Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Не менее велики возможности маленьких школьников в сфере культурного поведения. Работы Н. Н. Палагиной, Т. Е. Конниковой, И. П. Иванова, Л. С. Славиной, Э. П. Борщевской, О. Т. Шалаевой, М. Д. Гермогеновой, В. Г. Храмовой показывают, что организация содержательной и разнообразной трудовой и общественной деятельности младших школьников, основанная на их активности, творческой инициативе и разумной самостоятельности, может дать значительно больший эффект в формировании положительных стержневых черт личности, чем тот, который обычно достигается школой.
Совместная с товарищами ежедневная работа, общность интересов, при этом по-настоящему деловых, принимающих постепенно все более ярко выраженный общественный характер, вызывает у ребят активное стремление участвовать в разных видах учебной и внеучебной работы.
Жизнь в коллективе развивает хорошие, подлинно товарищеские отношения между учениками, вызывает у них большое эмоциональное удовлетворение и служит основой складывающихся у школьников коллективных отношений. У детей возникают новые заботы, чувства, мысли, интересы. Они направляют свои усилия на совместное с товарищами выполнение трудовых, октябрятских и пионерских дел.
Организация зоны пионерского действия, группировка учащихся в кружки по интересам, введение разных игр-соревнований между звездочками, звеньями, отрядами в спорте и общественно полезных делах дают простор и конкретную направленность детской инициативе. Ребята растут не только как ученики, но и как маленькие граждане, испытывая уже наметившиеся у них чувства общественного долга и ответственности за общее дело. Н. К. Крупская, говоря о пионерском движении, писала: «Путь к коммунизму — через организацию».
В разных видах общественной деятельности создаются благоприятные условия для содружества старших и младших детей, что обеспечивает преемственность в реализации замыслов, сохранение лучших традиций, своевременную помощь малышам и их обучение способам реализации задуманного дела, умению жить и работать в коллективе. Когда педагог направляет инициативу, творческую активность ребят на постановку и решение по-настоящему нужных и полезных дел, он замечает отчетливо проявляющиеся положительные сдвиги в развитии мотивов деятельности детей, в формировании у своих учеников лучших черт характера.
У ребят заметно возрастает чувство ответственности за свою звездочку, за свой отряд, а значит, и за себя, развивается умение подчиняться требованиям коллектива.
Э. Борщевская показала, что дети I—IV классов, шефствуя над детьми-дошкольниками детского дома, проявляли в течение 2—3 лет удивительную по глубине, стойкости и тонкости заботливость к малышам, изобретательность в изготовлении для них игрушек и костюмов к праздникам, украшений для детского дома. В такой работе восьми-, десятилетние дети не только проявляют четкую общественную направленность своей деятельности, высокие нравственные чувства и волю, но и успешно, творчески используют имеющиеся у них знания, навыки и умения.
Такой результат свидетельствует о том, что содержательная, правильно организованная активность детей, активность общения (или общественной деятельности) дает такие же высокие результаты в развитии личности, какие достигаются и в учебной работе детей. И здесь возможности учеников начальной школы — готовность их к волевому усилию, сосредоточенности, высоким нравственным переживаниям — оказываются значительно выше предполагаемого уровня нравственного развития семи-, одиннадцатилетних детей. Эти возможности могут быть успешно реализованы лишь путем рациональной организации содержательной общественной активности учащихся как членов школьного или пионерского коллектива. «Мы считаем, что лишь в коллективе
личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиваться. Коллектив не поглощает личности ребенка, но влияет на качество воспитания, на его содержание».
В формировании нравственного поведения школьника огромную роль играют мотивы, побуждающие ребенка к действию.
Исследования Л. И. Божович, Л. С. Славиной, М. С. Неймарк показывают, что с развитием школьника изменяются и мотивы его учебной деятельности. Все большую роль наряду с познавательными интересами начинают играть социальные мотивы, стремление к общению и совместной с товарищами деятельности. В связи с этим приобретают значение суждения одноклассников, их оценки, их мнения, поведение, манеры, походка, которым маленькие школьники так легко и быстро начинают подражать.
Одним из реально действующих мотивов у девяти-, десятилетних детей становится стремление школьника занять какую-то определенную позицию, особенно среди товарищей по классу. Здесь огромное значение для всей последующей воспитательной работы имеет организация детского коллектива.
Исследования Л. И. Божович и Л. С. Славиной показали, что формирование нравственного поведения школьников возможно лишь при специальной работе по созданию и упрочению определенных нравственных мотивов поведения ученика в коллективе сверстников. Это требует специально организованных упражнений, в процессе которых мотивы приобретают стереотипность и постоянство.
Поэтому исследователи особенно подчеркивают необходимость не только упражнять учащихся в нравственном поведении, но и формировать побуждения, мотивы, которые это поведение вызывают.
Проведенная Л. С. Славиной работа по воспитанию у первоклассников таких качеств личности, как организованность, ответственность, прилежание, показала следующее.
Детям должна быть ясна не только цель выполняемых ими действий (что надо сделать), но и то, зачем, ради чего эта цель ставится.
Упражнения в нравственном поведении достигают значительно большего эффекта, если учитель вызывает у ребят активное личное стремление добиваться цели. Если эти побуждения не активизированы, то упражнения по принуждению не делают нравственные мотивы привычными и последние не становятся действенными. Наличие сильного и постоянно действующего мотива (например, оценки учителя, а затем коллектива) обеспечивает достижение эффективности организованных упражнений.
Поставленные цели могут быть для младшего школьника слишком сложными и трудными. Их надо членить поэлементно и организовывать внешние и внутренние условия так, чтобы они служили опорой для овладения ребенком своим поведением. Л. С. Славина в своем исследовании установила строгий и повседневный контроль со стороны самих детей за поведением каждого ученика. Осуществляя такой контроль, ребята уточняли предъявляемые им требования и чаще сами им подчинялись, так как эти требования приобретали определенное значение для каждого школьника.
Интересные данные приводит Л. С. Славина, сравнивая количество учеников, оставленных в классе после уроков для выполнения плохо подготовленных домашних работ (по разным мотивам).
За 3 дня в начале исследования в I «А» классе оставили после уроков 31 ученика, в I «Б»— 30 учеников. Через два месяца, в течение которых у учащихся I «А» класса вырабатывали устойчивое желание сделать работу хорошо, за 3 дня оставили после уроков всего 1 ученика; из числа учащихся I «Б» класса, где ребят регулярно оставляли после уроков для исправления плохо сделанной работы (в виде наказания), после уроков оставили 21 ученика.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.