Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Направленность и формирование учебных и познавательных интересов


Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Переход ребенка в школу, новый образ жизни оказывают существенное влияние на дальнейшее формирование его личности. Как бы хорошо ребенок ни был подготовлен к школе, он приобретает типичные черты школьника только после того, как начнет учиться в школе.
С самого начала учебной деятельности детей происходят значительные изменения в направленности их интересов. Исследования М. Н. Волокитиной, В, А. Горбачевой, Л. И, Божович, Л. С. Славиной, М. Ф. Морозовой, П. И. Размыслова и других психологов показывают, что в конце дошкольного периода в результате образовательно-воспитательной работы у ребят обычно возникает новая высшая потребность — учиться. В связи с этим появляется интерес к школе, к учению, ко всей школьной жизни. Учёные выделяют, во-первых, стремление семилетнего ребенка занять новое, привлекательное для него положение в обществе — положение школьника. Это значит: ходить, как все старшие ребята, в школу, носить ранец, или, еще лучше, портфель, сидеть за партой, носить форму и т. д.
Однако такая устремленность к внешнему положению школьника быстро угасает. Эта потребность, как и всякая другая, после ее удовлетворения исчезает. Если в первые дни маленький школьник действительно радостно переживает свое новое положение среди других ребят и в своей семье, то уже в течение первых недель эти переживания тускнеют и наконец совсем исчезают. Новое, становясь повседневным и привычным, теряет оттенок загадочной неизвестности и привлекательности. Мотив «хочу стать школьником» перестает действовать. Но устремленность к школе у первоклассников выражена и в их интересах к самой учебной деятельности.
Этот мотив при рационально организованной учебной работе детей не только не угасает, но с каждым месяцем усиливается и нарастает.
Опросив первоклассников в первой четверти учебного года, Т. С. Назарова установила, что ребята хотят ходить в школу, чтобы научиться читать и писать, чтобы «обо всем узнать». Они хотят учиться в школе, а не дома, так как «с ребятами интереснее», высказываются против удлинения перемен и введения второго выходного дня на неделе. По утверждению Л. И. Божович, интерес первоклассников к самой учебной деятельности еще слит с собственно познавательными интересами.
Учащиеся III—IV классов чаще высказываются за введение второго выходного дня, однако мотивируют свое желание не отрицательным отношением к школе (такое встречается лишь у отдельных учеников). Девяти-, десятилетние дети хотели бы использовать лишний выходной день для чтения, посещения кино или для занятия любимым делом (моделированием, спортом, марками).
На основе интереса к учебной деятельности у детей формируются специально познавательные интересы, т. е. стремление к узнаванию нового в пределах определенного учебного предмета. Это стремление возникает только тогда, когда дети начинают изучать математику или русский язык, историю или природоведение.
Интерес — это познавательное отношение человека к окружающему, к какой-то его стороне, к определенной области, в которую человек хочет проникнуть глубже.
Интерес основан на ориентировочно-исследовательском рефлексе. И, П. Павлов удачно назвал его рефлексом «что такое?». «У нас,— писал И. П. Павлов,— этот рефлекс идет чрезвычайно далеко, проявляясь, наконец, в виде той любознательности, которая создает науку, дающую и обещающую нам высочайшую, безграничную ориентировку в окружающем мире».
Характеризуя особенности познавательного интереса, Г. И. Щукина отмечает в качестве его существенных признаков следующие: а) интеллектуальную направленность поиска нового в объекте, стремление ознакомиться с предметом ближе, узнать его глубоко и разносторонне; б) осознанное отношение человека к предмету своего интереса и к задаче, стоящей перед ним в познании этого предмета; в) эмоциональную окрашенность: интерес всегда связан с желанием что-то узнать, радостью искания, горечью неудачи и торжеством открытий; г) выражение в волевом действии: интерес направляет усилия человека на открытие новых сторон и признаков предмета.
В этой характеристике обращает на себя внимание эмоциональная окрашенность и действенность интереса, который становится значимым мотивом поведения школьников.
Интересы младших школьников (I и II классов) отличаются следующими характерными особенностями:
подражательностью (случайностью возникновения);
непостоянством, кратковременностью, легким и беспричинным изменением;
поверхностностью (интересны только внешние факты, особенно яркие, необычайные, углубляться в суть — непривлекательно); близостью собственному жизненному опыту;
разбросанностью (ученик интересуется многими совершенно разными областями знаний, без всякой их связи; дети задают множество вопросов, далеко выходя за пределы учебного материала);
направленностью на ближайший, результат (Решил задачу или нет? Сколько ошибок сделал? Какую отметку поставил учитель?)
Отношение к отметке у младших школьников меняется. Сначала им важно вообще получить отметку, все равно какую. Они еще не видят в ней оценки их успеваемости или усилия. Поэтому маленькие ученики даже хвастаются тем, что получили «всякие разные отметки», в том числе двойки и тройки. Но постепенно отношение к отметке меняется. Прежде всего выделяются пятерка и двойка. Позже приобретают значение и другие оценки, в которых первоклассник долго склонен видеть проявление личного отношения к нему учителя.
В течение первого года учения дети начинают все больше интересоваться отдельными предметами, явлениями природы и событиями из жизни людей. У школьников возникает множество вопросов, связанных с содержанием учебных предметов и с разнообразными событиями общественной жизни. Полет в космос, операции на сердце человека, взрыв в шахте — все вызывает у семи-, одиннадцатилетних детей живой интерес.
Исследования F. И. Щукиной, Н. Г. Морозовой, П. И. Размыслова и других авторов показали, что познавательные интересы у школьников (средних классов) возникают и закрепляются в зависимости от нескольких условий.
1. Правильное соотношение нового и уже известного является существенным условием возникновеьшя познавательного интереса у детей. Это значит, что необходимо наличие у школьников каких-то знаний о явлениях природы, о действиях с числами, о составе слова, чтобы вызвать более глубокий интерес к соответствующим учебным предметам. То, что совершенно неизвестно детям, не может вызвать у них вопросительно-поискового отношения. Но и то, что уже хорошо известно, тоже неинтересно. Учитель должен уметь в старом, известном показать новое содержание: признаки, свойства, отношения с другими объектами. Например, интерес к киту у детей заметно возрастет, когда они узнают, что животное весит в среднем 112 тонн; чтобы его уравновесить, надо на вторую чашку весов поставить 36 слонов. Сердце кита весит 600—700 килограммов, мозг — 2,5 килограмма, а язык — 3 тонны!
2. Возможность использовать свою инициативу, свою активность для творческого преобразования предмета (целенаправленное переконструирование предложения, примера, плана) повышает интерес ученика к работе.
3. Интерес возникает и поддерживается достигаемым успехом деятельности. Если ученику удалось успешно решить задачу, да еще разными способами, интерес к арифметике повышается.
4. Огромное значение для упрочения интереса имеет открытие для ребят практического использования изучаемого материала, его применения в жизни людей. Дети с большим интересом начинают изучать травы, когда узнают их лечебные свойства; круговорот воды в природе привлекает детей и порождает много вопросов о засухе, ливнях, грозах и граде.
5. Интерес детей к учебному предмету возрастает тогда, когда они встречают в учителе человека, увлеченного своей работой и обладающего мастерством передачи знаний детям, умеющего богато, полно, красочно излагать учебный материал.
6. Формированию учебных и познавательных интересов в огромной мере способствует вся внеучебная и внешкольная работа. Она расширяется и становится все более разнообразной в III—IV классах.
Со второй половины первого года обучения ребенка в школе в его жизнь входит художественная книга. Ребенок не только слушает, как ее читают взрослые, он начинает читать сам. И как только преодолены трудности в овладении техникой чтения, дети начинают все более увлекаться новым для них видом деятельности.
Чтение раскрывает перед ребятами бесконечное множество новых областей жизни природы и людей в их настоящем, прошлом и будущем. Исследования (Н. Н. Житомирова, О. Хузе, Н. Н. Светловская, Н. М. Дружинина) показывают, что учащихся I—II классов интересует, в первую очередь, сюжетная сторона литературного произведения, прежде всего действия людей или животных и те случаи, которые происходят с героями. Необходимость искать причины поступков людей и описанных событий и устанавливать разнообразные связи между отдельными эпизодами из жизни разных персонажей литературного произведения делает чтение занимательным. У детей возникает живой интерес к книге (К. А. Лыгалова).
Уже в начальных классах огромная роль в развитии познавательных и учебных интересов принадлежит научно-познавательным книгам, читая которые дети узнают много нового о людях прошлого и настоящего, о животных и машинах.
Спорным является вопрос о том, как сказываются на формировании познавательных интересов маленького школьника усилия, вызванные необходимостью решать трудные задачи. Отдельные исследователи (П. И. Размыслов) считают, что младших детей интересует легкое дело, не требующее напряжения. Трудное содержание не вызывает положительного отношения и желания познать его глубже и полнее.
Эти результаты требуют уточнения. Они расходятся с данными, полученными некоторыми другими исследователями. Например, М. Ф. Морозова отмечает, что школьников не удовлетворяют уроки, построенные как занимательные. Даже учащиеся I—II классов (75—85%) отдают явное предпочтение трудным (посильным) заданиям. Легкие задания, не требующие умственного усилия, вызывают скуку и оказываются непривлекательными. Маленькие ученики больше любят уроки по-настоящему «школьные»: письмо, чтение, арифметику — и значительно менее охотно занимаются физкультурой, рисованием, пением, которые похожи на занятия в детском саду. Интересно, что такое мнение высказывают не только сильные, но и многие слабые ученики.
Учащиеся экспериментальных классов, работавшие по более трудной программе, больше любят решать задачи, чем примеры, писать сочинения им интереснее, чем пересказывать прочитанное. 85—90% детей называют своим любимым предметом математику. Выполнять задание по труду с построением и использованием простого чертежа интереснее, чем делать ту же работу под диктовку учителя, т. е. пооперационно.
Сначала интерес учащихся направляется на познание новых для них фактов, явлений. Потом все больший интерес вызывают у школьников те разнообразные признаки явлений и особенно их взаимозависимости и связи, которые ученики раскрывают по мере усвоения учебного материала. Такой интерес развивается особеннно тогда, когда учитель привлекает учащихся для совершения маленьких открытий.
Ярко выраженная потребность младших школьников в активной умственной деятельности мобилизует их познавательный интерес. Если содержание и организация повседневной учебной работы школьника удовлетворяют эту потребность, интерес ребят к учебной работе усиливается и нарастает. Это отчетливо показали не только специальные исследования советских ученых (Л. В. Занков, Н. А. Менчинская, А. А. Люблинская, Д. Б. Эльконин и многие другие), но и опыт обучения младших школьников по новым программам.
Направленность младших школьников определяется, конечно, не только их учебными, познавательными и общественными интересами. Все большую роль в поведении и деятельности ученика начинают играть нравственные побуждения, мотивы общественного порядка. Они проявляются в содержании и формах его активности, которая наиболее отчетливо выражена в его основной — учебной — деятельности и в общении с товарищами.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +