Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Знание особенностей высшей нервной деятельности имеет огромное значение для воспитания детей: для организации их жизни и руководства их поведением. Важно помнить при этом, что у более младшего ребенка, нервная система которого меньше. подвергалась упражнениям и тренировке, более отчетливо выступают особенности нервной деятельности. Этот факт был убедительно показан Н. И. Касаткиным. Он утверждает, что за 25 лет работы по изучению образования ранних условных рефлексов у младенцев (от рождения до 1 месяца) он не встретил двух детей с абсолютно одинаковыми свойствами нервной системы.
Особенности нервной деятельности проявляются у ребенка очень рано. Уже в первые дни и недели своей жизни младенцы одного возраста заметно отличаются друг от друга особенностями своей реактивной приспособительной деятельности, например тем, как скоро они засыпают и как переходят от сна к бодрствованию и т. д.
Оля (8 мес.) , проснувшись, сразу открывает глаза, улыбается и торопится встать на ноги, тянет руки ко взрослому. Так же легко она засыпает. Около 12 часов дня и около 8 часов вечера она становится сонной, глаза слипаются. Очутившись в кроватке, она поворачивается на правый бок, принимает привычную позу и моментально засыпает. Такая уравновешенность нервных процессов — характерная черта сангвинического темперамента. Иначе ведут себя дети с чертами, например, флегматического типа нервной деятельности.
Витя (3 мес.) засыпает не сразу, долго лежит в кроватке с открытыми глазами, перебирает одеяло, шевелит пальцами и рассматривает их, часто что-то бормочет, поворачивается с боку на бок. Во сне иногда вздрагивает. Просыпается часто с плачем, некоторое время после пробуждения находится в полусонном состоянии.
Очень различна реакция детей на нарушение привычного режима. Запоздавший обед, затянувшееся время бодрствования,
присутствие посторонних людей почти не изменяют поведения ребенка уравновешенного типа и резко влияют на поведение детей — представителей слабого, инертного и неуравновешенного типов нервной деятельности.
У детей второго-третьего годов жизни типологические особенности наиболее ярко выступают в повседневных играх, в общении с другими детьми и взрослыми.
Изучая в естественных условиях яслей поведение детей старшей группы, В. А. Горбачева установила ряд показателей, характеризующих некоторые особенности их нервной деятельности. Несмотря на то что в этом исследовании Горбачева не пользовалась какими бы то ни было точными измерительными приборами, она нашла в поведении детей такие проявления, которые обоснованно рассматривает как индикаторы основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов. Эти признаки отчетливо выступают в быстроте освоения ребенком правил поведения, установленных в детском учреждении, и подчинении этим правилам, в особенностях выполнения режимных процедур. По-разному реагируют разные дети на нарушения привычного порядка, неодинаково также поведение детей в играх и общении со взрослыми.
Одной из игр, послуживших средством диагностики особенностей нервной системы разных детей, явились поиски ребенком наконечника от авторучки, который автор либо прятала в своей руке, либо незаметно опускала в карманчик передника какого-нибудь ребенка. То, как включались в такую игру дети, раскрывало их типические черты.
В. А. Горбачева пишет в тетради. К ней подходят дети, просят поиграть с ними в «наконечник».
В. А. Г. Дети, отойдите, не мешайте мне писать.
(Все дети, кроме Пети, отходят.)
Петя (3 г. 2 мес). Нервная система сильная — мальчик легко выполняет требования взрослых. Некоторая неуравновешенность нервной деятельности, по-видимому, за счет сильной концентрации нервного возбуждения и наличия сильной отрицательной индукции. Мальчик общителен, легко вступает в контакт со взрослыми, быстро начинает проявлять собственную инициативу.
Петя. А что это?
В. А. Г. (продолжает молча писать).
Петя. А что ты делаешь?
В, А. Г. (не переставая писать и не поднимая головы). Пишу.
Петя. А что ты пишешь?
В. А. Г. Про вас, ребят, пишу.
Петя. А что ты пишешь?
В. А. Г. Про тебя пишу. А теперь ты отойди, не мешай мне.
Петя, (не отходит). А про Галю пишешь?
В. А. Г. Про Галю не пишу.
Петя. А про Тому пишешь? А где тут я?..
В. А. Г. (пишет.)
Петя (после некоторого времени). Давай играть.
В. А. Г. Как ты хочешь играть?
Петя. Как завтра (вчера) играли — в «наконечник».
В. А. Г. (пишет, не отвечая.)
Петя (ощупывает карман халата, ищет наконечник, лукаво улыбается). Давай играть в «наконечник».
В. А. Г. Подожди.
(Петя отходит, но тут же приближается и снова просит поиграть с ним в «наконечник».)
Так повторяется три раза, и каждый раз Петя повторяет свою просьбу.
В других играх Петя проявляет такую же настойчивость и силу своих желаний. Он инициативен в игре. Но ему трудно сдерживаться, что говорит о заметном преобладании возбудительных процессов над тормозными, о неуравновешенности.
В. А. Горбачева, обобщая свои наблюдения, рекомендует воспитателю организовать дальнейшую работу с Петей так, чтобы тренировать и развивать у него тормозные процессы.
Представителем сильного, уравновешенного и подвижного типа, по наблюдениям В. А. Горбачевой, оказалась Таня (2 г. 10 мес). Ее поведение характеризуется легкой приспособляемостью к требованиям взрослых. Все правила девочка выполняет быстро и охотно. За стол Таня садится всегда одной из первых, входит в умывальную сразу, как только услышит соответствующее приглашение воспитателя. Легкое образование стойких стереотипов не нарушается даже в несколько необычных для девочки условиях: появление в группе нового ребенка, праздник и т. д. Таня быстро подчиняется дисциплине, и не только сама легко выполняет все правила, но и следит, чтобы, их не нарушали дети.
В. А. Г. пишет. Дети толпятся около нее. Она отстраняет ребят, просит не мешать ей. Некоторые дети отходят, в числе первых — Таня.
В. А. Г. Дети, вы опять мне мешаете. Отойдите.
Таня. А я не мешаю. Я отошла..
Аналогичная картина наблюдается во время игры в «наконечник».
Увлеченные игрой, дети, в том числе и Таня, никак не могут остановиться и все пытаются схватить руку В. А. Горбачевой.
В. А. Г. Кончено, надо идти руки мыть.
(Дети продолжают хватать руку исследователя с наконечником. Таня вопросительно смотрит на нее, делает шаг к умывальнику.) В. А. Г. Кончено, ребята! Хватит! (Поднимает руку с наконечником вверх.)
(Дети продолжают громко смеяться, кричать, хватают наконечник.)
Таня (дергает детей за халатики). Кончено, ребята, слышите же, кончено! Хватит!
В. А. Г. (отодвигается, говорит сердито). Я ведь сказала, кончено!
(Петя продолжает хватать руку В. А. Горбачевой.)
Таня (сердито). Ребята, кончено ведь. Мы уже больше не играем!
В этот день, укладываясь спать, Таня немного заупрямилась. По-видимому, сказалось сильное нервное напряжение во время игры. Но затем она быстро успокоилась, сама разделась и легла в кровать. Уснула на несколько минут позже обычного.
Нина отнесена В. А. Горбачевой к сильному уравнс мешенному инертному типу. Это спокойная, медлительная, малоподвижная девочка с относительно бедной мимикой и замедленной, маловыразительной речью. Обычно Нина выходит из-за стола последней, последней приходит в умывальную и спальную комнаты.
Все требования режима девочка выполняет, но как-то смазанно, нечетко и с обычным для нее опозданием во времени. Менять сложившийся стереотип этой девочке всегда очень трудно. Например, на музыкальных занятиях воспитательница зовет всех детей на середину зала и раздает им флажки и цветы. Все дети бегут к ней. Володя, Витя и Нина остаются сидеть на местах. Воспитательница еще раз зовет детей. Мальчики убегают, Нина остается одна сидеть на стульчике. Все дети получают флажки и цветы. Нина продолжает сидеть спокойно, смотрит на детей. Под звуки марша дети проходят мимо Нины с флажками. Воспитательница дает девочке флажок и ставит ее позади себя. Нина так же спокойно с флажком в руке и серьезным видом идет за ней. Начинается бег под музыку. Дети бегут, но Нина не бежит, а продолжает ровно шагать по кругу. Во всех своих проявлениях девочка обнаруживает такую же инертность.
В отличие от других детей, в том числе от Пети и Тани, которые быстро устанавливают контакт с новыми людьми, Нина только после 17 посещений В. А. Горбачевой группы сама подошла к ней.
Засыпает Нина медленно. Ей надо 12—15 минут, чтобы перейти от бодрствования ко сну.
Воспитательница направляет усилия на тренировку подвижности нервных процессов у Нины, на развитие у нее большей гибкости поведения и быстроты приспособления к новым условиям. Обобщая свои наблюдения за детьми разных типов нервной деятельности, В. А. Горбачева отмечает, что эти особенности, конечно, не определяют всего поведения детей, но вносят некоторую специфику в повседневное поведение каждого ребенка, формирующегося как своеобразная личность.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.