Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Политехническая направленность профессионального образования


Е. И. Руднева. "Педагогическая система Н. К. Крупской"
Изд-во Московского университета, 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Понимание политехнизма как общественно-исторического процесса, которое отстаивала Н. К. Крупская, требует распространения его не только на подрастающее поколение, но и на взрослых.
Политехническое направление профессионального образования, которое развивала Н. К. Крупская, выражало новое положение рабочего в производстве, в жизни страны. Оно сыграло положительную роль в воспитании нового человека, в подготовке квалифицированных рабочих, в восстановлении народного хозяйства. В. И. Ленин, писала Н. К. Крупская, «настаивал на внесении элементов политехнизма в профессиональное образование».
Уже в апреле 1918 г. на одном из заседаний Большой государственной комиссии при активном участии Н. К. Крупской было решено, что общеобразовательные и профессиональные школы должны быть построены на политехнической основе.
В 1920 г. Н. К. Крупская выступала против узкого профессионализма, представленного Б. Г. Козелевым и О. Ю. Шмидтом. Она защищала необходимость общеобразовательной подготовки.
В 1920 г. в речи на заседании культурно-просветительной секции III Всероссийского съезда профсоюзов, направленной против сторонников узкого профессионального образования В. Г. Козелева, О. Ю. Шмидта и других, она говорила: «Профессиональное образование должно подготовлять теперь не только исполнителя... оно должно подготовлять из того же работника хозяина производства», и поэтому необходимо дать ему общеобразовательную подготовку. Узкая специализация, многократно подчеркивала Н. К. Крупская, должна иметь под собой почву общего и элементов политехнического образования, что дает возможность и узкому специалисту переменить в любое время свою специальность на другую. Она подчеркивала, что даже профессиональное образование ремесленного типа должно, как об этом говорил В. И. Ленин, «дать вполне знающего свое дело, вполне способного стать мастером и практически подготовленного к этому столяра, плотника, слесаря и т. п., с тем, однако, чтобы этот «ремесленник» имел широкое общее образование..., имел политехнический кругозор и основы (начатки) политехнического образования...».
Политехническое направление профессионального образования, вызванное к жизни особенностями социалистической экономики и задачей воспитания всесторонне развитого строителя нового общества, было не только провозглашено в теории, но и практически осуществлялось, несмотря на трудные условия первых лет революции.
Принципиальные основы профессионально-технического образования нашли конкретное выражение в учебных планах и программах, составленных в 20-е годы.
Высказывания Н. К. Крупской о политехнической основе профессионального образования касались всей системы профессионально-технического обучения, но наиболее полное выражение они нашли в ее выступлениях о задачах школ ФЗУ, которые были предметом ее особой заботы.
«Надо в школах фабзавуча как можно глубже связать специальное образование с общим, сделать изучение специальности политехническим. Тогда только школа фабзавуча станет тем, чем она должна быть», — писала она в 1923 г. .
Этот социалистический курс в области профессионального образования, который активно и последовательно проводила Н. К. Крупская с первых лет революции, вызвал недовольство и сопротивление со стороны старых специалистов в области профессионально-технического образования и части инженерной интеллигенции.
В 1922 г. в своем выступлении на V съезде РКСМ Н. К. Крупская отмечала, что с первых дней существования Наркомпроса приходилось по поводу нового направления профобразования вести борьбу со старыми специалистами. В ответ на требование дать рабочему такие знания, которые делают его хозяином производства, они говорили, что рабочему нужны обыкновенные ремесленные школы. «Старая профессура хотела оставить старую ремесленную школу».
Об этой борьбе свидетельствуют многочисленные документы, в частности хранящиеся в Центральном государственном архиве Октябрьской революции (ЦГАОР) неопубликованные стенограммы совещания Организационного комитета по подготовке IV Всероссийского съезда по профессиональному образованию (июнь 1918 г.).
Декрет Совнаркома РСФСР от 5 июня 1918 г. о передаче всех учебных заведений, в том числе профессионально-технических, из ведения отдельных комиссариатов в ведение Наркомпроса с целью реформирования всей системы народного просвещения на демократической основе, «на началах новой педагогики» вызвал яростное сопротивление со стороны реакционных элементов. Н. К. Крупская активно боролась за осуществление ленинского декрета, который был жизненно необходим для создания новой системы профессионально-технического образования, соответствовал целям Коммунистической партии в области воспитания рабочих нового типа.
