Исторически сложилось так, что наряду с термином педагогика долгое время в том же значении использовался и термин дидактика (didaktikos — поучающий). В первых трудах по дидактике рассматривались все вопросы образования и воспитания человека. «Великая дидактика» Яна Амоса Коменского также включала и вопросы воспитания. По мере развития педагогики дидактика начинает концентрировать свое внимание на вопросах образования и обучения.
Значительный вклад в развитие дидактики за рубежом вслед за Коменским внес великий швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827), посвятивший всю свою жизнь воспитанию детей из народа и разработке дидактики и методики начального образования. Песталоцци первым пытался соединить обучение в начальной школе с трудом и дать научное обоснование путей такого обучения.
Выдающийся немецкий педагог-демократ Адольф Дистервег (1790—1866) создал дидактику развивающего обучения, разработал и претворил в жизнь систему подготовки учителя, способного к творческой деятельности.
Глубокое психологическое обоснование многих вопросов обучения дал К. Д. Ушинский. Он основательно разработал дидактику русской народной школы, воплотил свои дидактические взгляды в учебных книгах для начальной школы. Можно без преувеличения сказать, что вся дидактика второй половины XIX и начала XX столетия развивалась под влиянием идей К. Д. Ушинского. Велико было значение его взглядов для школьной практики.
С первых лет организации советской школы начинает складываться новая, советская дидактика. Она была призвана определить содержание образования, его методы и организацию с учетом целей коммунистического воспитания. Эту работу возглавила Н. К. Крупская. Ею разработаны вопросы построения школьных программ и рекомендации о направлении преподавания всех без исключения учебных предметов. Особенно глубоко и основательно Н. К. Крупская изучала вопросы политехнического обучения и связи обучения с трудом в советской школе. Она много сделала для того, чтобы советская школа стала трудовой и политехнической. Под непосредственным руководством Н. К. Крупской проводили научно-экспериментальную работу по созданию новой системы обучения С. Т. Шацкий, M. M. Пистрак и другие педагоги.
Современная советская дидактика рассматривается как часть педагогики, изучающая образование и обучение. Она концентрирует свое внимание на исследовании процесса обучения. Он рассматривается дидактикой как обусловленное целью воспитания единство следующих компонентов:
содержания образования;
методов и организационных форм обучения;
деятельности учителя, или преподавания;
деятельности учащихся, или учения;
материальных средств обучения (учебники, учебные пособия, технические приспособления и др.).
Своей главной задачей дидактика считает вскрытие общих закономерностей процесса обучения и их проявления, а также нахождение общих и частных путей сознательного управления учебным процессом.
Дидактика учитывает не только общие, но и специфические для каждого предмета особенности обучения. Они изучаются частными дидактиками, или методиками обучения.
Современная советская дидактика развивается интенсивно, ведутся широкие дидактические эксперименты, всемерно поощряется творчество учителей и педагогических коллективов. Единство научного поиска и массового творчества учителей — залог успешного развития дидактики, решения задач, выдвигаемых жизнью.
ПОНЯТИЕ О СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ
«Век живи — век учись» — гласит народная пословица. Она зовет человека к постоянному совершенствованию своих знаний, своего образования. Образованный человек всегда вызывает восхищение окружающих. А. В. Луначарский сравнивал образованного человека с хорошим знатоком музыки. Такой человек, говорил он, слышит весь концерт, который играют вокруг него, все звуки для него доступны, все они сливаются в одну общую гармонию, которую мы называем человеческой культурой. И в то же время сам он играет на определенном инструменте, играет хорошо и делает свой ценный вклад в общее богатство. Луначарский настойчиво подчеркивал, что подлинное образование возможно лишь тогда, когда человек многое знает в общем, суммарно, но имеет свою специальность, в которой бы он углубленно работал, с творческим напряжением индивидуальных сил и кровью своего
сердца, соком своего мозга создавал действительно важные приобретения для человечества. Но такое образование — дело всей жизни человека. Школа дает ключи к этому образованию.
Что же принято понимать под содержанием образования в советской школе?
Содержание образования — это точно очерченный объем знаний, умений, навыков, являющихся основой для всестороннего развития учащихся и формирования у них диалектико-материалистического мировоззрения.
Под термином знания понимается целостная система научных понятий о законах развития природы, общества и мышления, накопленная человечеством в процессе активной преобразующей деятельности и направленная на дальнейшее познание и изменение объективного мира. Основы знаний, необходимые молодому поколению для приобщения к жизни общества и дальнейшего совершенствования знаний в жизни, составляют фундамент содержания образования.
Умения — способность человека выполнять какие-либо действия (деятельность) на основе ранее полученного опыта. Умения тесно связаны с навыками.
Навыки — это упрочившиеся способы выполнения действий. Человек, овладевший тем или иным навыком, работает как бы автоматически и контроль сознания в ходе выполнения им действия очень трудно заметить. Знания, умения и навыки составляют опыт личности и своеобразно в нем сочетаются. Большинство умений включает в себя знания, формируется на их основе, обогащается и за счет использования разнообразных навыков. Поэтому всякое противопоставление важнейших компонентов опыта, преувеличение или преуменьшение значения отдельных из них наносит ущерб нормальному разиитию личности. Различают общие и профессиональные знания, умения и навыки. Первые составляют общую культуру человека, вторые — его профессиональную готовность. Человек приобретает знания, умения и навыки в процессе образования.
Важнейшей составной частью образования является общее образование. Оно обеспечивает учащимся знания основ наук о природе, обществе и человеческом мышлении. Неизмеримо возрастает роль глубоких знаний в период строительства коммунизма. На базе этих знаний осуществляется формирование диалектико-материалистического мировоззрения, а также развитие познавательных сил учащихся.
«Безграмотный человек стоит вне политики»,— писал В. И. Ленин. Он говорил о постоянном повышении уровня общего образования как об основе всестороннего развития человека. Линия повышения уровня общего образования является ведущей на всех этапах развития советской образовательной системы.
В условиях научно-технической революции меняется значение науки для развития промышленности. Уровень и глубина научных знаний — важнейшее условие активного участия молодежи в жизни и труде нашего общества.
Общее образование, которое обеспечивает своим питомцам наша советская школа, обладает рядом существенных особенностей. Прежде всего оно наиболее полно и точно отражает научное и практическое знание человечества, является действительно всесторонним. В нем органически сочетаются знания о природе, обществе и человеческом мышлении, достигается гармония между гуманитарным и естественным образованием, в одинаковой мере необходимым для выполнения человеком профессиональных и других социальных функций.
Общее образование в советской школе отличается и тем, что составляет неразрывное единство с политехническим. Единство общего и политехнического образования обеспечивает учащимся знания об основах современного производства, его экономике и организации, преимуществах нашей социалистической системы хозяйства перед капиталистической.
Политехнизация обеспечивает связь всего образования с трудом и позволяет дать подрастающему человеку не только широкие, действительно универсальные знания, но и разносторонние умения и навыки. Общее и политехническое образование является основой для получения профессионального образования, оно включает в себя систему знаний, умений и навыков в определенной области трудовой деятельности. Это его важнейший аспект. Однако успешная работа в той или иной сфере деятельности требует определенных склонностей, качеств личности, которые нужно формировать. Так, издавна считалось, что для успеха в педагогической деятельности, кроме четкой идеологической позиции и широкой эрудиции, нужно любить детей, самому быть любознательным и обладать целым рядом других качеств.
Обладая широкой общеобразовательной и политехнической подготовкой, молодой человек получает возможность лучше определить свое место в жизни, выбрать профессию, полнее и глубже овладеть ею. В условиях научно-технической революции общее образование приобретает все большее значение для успешного овладения профессией. Последние исследования показывают, что если в начале XX столетия для успешного освоения специальности станочника было достаточно элементарной грамотности (II—IV класса), а в 20-х гг. уровня IV—VI классов, то сегодня необходимо образование в объеме VIII—X классов. Это показывает, что в наши дни всеобщее среднее образование является необходимым условием успешного выполнения молодым человеком его социальных функций.
Но профессиональное образование не только основывается на базе общего и политехнического, оно, в свою очередь, обогащает
их. Элементы профессиональной подготовки входят в политехническое образование, они обеспечивают жизненность политехнических знаний, связь политехнического образования с производительным трудом.
С переходом ко всеобщему среднему образованию в нашей стране создаются все более благоприятные условия для тесной связи общего, политехнического и профессионального образования в различных типах школ.
Общее и политехническое образование, осуществляемое в СССР и других социалистических странах, и его теория представляют собой качественно новую ступень в развитии народного образования и мировой педагогической мысли.
Его качественное своеобразие состоит в том, что оно является:
важнейшим орудием создания нового общественного строя, свободного от эксплуатации человека человеком;
одним из средств устранения противоположности между умственным и физическим трудом;
средством вооружения учащихся подлинно научными знаниями, формирующими научную картину мира и научное мировоззрение;
основой воспитания всего подрастающего поколения в духе новой, коммунистической нравственности.
Общее и политехническое образование позволяет преодолеть свойственные буржуазной школе отрыв знаний от жизни и труда, упрощенчество и обеспечить сознательное усвоение учащимися советской школы систематических знаний на основе тесной связи с жизнью, активизации их познавательных способностей и творческих потенций.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН, УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ, УЧЕБНИКИ
Содержание школьного образования находит свое выражение в учебных планах, учебных программах и учебниках.
Учебный план советской школы — это государственный документ, определяющий состав учебных предметов, порядок и последовательность их изучения по годам обучения, количество уроков, отводимых на каждый предмет (за год и учебную неделю), а также устанавливающий структуру учебного года.
В разных странах сложились различные принципы построения учебных планов. Советская школа и школы социалистических стран работают по предметному учебному плану, в ряда других стран, например в США, наряду с предметными используются комплексные планы.
В соответствии с учебным планом разрабатываются учебные программы. Учебная программа — это государственный документ, в котором определены содержание учебного предмета, система и объем знаний, умений и навыков для каждого года обучения, порядок и последовательность изучения данного учебного предмета.
Учебный план и программа советской школы разрабатываются и утверждаются Министерством просвещения СССР и союзных республик и являются обязательными для школы. Они не могут быть изменены ни учителем, ни руководителями школы или местными органами народного образования.
Известны дна способа построения программы: концентрический и линейный. При концентрическом построении учебного предмета материал, подлежащий усвоению, повторяется на более высоком теоретическом уровне. Такое расположение учебного материала противопоставляется линейному (радиальному), при котором каждый раздел учебного курса излагается с той степенью подробности и глубины, которая диктуется задачами преподавания без возвращения к нему на следующих этапах обучения.
Концентрический способ положен и основу построения начального обучения. В начальных классах детям даются знания, умения и навыки, подготавливающие их к систематическому и более глубокому обучению основам наук.
Одной из ближайших задач дальнейшего совершенствования содержания образования явится разработка программ, построенных по линейному способу. Такая программа позволила бы компактнее расположить учебный материал и сэкономить время, затрачиваемое на периодическое возвращение к изучаемому материалу. Последовательное осуществление всеобщего среднего образования в нашей стране явится важной предпосылкой успешного решения этой задачи.
На основе учебного плана и программы по каждому предмету составляются учебники, в которых в определенной системе излагается содержание учебного предмета.
С учетом передовых традиций русской педагогики в советской педагогике сложилась стройная теория построения учебника, были сформулированы основные дидактические требования к нему.
1. Материал учебника должен соответствовать современному уровню науки и способствовать формированию коммунистического мировоззрения учащихся.
2. Содержание учебника, расположение глав строится с учетом программы по данному предмету. Большое значение имеет внутренняя цельность глав, каждая из них должна представлять собой законченную ступень в системе знаний по предмету.
3. Изложение материала в учебнике отличается логичностью, стройностью. Каждый наиболее значительный раздел или глава учебника заканчивается вопросами или заданиями.
4. Важным требованием к учебнику является точное следование принципу связи теории с практикой. Такое построение учебника позволяет преодолеть формализм в обучении, наталкивает учащихся на сознательное овладение учебным материалом. При изложении учебного материала полезно применять разнообразные приемы, заставляющие учащихся сравнивать, прослеживать развитие того или иного явления, т. е. активно мыслить.
5. Все определения, выводы, формулировки, подлежащие запоминанию, в учебниках выделяются. В учебниках для начальной школы содержатся и прямые указания учащимся, например такого типа: прочти и запомни, перепиши в тетрадь, прочти и расскажи товарищам на сборе и т. д.
6. Не менее важное значение имеет оформление. Учебники должны быть хорошо оформлены, снабжены продуманными и тщательно подобранными иллюстрациями. Хорошо подобранные выразительные иллюстрации усиливают познавательные и воспитательные функции текста. Большое значение имеет и система гигиенических требований к учебникам: правильная дозировка учебного материала, четкость печати, размеры шрифта и др.
Под влиянием все более усложняющейся системы обучения, отказа от догматических методов обучения, повышения развивающего и воспитывающего значения учебного процесса происходят существенные изменения как в построении учебников, так и в самой теории учебника.
Лучшие современные учебники органически сочетают в себе тесно взаимосвязанные элементы собственно учебника (систематическое изложение основ наук), рабочей книги, тетради (вопросы, задания), сборника учебных материалов (документы, литературные тексты) и, наконец, справочника (терминологические словари, таблицы и др.).
Издательство «Просвещение» осуществляет одновременную разработку и издание учебно-методических комплексов, состоящих из учебника, разнообразных средств к нему (пластинки, карты и др.), пособий для учителя, в которых изложены методические основы и рекомендации об организации учебного процесса по ныне действующим программам и учебникам.
Наличие учебно-методических комплексов позволяет донести до каждого учителя современные идеи в области психологии и педагогики и реализовать их в учебно-воспитательном процессе школы.
В соответствии с новой Конституцией СССР ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О переходе на бесплатное пользование учебниками учащихся общеобразовательных школ». Предусматривается осуществить переход на бесплатное пользование учебниками в течение 1978—1983 гг. Полным тиражом учебники будут издаваться один раз в 4 года с последующей допечаткой необходимого количества учебников.
Букварь решено выпускать ежегодно и оставлять его первоклассникам как память о первых шагах их учебы. Этому решению предшествовал многолетний опыт бесплатного пользования учебниками в ряде республик и областей нашей страны. В школах Эстонской ССР, например, в каждом учебнике есть вклейка с обращением, призывающим школьников бережно относиться к учебнику, там же указаны фамилии тех, кто пользовался учебником, и выставлены оценки за сохранность книги. Такие обращения есть сейчас во всех выходящих учебниках и в РСФСР.
Постановление о бесплатном пользовании учебниками является важным шагом на пути осуществления всеобщего среднего образования. Оно будет способствовать дальнейшему повышению уровня учебно-воспитательной работы школы, воспитанию бережного отношения к книге.
КРИТЕРИИ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Чем же рукоиодстиоппться при определении содержания образования? Можно ли его устанавливать произвольно? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к теории построения содержания образования.
Содержание школьного образования в любом обществе целиком зависит oт цели воспитания и является конкретным выражением этой цели. Изменение цели воспитания влечет за собой перестройку содержания образования.
В буржуазной педагогике сложились два направления в теории образования, на основе которых формулировались принципы отбора учебных предметов. Первое направление рекомендовало обращать внимание не на получение знаний, а на развитие способностей учащихся, мышления, воображения, памяти. Оно получило в истории педагогики название теории формального образования. Представители этой теории делили предметы на две группы: к первой группе относились языки, особенно древние, литература, математика, грамматика новых языков; ко второй — биология, география, физика, химия и др. Предпочтение отдавалось первой группе предметов. В соответствии с теорией формального образования строились учебные планы классических гимназий в России, Германии и ряде других стран.
Однако такая школа не могла удовлетворить потребности развивающегося капитализма. Поэтому в конце XVIII в. формируется теория материального образования, которая в качестве основного критерия отбора содержания образования выдвигала степень его полезности, пригодности для жизни капиталистического общества. Теория материального образования легла в основу построения учебных планов реальных училищ и других учебных заведений подобного типа. В учебных планах большое место отводилось математике, физике, химии, новым иностранным языкам, коммерческому делу.
Принципиальной разницы между этими теориями не было, обе они отражали интересы господствующих классов, а учебные заведения, созданные на их основе, обслуживали, как правило, детей дворянства и буржуазии. Обе теории за односторонность были подвергнуты обоснованной критике К. Д. Ушинским, Н. Г. Чернышевским и Н. А. Добролюбовым. Они считали, что школа должна обогащать молодого человека знаниями и содействовать его разностороннему развитию.
Несмотря на расширение масштабов образования в конце XIX и начале XX в., буржуазия стремится ограничить уровень знаний для большей части подростков. Школа не была заинтересована в том, чтобы дать учащимся широкий круг знаний. Возникшие в США комплексные учебные планы и программы строились вокруг отдельных тем-комплексов. На первых шагах обучения подбираются темы, близкие опыту ребенка (например, «Труд», «Природа»). Затем круг этих тем постепенно расширяется и усложняется. В связи с работой над темой дети учатся писать, читать, считать. Некоторые темы для изучения предлагают и сами дети. Комплексные учебные планы и программы дают детям отрывочные, несистематические знания. Их цель — приспособить знания детей к различным жизненным ситуациям. Такие знания не могут содействовать разностороннему развитию личности.
В последнее время в ряде капиталистических стран получили широкое распространение теории, ратующие за исключение гуманитарных дисциплин из учебных планов школы и расширение объема естественных и технических предметов. Такая перестройка обосновывается ее сторонниками необходимостью подготовки подрастающих поколений к жизни в условиях научно-технической революции. Не менее распространены в странах Запада анархистские требования чрезмерной гуманитаризации образования. Эти требования обосновываются заботой о мнимой «свободе личности» растущего человека. На деле и те и другие подходы отрицают идею всестороннего развития и льют воду на мельницу буржуазии, стремящейся всеми силами ограничить содержание образования трудящихся, сузить его рамки.
В советской школе существует полная гармония между целью коммунистического воспитания и содержанием образования. С первых шагов учения создаются условия для овладения системой знаний, выработки начал коммунистического мировоззрения. Учебный план создает предпосылки для нравственного, трудового, физического и эстетического воспитания учащихся.
Не менее важным критерием, определяющим содержание образования, является его соответствие современному уровню развития науки.
Каким должно быть содержание школьного образования, чтобы оно давало молодому поколению возможность разбираться в современной науке? Этот вопрос всегда привлекал к себе внимание ученых и учителей. В связи с научно-техническим прогрессом он приобретает еще большую остроту. Советское государство глубоко заинтересовано в том, чтобы школа как можно успешнее готовила подрастающие поколения к овладению высотами научных знаний.
Научные идеи, теории, методы не просто механически включаются в содержание учебных предметов. Они подвергаются дидактической обработке.
Дидактика определяет, как подготовить учащихся к восприятию того или иного материала, намечает порядок и последовательность его расположения в учебном предмете, а также наиболее эффективные пути изучения материала учащимися. Иными словами, дидактика отбирает учебный материал с учетом возможностей усвоения его учащимися определенного возраста. Поэтому учет возрастных особенностей учащихся является также важным критерием отбора и построения содержания образования.
О СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ
С 1970 г. школа работает по измененному учебному плану, программам и учебникам, что явилось результатом длительной научно-экспериментальной работы, проводившейся коллективами Академии наук СССР, академиями педагогических и медицинских наук, многих пединститутов и университетов в тесном контакте с передовыми коллективами учителей.
Действующим учебным планом внесены некоторые структурные изменения в работу школы. Начальное обучение ограничено тремя годами. Систематическое изучение основ наук начинается с IV класса. С VII класса, когда интенсивно дифференцируются учебные интересы школьников, вводятся факультативные занятия. Их цель — углубить знания учащихся в избранном направлении и тем самым добиться повышения у них интереса к обучению в целом.
Положительно оценивая проделанную в последние годы работу, ЦК КПСС и Совет Министров СССР рекомендуют внести некоторые изменения в учебные планы, программы и учебники, с тем чтобы они содержали в необходимом объеме основы соответствующих наук, обеспечивали политехническую, трудовую и воспитательную направленность изучаемых предметов, их доступность, внутреннюю преемственность и логическую последовательность на всех ступенях обучения. ЦК КПСС и Совет Министров СССР признали необходимым разгрузить учебные программы и учебники от усложненного и второстепенного материала и предложили установить к 1980 г. следующую учебную нагрузку школьников: в I—III классах — 24 часа, в IV классе — 27 часов, в V—VII классах — 29 часов, в VIII классе — 30 часов, в IX—Х(ХI) классах — 32 часа в неделю. Рекомендовано упорядочить проведение факультативных занятий, сохранив их в объеме, предусмотренном действующим типовым учебным планом (постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду»).
С целью усиления трудовой подготовки учащихся IX—Х(ХI) классов постановлением предусмотрено увеличить время на трудовое обучение в этих классах с двух до четырех часов в неделю.
Работа по совершенствованию содержания образования будет проводиться так, чтобы получение трудовых навыков, трудовой закалки было запрограммированно в школе с такой же последовательностью, как и поэтапное получение знаний по учебным предметам. Знания и трудовая подготовка в новых учебных планах, программах и учебниках должны все более органически сочетаться.
Основные особенности содержания начального образования. Общая перестройка содержания образования заставила педагогику и психологию по-новому подойти к определению места и значения начального звена в образовании, характера и содержания работы начальных классов школы. Это проявилось прежде всего в повышении теоретического уровня начального образования как базы для систематического изучения основ наук в среднем и старшем звеньях школы. Такое построение начального образования обеспечивает создание у детей более широкого круга представлений о жизни нашего общества, о выдающихся достижениях науки и техники. В построении учебных планов и программ установлена более тесная связь между изучаемыми вопросами. Учебный материал построен так, чтобы не было необходимости переучивать его в последующих классах.
С учетом традиций русской прогрессивной педагогики советская дидактика считает важнейшим учебным предметом русский (родной) язык. Он является основой общего образования и коммунистического воспитания детей. Программы по родному языку выдвигают широкий круг задач, которые должны быть решены в процессе его изучения. Важнейшей из них является успешное обучение учащихся I класса грамоте. От того, насколько полно решается эта задача, как строится процесс обучения грамоте, зависит не только овладение чтением, родным языком, но и формирование личности растущего человека.
Период обучения грамоте охватывает первое полугодие. Учащиеся русской школы заканчивают букварное чтение при средней скорости его 20—25 слов в минуту, повышается уровень осмысленности и выразительности чтения. Для детей, знающих буквы и умеющих читать, создано учебное пособие для дополнительного чтения «Спутник букваря». В программе по русскому языку органически сочетаются теоретические и прикладные задачи, образовательный и воспитательный аспект. Программа
ставит задачу научить детей осмысленно читать, говорить и писать, содействовать обогащению речи учащихся, развивать у детей интерес к чтению, способствовать умственному развитию, формировать и обогащать представления детей об окружающей действительности. В программах уделено большое место вооружению детей теоретическими знаниями по русскому (родному) языку, а также развитию умений и навыков пользования письменной и устной речью. Причем речь идет не о простом увеличении объема теоретического материала, а о таком его изучении, которое соответствовало бы современным данным науки о языке, образцовой речевой практике. Уроки русского (родного) языка в соответствии с давней традицией русской и советской школы должны стать и уроками патриотизма, воспитания гражданских качеств личности.
Существенные изменения внесены в постановку чтения и развития речи. Они связаны с отходом от системы объяснительного чтения. Чтение в начальных классах больше смыкается с литературным чтением в среднем звене. Это находит отражение и в отборе материала, и в постепенном приближении к решению более сложных задач самой организации обучения. Органической частью учебных занятий является разработка стройной системы внеклассного чтения в I—III классах. Все эти меры призваны подготовить детей к самостоятельной работе с произведением, привить ребенку любовь к чтению, помочь в познании окружающего мира.
Впервые в истории начального образования в нашей школе введен новый учебный предмет — математика. Он является новым не только по названию, но и по содержанию. Программа по математике объединяет вокруг основного курса арифметики элементы геометрии и алгебраической пропедевтики. Таким путем удается усилить пропедевтическое значение изучения математики в начальных классах, ликвидировать существовавшие ранее некоторые перегородки в изучении математики (арифметика, алгебра, геометрия) и позволяет добиться общего повышения уровня математической культуры школьников, а также более интенсивного интеллектуального развития учащихся. С самого начала обучения программа нацеливает учителя не только на формирование у учащихся вычислительных навыков, но и на ознакомление с необходимыми свойствами натурального ряда чисел, а также со свойствами арифметических действий и связями между этими действиями.
Учителя развивают у детей интерес к природе, вооружают элементарными знаниями о важнейших явлениях природы, которые в дальнейшем станут основой для изучения биологии и географии.
Природоведческий материал выделен в самостоятельный учебный предмет. Введение природоведения со II класса позволяет учащимся более полно и с большей познавательной активностью (путем опытов, наблюдений) изучать явления природы, устанавливать их взаимосвязь. Природоведение помогает решить и ряд воспитательных задач: вызвать у учащихся любовь к природе, стремление охранять ее и приумножать ее богатства. В построении начального курса природоведения реализуются сезонный и краеведческий принцип.
Органической составной частью начального образования является трудовая подготовка учащихся. Программа трудового обучения намечает решение широкого круга задач. Она состоит из двух разделов: технического и сельскохозяйственного труда. Учащиеся получают задания по техническому моделированию и сельскохозяйственному опытничеству. Все это является важной предпосылкой для воспитания у учащихся творческого отношения к труду.
Большое значение в осуществлении всестороннего воспитания учащихся имеют пение и музыка, изобразительное искусство, а также физкультура.
В связи с общей корректировкой учебных планов и программ, намеченной постановлением ЦК КПСС и Совета Министров
СССР, будет проводиться дальнейшее совершенствование программ по трудовому обучению. В них намечается более широкое, чем раньше, вовлечение учащихся в общественно полезный труд.
В программах по общеобразовательным предметам значительно полнее должно быть показано величие труда советских людей. Эти меры позволят нашей школе успешнее решать задачи трудового воспитания учащихся в средних и старших классах.
Вопросы и задания
1. Какие проблемы исследует советская дидактика?
2. Что следует понимать под содержанием образования?
3. На основе каких требований строится содержание образования в советской школе? В каком соотношении находятся общее и профессиональное образование?
4. Как В. И. Ленин определил сущность, задачи и пути политехнического образования в советской школе? (По работам «Задачи союзов молодежи» и «О политехническом образовании».)
5. Почему необходимо политехническое образование в советской школе? В чем его отличие от профессионального образования?
6. В каких документах реализуется содержание образования?
7. Познакомьтесь по хрестоматии с учебными планами дореволюционной России и некоторых капиталистических стран и сравните их с учебным планом советской школы. В чем состоит преимущество учебного плана советской школы?
8. Познакомьтесь с программой по одному из учебных предметов и выделите его образовательные и воспитательные возможности.
9. Познакомьтесь с одним из учебников начальной (восьмилетней) школы и дайте его анализ с учетом педагогических требований к учебнику.
10. В каких направлениях будет проводиться совершенствование учебного плана, учебных программ и учебников на основе постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду»?
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.