Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Содержание политехнического образования в средней общеобразовательной школе


Е. И. Руднева. "Педагогическая система Н. К. Крупской"
Изд-во Московского университета, 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Н. К. Крупская не только осветила и конкретизировала учение марксизма-ленинизма о социальной сущности проблемы политехнизма, но и определила содержание политехнического образования и методы его осуществления в средней школе.
Она утверждала, что задача политехнического образования — вскрыть все связи и опосредствования в отдельных отраслях производства, показать то общее, что лежит в их основе, показать, куда и какими путями идет развитие техники.
«Политехнизм, — писала Н. К. Крупская, — имеет целью изучение современной техники в целом, главных ее достижений, ее основ, изучение взаимоотношений между различными отраслями производства, изучение тенденций развития современной техники, выяснение того, куда идет это развитие».
Содержание политехнического образования определялось ею на основе анализа современного производства и перспективы его развития. В этом и состоит научное, объективное значение решения этого вопроса. Основная идея содержания политехнического образования — обучение научным основам современной индустрии и сельского хозяйства выводилась ею из тенденции развития производства. В статье «Школа жизни» Н. К. Крупская поясняла, что, пока существовало ремесло, между ремеслами была стена и трудно было определить общее между ними. «Только развитие машинного производства помогло осмыслить, анализировать ремесленные трудовые процессы, понять, что в них есть общего».
Ссылаясь на Маркса, она говорила, что еще на стадии капиталистического машинного производства начинается использование науки как производительной силы общественного производства. А при социализме, где производственные отношения создают невиданный простор для прогресса, наука, как предвидел Маркс, превращается в непосредственную производительную силу. Сближение науки с производством, технический прогресс меняют и характер труда, его содержание: в нем рельефнее выступают умственные процессы. Таким образом, политехническое образование выступает как потребность производства и как фактор, содействующий его развитию.
Механизация производства создает общую основу, которая сближает разные производства, говорила она в 1930 г. на съезде по политехническому образованию. Чем интенсивнее идет индустриализация страны, «тем яснее становится, — по ее словам, — то общее в технике, что связывает в один узел все разнообразные виды производства». Развитие техники на нынешнем этапе коммунистического строительства полностью подтверждает это высказывание Н. К. Крупской. Она разъясняла, что в развитии крупного производства наблюдаются две тенденции: с одной стороны, специализация, дифференциация его на отдельные области и части, с другой стороны, сближение, интеграция, объединение различных отраслей производства. Само производство «политехнизируется», по словам Надежды Константиновны.
Объективный ход развития техники, особенно ускоряющийся при социализме благодаря социалистическим производственным отношениям, вызывает рост общих для всех отраслей производства процессов, сближающих эти отрасли и содержание трудовой деятельности.
Политехнический принцип обучения выступает в трудах Н. К. Крупской как объективная, научная закономерность. Ее высказывания о естественнонаучных и научно-технических основах производства являются ценным ориентиром для решения кардинальных вопросов политехнического образования и в настоящее время.
Н. К. Крупская имела в виду не только промышленность, но и сельское хозяйство, при этом она исходила из той перспективы развития, что сельскохозяйственное производство будет в дальнейшем по своему характеру приближаться к промышленному, сельское хозяйство будет приобретать индустриальные черты.
Содержание научно-технических основ производства она определяла следующим образом: «...изучение «естественной технологии», как назьгвал Маркс живую природу, и технологии материалов, и изучение орудий производства, их механизмов, изучение энергетики».
Сюда она включала географическую основу экономических отношений, а также влияние способов добывания и обработки на общественные формы труда и влияние последних на весь общественный уклад.
Наряду с техникой и технологией производства Н. К. Крупская ставила вопросы организации производства: «Современную технику надо брать во всех ее опосредствованиях, то есть в связи с общими научными данными об овладении силами природы, с одной стороны, и в связи с вопросами организации труда и всей общественной жизни — с другой».
В замечаниях на тезисы С. Е. Гайсиновича о содержании политехнического образования она писала: «Это еще не политехнизм, тут нет ничего об организации труда, о сельском хозяйстве, ничего нет о планировании». Овладение научными основами производства в процессе изучения общеобразовательных предметов и участия в производительном труде составляет содержание политехнического образования.
В процессе политехнического обучения надо вскрыть учащимся общие научные основы современного производства, которые присущи всем его отраслям.
Еще в начале 1918 г. на заседании Большой государственной комиссии по просвещению она говорила, что «преподавание в общеобразовательной школе должно быть расширено изучением научных основ производства, изучением того общего, что есть в самых разнообразных процессах производства».
Основная идея политехнизма — помочь подростку овладеть этим общим и тем самым облегчить школьнику подход к любому труду, помочь осмыслить любой труд, писала она в статье «О Песталоцци» в 1927 г.
Чтобы усвоить научные основы производства, надо выбрать из главных отраслей его наиболее типичное, существенное, которое подводит школьника к пониманию общих принципов его.
В 1921 г. в статье «Проблема коммунистического воспитания» она писала, что школа должна дать представление о хозяйстве страны в целом, ознакомив учеников с промышленным производством и сельским хозяйством, с добывающей, обрабатывающей промышленностью, с ее главными отраслями: металлообрабатывающей, текстильной и химической промышленностью. Раскрывая естественнонаучные основы производства, Н. К. Крупская основывалась на утверждении Маркса о том, что различные виды общественного производства представляют собой сознательное применение естественных наук, что научно-технический прогресс основан на применении в технике и технологии естествознания. Она ссылалась на высказывание Маркса в «Капитале», в главе «Машины и крупная промышленность», где он, говоря о новом качестве машинизированного производства по сравнению с мануфактурой, отмечает, что это новое заключается в том, что все развитие машин и механизированного производства основывается на целевом применении к решению производственных задач естествознания.
Следующие высказывания В. И. Ленина особенно важны для обоснования связи производства и естествознания: «Законы внешнего мира, природы, подразделяемые на механические и химические (это очень важно) суть основы целесообразной деятельности человека... Техника механическая и химическая потому и служит целям человека, что ее характер (суть) состоит в определении ее внешними условиями (законами природы)».
Общее и политехническое образование знакомит в теории и на практике с проявлением и действием законов природы. Из этих высказываний классиков марксизма-ленинизма Н. К. Крупская сделала следующие выводы: во-первых, что содержание политехнического образования отражает объективно существующую связь между физикой, химией, биологией и производством; во-вторых, что общее образование является фундаментом политехнического; в-третьих, что общее и политехническое образование взаимосвязаны и взаимозависимы. Связь изучения основ наук с изучением научных основ производства Н. К. Крупская считала важной стороной всей проблемы соединения обучения с производительным трудом.
Поскольку первостепенное место в общественном производстве принадлежит естествознанию, она полагала, что в процессе изучения физики, химии, биологии должно быть конкретно показано значение и применение этих наук в промышленности и сельском хозяйстве. Политехнизм, говорила она, должен пропитывать собой все дисциплины, отразиться на подборе материала в физике, в биологии, в химии.
Политехническое образование, неоднократно подчеркивала она в своих устных и печатных выступлениях, это не отдельный предмет, оно не может быть уложено в рамки «уроков труда», оно должно быть связано и с математикой, и с естествознанием, и с обществоведением. Об этом же она писала в замечаниях на проект программы по педагогике в 1932 г. и в проекте докладной записки в ЦК ВКП(б) в 1936 г., где она указала на необходимость установить тесную связь между обучением труду и изучением всех других дисциплин, так как без этого нельзя осмыслить труд, дать понимание естественнонаучных основ производства, необходимый политехнический кругозор. Связь основ производства с естественными науками — это «оселок, на котором можно испытать: политехнизм это, или ремесленничество, или еще того хуже — просто возня бесцельная с инструментом»,— говорила она. Идею органической связи между наукой и производством Н. К. Крупская стремилась провести в жизнь через программы по общеобразовательным предметам и по труду для средней школы, которые составлялись в 20-х и 30-х годах. Прежде всего она рекомендовала отразить эту связь в программах по физике, химии и математике. «Научная технология требует... изучения физики и химии в гораздо более тесной и последовательной увязке с производством, чем это имеет место в обычных курсах физики и химии», — писала она.
Она предлагала пересмотреть программы по этим предметам иод углом зрения насыщения их технологией. Одновременно она предостерегала против отраслевых программ по общеобразовательным предметам. Так, например, в своем выступлении на конференции по производственному обучению в августе 1931 г. она возражала против программ, связывающих изучение общеобразовательной дисциплины только с одной отраслью народного хозяйства: «Мы относимся к этому отрицательно... Важна общая программа по физике, химии и другим дисциплинам». В 1927 г. в отзыве на проект программы по труду для школы 2-й ступени она упрекала авторов в отсутствии увяэки с производительными силами, с наукой и ее развитием, в частности, с физикой и химией.
В замечаниях на программу по труду (1932) Н. К. Крупская подчеркивала, что изучение основ современной индустрии и сельского хозяйства немыслимо без тесной связи с достижениями современной науки: математики, физики, химии, биологии, экономики и др. И в программах по труду для начальной школы (1930 г.) она предлагала отразить эту связь в доступной для детей этого возраста форме.
Отстаивая политехнический принцип в изучении общеобразовательных предметов, связь между общеобразовательными предметами и трудом, Н. К. Крупская подчеркивала сложность этой проблемы. При осуществлении в учебном процессе объективно существующей связи между наукой и техникой, между основами наук и производством приходится учитывать, что связь естественных наук с производством не является непосредственной. Явления и законы естественных наук часто выступают в технике и технологии в различных сочетаниях, комплексно. В технологических объектах и процессах часто имеет место применение понятий, законов не одной, а нескольких отраслей знаний. Связь естественных наук с производством опосредована общетехническими и специальными предметами, которым Н. К. Крупская отводила большое место. Она считала, что изучение этих предметов делает эту связь более полной и содержательной. С техническим прогрессом, с нарастанием общности научно-технических основ в различных отраслях производства будет усиливаться значение общетехнических дисциплин.
Большое место Н. К. Крупская отводила изучению общей технологии, которая должна дать школьнику понимание наиболее общих научных основ производства. Она объясняла, что общая технология изучает производственные процессы целостно, применяя к ним естественнонаучные данные и внося таким образом единство в эти вопросы, способствуя развитию технического мышления. Она возражала против подмены общей технологии изучением технологии лишь отдельных производств. В отзыве на проект программы по труду для школ 2-й ступени она писала: «Маркс говорил об общей технологии. Это нечто совершенно иное, чем наши частные технологии. Программа представляет механическое соединение частных технологий, не выделено то общее, что в них есть».
В 1930 г. в отзыве на проекты программы для школ ФЗС по математике, физике и труду она выражала недовольство по поводу недооценки технологии, отмечая, Что «технология забурена в труд, а программа по труду не дает политехнического кругозора, не дает трудовой культуры». «Нужен определенный минимум элементарных умений, чтобы глубже изучать современную технику» .
По ее мнению, знания технологии должны быть максимально использованы для формирования практических навыков и умений: работать у станка, управлять машиной, умения работать рационально, планировать свою работу, делать нужные расчеты, чертежи, моделировать, контролировать себя. Политехнизм ничего общего не имеет с многоремесленничеством, а представляет собой ту сумму теоретических знаний и практических навыков, которые необходимы в условиях научно-технического прогресса. Для уяснения школьниками экономических основ производства она считала совершенно необходимым изучение его экономики и организации. Изучению этого вопроса она придавала большое теоретическое и практическое значение в отношении воспитания общей культуры труда, политехнического кругозора, повышения производительности труда. «Вопрос организации труда, — заявляла она, — один из основных вопросов политехнизма».
Составленный ею проспект курса «Организация труда» был рассчитан на ознакомление школьников с методами и режимом умственного, а также физического труда в промышленности, сельском хозяйстве и ремесле. Обладание организационными навыками она считала ценным качеством личности школьника. Еще в 1923 г. в статье «Трудовая школа и научная организация труда» она разъясняла значение организационных навыков. Она имела в виду прежде всего умение работать, ставить себе ясные цели, ясно представлять себе отдельные этапы и последовательность в работе, умение выбирать наиболее эффективные средства для достижения цели. Она сетовала на то, что в школе «выпадают вопросы организации труда», и упрекала в этом авторов программы по труду для школ ФЗС.
Но теоретическое изучение научно-технических основ производства, вопросов экономики и организации само по себе еще не исчерпывает политехнизма, так как политехнизм требует непосредственного участия школьников в производительном труде. Еще в дооктябрьский период Н. К. Крупская говорила о необходимости участия подростков в производительном труде, о необходимости создать школу, «подготовляющую всех детей к труду, и физическому, и умственному». Привлечение детей к труду, участие в производительном труде явится источником развития человеческой личности. «Производительный труд не только готовит из ребенка в будущем полезного члена общества, он делает его полезным членом общества в настоящем, и сознание этого факта ребенком имеет громадное воспитывающее значение».
На всех этапах развития советского общества Н. К. Крупская упорно отстаивала основополагающий марксистский принцип соединения обучения с производительным трудом: «Школа, доступная для всех, должна а соединять обучение с производительным трудом». Во время дискуссии в 1918 г. по проекту «Положения о единой трудовой школе РСФСР» она заявляла: «Я как раз категорически стою на той точке зрения, что производительный труд есть особенность пролетарской школы».
В 1927 г. в отзыве на проект программ по труду для школы 2-й ступени она упрекала авторов в том, что выпал производительный труд, без которого нет никакой политехнической школы.
Политехнизм в отрыве от участия школьников в производительном труде — «это политехнизм мертвый, а политехнизм живой — это политехнизм, связанный с предприятием, с общественно полезной работой, и сейчас вся жизнь толкает на то, чтобы этот живой политехнизм начать проводить», — писала она. Политехническое образование, писала она в одном документе, складывается из: «а) навыков общей современной культуры труда; б) теоретической подготовки, необходимой для развития политехнического кругозора; в) трудовых умений, необходимых в быту, общественной жизни, в сельском хозяйстве, промышленном предприятии».
В обучении школьников производительному труду, как и в обучении общеобразовательным предметам, H. К. Крупская отстаивала политехнической подход, который должен выражаться в следующем. Во-первых, производительный труд должен теоретически осмысливаться. «В школе надо ввести производительный труд и показать, как его сочетать со всей системой обучения»,— говорила она в 1918 г. во время дискуссии о принципах новой школы. Во-вторых, труд должен быть направлен на овладение общими, типичными трудовыми навыками и процессами, по поводу чего Н. К. Крупская писала, что основы современной техники нужно давать учащимся путем ознакомления в теории и на практике с основными типичными процессами труда, в которых учащиеся должны принимать непосредственное участие. В третьих, труд должен быть подчинен учебно-воспитательным целям. «...Но мы знаем, что труд ребят на предприятиях должен быть педагогически организован, продуман со стороны политехнизации, со стороны учебы, подчинен учебным и воспитательным целям», — писала она.
Имея в виду перспективы развития, Н. К. Крупская уже в 20-х годах ориентировала на индустриальное, высоко механизированное производство как наиболее ценное с точки зрения познавательной и воспитательной, что нашло выражение в «Положении о единой трудовой школе РСФСР» и «Основных принципах единой трудовой школы» — документах первых лет революции, во многом определивших развитие советской школы, составленных при непосредственном руководящем участии Н. К. Крупской. Эти документы утвердили принцип соединения образования с производительным трудом. политехнизацию школы. В них утверждалось изучение промышленного и сельскохозяйственного производства «в его современных машинных формах». «Политехнизм требует для себя, — писала она, — определенной базы — развития крупной индустрии. Это не значит, конечно, что политехническое воспитание может проводиться только в школах при крупных предприятиях, не может проводиться в деревне. Тут дело в общем настроении, охватывающем страну, в общих методах работы, в умении использовать каждый трактор, каждую машину в целях политехнизации».
Ориентируясь на механизированный индустриальный труд, она учитывала в то же время наличие в 20-е годы нескольких хозяйственных укладов в стране и признавала поэтому и «ремесленный политехнизм», как она выражалась.
Она указывала, что хотя между трудовым политехническим обучением, основанным на ремесленной технике, и политехническим образованием, покоящимся на передовой технике, имеется существенная разница, но между ними нет непроходимой пропасти.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +