Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Н. К. Крупская о политехнизме как общественно-историческом процессе


Е. И. Руднева. "Педагогическая система Н. К. Крупской"
Изд-во Московского университета, 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Н. К. Крупская — общепризнанный теоретик и организатор трудового политехнического образования в советской школе. В истории педагогики она была первым выдающимся деятелем, который начиная уже с 90-х годов прошлого столетия творчески, с марксистских позиций разрабатывал эту проблему. Надежда Константиновна впервые осветила и сделала достоянием педагогической мысли учение марксизма-ленинизма о политехническом образовании и соединении обучения с производительным трудом.
Она раскрыла значение этого учения для создания нового, социалистического общества, отстаивала его от различных оппортунистических и ревизионистских толкований. Ее труды по вопросам политехнического образования и соединения обучения с производительным трудом по богатству материала, методологической четкости, последовательности, научной обоснованности, принципиальности и действенности остаются до сих пор лучшими произведениями в педагогической литературе. Ее кипучая практическая деятельность в этой сфере коммунистического воспитания, ее настойчивая борьба за претворение в жизнь марксистско-ленинских идей служат примером для всех работников просвещения.
Труды и деятельность Н. К. Крупской были направлены не только на удовлетворение насущных нужд действительности, но всегда были устремлены в будущее, в коммунистическое общество. Так, при организации профессионально-технического образования она советовала «исходить из потребностей производства, но производства не вчерашнего дня, и даже не исключительно сегодняшнего, а в значительной мере завтрашнего. Надо брать производство в его развитии»!.
Устремленные в будущее труды и деятельность Н. К. Крупской сохраняют актуальное значение и для настоящего времени. В период строительства коммунистического общества, когда на основе автоматизации и комплексной механизации происходит перерастание социалистического труда в труд коммунистический, когда значительно повышаются требования к культуре производства, к специальной и общеобразовательной подготовке всех трудящихся, идеи и практические указания Н. К. Крупской о политехническом образовании помогают выполнить задачи, поставленные программой партии перед школой: «Среднее образование должно обеспечивать прочное знание основ наук, усвоение принципов коммунистического мировоззрения, трудовую и политехническую подготовку в соответствии с возрастающим уровнем развития науки и техники, с учетом потребностей общества, способностей и желаний учащихся...». Они помогут в осуществлении и другой, связанной с этим задачи: способствовать устранению существенных различий между умственным и физическим трудом.
Политехническое образование и соединение обучения с производительным трудом Н. К. Крупская рассматривала как составную часть всей теории научного коммунизма, как одно из средств развития общественного производства, которое вместе с тем «является необходимым условием всестороннего образования».
Политехническое образование она рассматривала как неотъемлемую часть коммунистического воспитания.
В своих теоретических исследованиях и в практической деятельности Н. К. Крупская исходила из понимания политехнического образования и соединения обучения с производительным трудом не только как педагогической, но и общественно-исторической проблемы, связанной с уничтожением противоположности между умственным и физическим трудом, между городом и деревней как одного из условий построения социалистического общества.
В 1930 г. во время острой борьбы за политехническое направление профессионального образования она писала: «Некоторые до сих пор предполагают, что политехнизм — это что-то специфически просвещенческое, что-то вроде лабораторного метода или метода целых слов, и хотя знают, что Маркс, Энгельс, Ленин были сторонниками политехнического образования, но не отдают себе отчета в том, какое отношение имеет политехнизм к делу строительства социализма».
В своих статьях, посвященных учению о политехнизме, она отмечала, что соединение обучения с производительным трудом В. И. Ленин рассматривал как вопрос не только школьный, но и общеполитический как одно из условий создания нового, социалистического общества. «Требуется коренная перестройка всей системы народного образования, — говорила Н. К. Крупская,— применительно к новым запросам народного образования, к новой основе общественной жизни — к социалистическим производственным отношениям. Основным моментом в этой перестройке является политехническое воспитание».
В политехническом образовании как общественно-историческом процессе Н. К. Крупская различала две стороны: содействие в построении социализма и воспитание нового человека, строителя социализма. Политехнизм как общественный процесс она связывала с научно-техническим прогрессом, с развитием производительных сил народного хозяйства, с новыми производственными отношениями. «Мы живем в эпоху, — писала она в 1923 г., — когда в мире господствует не ремесло, а крупная индустрия, налагающая свою печать на все производство». Если Маркс, отмечала она, для передовой капиталистической промышленности считал характерными постоянные изменений в технических основах производства, требующие от рабочих постоянной перемены функций, самой различной подготовки, умения приспосабливаться к новым машинам, то социалистический строй предъявляет к подготовке рабочих еще большие требования.
При социализме темпы научных открытий ускоряются, а это еще больше революционизирует техническое основание. Смена функций при социализме, благодаря планированию, указывала Н. К. Крупская, «будет регулироваться, но смена эта будет возрастать».
Политехническая подготовка для каждого работника социалистического хозяйства тем более необходима, что здесь речь идет о подготовке не просто рабочего, а хозяина производства. Советский рабочий, по ее словам, «сегодня исполнитель, завтра он может стать изобретателем, послезавтра — крупнейшим организатором в своем производстве». Кроме того, сама природа социалистического государства требует воспитания всесторонне развитых людей, политехнического образования как подрастающего поколения, так и взрослого населения.
Понимание Н. К. Крупской политехнизма как широкого общественного процесса, направленного на создание материально-технической базы социализма и воспитание всесторонне развитого человека, обозначает связь его с непосредственными нуждами хозяйства. Такая постановка вопроса сыграла немалую роль в восстановлении народного хозяйства уже в первые годы революции.
Н. К. Крупская считала необходимым осуществлять политехническое обучение с учетом непосредственного экономического окружения, местной производственной базы, одновременно она предлагала иметь в виду связь с народным хозяйством всей страны, а также перспективы развития его.
В статье «О наказе IX съезда Советов» (1922 г.) она подчеркивала, что В. И. Ленин предлагал Наркомпросу установить связь школьной и внешкольной образовательной работы со злободневными хозяйственными задачами как всей республики, так и данной местности.
В первые годы революции она вслед за В. И. Лениным развивала мысль о необходимости полностью использовать для политехнического просвещения имевшиеся тогда ограниченные возможности.
Подходя к политехническому образованию как процессу, определяемому конкретными условиями общественной жизни и хозяйства, Н. К. Крупская выявила его особенности на различных этапах развития советского общества.
В ее трудах по вопросам политехнического образования отчетливо выступают два периода: 1) годы гражданской войны и военной интервенции; 2) период восстановления и реконструкции народного хозяйства.
Различие между этими периодами заключается в том, что в период социалистической реконструкции народного хозяйства проблема политехнизации становится особенно актуальной, а вместе с тем более осуществимой. Но нужно подчеркнуть, что проведение в жизнь политехнического образования было начато буквально с первых дней революции, о чем Н. К. Крупская писала: «С момента взятия власти Ильич настаивал, чтобы Наркомпрос взялся за проведение в жизнь политехнической школы...».
Естественно, что и трудности в осуществлении политехнического образования в первый период были особенно велики, что также было подчеркнуто Н. К. Крупской: «Провести в жизнь соединение обучения с производительным трудом Наркомпрос пытался с самого начала своего существования, но хозяйственная разруха, низкий уровень техники, отсутствие ясных, переработанных в духе марксизма учебных программ, разрыв между теорией и практикой в учебе затрудняли правильную постановку политехнического образования».
Благодаря вниманию, какое уделял этой проблеме В. И. Ленин, Наркомпросом в годы гражданской войны и военной интервенции сделано было в области политехнического образования не мало.
В годы индустриализации Н. К. Крупская особенно настойчиво выдвигала идею политехнического образования, утверждала, что быстрые темы развития народного хозяйства создают благоприятные условия для политехнического образования, а оно в свою очередь является одним из условий индустриализации.
Бурное развитие социалистической промышленности и сельского хозяйства делало всю проблему политехнического образования и соединения обучения с производительным трудом особенно актуальной.
В 1929 г. в тезисах «О политехнизме» Н. К. Крупская писала, что в нашей стране, где в связи с индустриализацией происходят постоянные изменения в процессах производства, в технических основах, где от рабочего требуется умение овладевать новыми способами производства, где нельзя произвести переворота во всем хозяйстве без участия самих масс, политехнический кругозор масс имеет огромное значение. Все это диктует необходимость всеобщего политехнического просвещения. Эту мысль она подробно развивала в 1930 г. на политехническом съезде в докладе на тему «Реконструкция народного хозяйства и политехническое образование».
Внимание к самому рабочему, к формированию его личности в целом Н. К. Крупская не отделяла от работы по созданию социалистической экономики. В замечаниях на рукопись брошюры С. Е. Гайсиновича она в качестве упрека автору указывала на то, что «не рассмотрен технологический процесс с точки зрения интересов рабочего, человек отступил на задний план».
Выдвигая лозунг «Ближе к развивающейся, реконструирующейся промышленности!», Н. К. Крупская писала в 1931 г., что в реконструктивный период требуются рабочие высокой квалификации, обладающие умением управлять всем сложным механизмом машины, пониманием процесса производства в целом, умеющие приспособляться к быстро и постоянно изменяющимся условиям. Она всегда уделяла много внимания агрономическому и политехническому просвещению тружеников деревни.
Реконструкция сельского хозяйства, создание крупных земледельческих хозяйств, писала она, требуют от тружеников деревни новой организации труда, овладения новой техникой.
В 1931 г. в статье «К закону о политехнизации» она писала: «Все то, что относится к фабричному труду, будет все больше и больше с каждым днем относиться и к земледельческому труду».
Политехническое образование, соединение обучения с производительным трудом должно привести к уничтожению противоположности между городом и деревней, должно, по образному выражению Н. К. Крупской, «засыпать пропасть между городом и деревней».
В системе просвещения задача подготовки нового человека и создания материально-технической базы социализма осуществляется через политехническое образование в средней общеобразовательной школе и политехническую направленность профессионального образования. Что касается средней общеобразовательной школы, то ее роль в этом общественно-историческом процессе была определена Н. К. Крупской следующим образом: «Социалистическая реконструкция создает необходимые предпосылки для политехнической школы, политехническая школа сама становится и будет каждый день становиться все более и более одним из крупнейших факторов этой реконструкции.
Она сетовала на то, что мы мало подчеркиваем роль политехнической школы в строительстве социализма, в изжитии того общественного разделения труда, которое осталось нам в наследие от капитализма. «Осуществление социализма неразрывно связано с осуществлением всеобщей обязательной подготовки подрастающего поколения к труду», — говорила она.
Уже в 1920 г. она разработала специальные тезисы на тему «Политехническая школа», в которых писала, что ближайшие десятилетия будут годами перестройки всей промышленности и всего земледелия страны, годами рационализации всего производства, механизации его, периодом усиленного приложения к производству открытий науки, что потребует политехнически подготовленных работников, способных приспособляться к изменяющимся условиям, быстро ориентироваться в них, умеющих обращаться с новой техникой. «Политехническое воспитание — не только следствие прогресса техники, но и орудие индустриализации». Поэтому школьные программы по предметам политехнического цикла она считала необходимым разрабатывать и проводить в жизнь совместно с инженерами, техниками и агрономами. Всю эту работу, по ее мнению, следует координировать с деятельностью совнархозов и земельных отделов на местах, а в центре — с ВСНХ и комиссариатом земледелия. В тезисах на тему «Политехническая школа» говорится, что политехническая школа должна давать определенную сумму серьезных знаний, практических и теоретических, в двух основных отраслях производства — в промышленности и в сельском хозяйстве.
Уже в 20-е годы она ратовала за такое содержание образования, в котором бы осуществлялась связь знаний с трудом и которое бы вооружало «поголовно всех детей и подростков умением организованно работать». Н. К. Крупская считала, что социалистическая реконструкция всего народного хозяйства не только требует, но и создает условия для такой школы, где обучение соединено с участием школьников в производительном труде. Такой школой в городе, по мнению Н. К. Крупской, должна была стать фабрично-заводская семилетка (ФЗС), а в деревне — школа крестьянской молодежи (ШКМ). Выделение этих школ из всей школьной системы не означало, что задача политехнического образования и соединения обучения с производительным трудом ставилась Н. К. Крупской только перед этими школами, а имело тот смысл, что именно в школах этого типа политехническое образование может быть осуществлено полнее и легче всего.
Что касается ФЗС, то Н. К. Крупская рассматривала эту школу, с одной стороны, как базу для ФЗУ, которая должна была освободить профессиональную школу от перегрузки, связанной с изучением общеобразовательных дисциплин, с другой стороны, как школу, где непосредственно осуществляется соединение обучения с производительным трудом.
«Рядом с развитием школы фабзавуча надо заботиться и о школе-семилетке», говорила она. Прикрепление ФЗС, организация которых началась в 1925 г., к производству она оценивала как «первый камень фундамента политехнической школы».
Необходимо подчеркнуть, что она всегда рассматривала ФЗС как общеобразовательную политехническую школу.
В деревне аналогичную со школами ФЗС роль Н. К. Крупская отводила ШКМ, которые она считала важнейшим звеном в подготовке культурных рабочих для сельского хозяйства. Развитие ШКМ она связывала с индустриализацией сельского хозяйства, с переустройством его на социалистической основе. Она утверждала, что «ШКМ должна быть школой политехнической», и требовала, чтобы каждый учащийся ШКМ ясно понимал и сельское хозяйство, и промышленность в целом. Имея в виду коллективизацию сельского хозяйства, Н. К. Крупская настойчиво подчеркивала, что ШКМ должна воспитывать таких людей, которые не только сами будут участвовать, но и помогут деревне пойти по пути кооперирования сельского хозяйства.
В своем докладе на конференции учащихся ШКМ она показала значение соединения обучения с производительным трудом в сельском хозяйстве, значение его для преодоления частнособственнических инстинктов: «ШКМ должна быть организатором коллективного труда ребят и именно организатором труда политехнического». ШКМ, как и школа ФЗС, должна не только вооружать общими и политехническими знаниями, но воспитывать коммунистическое отношение к труду, сознательное и активное отношение к социалистическому строительству: «Мы должны воспитывать строителей социализма, сознательных работников, которые сознательно относятся к труду, которые принимают активное участие во всей стройке», — говорила она в 1931 г. на конференции ШКМ.
Одной из важных функций политехнической школы в общественно-историческом процессе Н. К. Крупская считала подготовку школьников к сознательному выбору профессии. Подготовка кадров требует наряду с учетом потребности в кадрах тщательного учета индивидуальных склонностей и способностей каждого человека. Автоматизация и механизация производства не снимают роли индивидуальных различий между людьми в трудовой деятельности, и поэтому советы Н. К. Крупской по этому вопросу не теряют своего значения. В статье «Школьная муниципальная программа» она писала, что участие в производительном труде выявляет и дает возможность для приложения индивидуальных наклонностей и талантов. Внимание к развитию способностей является предпосылкой к правильному выбору профессии, а правильно выбранная профессия помогает осуществить задачу социализма: «...так организовать общественный труд, чтобы не пропал бесплодно ни один талант, ни одна сила, и не только не пропали, но развились бы до своего максимума и все бы пошли на пользу и радость человечества». Н. К. Крупская полагала, что правильно поставленное политехническое образование помогает продуманному и правильному выбору профессии, формированию и развитию склонностей и способностей.
Политехническая школа не дает готового специалиста, она дает возможность ученикам быстро и основательно обучиться выбранной профессии, она парализует вред узкой специализации, облегчает переход от профессии к профессии.
Подготовку учащихся к выбору профессии, формирование профессиональных склонностей она рассматривала как часть большой проблемы — профессионального научного отбора, определения пригодности человека для той или другой трудовой деятельности. Для эффективности труда наряду с техническим анализом трудовой деятельности она считала необходимым учитывать и особенности данного человека. Профессиональное самоопределение Н. К. Крупская рассматривала как фактор формирования личности. Правильно выбранная профессия может дать настоящего работника, могущего развернуть на пользу делу максимум своих способностей, и в то же время только правильный отбор может сделать труд для человека источником величайшей радости.
Психотехника должна определить, полагала Н. К. Крупская, особенности труда в каждой профессии, какие знания и умения, трудовые и организационные навыки нужны для той или другой специальности.
В отзыве на рукопись сборника о профессиональной ориентации она писала: «Нужен политехнический подход к профориентации. Его нет. Надо бы указать то общее, что нужно для каждой профессии, и ту специфику, которая нужна при прохождении отдельных профессий». Нужно изучать не только пригодность человека для профессии, но и характер труда с точки зрения влияния его на умственное и физическое развитие, соответствие его возрасту, индивидуальным способностям.
Говоря о значении политехнического образования для профориентации, Н. К. Крупская имела в виду и обдуманный выбор школьниками вуза. В 1928 г. в докладе в Коммунистической академии она говорила, что в вуз надо принимать молодежь, у которой определился интерес к какой-нибудь отрасли знаний, у которой наметился выбор профессии. Она советовала бороться со стремлениями попасть во что бы то ни стало в вуз, «выйти в люди», в инженеры. В этом стремлении, говорила она в тоне осуждения, иногда отражается старый взгляд на людей «от станка», взгляд сверху вниз на людей занятых физическим трудом. Отсутствие внимания школы к формированию профессиональных интересов приводит к тому, что «идут куда попало, куда примут».
В 1926 г. на совещании в Наркомпросе по вопросу о профессионализации старших классов 2 ступени она возражала, во-первых, против того, что школа ориентируется только на интеллигентские профессии, во-вторых, против снижения общеобразовательного уровня: «Мы не должны ориентироваться только на интеллигентские профессии... С чем я не согласна с МОНО — со снижением общеобразовательного уровня». Еще более отрицательно она отозвалась о профессионализации старших классов в 1928 г. в статье «О системе народного образования»: профессионализированные классы, отмечала она, «не дают в большинстве случаев настоящего выхода в жизнь и стремятся стать главным образом пропускным пунктом в вуз» .
К ее высказываниям по вопросам профориентации примыкают выступления против ранней профессионализации.
В 1918 г. во время подготовительных совещаний по созыву IV Всероссийского съезда по профессиональному образованию она решительно возражала против ранней профессионализации, утверждая, что ранняя профессионализация до 15—16 лет может принести только вред. Лишь с этого возраста, когда определяются наклонности, возможен переход к специальному образованию. «С ранних детских лет приучать ребенка к той или иной профессии — значит мешать выявлению и развитию его творческих способностей и убивать заложенные в нем духовные возможности». В Наркомпросе, вспоминала Н. К. Крупская, было течение, которое хотело ранней профессионализации школы, которое отвергало политехническое образование, отстаивая монотехническое. Она решительно боролась против этого течения, добиваясь политехнического образования.
Н. К. Крупская указывала, что «надо давать самый энергичный отпор тем предприятиям и руководителям школ, которые хотели превратить школы ФЗС и ШКМ в школы профессиональные». Это указание, касающееся ФЗС и ШКМ, согласуется с ее категорическим требованием, касающимся всей системы общего образования: «Особенно надо следить за тем, чтобы политехническая школа v нас не соскользнула на путь профшколы». В 30-х годах Н. К. Крупская допускала некоторую специализацию в старших классах общеобразовательной школы, но при условии, чтобы она расширяла в то же время политехнический кругозор учащихся. «Я согласна, — писала она в 1923 г. А. В. Луначарскому,— что в деревне вторая ступень должна быть агрономизирована в сильной степени, а поскольку в проекте говорится о бронировке общеобразовательного минимума, уклон, специализация делаются безвредными».
На всех этапах развития советской школы Н. К. Крупская отстаивала общеобразовательную политехническую школу, которая обеспечивала бы общее развитие школьника, всесторонне развивала его способности, подготовляла бы к жизни в шипоком смысле слова. В такой школе, полагала Н. К. Крупская, выявляются наклонности школьника, и он сможет после школы взяться за труд, который соответствует его силам и способностям, и тогда он любую выбранную им профессию изучит скоро и легко.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +