Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Физиологические механизмы волевых действий. Еще не родившийся ребенок производит движения руками, ногами, корпусом, головой. Эти движения имеют безусловнореф-лекторное происхождение. Они возникают в ответ на разные, в первую очередь тактильные, раздражения. Неудобная поза матери, оказывающая давление на плод, вызывает у него ответную двигательную, крайне беспорядочную реакцию; такой характер движений сохраняется у ребенка и в первые недели после рождения. На любые внешние и внутренние раздражения младенец отвечает широко иррадиированным нервным возбуждением, которое проявляется в различных разбросанных движениях. Пальцы, сжатые в кулачки, распрямляются и снова сжимаются, руки дергаются, сгибаются в суставах; такие же движения младенец производит ногами, сгибая их в коленных и тазобедренных суставах; шевелятся пальцы на ногах, по лицу пробегают гримасы, лоб хмурится, глаза вращаются в разные стороны (А. Пейпер). Такие непроизвольные движения имеют хаотический характер и совершенно не управляемы. Однако уже после 10 дней ребенок начинает сводить оси глаз, смотря на светящуюся точку (лампочку). К концу первого месяца жизни ребенок может следить взором за медленно движущимся перед его глазами блестящим, ярким предметом. «Дело повторяется не раз. не дважды, а тысячу раз... и вот ребенок научается смотреть» (И. М. Сеченов).
Вскоре к координированным движениям обоих глаз (конвергенции) присоединяются и повороты головы, затем туловища, а после 4 месяцев — и движения рук. Ребенок учится хватать привлекательный и доступный ему предмет и уже через две недели достигает успеха. К концу года движения ребенка усложняются: он поднимается на ножки, опираясь на барьер манежа, или, держась за мебель, передвигается по комнате, направляется туда, где находится привлекательный для него предмет, нагибается, достает из ящика свою куклу, вынимает ее, трясет, баюкает.
Движения ребенка приобретают определенную направленность, точность и согласованность. Однако подобные движения и действия еще нельзя назвать волевыми, потому что они не направлены на достижение сознательно поставленной цели. Ведь ребенок до года не владеет речью. Однако движения годовалого ребенка, выработанные на основе сохранившихся у него мышечных ощущений, имеют все черты произвольных движений (А. В. Запорожец).
Исследования (Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова, Н. М. Щелованов, Н. М. Акеарина, Р. Я. Лехтман-Абрамович, Е. Г. Бибанова и др.) показывают, что наибольшее значение для развития произвольных движений, а затем и волевых действий имеют манипуляции ребенка вещами, или предметные действия.
По мере овладения ходьбой круг предметов, которыми ребенок манипулирует, расширяется, а выполняемые им действия усложняются. Такие действия, как надевание колец на стержень и составление башни из полых кубиков, требуют значительной точности и последовательности движений. Игры с вкладками, примитивное конструирование домиков, ворот из кубиков упражняют детей в последовательном выполнении целой цепи точных и координированных движений. Ребенок все чаще достигает успеха, который становится сильным эмоциональным подкреплением затраченных им усилий. Движения и действия ребенок повторяет теперь все с более четкой направленностью.
Ударив палочкой по железному ведерку, ребенок вызвал определенный звук. Теперь он вызывает его уже специально, упорно повторяя одни и те же действия.
Боря (1 г.) 84 раза подряд открывал и отпускал крышку металлического кофейника. Под действием пружины крышка падала, каждый раз издавая громкий щелчок. Ребенок вздрагивал и снова открывал крышку. Он как будто еще и еще раз проверял существующую связь своего движения с падением крышки и звуком.
Костя (1 г. 1 мес.) ударял чайной ложкой по стакану и всякий раз прислушивался к звону стекла, следовавшему за его действием. Однажды он ударил ложкой по стакану, но звона не услышал. На лице ребенка отразилось удивление. Он еще раз ударил ложкой. Раздался глухой звук. Снова удивление. Ребенок не мог, конечно, знать, что его вторая рука, которую он положил на стакан, заглушала звук, всегда следовавший за знакомым действием. Нарушение привычной последовательности в установившейся системе воздействий и получаемых результатов вызывает удивление, т. е. ориентировочную реакцию.
Ребенок сопоставляет результат производимого им действия с ожидаемым (явление обратной афферентации, открытое П. К. Анохиным). Такое предвидение будущего результата характеризует движения и действия ребенка как направленные, произвольные.
На втором году жизни при выполнении действий с предметами значительная роль принадлежит подражанию. Воспроизводя за взрослыми отдельные действия, ребенок баюкает куклу, вытирает ей рот платком, подметает пол. Значит, ребенок выделил воспринимаемый объект (движение взрослого) и, подчиняя свои движения воспринимаемому образцу, учится управлять ими. Воспроизведение действий по образцу наиболее отчетливо выражается в ранних детских играх (Ф. И. Фрадкина, Т. В. Ендовицкая, В. П. Зинченко, Г. А. Кислюк, А. Г. Полякова).
Овладение ходьбой и нарастающая физическая самостоятельность ребенка играют существенную роль в развитии его произвольных действий. Достигая желаемых результатов, ребенок убеждается в своих возможностях, в своих силах. Желая узнать встретившиеся ему вещи, ребенок тянется к ним, влезает на стулья, заползает под стол, открывает дверцы шкафа, ящики, крышки. Он выполняет множество разнообразных движений и действий с предметами: вытаскивает, запихивает, выдергивает, тащит, толкает, разламывает, составляет. Е. Г. Бибанова наблюдала 37 действий, которые выполнял ребенок на втором году жизни. Ребенок овладевает своими действиями и видит, что вещи подчиняются ему. Даже люди, с которыми ребенок постоянно общается, тоже начинают его слушаться. Девочка «толкает» маму, и та убегает. Ребенок выдергивает свою руку из руки взрослого и идет по улице «сам» — он сделал так, как захотел. Он тянет за руку бабушку и ведет ее к своей постройке, и бабушка идет за ним.
Роль речи в развитии произвольных действий.
Со второй половины второго года жизни и особенно на третьем году ребенок начинает овладевать речью. Под влиянием речи произвольные действия превращаются в волевые.
Первые поручения, которые взрослый дает полуторагодовалому ребенку, требуют от него выполнения действий по словесному приказанию: «Дай куклу», «Уложи мишку», «Отнеси бабушке очки».
Решающее значение для формирования волевых действий у ребенка имеет выработка прочной, действенной реакции на два главных словесных сигнала: на слово «надо», требующее действия даже вопреки желанию самого ребенка, и на слово «нельзя», запрещающее действие, т. е. требующее торможения других побуждений, выдержки. По мере того как нарастает самостоятельность ребенка, эти основные сигналы, дополняемые разрешающим словом «можно», становятся для разумного воспитателя основными средствами управления действиями ребенка.
В связи с тем что к концу преддошкольного возраста самостоятельность детей заметно растет, ребенок все чаще и чаще встречается с этими сигналами, которые постепенно приобретают обобщенное значение. У детей старшего дошкольного возраста эти сигналы становятся основой и для саморегуляции. Ребенок действует, подчиняясь определенным правилам, и хотя ему не хочется пить горькое лекарство, но он слышит сигнал «надо» и выполняет это действие, подавляя отрицательные чувства. Это первые элементарные проявления воли ребенка.
Исследования физиологов и специальная работа В. С. Яковлевой показывают, что тормозная реакция на словесный сигнал особенно трудна для маленьких детей, в особенности когда требование чего-то не делать (на красный свет — не нажимать на кнопку звонка) дается одновременно с сигналом противоположного характера (на зеленый свет — нажимать на кнопку звонка). Подобной дифференцировочной реакции на словесные сигналы у детей до 3 лет обычно добиться не удается.
Естественно, что слова, побуждающие к действию («надо») или запрещающие его («нельзя»), приобретают для ребенка сигнальное значение только в тех случаях, когда их действие получает постоянное деловое подкрепление. Если мать говорит «нельзя», а ребенок продолжает дергать за шнур электрической лампы или, не обращая внимания на требование «надо», убегает, не убрав игрушки, и такое невыполнение требований остается без каких-либо последствий, нужный стереотип поведения — положительная привычка — не вырабатывается у ребенка. Он не привыкает тормозить своих непосредственных побуждений.
Подкреплением словесного сигнала является не только реакция взрослого, но и само выполняемое ребенком действие и его результат. Если вслед за словом «нельзя» взрослый добивается прекращения начатого ребенком действия: крика, беготни, шалости,— это слово приобретает значение действующего сигнала.
Но маленькому ребенку гораздо труднее подчиниться требованию не делать чего-то, чем приказу делать что-то другое. Эту особенность маленьких детей успешно используют вдумчивые воспитатели. Зная чрезвычайно сильную внушаемость малышей, т. е. легкое подчинение их действий воле других, более старших людей, педагог стремится любые свои требования, даже запрещающие что-то, выразить не в негативной, а в позитивной форме.
Бабушка пришла в ясли за Лялей (2 г. 5 мес), но никак не может одеть девочку. Ляля кричит, плачет, отдергивает ноги и не всовывает руки в рукава пальто. Бабушка сердится и требует, чтобы Ляля не кричала, не безобразничала, не топала ногами. Девочка не унимается и кричит еще громче.
Пришедшая воспитательница спокойно говорит: «Ляля сама хочет надеть сапожки! Она у нас уже большая. Одень сапожки и покажи бабушке, как ты научилась это делать». Девочка охотно выполняет требуемое.
Тип нервной системы ребенка и накопленный им маленький жизненный опыт могут либо облегчить, либо затруднить появление нужной реакции на требование взрослого и ее упрочение. Ребенок с малоподвижной нервной системой часто не слышит слов воспитателя, упрямится, капризничает, не желая выполнить его требование. Каждая его маленькая «победа», т. е. неподчинение сигналам «надо» или «нельзя», закрепляет вредный для всего дальнейшего развития стиль его взаимоотношений с окружающими взрослыми.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.