Потребности и ранние формы познавательной активности
Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
В характеристике личности решающую роль играет направленность ребенка, содержание и формы его активности. Направленность маленького ребенка определяется в первую очередь его потребностями. На их основе формируются в дальнейшем интересы и другие побуждения, направляющие действия человека.
Потребность — это объективная нужда организма в определенных условиях, обеспечивающих его жизнь и развитие. У младенца существуют лишь органические потребности, удовлетворение которых необходимо для сохранения жизни. Удовлетворение потребностей в еде и питье, в сне и оптимальной температуре среды вызывает чувства удовольствия. Все потребности младенца обычно полностью удовлетворяются, если правильно организован его режим, есть соответствующее питание и созданы все необходимые санитарно-гигиенические условия его существования.
Удовлетворение всех жизненных потребностей вызывает у младенца хорошее, ровное, положительное настроение, отличный аппетит и крепкий сон. Однако в процессе развития у ребенка появляются и новые потребности. Они усложняются, дифференцируются, количество их быстро возрастает.
Наиболее важными для всего дальнейшего развития ребенка являются потребности в активных действиях и общении со взрослыми и сверстниками.
Потребность младенца в движениях, а позже в активных действиях с предметами проявляется на первом году жизни. Сначала ребенок двигает руками, переворачивается, ползает. Затем, после четырех месяцев, начинает действовать с предметами. Эта потребность резко возрастает на втором году жизни, в связи с тем что ребенок овладевает ходьбой и умением производить более сложные действия с вещами.
Двухлетние дети одержимы желанием действовать. Ребенок рассматривает и ощупывает различные предметы, с которыми встречается, разбирает предмет на части, снимает колеса, руль у автомобильчика, отрывает у куклы руки и ноги, пытается составить из отдельных частей новые вещи: из кубиков и строительного материала составляет поезда, дороги, дома, узоры, цепи, дворы, садики. Своими действиями преддошкольник пытается решать возникающие на его пути несложные практические задачи.
В это время активность ребенка имеет ярко выраженный ориентировочно-исследовательский характер. Она мотивируется желанием узнать «что это такое?». Такое отношение еще нельзя рассматривать как проявление подлинно познавательного интереса, однако результатом активности ребенка является то, что он обнаруживает новые качества предметов и устанавливает новые для него связи между ними.
Если в начале преддошкольного возраста активность ребенка направляется на сам процесс действия, то к концу этого возраста она направляется на результат действия. Трехлетний ребенок не только ставит кубик на кубик, он строит из кубиков башню, дом, ворота. Он не только проводит линии карандашом на бумаге, он что-то рисует, хотя его рисунок не имеет ни четкой формы, ни содержания.
К концу преддошкольного периода действия ребенка приобретают определенную нацеленность и осознанность. Они становятся волевыми. Теперь ребенок может произвольно, путем подражания, воспроизводить движения другого человека, повторять их по требованию воспитателя и по собственному желанию. Так осваиваются повседневные исполнительные движения, составляющие базу формирующихся навыков.
Развивающиеся к концу преддошкольного периода возможности научения, т. е. выполнения ребенком некоторых заданных действий, отражены в программе воспитательной работы в детских учреждениях. От трех-, четырехлетних детей требуется умение самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы, аккуратно есть.
В преддошкольном возрасте все большую роль начинает играть объяснение, словесная инструкция (Г. И. Кислюк). Освоение произвольной регуляции собственных движений расширяет возможности ребенка действовать самостоятельно. Расширяющиеся контакты ребенка с предметами и явлениями действительности и успехи его практических действий побуждают преддошкольника усложнять, повторять самостоятельные действия.
К концу третьего года жизни активность ребенка становится разнообразной. В ней эпизодически проявляются и собственная инициатива малыша в виде шалостей, игр, выдумок. И хотя за каждым проявлением такой внешней «самостоятельности» еще явно проступают правила, требования, предъявляемые взрослыми, скомбинированы они ребенком по-новому и применяются своеобразно. Гера (2 г. 10 мес.) наказывает мишку за то, что он не слушается, капризничает, плюется. Мальчик шлепает мишку, приговаривая: «Будешь еше капризничать? Гадкий мальчишка!»
Миша (2 г. 10 мес.) расставил всех своих резиновых зверюшек от одного угла комнаты до другого по диагонали: «Они стоят на автобус».
Валерик (3 г. 8 мес). После того как наблюдал работу маляра, принес в своем ведерке воду и палочкой от барабана стал «красить» стены.
Потребность ребенка в активной деятельности и ярко выраженное ориентировочно-исследовательское отношение к окружающему быстро формируют его познавательные чувства: сначала ребенок только удивляется новому, т. е. проявляет любопытство, а затем, в дошкольном возрасте, уже отчетливо выступает любознательность, т. е. желание узнать то, что воспринято как новое, удивительное. Успехи в практической деятельности укрепляют у ребенка веру в свои силы и открывают ему имеющиеся у него возможности для все более смелых и разнообразных самостоятельных действий.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.