Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
В формировании нравственного поведения серьезную роль играет второе звено воспитываемой системы поведения — отношение человека к соответствующему нравственному качеству.
Оно выражено в чувствах, мотивах, оценках людей. У взрослого человека эти отношения, опосредованные системой знаний и его общественной практикой, обычно складываются в единую систему взглядов, составляя его убеждения, мировоззрение.
Отношения маленьких детей характеризуются следующими особенностями.
1. Они не базируются на достаточно осмысленных, конкретных и системных знаниях. Отношения детей строятся (на ранних ступенях развития) на подражании взрослым. Дети повторяют оценки старших, порой даже копируют их чувства, но за этими внешними проявлениями осуждения или одобрения чего-то часто надолго сохраняется спокойствие чувств. Так возникает равнодушие и оперирование пустыми словами «возмущен», «очень жалко», «меня огорчает», за которыми по существу нет ни возмущения, ни жалости, ни подлинного огорчения.
Причиной подобного бездумного отношения ребенка к чему-либо нередко бывает стиль работы воспитателя. Рассказывая детям о каких-то событиях, о людских поступках, учитель, например, анализирует их в чисто познавательном плане, добавляя к этой рассудочной деятельности очень мало выразительных средств. Но этого явно недостаточно для возбуждения чувств детей.
2. Отношения детей выступают тем ярче и тем быстрее определяются, чем ближе к их жизненному опыту поступки людей, о которых они слышат, чем более они им понятны и привлекательны. Рассказ о двух шалунах, которые досаждали взрослым своими выходками и каверзами, не вызывает у ребят-слушателей чувства возмущения. Школьникам очень интересно слушать про шалости и выдумки этих веселых ребят: они им ближе и понятнее, чем скрытая в рассказе мораль. Поэтому школьники охотно воспроизводят некоторые выходки литературных героев, отнюдь не осуждая их.
Вместе с тем, когда обсуждаемые факты и поступки живых людей или литературных героев понятны детям именно с точки зрения их общественной значимости, то даже младшие школьники легко, правильно и обоснованно определяют свое отношение к этим людям и их поступкам (например, в рассказах А. Гайдара, Е. Пермяка, В. Осеевой). Они близки и понятны детям и не требуют специального морализирования.
3. Отношение детей, к чему-либо обычно поверхностное, следовательно, нестойкое. Младшие дети тем чаще занимают либо неправильную, либо нейтральную позицию, чем дальше от их жизненной практики обсуждаемый факт, чем он более сложен, чем более запутанной оказывается нравственная сторона данного события.
Не сумев разобраться во всей сложности конкретного морального факта, дети часто определяют свое отношение к нему на основе частной, порою несущественной его черты, подробности. Это тот же путь «короткого замыкания», который характерен вообще для мыслительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.
4. Отношения детей обычно полярны и безапелляционны. Не видя градаций одного и того же качества, не умея вскрыть сосуществование разных, даже порой противоположных качеств у одного человека в их различных сочетаниях, маленькие школьники стремятся отнести каждого человека либо к хорошим людям, либо к плохим. Свое отношение они определяют лишь альтернативно.
Прямолинейность оценочных суждений — характерная черта отношений младших школьников.
Определившееся отношение — необходимее условие осуществления моральных поступков. Однако действия младших школьников в основном еще продолжают оставаться импульсивными. Ребенок непосредственно направляет их на достижение желаемого. Он не умеет еще обдумывать свои поступки, оценивать их, не может заглянуть вперед и подумать о последствиях поступка, сопоставить различные его стороны с моральными требованиями и известными нравственными понятиями.
Даже зная и правильно определив свое отношение к хорошему или плохому, дети часто не действуют в соответствии с имеющимися у них знаниями и сформированными отношениями. Поэтому убеждать в таких случаях ребят, например, не пришедших на уборку площадки, в том, что они поступили плохо, обычно совершенно бесцельно. Они и сами это хорошо знают, а подчас и осуждают. При этом многие маскируют свою неловкость подчеркнутым безразличием и пренебрежением к делаемым замечаниям.
Основная причина такого «расхождения» знаний, отношений и действий заключается в том, что дети еще не умеют управлять своим поведением, «переводить» мысли и чувства в действия.
Только практикование, упражнение детей в соответствующих действиях может превратить эти действия в привычки, в образ действия, отвечающий складывающимся у детей понятиям и моральным отношениям.
Привычки как сформированные стереотипы действия, отвечающие упрочившимся потребностям детей, позволяют маленьким школьникам без большого нервного напряжения совершать действия, которые соответствуют освоенным знаниям и сложившимся оценочным отношениям.
К. Д. Ушинский писал, что только через привычку убеждение и мысль переходят в дело. Эта же мысль о значении привычек была высказана А. С. Макаренко. Обращаясь к родителям, он писал: «Сколько бы вы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитаете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали. Одним словом, я требую, чтобы детская жизнь была организована как опыт, воспитывающий определенную группу привычек...».
Лишь путем выработки привычек нравственного поведения, в основе которых лежат доступные детям нравственные понятия и выражающие их нравственные чувства и отношения, может быть воспитано произвольное поведение ребят, знающих и умеющих поступать нравственно в любых жизненных обстоятельствах. Наиболее полно и убедительно степень нравственного развития школьника обнаруживается в его поступках и проступках.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.