Наркомпрос при ее активном и направляющем участии отстоял политехническую направленность профессионального образования.
Воспитание политехнического кругозора, как утверждала она в своих устных и печатных выступлениях, не обозначало недооценки профессионального образования. В этом отношении важно высказывание Н. К. Крупской, что в 20-х годах «шли споры между сторонниками профобразования старого типа, отстаивавшими старые школы ремесленного типа с минимумом общеобразовательных знаний, и политехнистами ...Тогда разговоров о депрофессионализации труда не было. Спорный вопрос был о возрасте, с которого начинается профессионализация. Вопрос идет и шел об изменении характера профессионализации, ее типа, а не о депрофессионализации».
Рассматривая профессионально-техническое образование как важнейшую потребность социалистического общества, Советское правительство проявляло особую заботу об его развитии, о чем свидетельствуют многочисленные документы. Например, в 1919 г. Совнарком указал Наркомпросу, что все мероприятия по развитию технического образования столь же важны и настоятельно необходимы, как и мероприятия по обороне страны; что всякое посягательство на техническую школу, откуда бы и почему оно ни исходило, недопустимо. Показателен и другой документ — проект постановления СНК о профессионально-техническом образовании в РСФСР, относящийся к 1919 г., в котором предусматривались: 1) необходимость подготовки профессионально-технических кадров; 2) предоставление сектору профессионального образования полномочий военных и чрезвычайных организаций; 3) утверждение СНК лиц, поставленных во главе сектора.
Однако обеспечить на деле в достаточной степени политехническое направление в подготовке этих кадров не позволяли тяжелые экономические условия того времени, созданные империалистической и гражданской войной.
В более поздние годы, в условиях социалистической реконструкции народного хозяйства политехническое направление профессионального образования должно было разрешить новые, более сложные задачи: дать рабочему понимание всего производственного процесса, умение ориентироваться в разных условиях, понимание общеобразовательных и общетехнических основ производства. «Ни на минуту мы не можем забывать о том, — писала Н. К. Крупская, — что строительство у нас должно идти по социалистическому пути, а оно не может идти по нему без рабочего с широкой общеобразовательной, политической и политехнической подготовкой».
Принципиальные требования к профессионально-техническому образованию, активно отстаиваемые Н. К. Крупской в 30-е годы, нашли наиболее полное и яркое выражение в ее высказываниях и деятельности, касавшихся школ ФЗУ, возникших в 1920 г. Этим школам, ставшим кузницей подготовки квалифицированных рабочих, она уделяла в 30-е годы огромное внимание. Прежде всего, она отстаивала широкую общеобразовательную базу этих школ. Если в начале 20-х годов речь шла о начальном образовании, то теперь Н. К. Крупская считала необходимым для поступления в ФЗУ семилетнее образование.
Без основательного общего образования никакой настоящей квалификации, такой квалификации, которая требуется состоянием техники периода реконструкции, не получится, говорила она в своем выступлении на втором Всесоюзном партсовещании по вопросам народного образования. Всякая попытка под каким бы то ни было предлогом снизить уровень общеобразовательных знаний в школах ФЗУ вызывала решительное противодействие с ее стороны.
Эта забота Н. К. Крупской об общеобразовательной подготовке воспитанников ФЗУ видна из многих других материалов и выступлений. Так, например, в замечаниях на учебный план, касавшийся школ ФЗУ (1932), она рекомендует общеобразовательный уровень оканчивающих школу ФЗУ определить в объеме восьмилетней школы (а для поступающих — в объеме семилетней школы. — Е. Р.), что даст им право на продолжение образования в IX группе средней школы или в техникуме. Единая общеобразовательная подготовка у поступающих и оканчивающих школы ФЗУ, подчеркивала она, позволит включить ФЗУ в общую систему народного образования. Она считала, что политехническая база должна быть создана не только для профессиональных учебных заведений, но и для курсов, где учится молодежь, занятая на производстве.
Развитие народного хозяйства в период реконструкции диктовало необходимость повышения и общетехнического уровня развития рабочих. Н. К. Крупская полагала, что подготовка учащихся в школах ФЗУ должна иметь в виду тенденции развития данной отрасли производства и ее связь с другими отраслями производства. «Чем выше будет подыматься уровень промышленного развития, тем острее будет потребность в квалифицированных рабочих».
В настоящее время, когда перед рабочими поставлена задача управления сложными динамичными системами и механизмами, осуществления контроля и самоконтроля, программирования трудовой деятельности, вопрос о формировании организационных навыков в умственном и физическом труде в общеобразовательной и профессиональной школе приобретает особенно большое значение.
В 1931 г. в статье, посвященной 10-летию ФЗУ, Н. К. Крупская как на недостаток указывала, что во многих случаях не обращалось достаточного внимания на формирование политехнического кругозора, на связь теории с практикой. Отмечая, что «борцом за ФЗУ был комсомол», она вместе с тем выражала тревогу по поводу того, что некоторые работники комсомола недооценивали политехническую основу профессионального образования. «Очень тревожило, — писала она, — то, что и А. Шохин, и ряд других комсомольцев... склонны были видеть в школе ФЗУ только школу профтехническую и игнорировали те моменты — широту политехнического кругозора, понимание основ технологических процессов, основ организации производства, которыми так необходимо было вооружить поголовно всю подрастающую молодежь».
Заслуживает внимания ее письмо к А. П. Шохину, в котором она осуждала снижение требований для поступления в ФЗУ. Образование в объеме семилетки для поступления в ФЗУ она определила как «минимум из минимумов». Она писала: «Ставя вопрос о снижении требований, Вы срываете дело. Отменяя требование окончания семилетки, Вы уничтожаете стимул к учебе в VI и VII группах».
Школы ФЗУ, основную идею которых составляла тесная связь обучения с производительным трудом, должны были в перспективе, по мысли II. К. Крупской, по уровню общеобразовательной подготовки приблизиться к политехнической средней школе, занять определенное место в общей системе народного образования.
Осуществление политехнического направления в профессиональном образовании содействовало созданию фундамента социалистической экономики. Жизненность и правильность этого курса подтверждены последующим развитием народного хозяйства СССР.
«В связи с бурным развитием науки и техники следует, — читаем мы в Программе КПСС, — непрестанно совершенствовать систему профессионально-технического образования и производственного обучения с тем, чтобы мастерство работающих на производстве сочеталось с повышением их общеобразовательной подготовки в области общественных и естественных наук и получением инженерно-технических, агрономических, медицинских или других специальных знаний» 20. В годы реконструкции народного хозяйства, как и в период его восстановления, общественно-экономические задачи, полагала Н. К. Крупская, должны найти отражение в работе профессиональной и средней общеобразовательной школы.
В 30-е годы, стремясь обеспечить рабочему политехнический кругозор, Н. К. Крупская выступала против системы подготовки рабочих, предложенной А. К. Гастевым, руководителем Центрального института труда, и сводившей профессиональное обучение в основном к сноровке, тренировке.
Н. К. Крупская видела в этой системе и положительные стороны, особенно в начале 20-х годов, когда подготовка рабочих ремесленного типа была еще жизненно необходима. Положительно она оценивала и то, что система А. К. Гастева строилась на анализе процесса труда и обеспечивала последовательность в обучении трудовым операциям. Все это в сочетании с тренировкой давало возможность подготовить рабочего в очень короткий срок, следовательно, содействовало решению важной народнохозяйственной задачи. «Заслуга института Гастева как раз в том, что, анализируя процессы труда, он дает способы более быстрого обучения, чем обычное ремесленное, навыкам ремесленного труда».
Вместе с тем уже в 20-е годы Н. К. Крупская критиковала ЦИТ и его руководителя А. К. Гастева за игнорирование общеобразовательных и политехнических знаний, за то, что они сводили всю подготовку рабочего только к приобретению навыков, к тренировке. Не отрицая важности навыков, она отмечала, что они должны осмысливаться, быть связаны с наукой и техникой. В статье «Теория и практика», написанной в начале реконструктивного периода (1929 г.), она утверждала, что если по Гастеву обучать рабочих, то исполнителей будет много, а рабочих-руководителей, по-современному подготовленных, технически квалифицированных, не будет. Кроме навыков, ФЗУ должно давать ученикам еще политехнический кругозор — знание технологии, механики, химии, экономики, без этого рабочий никогда не будет творческим участником производства. Учитывая потребности народного хозяйства, она полагала, что школы ФЗУ должны быть дифференцированы в зависимости от того, какого типа рабочих данная школа готовит: подручного рабочего полуремесленной квалификации или рабочего высокой квалификации.
Резко критиковала Н. К. Крупская систему ЦИТа в годы реконструкции промышленности и сельского хозяйства. В докладе на политехническом съезде в 1930 г. она много внимания уделила критическому анализу методики Гастева. Она заявляла, что рабочий, получающий мелкую специальность, мало пригоден для реконструкции народного хозяйства, что такая подготовка неизбежно приковывает его к одной частичной профессии. Она говорила: «...но ошибка Гастева в том, что он думает, что в нашей стране, где реконструкция идет в направлении социалистическом, где массы имеют такое колоссальное значение, можно ограничиться только этими культурными навыками, что можно на этом остановиться».
В 1931 г. в письме в коллегию Наркомпроса РСФСР по поводу профессионально-технического образования она заявила: «Точку зрения ВСНХ, что все спасение в ЦИТе, я не разделяю. ЦИТ хорош как метод рационализации ремесленной подготовки, но не профтехнической вообще». В статье «Теория и практика», где она предостерегала от американского пути в обучении, она объясняла, что борьба против системы Гастева вызывается именно пренебрежением с его стороны теорией, сведением производственного обучения к тренировке, муштре.
Надежда Константиновна упрекала А. К. Гастева в том, что он не смотрит вперед, не берет хозяйство в развитии: «Динамика реконструктивного периода его мало интересует». Линия Гастева поддерживалась Главпрофобром и некоторыми хозяйственниками, которые оказывали сопротивление осуществлению политехнического направления в профессионально-техническом образовании.
В 1930 г. в документе, направленном против узкого, неправильного понимания хозяйственных интересов, она напоминала: «Одно из самых основных положений марксизма-ленинизма — это глубочайшее внимание к тому, что массы хотят, в чем массы нуждаются, ориентация на самодеятельность масс. А вы хотите все свести на узко понятые интересы хозяйственников и выкидываете за борт все политическое воспитание и все общее образование, без которого массы как без рук». Она упрекала хозяйственников в том, что, увлеченные своей работой, они очень часто впадают в самый «первобытный экономизм», с которым всегда боролась наша партия с самого ее основания.
Участие хозяйственников в политехническом просвещении Н. К. Крупская считала совершенно необходимым, рассматривая его во всей широте, как условие развития народного хозяйства, в частности выполнения пятилеток и воспитания человека социалистического общества. «Мы прямо должны сказать, что без хозяйственников ни Главпрофобр, ни Главсоцвос, ни Главполитпро-свет с теми огромнейшими задачами, которые перед ними стоят в этой области (политехнического образования.— Е. Р.), не справятся», — говорила она в докладе на заседании пленума I сессии ГУСа .
Н. К. Крупская последовательно добивалась высокой политехнической подготовки рабочего, способного быстро осваивать новую технику и активно участвовать в организации народного хозяйства. Когда в начале 30-х годов отдельные работники Высшего совета народного хозяйства начали кампанию за свертывание школ ФЗУ и передачу дела обучения рабочих в систему краткосрочных курсов, Надежда Константиновна писала: «В Главпромкадре... рассматривают профессиональное образование как сообщение определенных навыков — и только. Это, конечно, не годится. Я думаю, что через некоторое время это изменится и они поймут необходимость увязки профобразования с общим политехническим кругозором, как это называл т. Ленин».
Высказывания и деятельность Н. К. Крупской по вопросам политехнического образования оказали большое и плодотворное влияние на развитие педагогической мысли и советской школы. Значительна и ответственна была роль ее в годы становления советской школы. «Надо было прокладывать тропинки в первобытной чаще, работать на свой риск и страх, неустанно наблюдать, искать, делать ошибки, на них учиться», — писала она впоследствии.
У К. Маркса и Ф. Энгельса мы находим формулировку основных, общих принципов политехнического образования. В. И. Ленин дальше развил учение К. Маркса и Ф. Энгельса о соединении обучения с производительным трудом, о политехническом образовании. Он показал, что в социалистическом государстве соединение обучения с производительным трудом и политехническое образование благодаря социалистическим общественным отношениям, благодаря связи науки с техникой становятся реальным общественно-педагогическим явлением, важнейшим принципом воспитания.
Н. К. Крупской принадлежит выдающаяся роль в исследовании и конкретизации кардинальных проблем политехнического образования: его содержания, взаимосвязи и взаимодействия между общим, политехническим и профессиональным образованием, причем она выступала не только как теоретик, но и как выдающийся руководитель и строитель советской школы.
Н. К. Крупская не ограничилась анализом общих политехнических основ производства, но и предложила систему организационных форм и методов, направленных на овладение школьниками политехническими знаниями, умениями и навыками как при изучении общеобразовательных и технических предметов, так и в производительном труде.
Научные труды и кипучая практическая деятельность Н. К. Крупской, направленные на осуществление соединения обучения с производительным трудом и политехническое образование, имели большое положительное значение в годы восстановления и реконструкции народного хозяйства — содействовали повышению производительности труда, поднятию культурно-технического уровня рабочих.
С первых дней революции Н. К. Крупская убедительно и блистательно защищала политехническое направление профессионально-технического образования.
Существенным достижением 20—30-х годов в политехнизации средней школы было сближение школы с производством. Трудно переоценить заслуги ее в этом деле.
Большой вклад внесла она и в исследование сложнейшего вопроса политехнического образования — о формах связи между обучением и трудом.
В осуществлении исторической задачи «воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм», исключительно большое значение имело раскрытие Н. К. Крупской воспитательной стороны политехнического образования. Глубокая партийность и принципиальность пронизывают взгляды и деятельность Н. К. Крупской в области народного образования. Непримиримо боролась она на протяжении всей жизни против любой ревизии учения марксизма-ленинизма, непримирима она была и в борьбе против недооценки марксизма-ленинизма в вопросе о политехническом образовании, которой был отмечен период начиная с середины 30-х годов, когда началось свертывание политехнического обучения в школе.
В 1937 г. в письме в ЦК ВКП(б) Н. К. Крупская предлагала: «Учитывая, роль трудового воспитания в ликвидации разрыва между трудом физическим и умственным, немедля восстановить обязательность трудового обучения».
В письме Н. К. Крупской в ЦК партии на имя А. А. Жданова по поводу проекта отмены преподавания труда в 1937 г., опубликованном в журнале «Советская педагогика» в 1961 г., она доказывала, что намечающееся решение о ликвидации преподавания труда в школе является ревизией учения Маркса, Энгельса, Ленина о соединении обучения с производительным трудом. И заканчивает свое письмо следующими словами осуждения: «В момент победы социализма в нашей стране Советов, в момент, когда созданы все предпосылки для проведения в жизнь заветов Маркса—Энгельса—Ленина о трудовой политехнической школе, нельзя принимать такого решения» и в заключение она уверенно заявляет: «Конечно, школа у нас в конце концов станет трудовой, политехнической школой».
В Программе КПСС поставлена задача в течение текущего десятилетия осуществить обязательное среднее общее и политехническое образование для всех детей школьного возраста. Технический прогресс, особенно электрификация и совершенствование на этой основе техники, технологии и организации общественного производства во всех отраслях народного хозяйства, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, широкое применение химии, внедрение новых производственных методов электронной технологии и др., повышение культурно-технического уровня рабочих — все эти пути создания материально-технической базы коммунизма неразрывно связаны с политехническим образованием.
В настоящее время политехническое образование осуществляется в несравненно более благоприятных условиях и на более высоком уровне, чем это было в 20—30-е годы. Однако педагогическая мысль и опыт школы тех лет представляют актуальный интерес.
Богатейшее наследие Н. К. Крупской по вопросам политехнического образования должно быть взято на вооружение всей системы социалистического просвещения.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +