся и другие.
4. Учет ошибок
Для большей плановости в работе, направленной на повышение грамотности учеников, необходимо проводить учет и классификацию ошибок учащихся. Хорошо проводить их в двух тетрадях следующим образом:
в первой тетради пишут дату, вид работы, фамилию учащихся, сделавших ошибки. Затем после фамилии ученика, сделавшего ошибку в диктанте или изложении, пишут слова с ошибками так, как они им были написаны, и подчеркивают красным карандашом букву, неправильно написанную в слове.
Такая работа дает учителю возможность ясно видеть и знать, какие сделаны ошибки тем или иным учеником, и в дальнейшем проводить работу над ошибками фронтально в классе, или заниматься индивидуально, вставлять слова, в которых были ошибки, в новые тексты.
Во второй тетради пишут грамматические правила, на которые дети могут сделать ошибки. Такая работа дает возможность учителю видеть, на какие грамматические правила каждый ученик делает больше всего ошибок. В конце четверти можно всегда подвести итог ошибок, сделанных каждым учеником.
В качестве примера дается конспект урока работы над ошибками. Работа над ошибками проводилась в III классе после контрольного диктанта.
Текст контрольного диктанта:
Осень.
Наступила осень. Целый день дует холодный, ветер. Небо всё в тучах. Пошли мелкие, но частые дожди. На улицах грязь и лужи. Все поля опустели. С деревьев опали листья и устлали все дорожки в саду. Ночами замерзают лужицы. Везде тихо, не поют птицы. Молчаливый лес ждёт зимы.
Ошибки.
Рая С. написала — халодный ветер Юра Л. написал — начами Валя К. » — наулицах грязь Валя И. » — все дорошки
Остальные учащиеся не сделали ошибок. Тема урока: «Работа над ошибками». Цель урока: научить учащихся сознательно работать над ошибками.
План урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Повторение грамматических правил, на которые были сделаны ошибки.
3. Раздача тетрадей и сообщение о результатах работы.
4. Сообщение учителем о предстоящей работе.
5. Запись учащимися даты и названия работы.
6. Работа над ошибками:
7. Письмо текста со словами, в которых учащиеся сделали ошибки.
8. Обобщение урока.
9. Задание для внеклассной работы.
Ход урока
1. Учительница: Что было задано на дом?
Ученик: Нам было задано упражнение № 61. К каждому слову с безударной гласной в корне написать проверочное слово того же корня.
2. Учительница: Повторим правило на безударные гласные.
Учащиеся по вызову учительницы повторяют правило и приводят примеры.
3. Затем учительница раздает тетради и сообщает, кто и какие оценки получил, предлагает учащимся посмотреть, какие ими были сделаны ошибки.
4. Учительница: Сейчас будем работать над исправлением ошибок, которые вы сделали в диктанте.
5. Напишите на первой строчке число, на второй — «Работа над ошибками».
6. Учительница: Кто сделал ошибку во втором предложении на безударную гласную, проверяемую ударением? (Раиса С. поднимает руку.)
Учительница: В каком слове ты сделала ошибку, Рая?
Ученица: Я сделала ошибку в слове холодный. Это слово можно проверить родственным словом холод. Под ударением ясно слышится о.
Учительница: Кто еще придумает родственное однокоренное слово с ударением на первом слоге к слову холодный?
Ученик: Холодно. Зимой холодно.
Учительница: Запишите слово холодный и проверочные слова.
Учащиеся записывают: холодный, холод, холодно. Подул холодный ветер.
Учительница: У кого еще есть ошибки на проверяемую ударением безударную гласную? (Ученик Юра Л. поднимает руку.)
Учительница: У тебя, Юра, в каком слове сделана ошибка?
Ученик: У меня сделана ошибка в слове ночами. Надо писать о.
Учительница: Найди однокоренное проверочное слово с ударением на первом слоге.
Ученик: Слово ночами можно проверить однокоренным словом ночь. О слышится ясно.
Учительница: Кто еще найдет однокоренное проверочное слово к слову ночами?
Ученики: Ночи, ночка, ноченька.
Учительница: Осенью часто идут дожди ночами. Запишите слово ночами и предложение.
Ученики записывают: ночами, ночь, ночи, ноченька. Осенью часто идут дожди ночами.
Учительница: Кто из вас сделал ошибку в правописании предлогов? (Валя К. поднимает руку.)
Ученик: Я написал на улицах неправильно: на надо писать отдельно. На — предлог.
Учительница: Докажи, что это предлог.
Ученик: Между предлогом на и словом улицах можно вставить слово, признак предмета. Я вставил на больших улицах.
Учительница: Запишите.
Ученики записывают: на улицах. На больших улицах.
В каких предложениях у нас еще есть предлоги? Кто нашел? Вова?
Ученик: У нас еще предлог в слове в тучах. В — предлог.
Учительница: А как ты узнал?
Ученик: Я вставил слово после предлога в — в темных тучах.
Так же разбираются слова с предлогами: с деревьев, в саду.
Учительница: У кого еще есть ошибки? (Валя И. поднимает руку.)
Ученик: Я сделал ошибку в слове дорожки. В этом слове нужно писать звонкую согласную ж. Звонкие согласные в словах произносятся как глухие: б произносится как п; в как ф; г как к; д как т; ж как ш; з как с. Чтобы не сделать при письме ошибки, надо слово изменить так, чтобы после согласной стояла гласная, например, дорожка — дороженька, дорожный. Дорожка шла лесом. (Ученики записывают.) Дорожка — дороженька, дорожный. Дорожка шла лесом.
7. Учительница: Вот мы и разобрали все ваши ошибки. Сейчас все приготовьтесь к письму. Я буду диктовать вам предложения, а вы внимательно слушайте и поднимайте руку, если в предложении встретится слово, в котором была сделана ошибка кем-либо из вас.
Учительница: Ваня пил холодный лимонад.
Раиса С. поднимает руку и говорит, что у нее была ошибка в слове холодный. Это слово надо писать холодный потому, что безударный слог можно проверить родственным однокоренным словом холод.
Учительница: Осенью ночами бывает холодно.
Юрий Л. поднимает руку и говорит, что у него была ошибка в слове ночами. Это слово можно проверить однокоренным словом ночь и потому нужно писать но-ча-ми.
Учительница: На улицах погасло электричество.
Руку поднимает Валерий К. и говорит, что у него была ошибка в слове на улицах. Надо писать на отдельно, потому что на — предлог, а предлоги с названием предмета пишутся отдельно.
Учительница. В нашем саду есть красивая дорожка.
Встает ученик Валя И. и говорит, что у него в слове дорожка была ошибка. В этом слове нужно писать букву ж, проверочное слово будет дороженька. Ж слышится ясно. Затем диктуется предложение со словами, в которых дети раньше делали ошибки, а ученики поднимают руку и объясняют слова, в которых они раньше делали ошибки.
8. Учительница: Письмо закончено. Запомните, как нужно правильно писать слова, в которых были сделаны ошибки, и всегда пишите их правильно. Какие правила сегодня повторили?
Ученик: Сегодня повторили правила на безударные гласные, что называется предлогом и как предлоги пишутся со словами, повторили правило на звонкие и глухие согласные.
Все эти правила повторяются еще раз учениками, которые сделали ошибки на данные правила. 9. Задание на дом:
Упражнение 62. К данным в упражнении словам подобрать однокоренные слова, записать их и расставить ударения.
Индивидуальные задания: Валерию К.— выписать из любого рассказа три предложения, в которых имеются слова с предлогами. Валентину И.— выписать из учебника или придумать пять слов со звонкими или глухими согласными и подобрать к ним проверочные слова. Юрию Л. и Раисе С.— придумать пять слов с безударными гласными, подобрать к ним однокоренные проверочные слова.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.