Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Принципы трудовой политехнической школы


Е. И. Руднева. "Педагогическая система Н. К. Крупской"
Изд-во Московского университета, 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Глубокое знание учения Маркса, критическое освоение педагогического наследства прошлого, большой личный педагогический опыт и широкая эрудиция позволили Н. К. Крупской еще в дооктябрьский период наметить контуры будущей, социалистической школы.
Разработку и пропаганду идей трудовой политехнической школы Н. К. Крупская рассматривала как часть борьбы за социализм. «Надо было готовиться к моменту, когда власть перейдет в руки рабочего класса, надо было подготовлять фронт просвещения. Работа эта стала неотложной; когда разразилась война, надо было браться за работу вплотную»,— писала она в предисловии к четвертому изданию книги «Народное образование и демократия».
Школе в социалистическом обществе Н. К. Крупская отводит большую роль, рассматривая ее как орудие преобразования классового общества в бесклассовое.
Уже в 1899 г. в книге «Женщина-работница» она обосновала и конкретизировала марксистскую идею общественного воспитания как идею пролетарскую.
Намечая контуры социалистической школы, она подвергла рассмотрению такой принцип ее, как отделение школы от церкви, который сам по себе является требованием буржуазно-демократической революции, но который нигде, в том числе и в России до Великой Октябрьской революции, не был осуществлен. По поводу этого требования в неопубликованном документе на тему «Отделение школы от церкви» Н. К. Крупская писала: «В период борьбы за национальное государство, в период борьбы с властью церкви это требование отделения школы от церкви было требованием передовых слоев буржуазии... Демократия поддерживает это требование передовой буржуазии, поскольку она хочет выбить религию, как орудие классового господства».
В. И. Ленин писал, что все буржуазные революции, в том числе революция 1789 г. во Франции, сохраняют остатки феодализма и в культуре, в частности религию в школе, проводя лишь формальное отделение школы от церкви. По словам В. И. Ленина, буржуазная демократия подобные революционные мероприятия лишь «обещала, но нигде в мире не довела до конца, благодаря многообразным фактическим связям капитала с религиозной пропагандой».
В этой связи нужно указать, что в проекте изменения пунктов программы РСДРП (б), относящихся к народному образованию, составленном Н. К. Крупской в мае 1917 г., она писала: «К пункту 13 программы-минимум (политическая часть) надо добавить: полная светскость школы» и мотивировала это дополнение тем,что отделение школы от церкви еще не гарантирует ее светскости.
В цитированном выше архивном документе, где говорится об отделении школы от церкви, она дальше пишет, что «социал-демократия не может удовлетвориться только этим требованием. Она выдвигает другое требование — превратить школу из орудия классовой борьбы, из средства одурачения подрастающего поколения в средство освобождения его, и для этой цели социал-демократия выдвигает другой лозунг — отделения школы от государства или, вернее, передачи школьного дела в руки самой демократии».
К вопросу о роли буржуазного государства в образовании Н. К. Крупская обращалась до революции неоднократно. В плане ее работы о Марксе (1913 г.) значился специальный пункт об отделении школы от государства. «Мало того, что Маркс видел классовый характер современного воспитания,— писала она,— он видел, что этот классовый характер осуществляется через посредство государства, и поэтому он настаивал на отделении школы от государства». «Из рук церкви и из рук буржуазного государства хотел Маркс вырвать воспитание подрастающего поколения», — писала она.
В подготовительных материалах Н. К. Крупская цитирует то место из «Критики Готской программы», где Маркс, осуждая намерение германской социал-демократии «назначить государство воспитателем народа», требует «отстранить как правительство, так и церковь от всякого влияния на школу». Маркс возражал против воспитания народа государством, под которым разумелось прусско-немецкое государство. «Маркс стремился освободить школу от ее подчиненности государству. Он хотел выбить это орудие духовного порабощения народа из рук классового врага пролетариата — буржуазии». Ссылаясь на книгу «Гражданская война во Франции» и другие работы Маркса, она утверждала, что, отвергая идеологическое влияние буржуазного государства на школу, Маркс не отрицал его законодательного вмешательства. Он считал целесообразным, чтобы государство отпускало средства на школу, заботилось о подготовке учителей. Тем более Н. К. Крупская не могла отвергать законодательного руководства со стороны социалистического государства народным образованием. В одном из вариантов проекта изменения пунктов программы РСДРП (б), относящихся к народному образованию, в апреле 1917 г. она писала: «Центральная власть должна определять, каковы должны быть основы народного образования (например, школа должна быть светская, всеобщая, бесплатная, должна предоставлять ученикам бесплатно кров, пищу и одежду; должна обращать внимание на физическое развитие, строить образование на связи обучения с производительным трудом и т. д.)».
Следовательно, Н. К. Крупская полагала, что принципиальные основы народного образования определяются центральным органом государства. Дальше в этом же пункте говорится: «В Российской Советской Республике эти основы устанавливает съезд Советов. В рамках этих основ местная власть (местные Советы народного образования) автономна в деле организации народного образования в своем районе».
Опираясь на учение К. Маркса и В. И. Ленина о роли масс в создании социалистического государства, она стремилась найти организационные формы, обеспечивающие участие населения в просвещении. В 1912 г. в письме в редакцию журнала «Свободное воспитание» она осведомлялась о возможности опубликования в журнале ее статьи на тему «Об участии населения в деле организации народного образования».
В плане работы над книгой «Народное образование и демократия» она писала: «Требование всеобщего обязательного светского обучения недостаточно. Оно должно быть дополнено требованием передачи народного образования в руки самого населения, что должно обозначать устранение административного вмешательства».
Наиболее подробно Н. К. Крупская останавливается на важнейшем принципе, который должен лечь в основу будущей, социалистической школы, на принципе политехнического образования и соединения обучения с производительным трудом. Она подчеркивала, что Маркс старался найти в детском труде то, что в своем развитии при изменившихся условиях может превратиться в свою противоположность, явиться ценным воспитательным элементом в социалистическом обществе. В дооктябрьских трудах она обратила внимание на замечательную особенность в учении Маркса о политехническом образовании и соединении обучения с производительным трудом — диалектическое отношение его к участию детей в общественно этом она писала: «Сквозь ужас капиталистической эксплуатации детского труда, разрушения старых форм семьи Маркс в самом факте привлечения детей и подростков (равно как и женщин) к участию в общественном производстве видит явление прогрессивное, которое будет содействовать установлению высших форм семьи и явится источником развития человеческой личности».
Поэтому, как подчеркнула Н. К. Крупская в книге «Народное образование и демократия», К. Маркс в «Критике Готской программы» выступает против запрещения детского труда. Она показала, что Маркс вскрыл противоречие между тем положительным влиянием, которое машина сама по себе способна оказывать на развитие человека, и формой труда на капиталистической фабрике, обусловленной общественным разделением труда в условиях капитализма.
Н. К. Крупская развивала положение Маркса о том, что только в социалистическом обществе, где хозяйство ведется по плану в интересах всего общества, постепенно будет ликвидироваться противоположность между умственным и физическим трудом. Это общество не только будет нуждаться во всесторонне развитых людях, способных ориентироваться во всей системе производства, но создаст необходимые условия для подготовки таких людей.
«При капитализме,— писала она,— развиться политехнизм настоящим образом не может, хотя крупная индустрия повелительно и толкает образование на этот путь. Но поскольку капитализм не совместим с превращением рабочего во всесторонне развитого человека, подлинного хозяина производства, а не простого исполнителя, постольку условия капиталистического производства мешают развитию политехнизма».
В 1913 г. она писала, что пункт программы партии о профессиональных школах должен быть заменен требованием политехнического образования, мотивируя тем, что существующее разделение труда в обществе несет неисчислимые бедствия рабочему классу и что он нуждается в общей политехнической подготовке.
В упомянутом варианте проекта изменения пунктов программы партии по народному образованию Н. К. Крупская писала: «Школа обязана организовать производительный труд подростков, связав его с обучением и придав ему политехнический характер». В 14-м пункте этого проекта программы РСДРП (б), написанном Н. К. Крупской в мае 1917 г., предусматривается «тесная связь обучения с детским общественно-производительным трудом».
Требование замены пункта программы РСДРП (б) о профессиональном образовании пунктом о политехническом образовании, выдвинутое Н. К. Крупской, касалось средней общеобразовательной школы. Оно не означало депрофессионализации, а было направлено против ранней профессионализации. Она утверждала, что с ранних детских лет приучать ребенка к той или иной профессии значит мешать выявлению и развитию заложенных в нем духовных способностей и возможностей.
В отличие от буржуазных теоретиков трудового воспитания, распространявших трудовой принцип обучения только на начальную школу и отдававших среднюю школу, особенно в России и Германии, под влияние гербартианцев, Н. К. Крупская распространяла этот принцип на всю школу. Они физический труд рассматривали только как дидактическое средство, а Н. К. Крупская уже в дооктябрьский период говорила о необходимости участия школьников в производительном труде: «В общей единой школе обучение должно быть тесно связано с производительным трудом».
Она не ограничилась разъяснением общих марксистских принципов социалистической школы, но, пользуясь ими, нарисовала картину будущей школы, хотя, конечно, лишь в самых общих и кратких очертаниях. Вот какими общими чертами рисовала Н. К. Крупская в 1899 г. будущую, социалистическую школу: «Школа в социалистическом обществе, конечно, не будет похожа на теперешнюю школу. В будущей школе ученики будут приобретать гораздо больше знаний, они будут в то же время приучаться в школе и к производительному труду, а главное, школа будет не только учить, она будет развивать в них все силы, духовные и физические, будет воспитывать из них полезных, энергичных граждан». В этом высказывании уже намечены важнейшие черты будущей, трудовой политехнической школы: широкий круг общеобразовательных знаний, соединение обучения с производительным трудом, высокое развитие познавательных способностей, подготовка школой строителей нового, социалистического общества.
Труд, полагала Н. К. Крупская, должен удовлетворять следующим требованиям: 1) он должен быть связан с образованием; 2) быть применением приобретенных знаний; 3) школьник должен видеть и понимать результаты труда; 4) труд следует применять и за пределами школы, что дает возможность шире и ближе связать весь учебный процесс с окружающей ребенка жизнью; 5) он должен быть посильным для детей.
Она не только исследовала теоретические вопросы социалистической школы, но пропагандировала ее принципы и стремилась хотя бы частично осуществить их в жизни в условиях непосредственной подготовки социалистической революции в период от февраля к октябрю 1917 г. Работая в это время в Выборгской районной управе в качестве заведующей культурно-просветительным отделом, она развернула широкую культурно-просветительную работу, опираясь на активность масс.
Н. К. Крупская была и членом школьной секции городской культурно-просветительной комиссии при Петроградском муниципальном комитете и вела большую работу в области непосредственно школьного образования. Наряду с практической работой в управе Выборгского района и городской культурно-просветительной комиссии она выступала в печати с пропагандой идей социалистической школы, с критикой политики Временного правительства и Государственного комитета в вопросах народного образования. Она добивалась коренной реформы школы с целью «превратить школы учебы, где зубрят молитвы и грамматику, в школу труда, которая учит жить и работать».
Она требовала не только всеобщего обучения детей, но и всеобщего труда для них. «Всеобщая трудовая повинность подростков является требованием рабочих не только потому, что труд их необходим для страны, но и потому, что труд — великое воспитывающее средство». В августе 1917 г. культурно-просветительная комиссия Выборгского района приняла следующее предложенное Н. К. Крупской решение об организации политехнического обучения рабочих и подростков: «Культурно-просветительная комиссия считает необходимым бороться за организацию при фабриках и заводах школ для подростков в целях развития умственных и духовных способностей, приобретения необходимого политехнического образования». Предметом особой заботы для Н. К. Крупской в это время было правильное политическое воспитание подрастающего поколения. В статьях «Борьба за рабочую молодежь», «Союз молодежи», «Как организоваться рабочей молодежи» она разоблачала «яд буржуазной морали», «яд буржуазного мировоззрения».
О своей деятельности в Выборгской районной управе Н. К. Крупская говорила, что «работа в районных думах за месяцы, предшествовавшие Октябрю, дала порядочные организационный навыки и большие связи».
Главным содержанием и итогом всей теоретической и практической деятельности Н. К. Крупской была созданная ею в основе своей уже в дооктябрьский период теория трудовой политехнической школы, которая явилась воплощением исканий и чаяний педагогов-демократов прошлого и вместе с тем преодолением ограниченности их воззрений. Эта теория явилась ценнейшим вкладом в развитие педагогической науки, означала пересмотр с марксистских позиций «традиционной» теории обучения, давала иное решение вопросов содержания и методов обучения для новой, социалистической школы.
А. В. Луначарский следующим образом определил значение основного исторического труда Н. К. Крупской книги «Народное образование и демократия»: «Книга Надежды Константиновны, трактовавшая о старой школе учебы и о том, куда должна идти новая.школа, выдвинувшая политехнический и трудовой принцип, и была той основой, из которой мы исходили при составлении программ во всей нашей работе, как в деле создания новых идей о школе, так и в деле их практического осуществления, в деле практической педагогической работы, реального педагогического процесса, в тысячах и тысячах школ нашей республики».

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +