Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Длительное время возможности психической деятельности младших школьников явно недооценивались теоретиками и практиками, педагогами и психологами. Характеризуя особенности психики детей семи-, одиннадцатилетнего возраста, ученые (например, М. Н. Шардаков, Н. Д. Левитов, Б. П. Есипов) утверждали, что учащиеся I—III классов не могут длительно сосредоточиваться, что их внимание по природе своей неустойчиво, поэтому маленькие школьники не способны к наблюдению. (На этом основании, например, в обучении рисованию детям предлагалось изображать предмет по представлению, а не с натуры.)
Ссылаясь на возрастные особенности детей, эти ученые утверждали также, что память детей этого возраста непроизвольна, а содержание ее конкретно-образное. Процесс памяти осуществляется образованием внешних случайных связей (механическое запоминание). Логическая память не развита.
Эти же ученые считали, что мышление у ребенка преимущественно наглядно-действенное и конкретно-образное. Поэтому маленькому школьнику недоступны отвлечения и обобщения, овладение понятиями и успешное оперирование ими. Из логических операций детям I—II классов удается лишь сравнение конкретных предметов на основе их восприятия. Высшие формы логического мышления: умозаключения и рассуждения — им недоступны.
Подобная характеристика психических особенностей младших школьников основывалась на данных повседневных наблюдений за умственной деятельностью учеников I—II классов и на результатах некоторых специальных экспериментальных исследований, проведенных психологами и педагогами с целью констатации того, что дети знают и как они мыслят. Признание низкого уровня развития отдельных психических процессов у детей младшего школьного возраста служило основанием для такой организации учебной деятельности семи-, одиннадцатилетних детей, которая как по своему содержанию, так и по методам работы с учениками была ориентирована на низкие возможности.
Широко используя одно из основных принципиальных положений советской педагогической науки о том, что любая способность (черта характера, свойство личности) формируется в деятельности, которая этой способности требует, советские ученые
попытались так организовать учебную деятельность- учащихся начальных классов, чтобы она равнялась на «зону их ближайшего развития» (Л. С. Выготский). Рационально построенная учебная деятельность должна была обеспечить развитие умственных способностей детей и повышение возможностей их умственного труда.
Последующие исследования Б. Г. Ананьева, Н. А. Щербаковой, Н. А. Менчинской, А. А. Люблинской, И. В. Гиттис, П. Я. Гальперина, М. А. Байтовой, М. И. Моро, К. Т. Голенкиной, С. Ф. Жуйкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова и многих других убедительно показали, что, во-первых, отмеченные выше психические особенности младших школьников не являются стабильными и не лимитируются возрастом, но могут быть значительно изменены и развиты; во-вторых, улучшение и обогащение возможностей умственной деятельности детей непосредственно зависит от содержания и организации их умственной активности, их деятельности, в первую очередь основной — учебной.
Развернувшиеся в последние годы исследования, направленные на повышение эффективности начального обучения, вскрыли огромные, далеко не использованные школой возможности развития детей. Современные семи-, одиннадцатилетние дети по кругозору, интересам далеко перешагнули рамки, установленные когда-то для учеников I—IV классов. Чтобы реализовать эти резервы, необходимо было решительно перестроить систему начального обучения детей.
В решении этой сложной задачи ученые пошли разными путями. Исходя из концепции поэтапного формирования умственных действий, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Н. Ф. Талызина и некоторые другие психологи разрабатывают новую систему работы по усвоению учащимися математических понятий и овладению математическими действиями, разрабатывают пути совершенствования системы обучения чтению, грамматике и орфографии.
По этой системе учащиеся вначале осваивают практические (материальные) действия с предметами, которые затем, свертываясь, становятся внутренними умственными действиями. В дальнейшем ученые — представители этой группы — упражняют детей в умении выполнять такие действия с учебным материалом. Умственные действия являются основой усвоения материала и последующего его применения. При этом авторы специально выделяют в качестве основного ориентировочный этап действия на каждой ступени его интериоризации.
С иных позиций подходят к организации умственной деятельности учащихся Н. А. Менчинская, Г. С. Костюк, А. А. Люблинская, З. И. Калмыкова, Е. Н. Кабанова-Меллер. Они стремятся к такому построению мыслительной аналитико-синтетической деятельности учащихся, которое обеспечивало бы наиболее прочное, быстрое и осмысленное усвоение знаний. Основная задача, которую ставят перед собой представители данной группы ученых,— это установление соотношений между знаниями и действиями (навыками, умениями), отыскание способов, обеспечивающих учащемуся не только усвоение учебного материала, но и добывание новых знаний, совершенствование умственной деятельности.
Значительное внимание уделяют некоторые исследователи разработке программ, выделению алгоритмов, обеспечивающих освоение учениками не только программных знаний, но и определенной системы приемов выполнения заданий, определенного стиля умственной деятельности (Л. Н. Ланда, А. И. Раев).
Л. В. Занков широко развернул работу по перестройке начального обучения, положив в ее основу принцип повышенной трудности предлагаемого детям учебного материала и быстрого темпа работы над его усвоением.
Несмотря на различные исходные позиции, с которых различные ученые ведут поиски основ для создания новой системы обучения, в этих разных концепциях есть некоторые общие или, по крайней мере, совпадающие положения.
1. Перестройка учебной деятельности учащихся предпринимается не столько с целью повышения уровня успеваемости школьников, сколько с целью развития интеллектуальных сил и возможностей учащихся. Можно отметить, что практическое использование основных положений любой из упомянутых выше теоретических концепций действительно повышает эффективность учебной деятельности младших школьников: дает положительные результаты в усвоении детьми учебного материала и способствует развитию умственных способностей учащихся.
2. Во всех концепциях исследователи основное внимание направляют на использование активности детей и повышение ее уровня. Основным процессом в учебной деятельности учащихся становится не функция памяти, а работа мышления. Оформление задачи, самостоятельное определение путей и способов ее решения, отбор правил и понятий, необходимых для ее решения, применение различных способов для проверки выбранного пути илолученного результата предъявляют высокие требования к мыслительной деятельности учащихся. Новая форма умственного труда школьника обеспечивает успешное развитие его умственных сил.
3. Исходя из общего для всех советских психологов понимания отношения обучения и развития, различные авторы согласны с необходимостью повысить уровень теоретических знаний детей уже начиная с I класса. Ставя перед учащимися посильно трудные задачи и обучая их способам решения этих задач, исследователи ищут пути побуждения учащихся к усилию, к работе над достаточно сложным учебным материалом. Равнение не на вчерашние знания и умения детей, а на их завтрашние возможности, уровень которых еще предстоит определить, и помощь детям в достижении этих ближайших, более высоких показателей психического развития составляют общую основу всех видов новых систем обучения детей.
Среди разных предложений перестройки начального обучения особого внимания заслуживает та работа, которая создала основу для перехода всей начальной школы с 1969 года на трехлетнее обучение.
Этот переход подготавливался многолетними предварительными исследованиями психологов, методистов, учителей, направленными на то, чтобы раскрыть реальные силы детей, развивающие возможности учебной деятельности при изучении учащимися различных учебных предметов: русского языка, математики, труда, природоведения на разных этапах их усвоения. Исследователи стремились вскрыть причины низкой эффективности учебной работы многих детей и некоторых учителей и найти пути ее повышения.
На основе многолетних кропотливых предварительных исследований были разработаны новые программы обучения детей в I—III классах, написаны учебники и методические пособия. После пятилетней их проверки в экспериментальных классах городских и сельских школ на эти программы перешли все начальные школы республики.
Существенные изменения в построении начального обучения внесены как в содержание, так и в методы учебной работы детей. Изменение обучения достигнуто прежде всего за счет раннего введения теории в учебное содержание, которое дается детям. Такой теоретической основой, например, в построении курса математики явилось понятие математической функции. С ним дети знакомятся с первых уроков, постепенно, в процессе усвоения основных свойств математического действия. Это понятие оформляется и уточняется.
В обучении грамматике и орфографии такой теоретической основой стал морфологический принцип изучения языка. Он лежит в основе системы изучения грамматики, правописания.
Детям дают все те термины, с содержанием которых они встречаются в своей практической работе (сумма, слагаемое, глагол, приставки и др.). Введение терминов, обозначающих понятия, с которыми работают учащиеся начиная с первых классов, обеспечивает четкую дифференцированность соответствующих знаний и ранний переход к обобщениям на основе выделения существенных признаков каждого специального содержания. Происходит формирование обобщенных знаний.
Комплексность и системность изучения, например математического содержания, включающего арифметику, начальные сведения по геометрии и алгебре, или русского языка, включающего одновременную работу над смысловым содержанием слова, его морфологией, фонетикой и правописанием, обеспечивают осмысленность и связность приобретаемых учениками знаний.
Особое внимание в новых программах уделено методам работы учащихся. Направляя умственную активность детей прежде всего на раскрытие существенных сторон усваиваемого содержания, выделение существенных признаков математических или грамматических понятий, установление разнообразных связей и зависимостей между различными частями, сторонами, элементами учебного содержания, авторы новых программ ориентируют учителя на формирование у ребят целой системы специальных умственных умений. Варьируя задания, побуждая учащихся искать новые оригинальные и разные пути и способы работы с предложенным материалом, учитель обеспечивает освоение детьми наиболее рациональных умственных действий — умений, способов. На высоком уровне обобщения такие умения становятся общим методом умственной деятельности школьника. Как известно, степень владения им является одной из отличительных черт высокого уровня умственного развития человека. В процессе разнообразных действий с учебным материалом, требующих от учеников инициативной, творческой активности, работы воображения и мышления, отрабатываются все необходимые навыки — вычислительные, измерительные, графические и т. п.
К наиболее эффективным для умственного развития учащихся действиям с учебным материалом в новой системе обучения относятся следующие.
1. Разнообразные формы и виды сравнения сначала конкретных предметов, данных наглядно (лист дуба и клена), а затем сопоставление образов предметов (образы ели и сосны) знаков (5 и 3, 6 и 9), слов с одинаковым корнем, с разными приставками, окончаниями, суффиксами (цвет, соцветие, цветочек, цветник, зацвел), разных математических выражений, геометрических фигур, литературных произведений, однородных по тематике картин. Наконец детям предлагают сравнивать отвлеченные понятия (доброта и щедрость, сумма и произведение, предлоги и приставки и т. д.).
2. Разнообразные формы анализа одного учебного содержания, т. е. членение его с разных точек зрения. Например, идет разбор слова в его смысловом значении, затем то же слово изучается в его звуко-буквенном, слоговом морфологическом составе. Дети выделяют приставку, корень, окончание; определяют род, числе, падеж, склонение и т. п.
3. Разнообразные формы обобщений: группировка (однородных явлений), классификация по категориям, выводы, выражение в краткой форме основного содержания, установление разнообразных связей и зависимостей как внутрипредметных, так и межпредметных. Например, самостоятельное (специально приготовленное учителем) определение однокоренных слов по общности неизменяемой части слова и по смысловому значению; определение падежа по вопросу и окончанию; установление зависимостей между скоростью движения, расстоянием и временем; между условиями существования, т. е. образом жизни, животного и строением некоторых его органов.
4. Различные формы конструирования и переконструирования детьми данного им учебного материала. Превращение неравенства в равенство (и наоборот); изменение задачи, решаемой одним действием, так, чтобы ее решение требовало использования двух действий; превращение одной геометрической фигуры в другую. Самостоятельное составление по заданию различных новых задач, фигур, узоров, рассказов, грамматических и математических выражений. Применение разных способов для решения одной и той же задачи.
5. Постоянные переходы от оперирования теоретическими положениями (правилами, законами, понятиями) к их практическому использованию, конкретизация и обратные действия: определение по фактическому материалу известных ученикам теоретических положений, правил, зависимостей.
6. Обоснование учеником выполняемых действий (их отражение в речи), обеспечивающее осознанность их использования, доказательность принятых решений, критическую проверку путей, способов и полученных результатов выполненного действия.
7. Систематическое усложнение заданий, повышение требований в отношении самостоятельности, вариативности и оригинальности, быстроты решений, использования знаний по другим учебным предметам или жизненных наблюдений, содержания прочитанных книг.
Таким образом, в основу новых школьных программ положена система регулярно усложняющихся проблемных умственных действий учащихся, направленных на раскрытие существенных признаков усваиваемых понятий и установление детьми осмысленных разнообразных связей и зависимостей, существующих между ними.
Опыт обучения учащихся I—III классов по новой системе убедительно показал ее эффективность. Она выражается в значительном повышении успеваемости школьников, прочности приобретенных ими знаний и резком снижении количества ошибок, что свидетельствует также о высоком уровне освоения детьми орфографических, вычислительных и других навыков. Школьная программа, более сложная и объемная, чем прежняя, усваивается значительно быстрее и экономнее. Существенное влияние оказывает новая, система учебной деятельности на общее психическое, прежде всего умственное, развитие детей.
Вот что показали повседневные наблюдения и практика использования специально разработанного А. А. Люблинской метода диагностики умственного развития детей в экспериментальных I—III и соответствующих контрольных классах.
1. Школьники не только третьих, но даже первых экспериментальных классов могут обобщать, причем на достаточно высоком уровне. Они могут в несложной картине, рассказе, математическом выражении увидеть главное, выразить его своими словами, дать нужную обобщающую формулировку и сделать правильный вывод.
2. Дети приобретают умение рассуждать, правильно используя необходимые грамматические, математические понятия, умеют устанавливать связи не только близкие (локальные), но и более широкие в пределах одного задания между его элементами, сторонами, условиями.
3. Отчетливо выступает подвижность, гибкость знаний. Дети, работавшие с I класса по новым программам, легко применяют известные им правила к новому содержанию, при этом не только в пределах одного учебного предмета, но часто и при оперировании другим содержанием. Так, освоив чтение простого чертежа на уроках труда, они успешно используют аналогичные чертежи и построения на уроках математики и природоведения.
Столь же подвижными оказываются приобретенные умения. Они характеризуют то, как освоили дети II и III классов общий метод умственной деятельности: умение спланировать работу даже над новым заданием, избирательно использовать имеющиеся знания, проверить свою работу и т. п. Знания и применяемые способы действия дети обосновывают. Они умеют объяснить ход своей работы и применить то или иное правило.
4. Рационально построенная система обучения обеспечивает и успешное решение воспитательных задач в процессе учебной деятельности. У младших школьников отчетливо выявилось возросшее умение сосредоточиваться, стойкость внимания. У них наметились такие положительные качества, как организованность в работе, собранность, умение слушать других, обдумывать предстоящую работу, подготавливать ее выполнение.
Наметился рациональный стиль учебного поведения. Особенно заметно изменилось отношение большинства школьников к учебной деятельности в целом. Дети полюбили умственный труд, они приобрели способность к достаточно длительному умственному усилию. Такое трудолюбие, организованность явились следствием тех интересных и посильно трудных заданий, которые требовали от маленьких школьников постоянной умственной активности. Решая разнообразные задачи, дети вынуждены были проявлять творческую активность, изобретательность, инициативу. У них развивались высшие формы воображения и логического мышления.
Работа в школе по-новому явилась основой формирования у подавляющего большинства детей учебных, а затем и познавательных интересов. Характерно, что большинство учащихся именно экспериментальных классов отметили трудную работу по математике как самую интересную и любимую.
Полученные результаты и длительное наблюдение за работой отдельных сильных и слабых учеников, за их продвижением от I к III—V классам позволяют характеризовать новую систему начального обучения детей как перспективную. Она обеспечивает развитие и совершенствование умственной активности детей, их интересов и ценных черт характера и в наибольшей мере соответствует реальным силам и возможностям современных семи-, десятилетних детей.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.