Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Младший школьный возраст


Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Роль учения в развитии воли. Учебная деятельность, которая определяет весь образ жизни ребенка после 7 лет, вносит существенные изменения и в развитие воли детей. В связи с обязательностью основной деятельности — учения — ребенку предъявляются большие, как общие так и конкретные, требования. Необходимость подчиняться этим требованиям становится важнейшим фактором тренировки детской воли.
Надо вовремя встать, успеть в школу точно до звонка. Сидеть надо только на одном, указанном учителем месте. Нужно выполнять многие правила на уроке: вставать, когда хочешь ответить или о чем-то спросить, поднимать руку и не выкрикивать ответ. А первокласснику очень хочется, чтобы учительница спросила именно его, когда он знает то, о чем она спрашивает. Надо слушать учителя и ответы товарищей. Необходимо писать только то и только там, где указала учительница.
И каждое такое правило, каждое «надо» требуют, чтобы ребенок подчинял им свои действия, мысли, желания. Оценки учителя еще больше усиливают значимость и обязательность выдвинутых правил. Так тренируется воля маленьких учеников и особенно умение сдерживаться. И. М. Сеченов писал, что надо учиться управлять задержанием движений точно так же, как и выполнению их. Не удивительно, что первые недели и месяцы посещения школы представляют для семилетних детей значительную ломку сформированного в семье или в детском саду стереотипа поведения. Этот ответственный период у детей разного типа нервной системы проходит очень по-разному.
Привыкание к школе требует значительного нервного напряжения от ребят и не сразу им удается. Импульсивность, побуждающая семилетнего ребенка к действию, еще очень велика.
К концу первого учебного года дисциплинированное поведение становится привычным для школьников. Исследования М. Н. Волокитиной, Е. И. Игнатьева, В. И. Селиванова и других психологов показывают, что у школьников I—III классов заметно растет умение проявлять волевые усилия. Они обнаруживаются и в умственной деятельности младших школьников. Начинают формироваться произвольные умственные действия, такие, как намеренное запоминание, припоминание учебного материала, волевое внимание, направленное и стойкое наблюдение, упорство в поисках при решении мыслительных задач. Необходимость выполнить задание, данное всему классу, работать в общем для всех учеников заданном темпе формирует у детей к концу начального обучения умение произвольно регулировать свою психическую деятельность.
Существенные изменения происходят и в том, как протекает волевой процесс. Непосредственному осуществлению желаний часто препятствуют правила, запреты, ограничения, которые выражают общественные требования и которым необходимо подчиняться. Эти правила известны ученику, но, если даже он признает их обязательными, они далеко не всегда оказываются более сильно действующими, чем личные желания ребенка и его эмоциональные порывы. Зная, что надо сесть за приготовление уроков в 4 часа, школьники II—III классов еще не всегда умеют отказаться от соблазнительного ириглашения товарища пойти сыграть в футбол. Возникает борьба мотивов, колебания, сомнения и, наконец, выбор определенного решения.
Правила «надо» и «нельзя», обязательные и бесспорные для младших дошкольников, школьники нередко критически (а иногда и скептически) пересматривают. Восьми-, девятилетний ребенок считает, что он сам знает, что и как действительно надо делать, а что делать совсем не обязательно. Бесспорно, основанием для такого критического отношения к требованиям взрослых являются чаще всего ошибки воспитателей. Нередко взрослые сами не выполняют выдвинутых ими правил, семья не всегда поддерживает требования учителя, а отец, например, спокойно отменяет требование, предъявленное ребенку матерью.
Ребята очень быстро подмечают такие промахи взрослых и убеждаются в необязательности тех или иных правил. Ясно, что, если даже у дошкольника была выработана стереотипная реакция на сигналы «надо» и «нельзя», она быстро разрушается у школьника, если ее основные условия перестают быть действенными.
Резко изменяются и мотивы, побуждающие ребенка к волевому усилию. Уже во II классе заметно нарастает роль общественного мнения, коллективных отношений. Если первоклассника больше всего тревожит отметка, которую он получит за выполненную им работу или за ответ, то учащихся III и IV классов беспокоит их положение среди товарищей и общественное мнение (Л. И. Славина, Л. А. Высотина, М. Н. Волокитина, Л. И. Божович). Боязнь прослыть в какой-то мере неполноценным, трусливым или слабым побуждает девяти-, одиннадцатилетних ребят, особенно мальчиков, совершать порой безрассудные поступки, чтобы доказать прежде всего ребятам-сверстникам и себе свою силу, храбрость, выносливость. Ребята колют руку булавкой и не отдергивают ее, на спор перебегают на другую сторону речки не по мостику, а по его перилам или, задерживая дыхание, надолго опускаются с головой в воду.
Воспитатели, сталкиваясь с подобными проявлениями воли у детей этого возраста, должны прежде всего разъяснить им существенные признаки сходных внешне, но совершенно разных по существу качеств человека, таких, как смелость и безрассудство, истинное мужество и простое желание похвастаться чем угодно перед товарищами. Конечно, учиться мужеству и закалять свою волю необходимо, однако надо идти иными путями, с иной, общественно полезной направленностью.
У детей школьного возраста усложняется структура волевого действия. Причем усложняется не столько выбор цели, сколько мотивация постановки цели и выбора путей. Девяти-, одиннадцатилетним школьникам хорошо известны правила поведения, однако далеко не всегда они умеют сами применить их в новой конкретной ситуации. Нарастающее чувство самостоятельности и развитие самосознания нередко толкают школьников на то, что они намеренно не подчиняются общим правилам. Такое поведение некоторые ребята считают проявлением своей независимости и взрослости. К тому же, даже зная, как надо действовать в тех или иных условиях, младший школьник еще не всегда умеет владеть собой и сдерживать резкость тона, развязность поведения или эмоциональную возбужденность, вызванные случайными обстоятельствами, и вместе с тем не хочет показать свое неумение правильно определить способ действия. Поэтому у десяти-, одиннадцатилетних детей нередко возникает достаточно острая борьба мотивов, борьба за выбор наиболее рациональных и правильных, по их мнению, путей решения различных задач.
Выполняя все более сложные и ответственные общественные поручения класса, звена, учителя, пионервожатого, школьник оценивает свои возможности. Он берется за трудное дело и добивается успеха. Чем сложнее поручение, чем больших усилий оно требует от ученика, тем ярче, больше чувство радости и гордости, которое он переживает. Каждая новая победа, каждый шаг, закрепляющий его положение в классе, побуждают школьника к активности, к проявлению все большего волевого напряжения. Окрыленный успехом, школьник горячо берется за новое, трудное, ответственное дело, проявляет инициативу и настойчиво добивается желаемого результата.
Часто защищая свои решения, свои суждения и действия, младший подросток проявляет глупое, безрассудное упрямство. Даже зная, что он неправ, десяти-, двенадцатилетний школьник часто горячо отстаивает свое мнение. Он чувствует себя взрослым и хочет убедить е этом всех окружающих. Боясь потерять эту позицию взрослости, ребята проявляют порой нигилизм к требованиям старших, оригинальничают, намеренно отрицательно относятся к требованиям окружающих, а затем, добившись своего, сами не знают, ради чего они это делали. Неуверенность в себе, сочетающаяся с желанием казаться всезнающим и всеумеющим,— характерная черта младших школьников на пороге их перехода в следующий, подростковый период своей жизни.
Запасы активности у них огромны. Чувство самостоятельности, силы и подготовленности позволяет ребятам браться за трудные, большие и по-настоящему полезные дела. Задача учителей, воспитателей состоит в том, чтобы поручать эти серьезные и нужные людям дела детям, давать пищу их активности, внимательно определяя возможности каждого ребенка и оказывая им только ту помощь, в которой они действительно нуждаются для достижения поставленной цели. Правильно используемая активность детей развивает их волевые качества.
Итак:
1. Различные по сложности и структуре волевые действия возникают на основе произвольных движений, которые формируются по общим законам образования условных рефлексов. Условным раздражителем является ощущение выполняемого человеком движения, а подкреплением — достигаемый при этом положительный результат.
2. Включение словесных сигналов, обозначающих цели и пути действия, т. е. целую систему формирующихся ассоциаций, служит основой превращения произвольных движений в волевые действия. Поставленная цель становится осмысленной, а все действия, направленные на ее достижение, приобретают разумную направленность и организованность. Они становятся осознанными.
3. Развитие воли у ребенка выражается в том, что:
а) изменяется и расширяется объем и содержание целей, которые привлекают ребенка и побуждают его к их достижению;
б) он может преодолевать все большие внешние и внутренние трудности — формируется сила воли;
в) ребенку становится доступной все большая длительность волевого усилия — нарастает выносливость воли;
г) нарастает возможность произвольно тормозить свои побуждения, проявлять самообладание, выдержку;
д) ребенок приобретает возможность ставить себе далекие, воображаемые цели и направлять свои усилия на их достижение;
е) цели и пути их достижения, ранее подсказываемые взрослыми, ставит и определяет сам ребенок (обычно после 4—5 лет);
ж) мотивы, оказывающие наиболее сильное побудительное действие, приобретают все более осознанный и стойкий общественно обусловленный характер; однако ошибочно понимаемая самостоятельность ребенка нередко осложняет превращение общественно значимых мотивов в лично значимые;
з) весь волевой процесс усложняется, возникает борьба мотивов, в которой общественно обусловленные побуждения еще не всегда выступают как наиболее сильно действующие.
4. Воля развивается в процессе становления личности. Этот процесс не может происходить обособленно от складывающихся у ребенка интересов, от формирующихся отношений к окружающим людям, взрослым, сверстникам и к самому себе. В развитии воли огромную роль играет жизненнрлй опыт человека, т. е. практика его поведения и общения с разными людьми.
5. Развитие воли немыслимо без обогащения памяти ребенка, без развития его воображения и мышления, без воспитания у него высших моральных чувств. Именно в волевых действиях наиболее полно проявляются все качества личности.

Вопросы-задачи

Ребенок ударился об угол шкафа и заплакал от боли. Мама подула на ушибленное место, поцеловала и сказала, что взяла всю боль себе. Ребенок успокоился.
Объясните, о чем свидетельствует данный факт. Имеет ли он какое-либо отношение к воле. О каком качестве он говорит? Для какого возраста характерен такой факт?
2. Вернувшись после летнего отдыха из деревни, Костя и Миша стали строить колодец. Они сложили из брусков сруб и стали прилаживать ворот, на который в настоящем колодце наматывается веревка, когда ведро с водой вытаскивают наверх. Однако круглый брус, который должен был играть роль ворота, никак не лежал на срубе, он поворачивался, соскальзывал, падал. Колодец не получался. Дети вскоре перестали его строить.
Проанализируйте описанный факт. Покажите, какие особенности воли и других психических процессов в нем проявились. Укажите, для какого периода в развитии ребенка они характерны.
3. Наблюдая за тем, как семилетний Сережа многократно накручивал шнур на заводное колесо игрушечной моторной лодочки, которое никак не заводилось, мама удивилась и сказала: «Вот не думала, что он у меня такой упрямый». Права ли мать в своем суждении о сыне?
4. Витя, ученик II класса, с некоторых пор начал развлекать ребят тем, что на уроке гримасничал, кривлялся и делал непонятные жесты руками. Дети смеялись. Когда учительница поставила его перед классом и предложила мальчику извиниться за свои шалости, Витя опустил голову, но не проронил ни слова. А после урока, когда уже в классе никого из ребят не было, он сам подошел к учительнице и пообещал ей, что больше фокусничать ни на уроке, ни на перемене не будет. Свое слово мальчик сдержал.
Объясните поведение Вити, его волевые действия и те мотивы, которые их вызвали, в разные моменты описанного факта.
5. Решив больше не огорчать маму своим упрямством, Катя сказала, что теперь будет всегда следить за собой. Но на второй же день после данного обещания ее снова «занесло». Она отказалась поздороваться с соседкой, которая зашла к ним, а потом, уткнувшись носом в угол дивана, не помогла маме убрать посуду со стола.
Объясните, какие качества воли здесь выступают. Для детей какого возраста они характерны? Какие врожденные и воспитанные особенности благоприятствуют таким проявлениям? Каковы пути их преодоления? Что бы вы посоветовали родителям?

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +