Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Формы трудового политехнического обучения


Е. И. Руднева. "Педагогическая система Н. К. Крупской"
Изд-во Московского университета, 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Н. К. Крупская уделила большое внимание и формам организации политехнического обучения.
Видное место во всей системе политехнического образования она отводила школьным мастерским, рассматривая их как наиболее доступную форму участия школьников в производительном труде и как подготовительную ступень к их работе на промышленных предприятиях, а также в совхозах и колхозах.
Многие ее рекомендации относительно содержания и направления в работе мастерских в наши дни не только сохраняют свое значение, но благодаря укреплению материально-технической базы получают реальную почву для своего осуществления. Политехническая направленность в работе мастерских требует связи их с производством — заводом, совхозом, колхозом: «Школьные мастерские, — писала она, — начиная с пятого года, должны быть организованы так, чтобы там шла не простая учеба, а работа, нужная фабрике... Необходимо организовать управление школьными мастерскими на манер заводского... нужна тесная связь между заводом и школой».
Н. К. Крупская считала целесообразным, чтобы школьные мастерские примыкали к заводу или к совхозу или крупному колхозу и производили силами школьников некоторую долю продукции в счет их плана, чтобы таким образом мастерские превращались в производственную единицу.
Она выражала недовольство тем, что очень часто труд в учебной мастерской ставился как учеба, а на продажу не делалось ничего, не давалась оценка сделанного с точки зрения общественной полезности.
Программа по труду должна предусматривать связь в содержании работы мастерской с производством. Эта связь, по ее мнению, должна во многих случаях принимать форму непосредственной координации. Вместе с тем она подчеркивала, что производственные планы школьных мастерских должны учитывать силы и подготовку школьников. Она утверждала, что связь школьных мастерских с заводами, колхозами и совхозами важна не только с точки зрения производственного обучения, но и в воспитательном отношении: «Школьные мастерские нужно связать с производством, тогда они будут иметь крупное воспитывающее значение». Деятельность и высказывания Н. К. Крупской о связи в работе школьных мастерских с общественным производством, стремление Наркомпроса придать этой работе общественно полезный характер оказывали влияние на практику. Даже в первые годы революции и в начале 20-х годов многие мастерские поддерживали связь с общественным производством.
Обучение труду в политехнической школе должно давать учащимся общие трудовые навыки, учить осмысливать трудовые процессы с точки зрения техники, технологии, организации труда и их общественной значимости.
Отстаивая политехнический принцип в обучении производительному труду и в мастерских, Н. К. Крупская требовала, чтобы план их работы был «политехничен». Она разъясняла, что необходима «такая мастерская, которая давала бы возможность изучать машину, обращаться с разнообразного рода инструментом, а не только с однотипным инструментом».
В 1926 г. в своем выступлении по докладу А. К. Гастева на тему «Политехнизм в школе» она говорила о необходимости обучения школьников политехническим навыкам, общим для многих производств и подготавливающим к участию в производительном труде.
Она всячески боролась с ремесленным, узкотренировочным характером работы школьных мастерских, призывала реорганизовывать их в трудовые лаборатории по изучению материалов и форм обработки. В статье «Политехническая школа и пионерорганизация» (1932) Н. К. Крупская выражала пожелание, чтобы работа в школьных мастерских давала определенную культуру труда, причем культуру труда не ремесленную, а современную, соответствующую современному уровню науки и техники.
Учитывая трудности создания хорошо оборудованной мастерской при каждой школе, она выдвигала задачу создания районных мастерских. Хотя в 20-х и 30-х годах школьные районные мастерские не получили широкого распространения, а созданные в Москве и других городах районные мастерские не сыграли сколько-нибудь значительной положительной роли из-за их оторванности от школ, все же эта организационная форма политехнического обучения оправдывает себя, а в наши дни она возродилась к новой, более активной жизни.
Совершенно обязательным Н. К. Крупская считала непосредственное участие школьников в общественном производительном труде в промышленности и сельском хозяйстве. Еще в начале 1918 г. на заседании Большой государственной комиссии по просвещению во время подготовки «Положения о единой трудовой школе РСФСР» она говорила о важности и необходимости непосредственного участия школьников в производительном труде на фабриках и заводах.
В 1920 г. в «Тезисах о политехнической школе» она также утверждала, что на второй ступени обучения такое участие обязательно: «Практическая работа зимой должна носить индустриальный характер, тесно быть связана с работой на крупных фабриках и заводах, на электрических станциях и т. п., летом должна производиться в крупных совхозах и т. д.».
Непосредственному участию школьников в работе на фабриках, заводах и в сельском хозяйстве содействовало решение политехнического съезда (1930 г.) о прикреплении всех школ в городах и промышленных районах к предприятиям, а сельских школ — к совхозам, колхозам и МТС.
Н. К. Крупская всегда резко отрицательно относилась к трудовому политехническому обучению замкнутого характера, не выходящему за пределы школы. Уже в первые годы революции она решительно выступала против сторонников так называемой школы-коммуны, против тех, кто хотел превратить школу в потребительский коллектив, где труд направлен на производство ценностей, полезных лишь тому обществу, которое составляют сами производители: «Долой замкнутую школу (хотя бы она и называлась школой-коммуной) с душными школьными мастерскими!»
Считая необходимой связь школ с предприятиями, Н. К. Крупская делала предупреждение, звучащее злободневно и сейчас: «Мы должны бороться с чисто формальным прикреплением школ к предприятиям». В целях воспитания политехнического кругозора она настойчиво советовала не держать школьников «на одном и том же станке, а должны переводить их от станка к стайку, из цеха в цех, так, чтобы они изучали все производство в целом».
Выступая против подмены производительного труда школьным учебным, она одновременно выступала против того, чтобы производительный труд вытеснял учебу.
Н. К. Крупская боролась против того, чтобы превращать учащихся на предприятии в «рабочие руки», и против перегрузки их работой. Она категорически возражала против применения принципа хозяйственного расчета в организации производственного обучения, опасаясь того, что учение будет отодвинуто на второй план и работа школьников будет подчинена хозяйственным, а не учебно-воспитательным целям.
Оценивая работу школ в 30-х годах по соединению обучения с производительным трудом, она считала ненормальным то, что нередко «труд школьников на предприятиях был подчинен производственным задачам, но не учебным и воспитательным». Она предостерегала от сведения политехнизма к производственной практике технического, а не политехнического характера.
Н. К. Крупская не ограничилась научно обоснованными высказываниями о принципах, формах и содержании работы школьников в школьных мастерских, на фабриках, заводах, колхозах и совхозах, но и сама дала конкретные образцы по этим вопросам.
Примером могут служить ее статьи-пособия на тему «Что должна дать в области политехнизма школа ФЗС, прикрепленная к металлообрабатывающему заводу» и «К вопросу о программах ФЗС, прикрепленных к текстильным предприятиям». В этих статьях учителям и инструкторам по производственному обучению показано, как осуществлять политехнический принцип при изучении отдельного предприятия, как в процессе работы учащихся на предприятии раскрывать им связь между разными производственными процессами и отраслями производства. В частности, она иллюстрирует связи текстильного производства с металлообрабатывающей и добывающей промышленностью. В этих статьях даны детальные и конкретные указания по сложному вопросу о сочетании общеобразовательных знаний с производственными, а также указания по вопросу о методах изучения машин, сырья и способов его обработки. Нужно иметь в виду, что установление связи труда с общеобразовательными дисциплинами и до сих пор создает трудности в практической работе школы.
Считая очень важным с принципиальной и практической точки зрения проведение политехнического принципа в процессе участия школьников в производительном труде на предприятии, Н. К. Крупская одновременно предупреждала, что изучение одного предприятия, хотя и правильно педагогически организованное, не должно превращаться в профессиональную подготовку рабочей силы для данного предприятия, а служить лишь исходным пунктом для более глубокого изучения любого производства. Показывая, как привлекать сведения из общеобразовательных предметов при изучении производственных процессов на заводе, она предупреждала: «Но это не значит, что вся дисциплина будет проходиться только в разрезе данного завода. Это была бы суженная, убогая наука». Считая необходимой связь между трудом и обучением, она многократно привлекала внимание к трудностям в вопросе о формах связи. «Главную трудность, — писала она,— представляла и представляет увязка не на словах, а на деле обучения с общественно необходимым производительным трудом детей и подростков». Оценивая высказывания Н. К. Крупской, надо иметь в виду, что в работах по истории педагогики эта проблема упрощается и до сих пор не получила аргументированного освещения, а без этого нельзя не только правильно оценить опыт школ 20—30-х годов по политехническому образованию, но и решать этот вопрос в настоящее время.
Некоторые авторы положительно оценивают только ту форму связи, при которой труд выступает как иллюстрация при изучении общеобразовательных предметов, а все другие формы связи объявляют, часто без достаточных оснований, «комплексно-проектными».
Но, во-первых, иллюстративная форма не вскрывает настоящей связи между трудом и обучением, не показывает естественнонаучных основ труда; во-вторых, труд, что очень важно, имеет свою систему, свою логику, не всегда совпадающую с логикой общеобразовательных дисциплин.
Правильно осуждая растворение общеобразовательных знаний в трудовых процессах, механическое, случайное комплексирование знаний и труда, авторы впадают в другую крайность — ратуют за подчинение труда общеобразовательным знаниям. Н. К. Крупская направляла внимание педагогической мысли на то, чтобы сделать эту связь естественной: «Нужна теснейшая увязка между ними, но увязка эта не должна быть механической, она должна быть глубоко продумана».
Мысли и указания Н. К. Крупской об участии школьников в производительном труде на фабриках и заводах в принципе относятся и к их участию в сельскохозяйственном труде. В своем выступлении в 1930 г. на II партийном совещании по народному образованию она указывала, что, говоря о политехнической школе, ставя этот вопрос в целом, нужно иметь в виду, что это не только подготовка к работе на заводе, на промышленном предприятии, но и подготовка к работе в сельском хозяйстве.
Рекомендуя участие школьников в сельскохозяйственном труде, она всегда подчеркивала, что речь идет не только о сельской школе, но и городской.
Точно так же и основы сельскохозяйственного производства, являющиеся частью политехнического образования, должны изучаться не только в сельской школе, но и в городской.
Еще в 1920 г. в тезисах «О политехнической школе» она рекомендовала отводить летние месяцы для работы школьников в сельском хозяйстве, где они должны выполнять определенную производительную работу, изучать сельское хозяйство в целом и всю эту практическую работу сочетать с изучением теории.
Сельская школа, по мнению Н. К. Крупской, преследуя задачу общего образования, должна наряду с этим давать школьнику систему знаний, умений и навыков по сельскому хозяйству, должна иметь сельскохозяйственный уклон. Школа с сельскохозяйственным уклоном, полагала она, как и всякая другая, должна давать не только знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Вместе с тем она указывала: «Этот уклон не может означать, что мы не будем стараться раздвинуть рамки кругозора учащегося — не будем ставить это близкое, конкретное в рамках определенной перспективы».
Говоря о формах участия школьников в сельскохозяйственном производстве, она подчеркивала, что и здесь необходим политехнический подход: «Проникновение машин в деревню будет все больше и больше будить у школьников интерес к технике, удовлетворить который должна школа, ставя по-новому преподавание труда, придавая ему политехнический характер, ширя технический кругозор ребят».
Многие сельские и городские школы в 20—30-е годы стремились соединять участие школьников в сельскохозяйственных работах с сообщением им теоретических сведений по основам сельскохозяйственного производства.
Н. К. Крупская отмечала и специфику сельской школы. Различие между городской и сельской школой состояло в том, что участие второй в сельскохозяйственном производительном труде было более широким по охвату учащихся и более длительным и интенсивным, особенно в весенне-летний период. Что касается городской школы, то ее непосредственное участие в сельскохозяйственных работах ограничивалось летними месяцами.
Различие между городской и сельской школой заключалось и в том, что сельская школа должна была, по мнению Н. К. Крупской, стать агрономическим центром для окружающего населения.
В 1923 г. на конференции по вопросам школы с сельскохозяйственным уклоном она говорила, что необходимо во всей широте поставить вопрос о распространении сельскохозяйственных знаний через школу и о поднятии знаний учителя по агрономии. Она считала, что сведения по метеорологии, по землемерному делу, по животноводству, по огородничеству, по полеводству, которые ученики будут приносить домой, будут положительно восприниматься населением. Она высоко ценила общественно полезный характер труда школьников на селе. В наиболее благоприятных условиях в смысле обучения сельскохозяйственному производству находились средние опытно-показательные общеобразовательные школы с сельскохозяйственным уклоном, упраздненные в 1937 г.
Признания со стороны Н. К. Крупской заслужили школы, которые организовали опытническую работу, результаты ее пропагандировали среди крестьян и стремились внедрить в крестьянское хозяйство.
Распространение среди крестьян передовых способов работы в сельском хозяйстве, общественно полезный характер работы, непосредственное участие школьников в сельскохозяйственном производительном труде — все это сыграло известную роль в переустройстве сельского хозяйства. Большое место в этой системе политехнического образования Н. К. Крупская отводила ШКМ, как это было выше показано.
В качестве составной части всей системы трудового политехнического обучения Н. К. Крупская рассматривала самообслуживание. Она предупреждала, что не следует ожидать от него «великих последствий». Она предупреждала от увлечения самообслуживанием как главной формой трудового обучения. Она считала, что основным видом труда самообслуживание не может и не должно быть и что принимать его как педагогический принцип нужно с осторожностью. В одной из рецензий Н. К. Крупская писала: «...думаю, что Одесский школьный городок, где все сводилось к самообслуживанию, совсем не идеал». Но она подчеркивала, что элементы самообслуживания должны войти в трудовое обучение, «поскольку мы хотим добиться общего бытового уклада, рационализации его». В школьном самообслуживании она видела одно из средств нравственного воспитания, воспитания ответственности за общественную собственность, организации детского коллектива. Она выступала против «высокомерного» отношения к самообслуживанию. Стране социализма «нужны умелые руки в быту и на всякой работе, в том числе и на технической работе». Она отмечала, что в далекие и трудные годы гражданской войны и военной интервенции самообслуживание было жизненно необходимо, имело в целом положительное значение для трудового воспитания школьников.
Мысли и высказывания Н. К. Крупской о самообслуживании вносят нужную ясность в этот вопрос, запутанный некоторыми исследователями. Нельзя, например, согласиться с утверждением ряда авторов, что главной причиной широкого распространения самообслуживания в те годы было влияние мелкобуржуазной педагогики. В действительности основной причиной этого были чрезвычайные хозяйственные трудности, вызванные войной и хозяйственной разрухой. Влияние же мелкобуржуазной педагогики выражалось прежде всего в стремлении «увязать» самообслуживание с обучением, подчинить изучение общеобразовательных предметов этому виду трудовой деятельности, свести к нему все трудовое обучение.
При организации самообслуживания в наши дни нужно учесть недостатки прошлого и советы Н. К. Крупской: ее возражения против обременительных, примитивных форм его, против подмены собственно производительного труда самообслуживанием, против «увязки» его с обучением, как это делалось во многих случаях в годы становления советской школы.
Немаловажную роль в осуществлении политехнического образования, в воспитании политехнического кругозора Н. К. Крупская отводила внеклассной и внешкольной работе. Главную ее задачу она видела в том, чтобы будить интерес к технике, ширить политехнический кругозор, организовать самодеятельность ребят в деле овладения техникой, помогать им находить рациональные пути самостоятельного овладения техникой.
Пытливость, смекалка, техническое воображение, рационализаторские и изобретательские интересы воспитываются различными формами внеклассной и внешкольной работы. «Вся внешкольная работа... должна содействовать развитию интереса к современной индустрии и сельскому хозяйству и способствовать политехническому образованию», — писала Н. К. Крупская. Школьные программы, говорила она, должны будить творческий интерес к технике. Она предостерегала от опеки: «Излишняя регламентация убьет весь интерес к делу. Нужна помощь, а не опека».
Н. К. Крупская настойчиво рекомендовала следующие конкретные формы внешкольного политехнического образования: технические кружки, детские технические станции, чтение книг и справочников по технике, посещение музеев, кружки по изучению отдельных отраслей производства, отдельных технических проблем.
Для понимания школьниками перспективы технического прогресса, для того чтобы они научились «глядеть вперед», Н. К. Крупская рекомендовала изучать в кружках и историю развития техники.
Внешкольное политехническое образование, по мнению Н. К. Крупской, даст возможность приблизить детское техническое творчество к жизни, к современной науке и технике. Огромное значение она придавала воспитательной стороне политехнического образования.
Политехническое образование, многократно разъясняла она, это не только комплекс знаний и умений в области производства, но и воспитание нового, коммунистического отношения к труду, которое в идеале В.И.Ленин представлял в таком виде: «...труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу, труд, как потребность здорового организма».
Она ссылалась и на другое высказывание В. И. Ленина: «Только в труде вместе с рабочими и крестьянами, — говорил В. И. Ленин на III съезде РКСМ,— можно стать настоящими коммунистами». Место, которое отводилось Н. К. Крупской коммунистическому отношению к труду в системе нравственного воспитания, конкретно показывается в 6-й главе. Заслуживают особого внимания мысли Н. К. Крупской по вопросу об учете возрастных особенностей и возможностей детей при обучении труду. В 1 и 2 классах, где учатся дети 7—8 лет, она рекомендует труд связывать с игрой, с самообслуживанием, учитывая синкретизм восприятия. Труд на этой ступени должен быть легким. Она советовала учить в начальной школе трудовым навыкам, необходимым в быту, и сама составила программу по домоводству для начальной школы.
Детям в возрасте 9—12 лет свойственно стремление охватить вещь в целом, у них пробуждается интерес к труду. Труд детей этого возраста может иметь только частично общественно полезный характер, и чем нагляднее будет полезность предметов, тем интереснее будет работа. В обучении труду в начальной школе нужна, по словам Н. К. Крупской, определенная постепенность, соответствующая силам ребенка, его физическим и психическим возможностям. Она считала необходимым обеспечить непрерывность в обучении навыкам.
У подростков 12—15 лет наблюдается большая активность, очень большое стремление к труду и физическому, и умственному. В процессе труда школьники этого возраста не только охватывают объект труда в целом, но и в состоянии расчленять отдельные этапы в своем труде, выделять детали, почему в этом возрасте возможно разделение труда, целесообразно поголовное участие всех в посильном общественно полезном труде. В этом возрасте особую роль играет общественная значимость труда, его коллективный характер, осмысливание его.
Для учащихся 8—10 классов нужна работа вне школы, типа школы фабзавуча, утверждала Н. К. Крупская; при этом она советовала учитывать местные особенности промышленного и сельскохозяйственного производства. На этой возрастной ступени особенно необходимо теоретическое освещение трудовых процессов, воспитание культуры труда, воспитание организационных навыков и профессиональной ориентации, формирование профессиональных интересов.
Успех политехнического образования, по мнению Н. К. Крупской, определяется работой учителя, его политехническим кругозором, его квалификацией. «Качество политехнизации, — писала Н. К. Крупская, — зависит от политехнической подготовки тех, кто ее проводит».
В многочисленных устных и печатных выступлениях, в рецензиях на учебные планы педагогических училищ и педагогических вузов она останавливалась на этих вопросах.
В документах, адресованных ею в ЦК ВКП(б), она наряду с другими мероприятиями, направленными на развитие политехнического образования, выдвигала политехническую подготовку и переподготовку кадров.
В 1936 г. в проекте докладной записки в ЦК ВКП(б) она предлагала, во-первых, установить типы преподавателей по труду, уровень и характер их общеобразовательной и трудовой подготовки, во-вторых, организовать подготовку и переподготовку их. Ее рекомендации касались политехнической подготовки учителей по общеобразовательным предметам и учителей по труду.
Политехническая подготовка учителей требует широких знаний в области техники, экономики, формирования политехнического кругозора.
Большое место в политехническом обучении в педагогических училищах и педагогических вузах она отводит непосредственной работе студентов на первом году обучения на фабриках и заводах, в колхозах и совхозах. Н. К. Крупская считала необходимым, чтобы будущие учителя «сами умели работать у станка, чтобы они дышали производственной атмосферой».
За практикой студента на промышленном предприятии должна следовать работа в сельском хозяйстве. Она подчеркивала и воспитательное значение участия студентов в производстве для будущих учителей.
Второй год производственной практики студентов Н. К. Крупская рекомендует отводить педагогическому и психотехническому анализу производства.
В статье «Дать политехническое образование педагогам» она объясняла, что анализ производственных процессов с точки зрения педагогической обозначает определение воспитательного значения их, выявление политехнических элементов производства, умений, нужных в любом производстве. Этот анализ производства она рекомендует проводить вместе с рабочими: «Студенты вместе с рабочими должны обсуждать характер обучения труду подростков, тип мастерской» — писала Н. К. Крупская в «Замечаниях на проект программы практики студентов педвузов».
Педагогический и психотехнический анализ производства должен помочь студенту установить, «как давать подростку ту работу, которая больше всего его интересует, которая захватывает его и соответствует его способностям».
Третий год производственной практики должен иметь активно педагогический характер: студенты уже работают на предприятиях со школьниками как учителя.
Но какую бы серьезную политехническую подготовку ни получил учитель, он не может заменить учителя-специалиста по труду. В кратком «Отзыве на докладную записку о подготовке преподавателей по труду» она формулирует конкретные требования к их квалификации. Учитель начальной школы должен понимать основы политехнизма, уметь теоретически осмысливать трудовые процессы, воспитывать у детей интерес к технике. Учитель 2-й ступени «должен уметь работать хотя бы по- Гастеву». Он должен знать особенности «материнского» предприятия и его место в системе производства.
Готовить преподавателей по труду для старших классов она советует в специальных педагогических учебных заведениях индустриального типа.
Во всех индустриальных и сельскохозяйственных техникумах и вузах она советовала ввести специальный курс «политехнизации», который подготовил бы будущих специалистов для оказания помощи школе в осуществлении политехнического обучения.
По мысли Н. К. Крупской, педагогический вуз должен стать «педагогической лабораторией, через которую пропускаются идеи новой школы, где они перемалываются, разрабатываются», в том числе идеи политехнического образования. В то же время педагогическое учебное заведение должно стать педагогическим центром, который распространяет эти идеи среди учительства.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +