Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Закономерности развития детей школьного возраста


Е. И. Руднева. "Педагогическая система Н. К. Крупской"
Изд-во Московского университета, 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Воспитание детерминируется не только общественными отношениями, но и возрастными особенностями. Закономерности развития, особенности и возможности детей отдельных возрастов занимали умы выдающихся педагогов, прошлого: Коменского, Руссо, Песталоцци, Дистервега, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого. В своих исследованиях Н. К. Крупская использовала ценные прогрессивные идеи этих педагогов-демократов, но решала эту психолого-педагогическую проблему с марксистской позиции. «Для педагога-материалиста необходимо знание... возрастных особенностей, без чего он не может влиять на ребенка в желательном направлении».
Она не ограничилась общим определением условий развития личности ребенка, но показала, как они проявляются на отдельных стадиях развития, на различных ступенях обучения. Для изучения закономерностей развития детей разных возрастов она считала важным использование философии и педагогики, психологии и физиологии. Она говорила, что «надо усвоить все достижения науки, которые имеются и которые дают путь изучения ребенка». Она указывала на то, что «педагогика сдает очень часто изучение ребенка педологу». «Надо, чтобы педагог был чутким психологом, который умел бы видеть, умел подсмотреть, что делается в душе ребенка», — говорила она. В учете возрастных и индивидуальных особенностей она усматривала уважение к личности ребенка. Во всех своих рецензиях на программы и в проектах программ по педагогике, составленных ею, Н. К- Крупская особо выделяет изучение закономерностей развития детей, уровня развития, системы воздействия на развитие. В отзыве на проект программы по педагогике для педагогических институтов (1937 г.) она специальным пунктом включает вопрос о необходимости развития интеллекта детей: «Ничего не сказано относительно того, как надо учить делать обобщения, выводы (логике формальной), как давать явления во всех связях и опосредствованиях». В другом отзыве на проект программы по педагогике для педвузов (1932 г.) она писала о том, что нужно «изучение особенностей ребенка и его развития». В одном из проектов программы по педагогике она намечала следующие вопросы для изучения: «Особенности детского возраста. Особенности детей отдельных возрастов. Методы изучения детей. Ребенок как продукт и член определенной среды. Учет возрастных особенностей в процессе обучения детей. Учет способностей ребенка и гармоническое развитие их». Необходимо знать, как преломляется педагогическое влияние у ребенка.
Знание закономерностей развития детей повышает роль и силу воспитания. В 1931 г. в проекте программы по педагогике для педагогических высших учебных заведений она писала о необходимости изучения физических и психологических особенностей детей для повышения эффективности воспитательной и учебной работы.
В 1937 г. в беседе с аспирантами института детком-движения она говорила: «Ведь педологию не за то ругали, что она говорит о возрастных особенностях, а потому, что она вместо того, чтобы лучше ознакомить педагога, молодого вожатого с тем, что такое ребенок представляет собой, мешала им это делать. Это — грубейшее извращение, которое мешало настоящему воспитанию ребенка». Изучение этапов возрастного развития детей Н. К. Крупская рассматривала как часть всей проблемы закономерной связи между учебно-воспитательным процессом и ходом развития учащихся. Исследованием этой проблемы она преследовала цель — выяснить, каковы должны быть содержание, методы и организационные формы обучения и воспитания, чтобы добиться успешного овладения школьниками знаниями и их высокого умственного развития. Успеха в работе «нельзя достигнуть, не зная хорошо каждого ученика, уровня его знаний и развития, условий домашней жизни».
Анализируя наследие Н. К. Крупской в этой области и его значение для педагогики и психологии, надо иметь в виду, что она обогатила эти науки научно обоснованными яркими психолого-педагогическими характеристиками детей отдельных возрастов. Она преодолела схематизм и созерцательность, характерные для психологии и педагогики в изучении способностей и возможностей детей на разных ступенях и стадиях их развития.
Дидактический аспект проблемы возрастных особенностей широко представлен в педагогическом наследии Н. К. Крупской. Она не только декларировала, но показала, как учитывать закономерности возрастного развития на разных ступенях обучения в конкретных вопросах обучения и воспитания. В дидактике ею показано, как, учитывая возрастные особенности школьников, сделать обучение воспитывающим и развивающим. Подробное освещение этого вопроса дается в 3-й и 5-й главах.
Должно быть особо отмечено, что у Н. К. Крупской вопросы воспитания коммунистической морали у школьника также рассматривались в органической связи с вопросом о возрастных особенностях. Она не просто выдвигала это требование, но много сделала для его осуществления. Эта сторона ее деятельности, к сожалению, не привлекла пока заслуженного внимания не только психологов, но и педагогов. Ее мысли и советы об учете закономерностей возрастного развития в работе по нравственному воспитанию отчетливо выступают в специальных статьях и в ее высказываниях по отдельным сторонам деятельности пионеров и комсомольцев — учение, труд и общественная работа, что нами показано в 6-й главе.
С точки зрения педагогической также заслуживает внимания освещение Н. К. Крупской педагогических условий, которые обеспечивают формирование того или другого положительного качества и преодоление специфических трудностей возраста. В данном параграфе автор ограничивается освещением общих педагогических характеристик школьников разного возраста. Возрастная периодизация, которой пользуется Н. К. Крупская, несколько отличается от принятой в психологии и педагогике. Она различает детей дошкольного, младшего школьного возраста и подростков, причем в последнюю группу она включает школьников от 13 до 17—18 лет. Разумеется, в подходе к детям среднего и старшего возраста различия у нее выступают совершенно отчетливо.
В характеристике школьников отдельных возрастов надо иметь в виду и следующие принципиальные положения, сформулированные Н. К. Крупской. В каждом детском возрасте она видела свои особые достоинства, свою одаренность и раскрыла методы ее реализации. Она также подчеркнула преемственность в развитии детей разных возрастов и сделала соответствующие педагогические выводы.
Актуально звучат ее слова против фетишизации возрастных лимитов: «Возрастные лимиты не надо истолковывать в чересчур ограничивающем смысле» («Спорные вопросы марксистско-ленинской педагогики». Стенограмма расширенного заседания коллегии Наркомпроса от 3/VII 1928 года).
Она утверждала, что советский школьник под влиянием социалистической среды быстро развивается, и советовала учитывать особенности именно нового ученика. Ученик советской школы привык к большой самостоятельности, он больше связан с жизнью, кругозор его шире, и поэтому она считает возможным усложнить преподавание: «Надо и можно ребятам объяснить вещи, которые раньше были им непонятны». Изменения в развитии школьника особенно заметны на деревенских детях: «Если десять лет тому назад деревенский ребенок был, как и вся деревня, обособлен, с узким кругозором, то сейчас деревенские ребята живут в условиях перестраивающейся жизни, кругозор их становится гораздо шире». Но вместе с тем она отвергала псевдонаучные, безответственные уверения в том, что «ребенок все может в любом возрасте», а «учет возрастных особенностей это де чуть ли не контрреволюция».
Н. К. Крупская по праву считается в советской педагогике основоположником педагогики раннего детства— преддошкольного и дошкольного. Она отправлялась от мысли, что основы формирования личности человека закладываются еще в дошкольном возрасте. «Впечатления раннего детства кладут отпечаток на дальнейшее воспитание и развитие человека». Она утверждала, что, если «мы поставим правильно дошкольное воспитание ребят, мы тем самым поднимем школу на более высокую ступень, она даст большой эффект». Дошкольное воспитание должно давать предварительную подготовку для успешного обучения в школе не только путем овладения некоторыми знаниями и умениями, но формированием таких качеств, как самостоятельность (умение ставить перед собой определенные посильные задачи и решать их) и инициативность.
Изучение детей младшего школьного возраста, когда закладывается фундамент дальнейшего развития, Н. К. Крупская считала особенно важным. Она ссылалась на Руссо, который, хотя и в парадоксальной форме, говорил, что самое сильное педагогическое влияние относится к детским годам, что каждое последующее педагогическое воздействие имеет все меньшее и меньшее влияние на формирование личности по сравнению с предыдущим. Н. К. Крупская подчеркивала, что восприимчивость, податливость, пластичность нервной системы у детей младшего школьного возраста открывают особенно большие возможности для педагогического воздействия на них. Привлекла она внимание и к особенностям, которые нужно учесть в нравственном воспитании.
В замечательной статье Н. К. Крупской «О задачах художественного воспитания», где речь идет об использовании искусства для воспитания коммунистической морали у детей, говорится, что возраст от 7 до 12 лет характеризуется развитием общественных инстинктов. Еще в 1909 г. она писала, что «у ребенка громадная потребность быть полезным».
Кстати, термин «инстинкт» в употреблении Н. К. Крупской не биологическое понятие, а наполнен общественным содержанием. Здесь же она отмечает непосредственность, безыскусственность мыслей и чувств детей этого возраста.
Вместе с тем она отмечала физическую слабость и связанную с ней быструю утомляемость детей младшего школьного возраста: слабое развитие мелких мышц руки, потребность ребенка в движении, что требует частых перерывов в занятиях, смены сидячего положения подвижным, физических упражнений, специального оборудования классных комнат, а также разнообразных игр. В 1931 г. в программе по педагогике для педагогических вузов она отметила следующие особенности детей младшего школьного возраста: «...подражательность, эмоциональность, впечатлительность, отсутствие жизненного опыта, слабое развитие отвлеченного мышления».
Для преодоления ограниченности восприятия детей младшего школьного возраста — его нерасчлененности, синкретизма Н. К. Крупская настойчиво рекомендовала уделять особое внимание развитию сенсорной культуры. Развитие анализаторов она считала важным для развития всей мыслительной деятельности, для познания окружающего мира, для овладения точными знаниями. В обучении детей младшего школьного возраста отдельным предметам Н. К. Крупская рекомендовала ряд специальных конкретных приемов и способов, направленных на развитие логического мышления. Она привлекла внимание к эстетическому воспитанию детей этого возраста. Пение, игры, танцы, музыка, рисование — это естественные формы выражения чувств, настроений детей младшего возраста. Они помогают воспитывать у детей нравственные чувства. Эмоциональная непосредственность, писала она, требует многообразия, красочности и яркости форм и методов работы с детьми этого возраста. Обстоятельный и конкретный показ Н. К. Крупской учета закономерностей возрастного развития в самом содержании и методах обучения труду, рисованию и другим предметам на ступени начальной школы, отраженный в соответствующих местах исследования, может служить образцом в отношении оптимального руководства усвоением знаний, как это показано в последующих главах.
Учет особенностей детей младшего школьного возраста должен, по ее мнению, найти выражение не только в содержании и методах обучения, но и отлиться в организационные формы. Отмечая в 30-х годах разрыв между начальным школьным обучением и дошкольным, она считала педагогически целесообразным иметь специальные приготовительные классы в школе — «нулевки», которые она мыслила как сочетание дошкольного воспитания с первоначальным школьным. Не без влияния Н. К. Крупской было принято решение о начале обучения с семилетнего возраста, оправданное жизнью: «Я считаю, что начинать учить в школе надо не с 8 лет, а с 7 лет... но Вы неправы, — писала она одной учительнице, — если считаете, что грамоте надо учить ребят чуть ли не с 2—3 лет. Это ни к чему». В выступлениях о начале школьного обучения она дала ряд полезных методических советов по содержанию обучения семилеток. Она обращала внимание на предметы, связанные с эстетическим воспитанием, — рисование, лепку, пение, а также на формирование трудовых навыков и умение владеть карандашом, пером и др. Она подчеркивала, что необходима особая, специальная забота об общем развитии. Об этом она писала также и в отзыве на проект программы для нулевых групп.
Много полезных и ярких страниц написано Н. К. Крупской о детях подросткового возраста. В отличие от теоретиков буржуазной психологии, которые определяют этот возраст как период «тяжелого кризиса», и даже «катастрофический», она утверждала, что для подростка характерны живой интерес ко всему окружающему, большая активность, стремление к труду, умственному и физическому, стремление к применению своих знаний.
Большие возможности детей подросткового возраста в смысле овладения знаниями, в смысле общего развития, развития у подростков коммунистических моральных черт раскрыты Н. К. Крупской в психолого-педагогических характеристиках и в дидактике. Разумеется, она рассматривала уровень развития детей различных возрастов не только как функцию возраста, но как результат всего процесса обучения и воспитания.
Наиболее характерным периодом проявления способностей является подростковый период. Отмечая преемственность в развитии детей среднего возраста в отношении детей младшего возраста, она с особой силой подчеркивала, что переходный, подростковый возраст это не плавный период развития. В этом возрасте происходят большие сдвиги. Специфическая особенность психологии этого возраста заключается в том, что это психология полуребенка, полувзрослого. Подросток еще, как ребенок, жадно впитывает в себя все впечатления, но вместе с тем в нем есть уже черты взрослости. «Это — возраст нарастающей энергии, самоутверждающейся личности».
Говоря о том, что учитель должен иметь в виду становление и развитие его личности, изменение интересов подростков, богатство и разнообразие их, она заметила, что из всей массы интересов, «целесообразных и нецелесообразных», надо уметь выбрать интересы, ценные с точки зрения познавательной и воспитательной. Она предостерегала от того, чтобы «ориентироваться на любой интерес детей».
Роль воспитания в этом возрасте повышается. Отдельные характериологические черты подростков: импульсивность, впечатлительность, некоторая неуравновешенность, частая смена настроений — иногда создают конфликты с окружающими. «Подростки — народ очень трудный, очень впечатлительный, возбудимый, не владеющий еще собою, но в то же время это возраст, когда ребята вглядываются в жизнь особенно внимательными глазами, когда они активно реагируют на окружающее». В процессе коммунистического нравственного воспитания школьников подросткового возраста Надежда Константиновна советовала иметь в виду то, что они уже вплотную подходят к пониманию вопросов развития природы и общества, восприимчивы к усвоению социалистических идей, их возмущает общественная несправедливость. Подростка «могут увлечь идеалы взрослого, которым он мог бы отдаться со всем свойственным его возрасту энтузиазмом». Воспитание положительных идеалов отвечает стремлению школьников старшего возраста, причем это стремление носит действенный характер, это возраст активного отношения к жизни.
В формировании нравственного сознания, чувств и поведения у подростков надо также иметь в виду, что подросток стремится к самоутверждению, к самопознанию и самовоспитанию.
В 1927 г. Н. К. Крупская писала: «Особенности переходного возраста вызывают у подростка стремление к самоуглублению. Подростка начинают все больше и больше интересовать вопросы морали, личности, отношения личности к коллективу». Подросток 15—16 лет стремится определить свое место в природе и общественной жизни, его интересуют вопросы естествознания и общественных наук.
«В старших классах советской единой трудовой школы ребята уже вплотную подходят к разрешению основных вопросов мировоззрения». Нужно влиять и влиять очень сильно, многократно говорила Н. К. Крупская, но так, чтобы давать простор самостоятельности подростка, возможность развернуть свои силы. Подросткам присуще стремление применять свои знания в практической деятельности. Надо организовать эту активность, научить детей овладевать знаниями, научить их вести общественную работу. Одной из важных задач Н. К. Крупская считала подготовку школьников старших классов к сознательному выбору профессии, формирование у них профессиональных интересов. Это стремление нужно поощрять и использовать в целях развития личности подростка, но не в форме ранней профессионализации. В 1922 г. Н. К. Крупская писала, что в переходном возрасте интересы и склонности еще не определились, «выбор профессии в этом возрасте может быть часто случайным». Н. К. Крупской были особенно близки интересы комсомольцев юношеского возраста. В предисловии к книге «Воспитание молодежи в ленинском духе» она писала: «Этот 1917 год связал меня особо крепкими «итями с рабочей молодежью, заставил принимать близко к сердцу все вопросы, касающиеся молодежи». Она выделяет такие черты, характерные для юношеского возраста, как потребность в формировании диалектико-материалистического мировоззрения, в самовоспитании, стремление «врезаться» в жизнь и перестроить ее, тяготение к творческому, сознательному труду. Для юношей характерны также высокий уровень абстрактного мышления, способность к широким обобщениям, интерес к теоретическим проблемам, стремление к осмысливанию, к обоснованию.
В 1922 г. Н. К. Крупская писала: «Молодежь в этом возрасте способна на беззаветное увлечение, на самый горячий энтузиазм. Только это увлечение, этот энтузиазм быстро гаснут, если они не могут вылиться в какое-либо действие, претвориться в живую, захватывающую подростка деятельность, и не только деятельность умственную, духовную, но и деятельность чисто физическую». В многогранной деятельности Н. К. Крупской рабоче-крестьянская молодежь вообще занимала видное место, но подробное освещение этого вопроса выходит за пределы данной темы.
К проблеме возрастных особенностей примыкают высказывания Н. К. Крупской о природной одаренности. Немало критических, научно обоснованных мыслей высказала она в адрес буржуазной теории одаренности, показав, что гносеологической основой этой теории является идеализм и по своей политической направленности она выражает классовую дискриминацию по отношению к детям трудящихся. В статье «Об извращениях в дошкольном деле» она убедительно разоблачала тех представителей буржуазной психологии, которые доказывали, что якобы наиболее одаренные дети — это дети господствующих классов, а дети трудящихся по одаренности, по способностям стоят гораздо ниже.
Задачу советской школы она видела в выявлении и развитии способностей у всех детей в процессе обучения их умственному и физическому труду. «Мы должны, — говорила она, — заботиться о всех ребятах, всем ребятам давать максимум того, что мы можем». Н. К. Крупская советовала не спешить с «зачислением» детей в отсталые и одаренные, учитывая сложность психического развития детей. Она объясняла, что одаренные могут впоследствии оказаться рядовыми, а их сверстники, не столь быстро развивающиеся вначале, могут в дальнейшем догнать и перегнать их, так как возможны временные задержки и периоды быстрого развития у отдельных детей. Отвергая буржуазную теорию одаренности, она вместе с тем утверждала, что изучение и забота о развитии общих и специальных способностей необходимы для успешного дифференцированного, индивидуального подхода к детям в обучении и воспитании. Нужен «учет специальной одаренности ребенка и удовлетворение потребностей, вытекающих из этой одаренности», — писала она в одном из проектов программ по педагогике. Н. К. Крупская исходила из положения, что способности — это не врожденные, неизменные силы, а свойства, формирующиеся в деятельности на основе природных задатков. До деятельности человека существуют лишь задатки способностей, и только в процессе труда способность начинает функционировать как действительная сила, говорил К. Маркс.
В своих статьях по вопросам обучения и воспитания Н. К. Крупская раскрыла наиболее благоприятные условия для развития общих и специальных способностей.
В отличие от мнения, принятого в ее время в психолого-педагогической литературе, она утверждала, что способности формируются не только в умственном воспитании, но также в нравственном и политехническом.
Н. К. Крупскую беспокоила односторонность в развитии талантливых детей, наблюдающееся иногда зазнайство, высокомерие: «Мы не должны внушать талантливым детям, что они какие-то особенные, ставить их в привилегированное положение. Надо заботиться, чтобы они получили всестороннее образование».
В 1938 г. она писала, что ей хочется защищать талантливых, особо одаренных детей от их родителей, чтобы они не обрекли своих детей на одиночество и самомнение и не помешали им жить полной и содержательной жизнью. Растить всесторонне развитых людей, воспитывать познавательные способности, будить новые интересы — в этом она видела основную задачу учителя. Для руководства процессом формирования личности детей необходимы научные, объективные, диагностичные методы изучения их.
Н. К. Крупская отстаивала целостное изучение ребенка. В 1932 г. во время дискуссии по вопросам педологии в Обществе педагогов-марксистов она говорила о «необходимости всестороннего целостного изучения ребенка», мотивируя тем, что в развитии ребенка физиологические, психологические и другие факторы переплетаются. Разумеется, она не отрицала и функционального изучения отдельных качеств: всестороннее, целостное изучение, полагала она, без знания развития отдельных сторон ребенка невозможно.
Говоря о методах изучения, Н. К. Крупская предупреждала: «Надо изучать ребенка, изучать, конечно, не заграничными тестами, которые к нашим ребятам неприменимы, потому что они живут в других условиях. Но надо найти пути для того, чтобы живым ребенком, кругом его знаний и понятий овладеть, чтобы знать, как подойти к ребенку». В «Заметках к тезисам докладов на I Всесоюзном педологическом съезде» она подчеркнула значение объективного наблюдения и важность культуры наблюдения, а также сделала критическое замечание о тестах как методе изучения детей: «Тесты — опасность оторваться от живой жизни; наблюдать не то, что имеет большое значение».
В замечаниях на тезисы Н. К. Корнилова, А. Г. Иванова-Смоленского и М. Я. Басова в 1927 г. она сочувственно отмечает: «Тезисы — противовес односторонности тестового подхода, это хорошо». Изучение ребенка в процессе его разнообразной деятельности она считала основным направлением в изучении детей. Видное место она отводила и художественной литературе как одному из источников изучения ребенка. В системе изучения особенностей ребенка определенную роль играет эксперимент, но правильно поставленный. В ответ на запрос А. С. Бубнова о целесообразности использования методов экспериментальной педагогики она заявила, что относится отрицательно к тому, чтобы возвращаться к Лаю, Мейману, Торндайку, А. П. Нечаеву, так как «экспериментальная педагогика, оторванная от материалистической основы,— по ее словам,— справедливо раскритикована».
Она полагала, что методика изучения детей должна включать наблюдение, беседы, эксперимент. Н. К. Крупская писала: «Тут важны не только педологические обследования — важно знание интересов ребенка, его взглядов, стремлений, его жизненного опыта, необходимо знание людей, которые его окружают».
Свои психолого-педагогические характеристики детей она часто подкрепляет выдержками из произведений этих писателей. Она высоко ценила мастерство великого художника Л. Н. Толстого в раскрытии духовного мира детей.
Оценивая роль Н. К. Крупской в решении проблемы возрастного развития детей, надо учитывать, что она отстаивала необходимость учета и изучения закономерностей возрастного развития и в 30-е годы, когда правильная в принципе критика педологии сопровождалась отрицанием всей этой проблемы. «Нельзя смешивать педологию с изучением возрастных особенностей ребенка и из боязни впасть в педологию выбрасывать материалистическую основу педагогики».
Именно Н. К. Крупской педагогика и педагогическая психология обязаны последовательной и настойчивой пропагандой и научным решением этой важной проблемы.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +