Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Общая характеристика волевых действий дошкольника. Накопленный трех-, пятилетним ребенком опыт действования с разными вещами и его успехи в практической деятельности создают благоприятные условия для возникновения у него чувства уверенности в своих силах, самостоятельности. Осознавая свои возросшие возможности, ребенок начинает ставить себе все более смелые и разнообразные цели. Для их достижения он вынужден применять все большие усилия и выдерживать более длительное напряжение своих нервных и физических сил. Каждый новый успех упрочивает у ребенка гордое и радостное осознание своих возможностей. Это выражается в словах «я сам», «я могу», «я хочу» и «я не хочу», которые так часто говорит ребенок этого возраста. Все чаше и смелее дети осуществляют свои многообразные желания и замыслы. Дети-дошкольники обычно очень активны.
Чтобы выполнить какое-либо поручение взрослых (поливка цветов, помощь бабушке и т. п.), ребенку приходится тормозить свои желания и прекращать интересующее его в данный момент дело. Это тренировка развивающейся воли ребенка.
Очень разнообразными становятся в этот период и те цели, на достижение которых ребенок направляет свои усилия. Дошкольник может стремиться к воображаемой цели, т. е. представлять, а не воспринимать желаемое. Например, представляя, как он будет участвовать через месяц в празднике, пяти-, семилетний ребенок старательно готовится к исполнению роли гнома, медведя, козленочка.
Это отодвигание цели требует выдержки. Отсрочка в достижении желаемой цели малышу совершенно недоступна. Усилие, которое он применил, чтобы чего-то добиться, должно быть сразу подкреплено достигнутым успехом. Предвосхищая более далекую цель, шести-, семилетние дети могут выдерживать волевое напряжение в течение более длительного времени. Так ребенок-дошкольник упражняется в выдержке. Его воля становится все более выносливой.
В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает мечтать о том, кем он будет, и в некоторых случаях воображаемая цель побуждает его выполнять такие действия, которые не доставляют ему удовольствия. Например, желая стать моряком, летчиком, космонавтом, многие мальчики в этом возрасте начинают более регулярно заниматься зарядкой, учатся плавать, прыгать. Некоторые даже пытаются учиться «храбреть» и «смелеть». Получая в повседневной жизни практическое подтверждение своим силам и возможностям, ребенок к концу дошкольного возраста приобретает значительную самостоятельность и уверенность в себе.
Однако очень часто, не продумывая начатого дела, -дети не предвидят всех тех препятствий и трудностей, которые возникают на их пути при реализации замысла, и не могут оценить свои силы, умения, знания, В этом проявляется импульсивность ребенка-дошкольника, отсутствие достаточно развитого мысленного анализа, критической оценки предстоящего действия. Задумали ребята делать шалаш, притащили колья, установили их, а ветки елки не держатся на кольях, падают с них, вся постройка разваливается... Что делать? Если взрослый не придет своевременно на помощь, дети легко теряют интерес к этому делу и отказываются от поставленной цели.
Как и у младших дошкольников, у шести-, семилетних детей значительную роль продолжает играть подражание при выполнение волевых действий. Но подражание у детей шести-, семилетнего возраста становится условнорефлекторным, произвольно управляемым действием.
Исследования А. В. Запорожца, А. А. Кирилловой, А. Г. Поляковой и Т. В. Ендовицкой показывают, что с возрастом все большее значение имеет словесная инструкция взрослого, побуждающая ребенка выполнять порученное ему действие. Все меньшее значение имеет молчаливое копирование ребенком действия взрослого, которое воспринимается детьми как образец для подражания.
Однако данные сравнительного изучения действий дошкольника по образцу и по словесной инструкции показывают, что отношения эти изменчивы. Они во многом, по-видимому, определяются самим выполняемым действием (его сложностью) и предшествующей подготовкой ребенка (Г. А. Кислюк, Н. Г. Диманштейн).
Существенно изменяется у детей дошкольного возраста и сам процесс волевого действия. Если малыш (преддошкольник) обычно сразу начинает выполнять требуемое (прыжок, последовательный нажим на разные кнопки прибора соответственно появляющимся сигналам), то у дошкольника отчетливо выступает этап предварительной ориентировки в предстоящем действии (З. М. Богуславская, О. В. Овчинникова).
Ребенок практическими пробовательными действиями как бы знакомится с предстоящей работой, прокладывая для нее путь. Старшим детям (7—8 лет) достаточно лишь зрительной ориентировки в условиях поставленной, задачи, чтобы затем сразу осуществить всю цепь нужных действий.
Такая подготовительная фаза в выполняемом действии свидетельствует о мысленной регуляции этого действия. Чем моложе ребенок, тем больше он при выполнении действия нуждается в подсказке, помощи взрослого. Если эта помощь дается не как объяснение всего задания, а поэлементно и действие совершается пооперационно (т. е. шаг за шагом), то воспитатель неизбежно задерживает деятельность детей на тех коротких связях, которые характеризуют исполнительную деятельность и незрелое мышление ребенка.
Совершенно очевидно, что подобный стиль обучения действию вредно сказывается на развитии самостоятельности детей. Они привыкают к исполнительным действиям, ждут указаний и не осваивают общий метод работы. Подобные факты убедительно обнаруживают, например, исследования обучения труду детей начальных классов (И. П. Фрейтаг, О. М. Гончарова, Э. А. Фарапонова, И. А. Розанов и др.)
Резко перестраиваются у дошкольников мотивы волевых действий. Если у трехлетних детей мотив и цель фактически совпадают, то у пяти-, семилетних дошкольников побуждения все яснее выступают как одно из решающих условий, обеспечивающих устойчивое и длительное волевое напряжение ребенка.
Исследование Т. О. Гиневской показало, что если ребенку предложить прыгнуть без какого бы то ни было задания просто на указанное расстояние (до черты, проведенной на полу), то длина прыжка и его построение оказываются значительно ниже, чем тогда, когда то же движение ребенок выполняет, изображая зайку-попрыгунчика или прыгуна-спортсмена.
В исследовании З. М. Мануйленко обнаружилось, что даже трех-, четырехлетний ребенок может по заданию взрослого выдержать неподвижную позу в среднем в течение 18 секунд. Но взяв на себя роль часового, он сохраняет неподвижность в течение 88 секунд. Пяти-, шестилетние дети сохраняют такую же позу в течение 312 секунд, а в роли часового — 555 секунд. У старших дошкольников эти различия несколько сглаживаются.
Умение владеть собой (например, не смотреть на привлекательный предмет) также заметно изменяется в зависимости
от мотива, ограничивающего те или иные действия ребенка. По данным Н. М. Матюшиной, наиболее сильно действующим мотивом, побуждающим ребенка выполнять аналогичные требования, является ожидание обещанной награды, более слабый мотив — ожидаемое наказание (например, исключение из игры) и наименее действующий мотив — данное ребенком слово и запрет взрослого.
Одним из мотивов, приобретающих к концу дошкольного возраста определенное значение для ребенка (оно особенно возрастает в следующем периоде детства), является ожидание оценки его действий воспитателем и сверстниками. Не желая быть хуже, слабее товарищей, он может проявить значительное волевое усилие, выдержку и заставить себя спокойно пойти к зубному врачу, скатиться с очень высокой горки и принять участие в непривлекательной для него уборке помещения.
Зная силу влияния на ребенка разных мотивов, побуждающих его к волевому усилию, педагог имеет возможность тонко «инструментовать» свои воздействия на разных детей, вызывая с их стороны необходимое волевое действие.
Уметь создать наиболее действующий для ребенка мотив — значит заставить его проявить свою волю, направив ее на те цели, достижение которых взрослый считает полезным и необходимым для развития положительных черт личности воспитанника. Особенности волевых действий дошкольника. Среди особенностей волевых действий дошкольника специального внимания заслуживают такие, как упрямство, капризы, негативизм.
В отличие от настойчивости, т. е. того качества воли, которое обнаруживается в длительном сохранении волевого усилия, позволяющего преодолевать большие трудности, возникающие на пути к сознательно поставленной цели, упрямство — это проявление неразумной воли. Дети отказываются выполнить то, что требуют взрослые, или стремятся сделать непременно по-своему, без какой-либо осмысленной и действительно желаемой цели. Единственным мотивом таких проявлений является противопоставление своей воли требованиям окружающих.
А. П. Ларин в своем исследовании показал, что упрямство возникает как при резком ограничении детской свободы и самостоятельности, как самозащита со стороны ребенка, так и при полной его безнадзорности. Привычка действовать лишь по своему желанию развивает упрямство.
Негативизм — крайняя степень упрямства. Он выражен в общем протесте ребенка, отвергающего любое требование взрослых. Дети противопоставляют требованиям взрослых свои желания, суждения, цели: «Ложись спать»,— говорит мать. «Не буду ложиться»,— отвечает сын. «Выключи радио»,— а ребенок нарочно усиливает звук. Чем больше взрослый настаивает, тем яростнее сопротивляется ребенок, защищая уродливо понимаемое им право на самостоятельность действий, рассуждений, поступков.
Близки к упрямству и капризы детей, т. е. беспричинная смена своих желаний и упорное стремление доводить каждое из них до исполнения. Всякое препятствие, отказ со стороны взрослого выполнить эти требования вызывают у ребенка резкую эмоционально отрицательную реакцию, плач, крик и появление новых, порой совершенно противоположных и бессмысленных требований.
Упрямство и капризы являются результатом неправильного воспитания, т. е. того опыта общения со взрослыми, который ребенок успел приобрести за свои 4—7 лет. Однако следует иметь в виду, что все дети (начиная с середины преддошкольного возраста) стремятся к самостоятельности. Желание поступать по-своему, проявлять свою инициативу, а значит и в какой-то мере не подчиняться взрослому, нарастает по мере обогащения опыта ребенка, по мере его развития.
Предупредить столкновения, конфликты взрослых с детьми можно, если с ранних лет ребенок привыкает подчиняться требованиям старших и вместе с тем если эти требования все время усложняются. В этих случаях дети сами убеждаются в том, что взрослые считаются с их возросшими возможностями, т. е. признают их уже «большими». Но если дети привыкают с ранних лет к тому, что любое, даже самое вздорное их желание, нарушающее установленные в семье правила, выполняется старшими, у них складывается стойкий стереотип общения со взрослыми, который можно выразить формулой: «Захочу — покричу — получу». Так создаются чрезвычайно благоприятные условия для формирования упрямства, негативизма, своеволия. Такой тип воздействия на взрослых (прежде всего на близких людей) неизбежно закрепляется и в соответствующих чертах характера ребенка.
Как показывают исследования В. А. Горбачевой и работа лучших воспитателей детских садов, значительную роль в организации правильного поведения детей играют четко установленные в семье и детском саду правила.
Управление волевыми действиями детей, т. е. воспитание их воли, требует, конечно, не подавления их желаний, замыслов, инициативы, а организации детей, направления их волевых усилий, энергии на достижение разумных и доступных им целей. Чем моложе ребенок, чем он более возбудим, чем меньше приучен подчиняться правилам, чем меньше умеет сдерживаться и преодолевать трудности, тем большее значение для развития его воли имеет мера требований, предъявляемых к нему воспитателем. Это значит, что различной должна быть сложность задач, на решение которых ребенок направляет свои усилия, и длительность волевого напряжен и я, которого требует достижение поставленной цели.
Различной должна быть и мера помощи ребенку со стороны взрослого. Иногда эта помощь ограничивается подсказкой цели действия: «Хорошо, если ты в подарок бабушке нарисуешь что-нибудь». Иногда необходимо помочь ребенку определить и пути достижения цели: «Можно нарисовать картину, как мы-с тобой ходили на лыжах по лесу». Если принятая цель оказалась трудной и воспитатель видит, что ребенок не выдерживает напряжения, что он устал, необходимо ему незаметно помочь практически, чтобы ребенок увидел конечный результат своего волевого усилия.
Иногда целесообразно предложить ребенку отдохнуть и закончить работу вечером или на следующий день. Но при всех условиях особенное значение имеет положительная оценка, которой взрослый подкрепляет волевые усилия, проявленные ребенком в процессе деятельности. Важно поддержать самый процесс выполнения ребенком действия, его желание достичь поставленной цели, проявленную выдержку и самообладание. «Молодец,— говорит воспитатель, рассматривая рисунок ребенка,— Ты хорошо потрудился. Завтра еще немного поправишь этого лыжника — видишь, не очень удачно получалась его голова, и у тебя получится совсем хороший рисунок». Такая оценка побуждает ребенка повторять свои усилия.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.