Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Формирование нравственных качеств личности требует не только воспитания мотивов действий. Необходимо повседневно упражнять детей в нравственном поведении, в нравственных поступках. Однако нравственное развитие ребенка невозможно обеспечить лишь тренировкой его в положительных поступках. Дети должны понимать, что хорошо и что плохо, должны освоить некоторые моральные понятия, чтобы уметь разобраться, т. е. правильно понять и оценить поступки как реальных людей, так и литературных героев. Формирование нравственного поведения требует создания у воспитанника единой системы, включающей моральные знания, отношения и действия.
Если воспитатель не работает одновременно над всеми звеньями этого комплекса, неизбежно возникают ошибки и неудачи в нравственном воспитании ребенка. Изолированное освоение каждого звена этой единой системы является причиной тех фактов, когда дети хорошо знают, что и как делать,, но п о-ступают иначе. В этих случаях знания о том, кого называют честным, храбрым, что такое трусость, лень, справедливость, остаются на уровне формальных сведений. Ребенок правильно
определяет данные понятия, однако не испытывает сам соответствующих положительных чувств к благородству и честности или отрицательных чувств к трусости и лживости.
Поэтому, зная, что подчищать отметку в дневнике нехорошо или не признаться в своем проступке — значит проявить трусость, ученики II—IV классов спокойно относятся к соответствующим проступкам товарища, а порой и сами нарушают известные им правила морального поведения.
Кроме разрыва между знаниями и отношением, существует еще более часто встречающийся разрыв между отношением и действием. Ребенок не только знает, что нужно в первую очередь приготовить домашние уроки, но искренне огорчается, что пропустил время, ему стыдно за невыполненные задания, но он все же прерывает свою домашнюю работу и убегает с товарищами играть в футбол, хотя отлично знает, что поступает плохо. Здесь сказывается неумение младшего школьника произвольно тормозить свои желания.
Целостность личности наиболее отчетливо выступает именно в ее нравственном развитии. Оно требует и осуществления единой целостной системы нравственного воспитания.
Сложность нравственного развития детей обусловлена спецификой каждого звена этой единой системы. Формирование нравственных понятий. Многие моральные понятия, которыми дети оперируют с ранних лет, часто неправильно или неточно понимают даже десяти-, двенадцатилетние школьники. Дети определяют смелого человека как сильного, добрым называют хорошего, веселого, щедрого («всем все дает»). Справедливый тот, кто внимателен, добр, ласков. Некоторые понятия неправильно определяют даже старшие школьники (например, принципиального, настойчивого отождествляют с упрямым, смелого — со своевольным, независимым).
Каждое понятие формируется на основе отвлечения существенных, постоянно сохраняющихся признаков в разных предметах и фактах от многих несущественных варьирующихся признаков, составляющих своеобразие каждого из них (Н. А. Менчинская).
Суть любого нравственного явления выделить крайне трудно, так как, во-первых, оно выступает обычно в комплексе со многими другими нравственными явлениями и очень редко — в обособленном виде. Во-вторых, потому что проявляется оно в самых разнообразных действиях и суждениях разных людей.
Распутать клубок отношений, чтобы оценить, какое качество личности выступило в конкретном случае как существенное — справедливость или бездушие, доброта или хитрость — слишком трудная задача для маленьких школьников с их ограниченным жизненным опытом и конкретностью мышления.
Особенность нравственных понятий состоит в том, что они непременно включают момент оценки, причем обычно альтернативной: добрый, честный, смелый — хорошо; ленивый, злой, лживый — плохо. Поэтому овладение нравственными понятиями не может исчерпываться познавательной деятельностью. Недостаточно знать, что такое лживость, зазнайство или чуткость, необходимо, чтобы соответствующие качества вызывали и определенное эмоциональное переживание человека.
Одни и те же термины обозначают одни и те же моральные понятия, которые имеют, однако, весьма разный уровень общественного значения, разную «емкость».
Дети не видят, что товарищ, который побоялся признаться в том, что именно он разбил стекло в классе, проявляет трусость. Они не всегда понимают, что слабый ученик, к тому же пропустивший по болезни почти целую учебную четверть, но сумевший ценой огромного и длительного волевого напряжения догнать класс и вопреки болезненному состоянию благополучно закончить учебный год, проявляет, по существу, настойчивость, выдержку и самообладание, которые проявил и А. Маресьев, научившись после ампутации ног ходить, танцевать и управлять самолетом. Хотя здесь, конечно, речь идет о разных по «емкости», по уровню общественного значения явлениях.
Трудность такого «переноса» знакомого правила и понятия объясняет недостаточный воспитательный эффект литературного чтения, который часто с огорчением отмечает учитель. Для успешного «переноса» знакомого понятия детям надо научиться анализировать поступки людей с позиций общественных норм поведения и делать соответствующие нравственные обобщения.
Трудность освоения моральных понятий вызвана и тем, что многие из них меняют оценочное отношение человека в зависимости от тех условий, в которых оно проявляется тем или другим лицом. Обманывать плохо, но обмануть безнадежно больного, сказав, что он поправляется,— хорошо. Скрывать от родителей что-либо — нечестно, но если отец расстроен, лучше ему не говорить о неудачах сына. Смелость — хорошее качество, но если человек не подчиняется приказу, данному всем, и действует самовольно,— его смелость оценивается отрицательно.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.