Дидактические взгляды Н. К. Крупской составляют неотъемлемую часть всей ее педагогической системы и имеют огромное значение как для истории развития педагогической мысли, так и для работы школы на современном этапе ее развития.
Проблемы дидактики занимают, естественно, центральное место во всей педагогической системе Н. К. Крупской. Этим вопросам посвящено наибольшее число ее работ и уделено больше всего внимания в практической деятельности.
Перед советской дидактикой она выдвинула задачу научно обосновать всю педагогическую практику, научно обосновать содержание программ, методы обучения и воспитания. Старая, дореволюционная дидактика, говорила она, хотя имела в своем арсенале немало достижений, особенно по начальной школе, не могла быть широко использована советской школой, так как основывалась на идеалистической теории познания и на идеалистической психологии. Не удовлетворял ее и уровень теоретического развития советской дидактики. Она указывала на то, что нет продуманной, научной методики коммунистического воспитания и образования.
В ее педагогических сочинениях научно разработаны основные проблемы дидактики — содержание общего и политехнического образования, а также процесс обучения. Н. К. Крупская разработала теоретические основы советской дидактики.
Четко сформулированные ею требования к содержанию школьного образования определялись задачами советской школы, научным анализом учебных дисциплин и психолого-педагогическим анализом процесса познания в обучении.
В ее трудах теория обучения была исследована на новой гносеологической основе — на основе марксистско-ленинской теории познания и материалистической психологии.
В отличие от традиционной дидактики Н. К. Крупская предметом этой науки наряду с принципами, формами и методами обучения сделала и содержание образования, причем она еще в 1918 г. подчеркивала, что «определяющим в трудовой школе является ее содержание».
Дидактику она рассматривала как теорию общего и политехнического образования. Ее дидактические исследования касаются обучения не только детей, но и взрослых.
Ленинский принцип связи обучения с жизнью, с трудом, с практикой социалистического строительства нашел полное и конкретное осуществление именно в дидактике, разработанной Н. К. Крупской. Проблема воспитывающего обучения, единства обучения и воспитания, актуальная в настоящее время, была так остро поставлена и так фундаментально ею разработана, что это явилось новым словом в теории обучения.
Н. К. Крупская считала, что школа должна не только давать знания, но научить школьника применять эти знания на практике, претворять их в жизнь. Школа, оторванная от жизни, не вторгающаяся в жизнь,— это мертвая школа, старая школа, по утверждению Н. К. Крупской.
Идея развивающего обучения, столь блистательно исследованная К. Д. Ушинским и его последователями в общедидактическом плане и в процессе обучения отдельным дисциплинам, нашла дальнейшее развитие в советской дидактике и психологии прежде всего в трудах Н. К. Крупской.
Она выдвинула целую систему педагогических средств и приемов, направленных на развитие познавательных способностей, активизацию мыслительной деятельности в процессе обучения.
Ее богатое наследие по этому вопросу оказывает большую помощь в осуществлении психолого-педагогической проблемы—воспитания мышления у школьников, составляющего одну из сторон всесторонне развитой личности.
Научить подрастающее поколение самостоятельно овладевать знаниями Н. К. Крупская считала важнейшей задачей советской дидактики: необходимо «так наладить самодеятельность ребят в школе, чтобы они не только воспринимали то, что им говорят, а чтобы они умели и самостоятельно как-то учиться, чтобы они проявляли инициативу в работе».
Приведенное и многочисленные другие высказывания Н. К. Крупской по этому вопросу звучат современно, и их правильность даже сейчас особенно очевидна. Учитывая огромный объем знаний, которым должны овладеть учащиеся, она выдвинула задачу организовать обучение таким образом, чтобы самое существенное и важное давать в возможно более экономной форме, опираясь на активность и самостоятельность обучающихся. «Ту сумму знаний, которая составляет самое существенное и необходимое, надо дать как можно в более экономной форме, иначе знания эти не будут усвоены».
Пути и средства, рекомендованные ею для осуществления этой задачи, освещаются в главе о процессе обучения.
Нужно иметь в виду и работу Н. К. Крупской в области дидактики в качестве председателя научно-педагогической секции ГУСа (Государственного ученого совета) Наркомпроса, которая была органом научного руководства всей педагогической работой с детьми школьного и дошкольного возраста.
В качестве председателя Главполитпросвета она направляла всю методическую работу по просвещению взрослого населения.
Творческую работу в области воспитания и образования вел в течение десяти лет руководимый Н. К. Крупской журнал «На путях к новой школе», где, по словам Н. К. Крупской, велась борьба «за марксизм в педагогике».
Большую методическую работу проводило и Общество педагогов-марксистов, которое она возглавляла в течение пяти лет (1930—1935).
Труды Н. К. Крупской по вопросам дидактики помогают и сейчас в совершенствовании обучения в средней школе. Нет ни одной существенной проблемы дидактики, которая в большей или меньшей степени не нашла бы отражения в ее большом педагогическом наследии. Автор данной работы ограничивает свою задачу анализом трех проблем, которые заняли видное место в научной и практической деятельности Н. К. Крупской. Это, во-первых, проблема содержания общего и политехнического образования. Ввиду того что проблема политехнического образования была новой и очень сложной, Н. К. Крупская уделила ей много внимания, и в нашем исследовании освещение ее выделено в специальную главу. Во-вторых, проблема усвоения знаний и методов преподавания. Таким образом, вопросам дидактики посвящается три главы: глава 3 — Научные основы содержания школьного образования; глава 4 — Политехническое образование; глава 5 — Процесс обучения в школе.
Н. К. Крупская подчеркивала, что коренного изменения содержания образования настойчиво требовал В. И. Ленин: «Владимир Ильич говорил много раз о том, что в корне должно быть изменено все содержание преподавания, что оно должно быть тесно связано со всем социалистическим строительством, с злободневными задачами этого строительства».
Уже первые годы работы Наркомпроса были заполнены тем, чтобы установить то содержание образования, которое способно заложить основы цельного коммунистического миросозерцания, увязать как можно теснее школу с жизнью. Формирование у школьников основ диалектико-материалистического мировоззрения Н. К. Крупская связывала прежде всего с содержанием образования. Но так как «материалистическое миропонимание складывается не на основе какой-нибудь одной науки, а воспитывается правильной постановкой всех предметов», то необходим был пересмотр содержания всех предметов школьного образования.
В дореволюционной школе содержание образования покоилось на идеалистической основе, в ряде случаев сохранялись знания, уже отвергнутые наукой. Выступая против традиционного разрыва между наукой и учебным предметом, Н. К. Крупская требовала устранить «зияющий разрыв» между школьной системой знаний и научной. Для определения содержания школьного образования она советовала привлечь крупных ученых из разных областей науки и при их участии отобрать содержание обучения и определить систему расположения, потому что у нас «много таких систематик,— писала она,— которые мы считаем научными, но которые по существу не соответствуют достижениям современной науки». В своих многочисленных статьях и выступлениях она дала примеры научного, методологического анализа содержания отдельных учебных дисциплин. Методологические, принципиальные высказывания Н. К. Крупской по вопросам содержания образования оставили заметный след и в науке, и в дидактике. Предметом исследования для нее были и общественные науки, и естественные. В статье «Пролетарская идеология и Пролеткульт» она говорит о различии между общественными и точными науками в смысле идеологическом, классовом. Что касается общественных наук, то их классовая направленность была подчеркнута Н. К. Крупской в таких словах: «Оценки общественных явлений у буржуазии и у пролетариата совершенно иные». О классовости же естественных наук, по ее мнению, можно говорить в том смысле, что в классовом обществе они являются достоянием эксплуататорских классов, а в социалистическом обществе успехи естествознания идут на пользу всему обществу. Пролетариат, овладев властью, сделает науку достоянием широких масс, «разовьет целые новые области точных наук, в развитии которых заинтересован пролетариат, заинтересовано все человечество». В своих трудах по вопросам содержания образования она касалась научных основ как гуманитарных, так и естественных дисциплин.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.