Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Высшая нервная деятельность и воспитание


Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Знание особенностей высшей нервной деятельности имеет огромное значение для воспитания детей: для организации их жизни и руководства их поведением. Важно помнить при этом, что у более младшего ребенка, нервная система которого меньше.
подвергалась упражнениям и тренировке, более отчетливо выступают особенности нервной деятельности. Этот факт был убедительно показан Н. И. Касаткиным. Он утверждает, что за 25 лет работы по изучению образования ранних условных рефлексов у младенцев (от рождения до 1 месяца) он не встретил двух детей с абсолютно одинаковыми свойствами нервной системы. Особенности нервной деятельности проявляются у ребенка очень рано. Уже в первые дни и недели своей жизни младенцы одного возраста заметно отличаются друг от друга особенностями своей реактивной приспособительной деятельности, например тем, как скоро они засыпают и как переходят от сна к бодрствованию и т. д.
Оля (8 мес.) , проснувшись, сразу открывает глаза, улыбается и торопится встать на ноги, тянет руки ко взрослому. Так же легко она засыпает. Около 12 часов дня и около 8 часов вечера она становится сонной, глаза слипаются. Очутившись в кроватке, она поворачивается на правый бок, принимает привычную позу и моментально засыпает. Такая уравновешенность нервных процессов — характерная черта сангвинического темперамента. Иначе ведут себя дети с чертами, например, флегматического типа нервной деятельности.
Витя (3 мес.) засыпает не сразу, долго лежит в кроватке с открытыми глазами, перебирает одеяло, шевелит пальцами и рассматривает их, часто что-то бормочет, поворачивается с боку на бок. Во сне иногда вздрагивает. Просыпается часто с плачем, некоторое время после пробуждения находится в полусонном состоянии.
Очень различна реакция детей на нарушение привычного режима. Запоздавший обед, затянувшееся время бодрствования, присутствие посторонних людей почти не изменяют поведения ребенка уравновешенного типа и резко влияют на поведение детей — представителей слабого, инертного и неуравновешенного типов нервной деятельности.
У детей второго-третьего годов жизни типологические особенности наиболее ярко выступают в повседневных играх, в общении с другими детьми и взрослыми.
Изучая в естественных условиях яслей поведение детей старшей группы, В. А. Горбачева установила ряд показателей, характеризующих некоторые особенности их нервной деятельности. Несмотря на то что в этом исследовании Горбачева не пользовалась какими бы то ни было точными измерительными приборами, она нашла в поведении детей такие проявления, которые обоснованно рассматривает как индикаторы основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов. Эти признаки отчетливо выступают в быстроте освоения ребенком правил поведения, установленных в детском учреждении, и подчинении этим правилам, в особенностях выполнения режимных процедур. По-разному реагируют разные дети на нарушения привычного порядка, неодинаково также поведение детей в играх и общении со взрослыми.
Одной из игр, послуживших средством диагностики особенностей нервной системы разных детей, явились поиски ребенком наконечника от авторучки, который автор либо прятала в своей руке, либо незаметно опускала в карманчик передника какого-нибудь ребенка. То, как включались в такую игру дети, раскрывало их типические черты.
В. А. Горбачева пишет в тетради. К ней подходят дети, просят поиграть с ними в «наконечник».
В. А. Г. Дети, отойдите, не мешайте мне писать.
(Все дети, кроме Пети, отходят.)
Петя (3 г. 2 мес). Нервная система сильная — мальчик легко выполняет требования взрослых. Некоторая неуравновешенность нервной деятельности, по-видимому, за счет сильной концентрации нервного возбуждения и наличия сильной отрицательной индукции. Мальчик общителен, легко вступает в контакт со взрослыми, быстро начинает проявлять собственную инициативу.
Петя. А что это?
В. А. Г. (продолжает молча писать).
Петя. А что ты делаешь?
В, А. Г. (не переставая писать и не поднимая головы). Пишу.
Петя. А что ты пишешь?
В. А. Г. Про вас, ребят, пишу.
Петя. А что ты пишешь?
В. А. Г. Про тебя пишу. А теперь ты отойди, не мешай мне.
Петя, (не отходит). А про Галю пишешь?
В. А. Г. Про Галю не пишу.
Петя. А про Тому пишешь? А где тут я?..
В. А. Г. (пишет.)
Петя (после некоторого времени). Давай играть.
В. А. Г. Как ты хочешь играть?
Петя. Как завтра (вчера) играли — в «наконечник».
В. А. Г. (пишет, не отвечая.)
Петя (ощупывает карман халата, ищет наконечник, лукаво улыбается). Давай играть в «наконечник».
В. А. Г. Подожди.
(Петя отходит, но тут же приближается и снова просит поиграть с ним в «наконечник».)
Так повторяется три раза, и каждый раз Петя повторяет свою просьбу.
В других играх Петя проявляет такую же настойчивость и силу своих желаний. Он инициативен в игре. Но ему трудно сдерживаться, что говорит о заметном преобладании возбудительных процессов над тормозными, о неуравновешенности. В. А. Горбачева, обобщая свои наблюдения, рекомендует воспитателю организовать дальнейшую работу с Петей так, чтобы тренировать и развивать у него тормозные процессы.
Представителем сильного, уравновешенного и подвижного типа, по наблюдениям В. А. Горбачевой, оказалась Таня (2 г. 10 мес). Ее поведение характеризуется легкой приспособляемостью к требованиям взрослых. Все правила девочка выполняет быстро и охотно. За стол Таня садится всегда одной из первых, входит в умывальную сразу, как только услышит соответствующее приглашение воспитателя. Легкое образование стойких стереотипов не нарушается даже в несколько необычных для девочки условиях: появление в группе нового ребенка, праздник и т. д. Таня быстро подчиняется дисциплине, и не только сама легко выполняет все правила, но и следит, чтобы, их не нарушали дети.
В. А. Г. пишет. Дети толпятся около нее. Она отстраняет ребят, просит не мешать ей. Некоторые дети отходят, в числе первых — Таня.
В. А. Г. Дети, вы опять мне мешаете. Отойдите.
Таня. А я не мешаю. Я отошла..
Аналогичная картина наблюдается во время игры в «наконечник».
Увлеченные игрой, дети, в том числе и Таня, никак не могут остановиться и все пытаются схватить руку В. А. Горбачевой.
В. А. Г. Кончено, надо идти руки мыть.
(Дети продолжают хватать руку исследователя с наконечником. Таня вопросительно смотрит на нее, делает шаг к умывальнику.)
В. А. Г. Кончено, ребята! Хватит! (Поднимает руку с наконечником вверх.)
(Дети продолжают громко смеяться, кричать, хватают наконечник.)
Таня (дергает детей за халатики). Кончено, ребята, слышите же, кончено! Хватит!
В. А. Г. (отодвигается, говорит сердито). Я ведь сказала, кончено!
(Петя продолжает хватать руку В. А. Горбачевой.)
Таня (сердито). Ребята, кончено ведь. Мы уже больше не играем!
В этот день, укладываясь спать, Таня немного заупрямилась. По-видимому, сказалось сильное нервное напряжение во время игры. Но затем она быстро успокоилась, сама разделась и легла в кровать. Уснула на несколько минут позже обычного.
Нина отнесена В. А. Горбачевой к сильному уравнс мешенному инертному типу. Это спокойная, медлительная, малоподвижная девочка с относительно бедной мимикой и замедленной, маловыразительной речью. Обычно Нина выходит из-за стола последней, последней приходит в умывальную и спальную комнаты.
Все требования режима девочка выполняет, но как-то смазанно, нечетко и с обычным для нее опозданием во времени. Менять сложившийся стереотип этой девочке всегда очень трудно. Например, на музыкальных занятиях воспитательница зовет всех детей на середину зала и раздает им флажки и цветы. Все дети бегут к ней. Володя, Витя и Нина остаются сидеть на местах.
Воспитательница еще раз зовет детей. Мальчики убегают, Нина остается одна сидеть на стульчике. Все дети получают флажки и цветы. Нина продолжает сидеть спокойно, смотрит на детей. Под звуки марша дети проходят мимо Нины с флажками.
Воспитательница дает девочке флажок и ставит ее позади себя. Нина так же спокойно с флажком в руке и серьезным видом идет за ней. Начинается бег под музыку. Дети бегут, но Нина не бежит, а продолжает ровно шагать по кругу. Во всех своих проявлениях девочка обнаруживает такую же инертность.
В отличие от других детей, в том числе от Пети и Тани, которые быстро устанавливают контакт с новыми людьми, Нина только после 17 посещений В. А. Горбачевой группы сама подошла к ней.
Засыпает Нина медленно. Ей надо 12—15 минут, чтобы перейти от бодрствования ко сну.
Воспитательница направляет усилия на тренировку подвижности нервных процессов у Нины, на развитие у нее большей гибкости поведения и быстроты приспособления к новым условиям.
Обобщая свои наблюдения за детьми разных типов нервной деятельности, В. А. Горбачева отмечает, что эти особенности, конечно, не определяют всего поведения детей, но вносят некоторую специфику в повседневное поведение каждого ребенка, формирующегося как своеобразная личность.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +