Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Сущность процесса обучения


Н. В. Савин. Педагогика
"Просвещение", Москва, 1978 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с сокращениями

Зайдите в I класс в самом начале учебного года и вы увидите, что многие дети не только не умеют читать и писать, но не могут сосредоточенно слушать учителя, досидеть до конца урока. Бывает и так, что дети смотрят на учителя и как будто бы слушают его, но при проверке не могут воспроизвести ни одного слова из сказанного.
Трудно представить, что к концу X класса эти дети овладеют основами современного образования, будут обладать высоким уровнем развития, стремлением включиться в творческий труд нашего народа. И тем не менее так будет. В этом легко убедиться, пробыв хотя бы один учебный день в любом старшем классе.
Как же совершается этот переход, где та сила, которая преобразует совсем неопытного малыша, робко переступающего порог школы, в образованного человека? Это преобразование происходит в процессе обучения. Советская дидактика концентрирует свои усилия прежде всего на исследовании природы и механизмов процесса обучения.
Чтобы подойти к этому, надо представить себе обобщенную картину процесса обучения.
Урок математики во II классе. Дети под руководством учителя изучают тему «Вычитание числа из суммы». На доске записан пример (68+2)—50.
Учительница. Сравните этот пример с теми, которые вы решили. Лена, что ты заметила?
Ученица. Раньше мы к сумме прибавляли число, а теперь вычитаем из суммы.
Учительница. Как можно решить этот пример?
Ученик. Из суммы (68+2) вычесть число 50.
На доске записывается новый пример (70+8) — 5. Учащиеся решают пример самостоятельно и предлагают варианты решения: 78—5; (70—5)+8; (8—5) + 70.
Учитель спрашивает детей, какой из предложенных вариантов самый удобный. Мнения разделились: одни считают удобным второй, другие — третий вариант. После обсуждения все приходят к выводу, что третий вариант является более удачным, так как быстрее можно вычесть из единиц единицы.
На уроке наше внимание привлекла работа учительницы. Она постоянно руководит деятельностью детей, ставит перед ними задачи, вызывает активную работу мысли, побуждает детей думать, искать и находить правильный путь решения поставленных задач. Учительница тщательно взвешивает каждое свое слово, вопрос. Она не забывает, что перед ней дети, делающие первые шаги в учении, дает им время собраться с мыслями, не судит строго за неточный или неверный ответ, не спешит его исправить сама, привлекает других учащихся.
Обучение — искусство. Искусство сложное, тонкое, многогранное и своеобразное, так как в нем участвуют двое — учитель и ученик. Результаты обучения находят свое отражение в качестве знаний, уровне развития ученика.
Признавая обучение искусством, не следует думать, что не все могут им овладеть. Крылатое выражение "Учителем надо родиться" следует понимать и в том смысле, что педагогическая деятельность требует от учителя разносторонних знаний, упорного труда для достижения высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Обучение включает в себя деятельность учителя — преподавание и деятельность ученика — учение. Под руководством учителя дети включаются в деятельность: вычисляют, сопоставляют различные варианты решения задач, доказывают правильность избранного варианта. Некоторые ошибаются, их исправляют товарищи, дает пояснения учитель. Главное, чтобы никто не отвлекался. Процесс обучения будет продуктивным в том случае, когда и учитель, и ученики активно, целеустремленно работают.
Из сказанного видно, что отношение «учитель—ученик» в процессе обучения не может быть сведено к отношению «передатчик— приемник». Деятельность учителя, которую издавна обозначают термином преподавание, отнюдь не может быть сведена к простой передаче знаний. Никогда такая передача не вызывала отклика у обучаемых, не пробуждала у них стремления овладеть знаниями. Настоящие педагоги во все времена так строили преподавание, чтобы вызывать активную работу обучаемых, вооружать их необходимыми умениями учиться. Функции стимулирования учебной деятельности, управления ею сравнительно давно были признаками настоящего преподавания. Сейчас они становятся принятой нормой и активно изучаются дидактикой.
Учение также не сводится только к «приему» того, что дает учитель. Советская дидактика рассматривает учение как сложный процесс познавательной деятельности.
Овладение вершинами науки начинается с обучения человека чтению, письму, счету, измерению в первых классах школы. Каждое новое поколение, включаясь в жизнь, изучает опыт предшествующих поколений и только на этой основе ищет новые пути в науке, технике, общественной жизни.
Успех обучения зависит от степени развития активности и самостоятельности учащихся. Как построить обучение по любому предмету, чтобы добиться активности и самостоятельности? Не менее важно знать, как дети переходят от того опыта, которым они обладают к началу обучения, к овладению научными знаниями. Или еще: в каком соотношении находятся усвоение знаний и умственное развитие школьников?
Буржуазная дидактика не смогла успешно решить эти вопросы. Обучение в советской школе многоаспектно, оно включает обучение основам наук, основам техники и труду, обучение основам искусств и физической культуры. Каждый вид обучения имеет свое содержание, специфические методы обучения и характер деятельности. Дидактика не упускает из поля зрения эти особенности. Но ее интересуют прежде всего общие черты, присущие обучению в любом из его аспектов. Советская дидактика решает все эти вопросы на основе марксистско-ленинской теории познания.
Человечество проделало огромный путь познания окружающего нас мира. Как протекает процесс познания? Марксистско-ленинская теория доказала, что окружающий человека мир существует объективно, независимо от его сознания, что он постоянно развивается, изменяется по своим законам.
Воздействуя на органы чувств человека, объективный мир отражается его сознанием, полученные представления обобщаются в виде законов, принципов, правил.
Человек познает окружающий мир в процессе активной трудовой деятельности. Двигателем познания окружающего нас мира является общественная практика. Она ставит перед людьми все новые и новые вопросы, которые приходится изучать, познавать, заставляет использовать вновь открытые законы в жизни.
В. И. Ленин отмечал, что познание есть вечное, бесконечное приближение мышления к объекту. Критерием истинности наших знаний является также общественная практика. Процесс познания идет от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Познавая объективный мир, человечество учится преобразовывать его. Поэтому познание и практическое преобразование природы и общества рассматриваются марксистско-ленинской наукой как две взаимообусловленные стороны исторического процесса. Опираясь на марксистско-ленинское учение, советская дидактика считает обучение разновидностью познания.
Учащиеся познают закономерности природы и общества, духовную жизнь людей в процессе изучения основ наук, трудового обучения и общественной деятельности. Ученик не просто оперирует готовыми знаниями, а овладевает ими как действительно новыми, хотя новыми они являются только для него.
Деятельность учителя также носит познавательный характер. Передавая знания, учитель изучает возможности детей в процессе их усвоения, видит затруднения, ищет пути их преодоления. Готовясь к учебным занятиям, он повышает свой теоретический и методический уровень. Творчески работающий учитель открывает новые моменты как в самом материале, так и в методах его преподавания. Именно в процессе такой работы формируется индивидуальный стиль педагога, его творческий почерк, его мастерство.
Итак, обучение является познавательным процессом как для ученика, так и для учителя. Но этот процесс имеет ряд специфических особенностей. В чем же они состоят?
Учение школьника в отличие от познания протекает под руководством учителя. Если целью познания является открытие новых явлений, неизвестных человечеству, то главная цель обучения состоит в том, чтобы вооружить детей и молодежь научными знаниями, а также умениями добывать и применять их.
Если предметом познания является изучение явлений внешнего мира, то ученик имеет дело чаще всего с научными знаниями, в которых эти явления обобщены. Ученик направляет свои усилия на прочное осмысление и запоминание учебного материала, а в познании запоминание является второстепенной задачей.
Ученик овладевает не всеми знаниями, а лишь основами наук.
Можно назвать целый ряд других особенностей обучения. В органическом единстве с обучением осуществляется и воспитание учащихся: формируются основы диалектико-материалистического мировоззрения, моральные принципы, осуществляется развитие умственных способностей детей.

О ВЗАИМОСВЯЗИ ОБУЧЕНИЯ И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Советская дидактика рассматривает обучение и умственное развитие детей как единый, взаимообусловленный процесс. Постоянное усложнение знаний и способов деятельности в обучении определяет развитие учащихся. Но обучение не только ведет за собой развитие, но и само зависит от уровня развития, опирается на его достижения. Учащиеся могут научиться только тому, к чему они готовы.
Исследованиями советских психологов и дидактов доказано, что, «изменяя содержание обучения, т. е. передаваемые ребенку знания и способы деятельности, можно существенно изменить и развитие ребенка». Эта зависимость открывает огромные резервы для совершенствования содержания образования в соответствии с требованиями строительства коммунизма и научно-технического прогресса. Вместе с тем это обязывает психологов и дидактов искать и постоянно совершенствовать способы интеллектуальной деятельности школьников, так как объем материала и его сложность возрастают быстрее, а способы учебной деятельности школьников часто отстают от совершенствования содержания образования.
Чтобы обеспечить постоянный интеллектуальный рост и развитие учащихся в процессе обучения, учителю важно уметь фиксировать тот или иной уровень развития, переход учащихся с одного уровня развития на другой. Это можно сделать, если ему будут известны некоторые признаки умственного развития школьников.
К. Д. Ушннский называл ум организованной системой знаний, подчеркивая единство усвоения знаний и умственного развития, сложность и многосторонность ума человека. Чтобы руководить умственным развитием учащихся в процессе обучения, нужно знать признаки умственного развития. Одцим из этих признаков, как видно, является наличие системы знаний. Но знания приобретаются различными путями. Одним из способов приобретения знаний является заучивание. Если этот способ усвоения знаний преобладает в деятельности школьника, а другими способами он не владеет, то ученик становится буквально в тупик перед простейшим заданием — привести свой пример в подтверждение того или иного правила.
Значит, признаком умственного развитая являются не только знания, но и процесс их усвоения, способы познавательной деятельности.
Умственное развитие школьников протекает успешнее, если их ставить перед необходимостью самостоятельно добывать знания и применять их на практике. При выполнении задания ученики должны проделать сложную мыслительную работу, включающую в себя ряд действий: наблюдение, обобщение, применение правила для решения учебных и трудовых заданий. Если обучение требует в основном двух действий — слушай и запоминай, школьники настолько привыкают к выполнению только этих действий, что оказываются не в состоянии решить самую простую учебную задачу. Следовательно, творческий подход к учению невозможен без подготовки учащихся. Их надо научить мыслить, выполнять мыслительные операции. Степень овладения умениями выполнять мыслительные операции является важным признаком умственного развития учащихся.
Но и этого мало. Важно, чтобы умение выполнять мыслительные операции было устойчивым и ученик мог с одинаковым успехом применять его и при решении математических примеров, и при анализе литературных текстов.
Овладев разнообразными интеллектуальными умениями, ученик начинает проявлять интерес не только к содержанию материала (интересный рассказ о подвигах героев нашей Родины), но и к самому процессу познания. Ему нравится решать трудные задачи, анализировать большие предложения, изучать историю слов. Развиваясь и совершенствуясь, интерес к знанию перерастает в потребность усовершенствования способов овладения учебным материалом. Интерес к знаниям и потребность в них — важные признаки умственного развития.
Под влиянием потребности в знаниях успешно формируются взгляды ученика, его отношение к действительности. Они определяют его поступки, дела, поведение. Учащиеся, имеющие собственные взгляды, отличаются самостоятельностью в суждениях и действиях. Их не собьют случайные внешкольные влияния, у них есть своя жизненная позиция.
Умственное развитие является результатом умственной деятельности самого ребенка, протекающей под руководством учителя. Обучение может ускорить или замедлить умственное развитие учащихся. Это зависит от того, как оно организовано.

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Всякий процесс есть движение (от лат. processus — прохождение, продвижение). Процесс обучения — это движение ученика под руководством учителя по пути овладения знаниями и умственного развития.
На первый взгляд может показаться, что это движение происходит только под воздействием учителя, определяется его указаниями, наставлениями. Такое представление о процессе обучения является упрощенным, односторонним. Практика работы школы многократно доказала, что процесс обучения протекает последовательно при условии, если в нем органически сочетается самостоятельная познавательная деятельность школьников с руководством ею со стороны учителя.
В соответствии с марксистско-ленинским учением советская дидактика считает, что процессу обучения свойственны внутренние противоречия. Они являются источником его развития и совершенствования.
Одним из противоречий является, например, противоречие между требованиями общества к школьному образованию и возможностями процесса обучения в данных условиях. Это противоречие является важным источником совершенствования учебного процесса в целом, учебных программ, форм и методов обучения.
Большое значение имеет противоречие между познавательными практическими задачами, которые выдвигаются в обучении, и уровнем знаний, умений и умственного развития учащихся.
Ребенок пришел в I класс. Школьное обучение выдвигает перед ним сразу несколько задач: научиться читать, писать, считать. А ведь многие дети не знают букв, цифр, не умеют правильно держать ручку, карандаш, правильно сидеть за партой, не могут сосредоточенно слушать учителя.
Задачи учителя на этом этапе очень сложны и ответственны. Ему надо пробудить у учащихся интерес к новому виду их деятельности — учению и, постепенно усложняя задачи, вооружить детей знаниями и разнообразными умениями, в том числе и учебными. Каждый шаг в овладении новыми знаниями учитель должен отмечать как совместный успех, показывать дальнейшие перспективы учения. Так, шаг за шагом дети овладевают знаниями, умениями и навыками. У них постепенно складываются необходимые свойства: сосредоточенность, организованность, настойчивость, дисциплинированность, коллективизм.
В учебном процессе множество противоречий. На каждом шагу дает о себе знать противоречие между преподаванием и учением. Центральным звеном этого противоречия является степень самостоятельности и активности учащихся.
На первых порах обучения учитель направляет каждый шаг в познавательной деятельности учащихся. Однако уже на этой ступени он стремится к развитию активности и самостоятельности детей, чтобы в конечном итоге подвести их к умению ставить образовательные и практические задачи и успешно разрешать их.
Современная теория обучения направляет свои усилия на поиски путей повышения познавательной самостоятельности учащихся. Сейчас найдены способы самостоятельного решения таких задач, которые в недалеком прошлом считались для учащихся непосильными: задачи объяснения, обоснования суждений, группировки явлений, выбора вариантов решения и др.
Противоречия, возникающие в учебном процессе при определенных условиях, могут стать двигателем процесса обучения. Эти условия следующие:
учитель сумел заинтересовать детей, показать им, какое значение имеет учение для общества и для самих учащихся;
учитель хорошо знает познавательные возможности учащихся и ставит в обучении посильные для них задачи, постепенно усложняя их по мере интеллектуального роста детей;
учитель умеет концентрировать внимание детей на решении главной задачи и устраняет в начале работы все то, что отвлекает ученика от главного;
учитель — хороший организатор познавательной деятельности учащихся, внимательный и заботливый человек, глубоко заинтересованный в успехах детей, в их духовном росте.
Внимательное изучение учителем разнообразных противоречий учебного процесса, условий их проявления и учет в организации учебных занятий делают учение приятным и привлекательным для детей. Учащимся нравится учиться, их привлекает и сам процесс учения. Если стремление к учению является потребностью нормального ребенка — младшего школьника, подростка и юноши, поддержать и развить его стремление — задача учителя.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА УЧЕНИЯ

Изучение процесса учения — один из центральных вопросов дидактики. Дидактику всегда интересовало, как протекает движение ученика от незнания к знанию, как происходит постепенное расширение и углубление знаний, как формируются умения и навыки. Учение протекает под руководством учителя. Однако насколько активен должен быть учитель, должен ли он направлять каждый шаг ученика, предупреждать все затруднения или его роль состоит больше всего в постановке перед учащимися познавательных задач, в направлении их самостоятельной деятельности? Эти вопросы находятся в центре внимания дидактики и могут быть успешно решены при условии детального изучения процесса учения. Современная дидактика исходит из признания определяющего значения учебной программы по тому или иному предмету для процесса учения и подчеркивает динамичность (подвижность, изменчивость) этого процесса. В единой, динамической структуре процесса учения могут быть выделены его составные части, или звенья.
Будущему учителю важно иметь ясное представление об обучении как едином процессе и об отдельных его звеньях.
Постановка перед учащимися и осознание ими познавательных задач. Психология убедительно доказала что «учение имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения, формы поведения и виды деятельности». Познавательная задача стимулирует активную деятельность учащихся по овладению знаниями. Многочисленные наблюдения и эксперименты показывают, что не всякая задача, выдвинутая учителем в учебном процессе, стимулирует учебную деятельность школьников, что во многих случаях мало простого предложения, постановки учителем познавательной задачи. Часто бывает необходимо поставить ее в такой форме, чтобы школьники увидели противоречие между тем, что они знают или умеют, и тем, что содержится в задаче. Это противоречие вызывает у школьников потребность в поисках ее решения, направляет их познавательную деятельность.
При такой постановке задачи она переходит из внешнего во внутренний план, т. е. из задачи, выдвинутой учителем, становится задачей собственной деятельности школьников.
Восприятие предметов и явлений, развитие наблюдательности, воображения учащихся. «Процесс восприятия новых предметов и явлений на любой стадии обучения есть отражение в сознании школьников изучаемых объектов и образование правильных представлений и понятий о них».
При наблюдении уроков может показаться, что на этапе восприятия активен только учитель, а школьники должны его слушать, смотреть, наблюдать. Однако это не так. Уже на этом этапе овладения знаниями важна активная деятельность ученика. Но она не возникает сама собой. Ее должен вызвать учитель.
Теория и практика разработали целую систему путей активизации восприятия учащимися учебного материала:
качество восприятия повышается, если дети подготовлены к восприятию нового материала путем постановки перед ними познавательных и практических задач («Научимся красиво писать», «Научимся решать задачи такого-то типа»);
активность учащихся при восприятии повышается, если учителю удается создать так называемую проблемную ситуацию в начале изучения нового материала, т. е. вызвать у учащихся вопросы («Почему происходит такое явление? Как можно объяснить этот факт?»). При этом условии учащиеся в течение всего рассказа или объяснения учителя будут активно искать ответ на вопрос, который у них возник в начале урока. Такая проблемная ситуация возникает особенно часто при проведении опытов, наблюдений, при выполнении разнообразных практических заданий;
важным путем активизации восприятия является использование предшествующего опыта учащихся: их наблюдений, участия в труде, рассказов родителей. Следует подчеркнуть, что с приходом детей в школу предшествующий опыт может быть организован учителем. Планируя свою работу, учитель советует учащимся понаблюдать за отдельными явлениями природы, жизнью людей, поведением птиц, животных. При изучении материала учитель спрашивает о результатах наблюдений и использует их при объяснении новой темы. С первых шагов обучения важно учить детей всматриваться в различные явления, чтобы опыт детей не был стихийным, случайным, а складывался под влиянием учителя;
качество восприятия повышается, если учащимся вместе с изучаемым материалом сообщается, какими методами люди пришли к тем или иным научным выводам;
при наблюдении предметов, явлений или их изображений учащиеся (особенно младшие школьники) сосредоточивают свое внимание на внешних, часто не самых существенных явлениях или признаках предмета. Учитель стремится так продемонстрировать учащимся предмет, пособие, чтобы они увидели главные, существенные признаки предмета. Таким образом, руководство процессом восприятия со стороны учителя — важный путь повышения качества восприятия.
Это наиболее общие пути активизации познавательной деятельности учащихся при восприятии учебного материала. В практике работы передовых учителей складывается большое количество частных методических приемов.
Осмысливание и обобщение знаний, формирование научных понятий, усвоение законов, развитие мышления учащихся. Воспринятый учеником материал должен быть им осмыслен, соотнесен с имеющимися знаниями, приведен в общую систему знаний. Осмысливание -центральное звено в процессе усвоения, протекающее не отдельно от восприятия, а вместе с ним. Для большей эффективности усвоения знаний очень важно ставить ученика перед необходимостью сравнивать, анализировать, обобщать воспринятое. Чем скорее учитель добьется этого от учащихся, тем полнее, глубже, многостороннее будет восприятие учебного материала. В результате обобщения, осмысливания знаний формируются понятия. Понятие — форма мышления, с помощью которой обобщаются существенные признаки предметов и явлений. Понятия выражаются в словах (мебель, дерево, птица и др.). Точное раскрытие содержания понятия принято называть определением.
Образование понятий — сложный мыслительный процесс. Он протекает успешно в том случае, если учитель будет постоянно заботиться о развитии мышления учащихся. Младшие школьники способны очень быстро воспринимать материал, запоминать и также быстро и четко, без достаточной мыслительной переработки выражать его в действиях. Это создает внешнюю видимость усвоения без осмысливания материала. Учитель концентрирует свое внимание на развитии у детей способностей:
анализировать явления и составлять целостную картину его (синтез);
отвлеченно (абстрактно) мыслить и обобщать единичные факты, явления в пределах школьной программы;
подтверждать правила примерами и выводить правило из целого ряда фактов;
проверять, доказывать правильность решения задач, высказанных предположений и т. д.
Развитие мышления — сложный и длительный процесс. Он протекает успешно, если работа по развитию мышления проводится в определенной системе. Всем ходом обучения учитель постепенно подводит детей к необходимости обдумывать воспринятый материал, неоднократно возвращается к одному и тому же понятию, обогащая его все новым и новым содержанием.
Анализ учебного труда показывает, что в сложном мыслительном процессе участвует не только сознание, но и чувства, воля школьников. Поэтому учителю необходимо чаще апеллировать к чувствам детей в ходе мыслительной деятельности.
Закрепление и совершенствование знаний, формирование навыков и умений, развитие памяти учащихся. Временные связи, образовавшиеся в коре больших полушарий головного мозга в результате восприятия и осмысления учебного материала, должны быть упрочены. Это достигается при помощи закрепления.
Большую роль в начальной школе имеет первичное закрепление учебного материала. Оно проводится в ходе объяснения нового материала по частям, т. е. после каждой небольшой части нового материала организуется его закрепление путем простого воспроизведения или приведения новых фактов и их анализа. Закрепление может выступать и как самостоятельная часть учебного процесса. Другим видом закрепления является обобщающее повторение учебного материала.
Большое значение имеет правильный отбор материала, который подлежит закреплению. В начальной школе объем учебного материала, как правило, невелик, поэтому все изученное должно быть закреплено.
Качество закрепления учебного материала зависит от интереса учащихся к этому виду деятельности. Закрепление изученного материала должно отвечать следующим методическим требованиям:
закрепление нужно проводить, используя самые разнообразные методы, вызывающие интерес учащихся;
в процессе закрепления учащиеся должны оперировать фактами, работать с наглядными пособиями, использовать технические средства, выполнять различные практические задания;
учитель вооружает учащихся приемами запоминания, советует пользоваться вспомогательными пособиями;
учебный процесс строится так, что дети осознают продвижение вперед по пути овладения знаниями, видят их пользу, практическое применение.
В процессе обучения, особенно в начальной школе, важное значение имеет заучивание учебного материала, так как без этого нельзя добиться прочных знаний. Наряду с заучиванием уже в начальных классах, а тем более в дальнейшем обучении полезны упражнения на сравнение, группировку материала, сжатое изложение основных мыслей. В процессе закрепления знаний осуществляется формирование умений и навыков.
Учитель начальной школы формирует навыки беглого чтения, грамотного письма, счета. Без прочного овладения этими навыками ученик не сможет успешно учиться. Важно вооружить учащихся трудовыми навыками, а по мере роста учебных задач и многими интеллектуальными навыками.
В связи с перестройкой содержания образования все большее значение в деятельности учащихся придается формированию умений. В последних исследованиях психологов и педагогов подчеркиваются такие свойства умений, как универсальность, подвижность, обобщенность. Эти свойства придают деятельности творческий характер. Без вооружения учащихся умениями в учебной деятельности нельзя добиться формирования у них творческого отношения к учению. Современная дидактика и психология считают задачами обучения не только усвоение и применение знаний, но и умение добывать знания. В свете этой задачи большое значение приобретает формирование целого ряда интеллектуальных умений: умение концентрировать свое внимание на главном, сравнивать и анализировать явления, обобщать их, сравнивать свою работу с образцом, проверять и оценивать качество своей работы и работы других учащихся. Без овладения этими умениями учащиеся не смогут двигаться вперед по пути овладения знаниями. Умения и навыки, сложившиеся стихийно, характеризуются, как правило, неустойчивостью. Надежным путем формирования умений и навыков является управляемое обучение. Приобретенные таким путем умения и навыки характеризуются большей сознательностью, гибкостью, надежностью результатов, способностью выполнять действие в изменяющихся условиях. Учиться становится легче и интереснее.
Формирование умений и навыков осуществляется в процессе упражнений. Упражнение — планомерно организованное повторное выполнение действия (умственного или практического) с целью овладения им или повышения его качества. Эффективность упражнений в формировании умений и навыков во многом зависит от методики их организации. Большое значение для закрепления знаний и формирования умений и навыков имеет уровень развития памяти у учащихся. Память развивается и совершенствуется в процессе познавательной деятельности. Особенно интенсивно ее развитие протекает в школьные годы. Чтобы развитие памяти осуществлялось более целеустремленно и было управляемым, учителю важно на любой ступени обучения изучить особенности памяти своих учащихся, выявить типичные недостатки в ее развитии у различных групп учащихся, разработать систему упражнений по развитию памяти в ходе учебных занятий и рекомендовать учащимся рациональные приемы запоминания материала, которыми они должны пользоваться в процессе самостоятельной работы.
Применение знаний, умений и навыков на практике. Верным и надежным способом восприятия, осмысливания и закрепления знаний является более или менее частое их применение в новых упражнениях, в практической деятельности. Поэтому постановка в обучении разнообразных практических задач, вовлечение детей в практическую деятельность, связанную с применением знаний, является важным средством прочного и сознательного их усвоения.
Анализ результатов обучения, проверка усвоения учащимися знаний, умений и навыков. Учебный процесс протекает успешно, если постоянно осуществляется анализ его результатов как в овладении знаниями, так и в умственном развитии и воспитании учащихся. Анализ результатов важен прежде всего для учителя, так как позволяет ему более целеустремленно управлять обучением и развитием школьников. Для школьников он может стать стимулом в учебной деятельности.
Мы рассмотрели важнейшие звенья процесса учения. В каждом звене решаются как общие, так и частные задачи обучения. Сочетание общих и специфических функций в каждом звене учебного процесса — решающее условие успеха обучения. Нарушение этого условия, преувеличение одного из звеньев в ущерб другому приводит к нарушению нормального хода всего учебного процесса. Так, преувеличение роли восприятия приводит к тому, что учащиеся стремятся получить знания только через опыт. Такое отклонение получило наименование эмпиризма в обучении. Преувеличенное внимание к интеллектуальной (умственной) стороне порождает интеллектуализм в обучении, т. е. увлечение мыслительной деятельностью без достаточной заботы о применении знаний в жизни. Преувеличение практической деятельности ведет к практицизму, делячеству в обучении.

МОТИВЫ УЧЕНИЯ

Большое значение в учебной деятельности учащихся имеют мотивы — побуждения, направляющие деятельность учащихся.
Передовая психология и педагогика уже сравнительно давно уделяли большое внимание изучению мотивов учения и осуждали учение из-под палки как малопродуктивное. В мировой литературе написано много о том, какие страдания переносили школьники всех времен от такого учения. А между тем в начале обучения все дети испытывают стремление учиться. Побеседуйте с первоклассниками в первые дни их учебы. Почти все из них скажут вам, что очень хотят учиться, что им нравится в школе. Однако все по-разному будут мотивировать свое желание учиться: одни тем, что их привлекает положение школьника, другие — желанием больше знать, третьи — тем, что им интересно заниматься с товарищами. Лучшие учителя внимательно изучают все разнообразие мотивов своих питомцев и шаг за шагом ведут к формированию устойчивых мотивов, в которых органически сочетаются личные и высокие социальные мотивы — желание как можно глубже овладеть знаниями и принести как можно больше пользы обществу.
Среди мотивов учения важнейшее место принадлежит воспитанию познавательных интересов. В настоящее время проблема познавательного интереса активно изучается педагогикой. Исследование проблемы показало, что под влиянием познавательного интереса учение школьника протекает легче, свободнее, быстрее и с большими результатами. Важнейшим условием формирования познавательных интересов является высокий уровень обучения, предполагающий научность его содержания, педагогически целесообразную организацию активного и самостоятельного познания.
В развитии познавательного интереса на различных ступенях обучения приходится идти различными путями. Большое значение в этом имеет и пробуждение интереса к содержанию материала путем введения интересных фактов, известных учащимся, разнообразного построения учебных занятий, введения новых видов деятельности, элементов игры, соревнования и др. Огромное значение в этом имеет отношение самого учителя к деятельности детей, умение заметить даже незначительный успех школьника в овладении знаниями, своевременная и продуманная оценка этого успеха.
Познавательный интерес, развиваясь, может перейти в познавательную потребность. Ученик с развитыми потребностями не мыслит своей жизни без постоянного стремления узнать больше. Формирование познавательных потребностей возможно лишь в ходе высоко организованного обучения.

Вопросы и задания

1. Посетите под руководством преподавателя ряд уроков по одной теме, сделайте подробную запись уроков, отразив действия учителя и учащихся.
2. Используя собранный материал, ответьте на следующие вопросы: Была ли поставлена учителем познавательная задача? Какие приемы использовал учитель для того, чтобы учащиеся поняли задачу? Что еще можно было бы сделать? Как было организовано восприятие учебного материала? Какие приемы, повышающие качество восприятия, использовались и какие можно было бы использовать? Как организует учитель мыслительную деятельность школьников? Какие новые и эффективные приемы ему можно порекомендовать? Можно ли торопить детей в мыслительной деятельности, высказывать отрицательные суждения? Если нет, то почему? Как было организовано закрепление и применение знаний, умений и навыков? Какие пути учитель не использовал в данном случае? Заметили ли вы наличие познавательного интереса у отдельных учащихся? По каким признакам вы его определили? Заметили ли вы учащихся, равнодушных к учению? Поинтересовались ли вы у учителя, почему отдельные школьники не проявляют интереса к учению?
3. Как следует понимать тезис: сознательное усвоение и применение знаний и развитие познавательных сил учащихся — две стороны процесса обучения? Удалось ли учителю осуществить это единство в наблюдаемых уроках?

продолжение ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +