Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Принципы построения программ


Е. И. Руднева. "Педагогическая система Н. К. Крупской"
Изд-во Московского университета, 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Разработка методологических вопросов содержания образования необходима была и для дидактической переработки его. Для успешного осуществления ее требовалось прежде всего установить правильные принципы отбора научного материала для школьного обучения. В решении этой задачи роль Н. К. Крупской была также значительной.
В буржуазной педагогике эта проблема не могла получить правильного научного разрешения. Если одни буржуазные ученые, и прежде всего представители праг-матистской педагогики, при отборе учебных предметоз выдвигают критерий «пользы», то представители другого буржуазного течения — гербартианцы задачу школы видели только в развитии интеллекта и содержание образования рассматривали только как содержание умственного образования.
С иных методологических позиций решала эту задачу Н. К. Крупская. Она продолжала традиции русской прогрессивной педагогики, представленной К. Д. Ушинским, Н. И. Пироговым и революционными демократами.
Должно быть особо отмечено, что она сформулировала требования не только к содержанию общеобразовательных предметов, но и предметов политехнического цикла. Основными требованиями к формированию знаний и умений у школьников Н. К. Крупская считала следующие: 1) знания, которыми овладевают школьники, должны адекватно отражать явления действительности и переходить в убеждения, причем она всегда подчеркивала сложность и диалектичность этого процесса; 2) необходим показ в курсе отдельных учебных предметов принципа развития, а также всеобщей связи и взаимозависимости явлений действительности; 3) педагогическим выражением закономерной связи явлений действительности являются межпредметные связи; 4) диалектическое единство теории и практики.
Начиная с 20-х годов работа Наркомпроса, в которой Н. К. Крупская принимала руководящее участие, была сосредоточена на том, чтобы дать основные установки советской школе по содержанию образования. До 1920 г., вспоминала Н. К. Крупская, работа по отбору содержания образования в Наркомпросе шла в направлении использования русской дореволюционной прогрессивной и лучшей переводной литературы. Но скоро стало ясно, что эта литература, по выражению Н. К. Крупской, «не совсем отвечала идее советской школы». Она не без чувства юмора вспоминает, как в школах старые учебники «приспособляли» к новым условиям, заменяя слова Н. А. Некрасова «по своей и божьей воле» словами «по своей мужичьей воле».
В своих статьях и выступлениях начиная с первых лет революции она говорила о необходимости исключить из программ и учебников устаревшие, фальсифицированные знания и дать учащимся определенную сумму новых знаний, необходимых для того, чтобы воспитать у учащихся диалектико-материалистическое мировоззрение, помочь им овладеть техникой, стать хозяевами жизни, строителями социализма.
Важнейшим требованием к содержанию обучения, которое заключено в учебниках, программах и учебных пособиях, является научность.
Говоря о требованиях к содержанию учебника, Н. К. Крупская писала: «Сообщаемый материал должен быть проверен с точки зрения научности. Надо определить, правильно ли выбран материал с точки зрения его научного значения, имеют ли приводимые факты для данной отрасли наук первостепенное значение». Требование научности она распространяла на содержание политехнического образования.
Она настойчиво рекомендовала при изучении главных отраслей производства обращать «особое внимание на теоретическое освещение практической деятельности».
Н. К. Крупская разъясняла, что политехническая школа — это школа, «где не просто дают трудовые навыки, а где связывают обучение труду с наукой, с теорией, учат понимать научные основы производства в целом».
Борясь за научность программ и учебников, она предостерегала от упрощенчества и вульгаризации в изложении знаний: «Никоим образом, — писала она, — в учебнике не должна допускаться никакая вульгаризация, никакие необоснованные обобщения. Каждый сообщаемый в учебнике факт, каждая сообщаемая мысль должны быть обоснованы в научном отношении, они должны представлять собой ценность с научной точки зрения».
Предметом особой заботы Н. К. Крупской была идейно-политическая направленность школьного обучения.
Содержание всех школьных курсов должно быть коммунистически целеустремленным. Политехническая школа, указывала она, не может быть аполитичной школой, она вся насквозь должна быть проникнута борьбой за социализм. В учебниках и программах, утверждала она, идеологическая сторона имеет решающее значение. Из общей суммы ценных и научно проверенных фактов и явлений следует выбирать те, которые имеют общественное значение, — выяснять, насколько они важны для понимания общественной жизни и для участия в ней, насколько они воспитывают у школьника материалистический подход к объяснению окружающего мира. Она рекомендовала создать для каждого года обучения такие программы и учебники, которые закладывали бы в сознании ребенка основы диалектико-материалистического мировоззрения. «Владимир Ильич, — писала Н. К. Крупская, — придавая совершенно особое значение перестройке программ, требовал, чтобы они были строго выдержаны в духе марксизма... усиленно настаивал на том, чтобы была организована педагогическая секция Государственного ученого совета. Даже больной, Владимир Ильич интересовался работой этой секции».
Н. К. Крупская критиковала авторов некоторых учебников за объективизм. О рабочей книге по географии, составленной М. Б. Вольфом, В. А. Гавриловым, Г. A. Meбусом и Г. Г. Шейнбергом, она писала: «Авторы считают, очевидно, что учебник должен быть написан в бесстрастных тонах и не возбуждать политических страстей. Все сказано... до поразительности аполитично, мертво, скучно... Это не наш советский учебник». Она считала, что курс политической географии нужно превратить в мощный рычаг социалистической пропаганды, для чего «курс этот должен быть гораздо больше политически заострен, а то даже курс IX—X классов очень уж как-то беспартиен, «объективен».
Подчеркивая действенную роль политической географии, Н. К. Крупская говорила о книге «География капиталистического мира», что хотя она написана на многообещающую тему, но, вместо показа борьбы между капиталистическими странами за рынки сбыта и борьбы колоний за независимость, в ней выясняются малозначащие академические вопросы.
В неопубликованной рецензии на учебники «Политическая география» (1929 г.) и «Политическая география Европы» она предлагала дать широкую политическую картину и сама показала это на примере Франции. Изучение географии зарубежных стран она советовала в целях воспитания вести путем сравнения с государственным устройством Страны Советов. Подлинная научность содержания, по утверждению Н. К. Крупской, исключает объективизм.
В то же время она предостерегает от упрощенчества в этом вопросе, поясняя, что коммунистическая направленность не обозначает просто склонения слов «коммунизм» и «коллективизм» в разных падежах.
Существенным требованием к содержанию обучения Н. К. Крупская считала связь между теоретическими знаниями и практикой. С особой силой она подчеркивала необходимость применения научных знаний в жизни. Она часто ссылается на В. И. Ленина, который отрыв школы от жизни определял как «одно из самых больших зол и бедствий, которые остались нам от старого капиталистического общества...».
Говоря о том, что формирование основ марксистского мировоззрения достигается соединением обучения с активным участием в социалистическом строительстве, Н. К. Крупская ссылалась на слова В. И. Ленина: «Мы не верили бы учению, воспитанию и образованию, если бы оно было загнано только в школу и оторвано от бурной жизни».
Во всей своей теоретической и практической деятельности, в частности при разработке учебников и программ, она стремилась отразить связь содержания образования с жизнью, с трудом, с практикой социалистического строительства. Связь содержания образования с окружающей средой, с социалистическим строительством понималась ею и как путь, ведущий к глубокому усвоению знаний благодаря опоре на близкое, наглядное, конкретное.
Н. К. Крупская предостерегала от шаблона в осуществлении связи содержания образования с окружающей трудовой средой, подчеркивая, в частности, что схемы программ ГУСа были рассчитаны главным образом на Центрально-промышленный район и на другие районы, стоящие на таком же уровне экономического и культурного развития. Поэтому в других местах она советовала сохранить лишь жизненный подход к изучению явлений, материал же брать другой. Н. К. Крупская настойчиво и многократно указывала, что школа не только должна дать знания, но и научить школьника применять эти знания на практике. Она утверждала, что и учитель математики должен показать роль математики в учете, в планировании, в социалистическом строительстве в целом. В статье «Главное в преподавании математики» она советовала:
«Обратить особое внимание на увязку теории с практикой, на увязку математики с окружающей, хорошо знакомой учащимся общественной жизнью, с знакомыми фактами в области естествоведения, техники». Отправляясь от понимания практики как не только источника познания, но и применения знаний в жизни, в труде, Н. К. Крупская считала общественную работу, ценную в воспитательном отношении, полезной и для обучения. Если школьники выполняют для сельсовета, говорила она, хозяйственные расчеты, то это полезно для их учения и воспитания: «И когда ребята помогают колхозникам учитывать трудодни — все рассчитать правильно, — они делают дело, которое не отвлекает их от учебы, а помогает им знания применять к жизни».
Единая школа, доступная для детей всех трудящихся, должна быть «не просто подготовительными классами к высшему учебному заведению», а должна готовить к жизни, давать необходимые для жизни организационные и трудовые «авыки, знания, которые нужны каждому для овладения любой специальностью. Эти высказывания Н. К. Крупской полностью соответствуют задаче «готовить к жизни, к сознательному выбооу профессии», поставленной перед школой в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от ноября 1966 года.
Одновременно Н. К. Крупская предостерегала от эмпиризма, от делячества, что приводит к снижению теории: «Я этим не хочу сказать, что все, что мы изучаем, сейчас же должно практически применяться». Она поясняла, что если стать на такую точку зрения, то пришлось бы отказаться от изучения многих областей знания. Она предостерегала от того, чтобы практика не заслонила собой науку, чтобы наука не превратилась в простую рецептуру.
В качестве обязательного требования к содержанию обучения Н. К. Крупская выдвигала систематичность в его изложении, взаимосвязанность, преемственность в знаниях. Надо так подбирать материал, писала она, чтобы он был расположен в определенной системе, в соответствии с внутренней логикой самого предмета. Учебник приобретает особое значение именно потому, что он дает систему знаний. Она критиковала представителей «левого» течения в педагогике за недооценку теории, систематичности и последовательности в обучении. Такой подход «прорвался и в Институт марксистско-ленинской педагогики и пустил там глубокие корни. Поэтому внимание к программам, к тому, чтобы вооружить настоящим образом подрастающее поколение систематическими знаниями, чтобы сделать знания орудием строительства социализма, — на это обращалось деся-тистепенное внимание. Из этого вытекала другая вещь— отрицание систематики, а она имеет громадное значение... Школе нужна программа, нужна систематика, потому что систематика дает настоящие знания...».
В пользу систематичности Н. К. Крупская приводила аргументы и психологического характера: систематизация знаний является основой глубокого и прочного усвоения их учащимися и развития их познавательных способностей.
Систематичность изложения имеет и воспитательное значение: нельзя дать цельного коммунистического миросозерцания, не увязывая между собой фактов, явлений действительности. Говоря о систематичности, последовательности в содержании школьного образования, Н. К. Крупская имела в виду прежде всего соблюдение этого принципа внутри отдельного учебного предмета, так как в нем в первую очередь раскрываются связи между фактами и явлениями. С принципом систематичности связано ее требование межпредметных связей — педагогическая идея, получившая широкое признание и распространение особенно в последние годы. Н. К. Крупская указывала, что отдельная школьная дисциплина может успешно служить цели воспитания основ марксистско-ленинского мировоззрения лишь в том случае, когда она преподается не изолированно, а в тесной связи с другими предметами, при этом условий обеспечивается правильное восприятие законов развития природы, общества и мышления.
Выдвигая требование изучать явления природы и общества в их взаимосвязи, в единстве, имеющем место в реальной действительности, она постоянно напоминала, как В. И. Ленин настойчиво требовал от Наркомпроса «создать программу, в которой, может быть, и не упоминалось слово «марксизм», но которая по существу дела показывала связь явлений в их настоящем виде».
Связность, объединенность знаний как психолого-дидактическая проблема давно занимала умы дидактов. Против отрывочности, разрозненности знаний выступали и великие педагоги — А. Коменский, К. Д. Ушинский, для которых вопрос о связях между знаниями был вопросом дидактическим, методическим.
Однако Н. К. Крупскую, теоретика-марксиста, интересовала не только учебная сторона этого вопроса; но и мировоззренческая — воспитательная. Н. К. Крупская раскрыла роль межпредметных связей в формировании знаний и умений школьников и в воспитании. Межпредметные связи она рассматривала как отражение в учебном знании единства, связи, взаимозависимости явлений объективного мира. Как научное познание стремится к всестороннему изучению предметов и явлений объективного мира, так и в процессе учения нужно подводить учащихся к всестороннему знанию предмета.
Она говорила: «Цель школы — дать ребенку понимание живой действительности. Достигнуть этого можно, лишь вскрыв те связи, которые существуют между явлениями в реальной жизни, осветив надлежащим образом эти связи, показав, как они возникают и развиваются».
Требование межпредметных связей у Н. К. Крупской приобретает характер одного из основных требований к содержанию образования: все содержание школьного обучения должно представлять собой нечто единое, цельное, воспринимаемое с позиций диалектического материализма, с позиций подлинной науки.
Межпредметные связи она соотносит с сознательностью: разрозненные, обособленные знания не могут быть сознательными; межпредметные связи учат подходить к анализу фактов и явлений с разных точек зрения, что служит воспитанию разносторонних интересов, расширению кругозора, развитию мыслительной активности, реализации воспитывающего обучения.
Осуществление политехнического образования, многократно подчеркивала Н. К. Крупская, требует установления связей не только между отдельными общеобразовательными предметами, но и между ними и предметами политехнического цикла и трудом.
Межпредметные связи, требующие согласованности в учебных программах и методах, способствуют упорядочению всего учебного процесса.
Вместе с тем нужно со всей определенностью сказать, что Н. К. Крупская предостерегала от искусственных, надуманных связей.
В тезисах, принятых и опубликованных в 1924 г. научно-педагогической секцией ГУСа, руководимой Н. К. Крупской, разъяснялось, что в школьных программах должны быть отражены объективно существующие связи и что установление связей не следует понимать «механически и прямолинейно, в том смысле, что его нужно производить ежеминутно, ежечасно, ежедневно, в рамках каждого школьного урока или дня».
Разрабатывая вопрос о связях между отдельными предметами, она одновременно отстаивала специфику и самостоятельность каждого учебного предмета.
Связь между изучаемыми знаниями, между знаниями и трудом не означала, я о мнению Н. К. Крупской, отмены отдельных предметов, нарушения системы знаний внутри каждого из них: «Из этого, конечно, не вытекает необходимость создания из всех предметов какого-то единого предмета. Может быть, в школах 1 ступени этого не избежишь, там отдельных предметов нет, но уже в школах-семилетках в старших группах нужна группировка знаний по предметам», — говорила она в 1930 г. в докладе о политехнической подготовке кадров.
Наряду с работой по определению принципиальных основ содержания образования научно-педагогическая секция Государственного ученого совета (ГУСа) под руководством Н. К. Крупской вела работу по составлению новых программ, о значении которой Н. К. Крупская писала: «Владимир Ильич считал, что Научно-педагогическая секция должна разработать в первую голову программы». Работа над составлением программ завершилась в 1923 г. принятием документа, известного под названием схем программ ГУСа Наркомпроса. Само название «схемы программ» имеет определенное значение: это были именно схемы, а не программы в точном значении этого слова. Программы были построены по схеме, в которой весь учебный материал располагался по следующим трем разделам, объединяемым общей комплексной темой: 1) природа, ее богатства и силы; 2) использование этих богатств и сил человеком; 3) общественная жизнь.
В схемах программ ГУСа была сделана попытка осуществить сложную и важную проблему — связь между отдельными учебными предметами, а также связь между обучением и общественно полезным трудом учащихся. «Нам казалось, что таким путем лучше всего можно осмыслить труд, воспитать у ребят сознательное отношение к труду и сознательное отношение к окружающей жизни», — писала Н. К. Крупская. Она настойчиво и многократно подчеркивала, что суть программ ГУСа заключается именно в том, что в основу их кладется трудовая деятельность, а не в том, что весь учебный материал концентрируется вокруг одной комплексной темы.
При обсуждении этих программ Н. К. Крупская предостерегала от многих ошибок, допущенных впоследствии как в теории педагогики, так и в практической работе школ. В мае 1926 г. она говорила: «Комплексы должны отражать то, что есть в жизни, в них не должно быть ничего искусственного. В программах ГУСа много неувязок». «Комплексность комплексности рознь», — говорила она в 1927 г. Есть «комплексность», которая затемняет реальные связи, которая связывает вещи, ничего общего между собой не имеющие, и есть комплексность, способствующая пониманию существующих реальных связей между различными областями явлений и тем способствующая расширению кругозора, выработке цельного материалистического мировоззрения.
В августе 1931 г. она писала: «У нас начали связывать что попало с чем попало и комплексность выливалась часто в довольно нелепую вещь. Задумана она была как увязка между знаниями, как мост между разными знаниями, а стали связывать что угодно с чем угодно, стали делать массу неверных искусственных увязок. Та комплексность, которая получилась е быту нашей школы, никуда не годится». Помимо искусственных, надуманных связей, о недопустимости которых говорила Н. К. Крупская, работа по этим программам упиралась в трудность сообщения законченного круга знаний по каждому отдельному предмету при обязательном выполнении общекомплексной темы. На это жаловались учителя и методисты на местах, на это неоднократно указывалось и на заседаниях научно-педагогической секции ГУСа. Эту трудность программ ГУСа, к сожалению, не в полной мере оценила сама Н. К. Крупская.
Интересы объективности и справедливости требуют того, чтобы при оценке комплексных программ были учтены трудные условия развития школы в первые годы революции, когда в создании новой школы, как и в других областях социалистического строительства, приходилось прокладывать новые, неизведанные пути. Недостатком программ первых лет революции (1919 и 1920 гг.) была их оторванность от жизни. Программы ГУСа 1923 г. были нацелены как раз на то, чтобы преодолеть этот коренной недостаток, чтобы связать как можно теснее обучение с жизнью, с хозяйственным строительством, с трудом. Н. К. Крупская признавала, что в схемах программ ГУСа было много несовершенного, незаконченного, но вместе с тем признавала за ними определенное историческое значение: на первых этапах в развитии советской школы они помогли связать школу с жизнью, явились протестом против школы, отгороженной, отрезанной от жизни, рвали со старыми традициями. По словам Н. К. Крупской, они «являлись началом борьбы за марксизм в школе, за коренное изменение содержания программ, чего так настойчиво требовал Владимир Ильич».
Одним из принципиальных требований к отбору материала науки для школьного обучения Н. К. Крупская считала учет возрастных особенностей школьников.
В своем выступлении на тему «Какой нам нужен учебник» она говорила, что при подготовке учебника нужно продумать, какой материал выбирать для того или другого возраста, имея в виду различный опыт, различный круг представлений у детей разных возрастов.
«... Задача выбора материала для каждого возраста,— говорила она, — для каждой группы, выбора того, что станет понятным, что будет усвоено хорошо и что необходимо знать, без чего нельзя идти дальше, — вот эта задача чрезвычайно важная и существенная, и сейчас она более существенная, чем когда бы то ни было».
Отвергая буржуазную теорию педоцентризма, Н. К. Крупская указывала, что в обучении и воспитании нужно исходить из цели и задач советского общества, а в проведении их в школе следует учитывать возрастные особенности, не занижая возможностей детей.
Проблема содержания школьного образования привлекает в настоящее время внимание ученых, педагогов и психологов во всем мире.
Совершенствование содержания образования в советской школе на нынешнем этапе ее развития облегчается результатами той огромной работы, которая проводилась в нашей стране в этом направлении с первых дней существования Советской власти и которая связана с именем Н. К. Крупской.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +