Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Дошкольный возраст


Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

На протяжении дошкольного возраста происходят заметные изменения как в содержании чувств (в том, что вызывает эмоциональное состояние и переживания детей), так и в форме их протекания.
Ранее возникшие чувства (радости от общения со взрослыми, сочувствие другим детям) углубляются и становятся более устойчивыми, разнообразными, четко выраженными. Чувства симпатии, сочувствия и нежности к близким людям (в первую очередь к матери) также укрепляются. В дошкольном возрасте чувство симпатии перерастает в чувство товарищества и начальные формы дружбы.
Развиваются новые чувства, которых или совершенно не было у детей раннего возраста, или они появлялись лишь эпизодически. К ним относятся прежде всего интеллектуальные чувства.
Двухлетний ребенок любит слушать сказку, потому что он испытывает чувство радости от общения со взрослыми. Содержание самой сказки он воспринимает весьма смутно. Поэтому двух-, трехлетние дети обычно просят повторять им много раз один и тот же рассказ, одну и ту же сказку.
У дошкольников интерес вызывает уже содержание рассказа, сказки. Они волнуются за судьбу героя, одобряют или порицают его за те или иные поступки, стремятся узнать, что случилось дальше. Они легко включаются в рассказ, дают свои советы, выражают досаду, сопереживают. Мальчик (3 г. 5 мес), защищая изображенного на картинке цыпленка, на которого бросается ястреб, закрывает его руками. Девочка (5 л.) горько заплакала, слушая сказку Андерсена «Соловей и маргаритки». Ей жаль было соловья, которому дети забыли принести воды. Однако она попросила мать читать сказку дальше.
Новыми объектами, вызывающими яркие познавательные чувства детей, являются животные, птицы. Если малышей привлекали звери как подвижные и необычные объекты наблюдения, то дошкольника интересуют их повадки. Он с интересом рассматривает мордочку, лапки, спину ежика, слушает его пыхтение, любовно ухаживает за зверьком. Забота о птицах и зверьках является выражением его чувства симпатии к животным, в особенности к их слабым, маленьким, беззащитным детенышам.
Разнообразные познавательные чувства дошкольников выражаются в их многочисленных вопросах, в той радости, которую приносит трудовое усилие, достигнутый успех, самостоятельно сделанное открытие. Сережа (6 л. 4 мес), захлебываясь от волнения, рассказывал папе, что он догадался, что его глаза двигаются сами, а «эти шторки» (веки) их только прикрывают.
Много новых чувств возникает у дошкольников в связи с новыми условиями жизни. Это прежде всего жизнь в группе детского сада, где между детьми складываются начальные формы коллективистических отношений. Потребность общения именно со сверстниками, потребность в совместных играх дети обычно начинают осознавать после 4 лет.
Ее очень хорошо выразил шестилетний мальчик. В ответ на слова матери, что она поиграет с ним, что она готова заменить ему товарищей, он заявил: «Мне нужно ребенков, а ты не ребенок».
Потребность в совместной деятельности, правильно используемая воспитателем, может стать началом формирования высших человеческих чувств.
Исследования А. И. Аржановой, В. А. Горбачевой, И. Р. Ключаревой, А. В. Булатовой, Т. А. Репиной, М. И. Тимошенко, Н. И. Лысенко, в противоположность утверждениям некоторых зарубежных психологов (Э. Болдуин, Э. Клапаред, Дж. Сёлли), показывают, что ребенок до 7 лет отнюдь не проявляет себя как эгоцентрик, который якобы слеп и глух к жизни и переживаниям других детей. Дети 3—4 лет проявляют трогательную заботу о матери.
Оля ходит на цыпочках, чтобы не разбудить маму. Наташа ласкает свою маму, когда видит ее грустное лицо. Славик (6 л. 2 мес.) объяснил, что он побил Витю за то, что тот сказал про его маму «мать»,— это показалось Славе очень оскорбительным. В другой раз тот же Славик побил Олега за то, что тот толкнул Леню: «А ведь Леня самый слабенький и маленький. Он не смеет обижать маленького».
Однако, бурно радуясь приезду бабушки, дети иногда поражают взрослых своим бездушием, черствостью, не реагируя на тяжелое горе, которое переживает вся семья.
Такая противоречивость типична для нестойких и еще недостаточно обоснованных чувств детей. Дошкольники не могут еще различать степень значимости событий.
Высшие чувства. В дошкольном возрасте при условии хорошо организованного детского коллектива возникают начальные формы истинно товарищеских и дружеских чувств. По данным М. И. Тимошенко и А. В. Булатовой, между многими детьми старшей группы устанавливаются отношения дружбы. Ребенок скучает без друга, помогает ему, делится с ним игрушками и сладостями, заступается за Друга, если его обидели. Фиксируя внимание детей на тех, кто нуждается в помощи и заботе, воспитатель побуждает детей оказывать людям помощь, формирует у шести-, семилетних детей чуткость и заботливость как черту характера. Среди нравственных чувств, которые начинают формироваться в дошкольном возрасте, особое значение имеет воспитание чувства патриотизма. Знакомство детей-дошкольников с жизнью родной страны, с ее героями, изобретателями, полководцами, писателями формирует у ребенка чувство гордости и любви к своей стране. Дети не сразу разбираются в том, какое понятие шире — страна или город, является ли Москва столицей нашей страны — Советского Союза или просто городом, но у них формируется бережное и зоркое отношение ко всему нашему, советскому, которое всегда и самое лучшее, и самое благородное. Но шести-, семилетнему ребенку очень трудно разобраться в многообразных явлениях жизни.
Саша (6 л. 2 мес.) узнал, что А. В. Суворов был великим русским полководцем. Он победил врагов и защитил свою Родину. «А он был наш, советский?» — «Нет, тогда советских людей не было!» — «Значит, Суворов все равно не наш, не русский»,— сделал вывод Саша.
В этом факте отчетливо проявляется связь чувств и знаний. Конечно, представление шестилетнего ребенка об истинно русских людях-патриотах еще очень узкое. Оно ограничено понятием «советский человек». Поэтому человек, не входящий в данную категорию, не вызывает ассоциативно связанных с данным понятием положительных чувств.
Эта короткая связь: советский — значит наш, а следовательно, хороший, отчетливо выступает и в отношении ребенка-дошкольника к воспринимаемым на картинке фигурам. Если человек, одетый в военный костюм, изображен с поднятыми вверх руками, пяти-, семилетний ребенок заявляет, что это наш боец; он кричит: «Ура, ура, победим фашистов!» Та же поза у человека, одетого в неизвестный детям костюм, вызывает насмешку и пренебрежение: «Он кричит: «Ой, сдаюсь, сдаюсь!»— трус такой!».
Включение в новую сферу коллективной деятельности, выполнение серьезных поручений формирует у шести-, семилетнего ребенка новое чувство — чувство долга, ответственности перед другими, требовательность к себе, радость общего успеха, недовольство собой. Оно возникает как результат сопоставления ребенком себя, своих достижений, умений, качеств с тем, чем обладают сверстники.
Сравнивая свои действия (дальность бросания мяча, меткость) с аналогичными действиями других ребят, равняясь на отношение к ним воспитателей, пяти-, семилетние дети получают основу для переживания новых чувств: гордости, неуверенности в себе, самоуверенности, чувства превосходства («он не сумел, а я сделал»), неловкости, стыда.
Используя стремление детей старшего дошкольного возраста сопоставлять себя со сверстниками, воспитатель создает условия для развития у детей чувства гордости от умения сдерживаться, владеть собой. Ребенок терпит боль от укола или преодолевает нелепый страх перед темной комнатой. Боязнь насмешки товарищей и чувство самолюбия, т. е. социальные чувства, оказываются наиболее действенными.
Появление чувства самостоятельности, первые шаги на пути осознания себя как личности приводят к возникновению у дошкольников, и новых желаний, потребностей, чувств.
В связи с этим дети дошкольного возраста начинают жеманничать, рисуются, «воображают», у них появляется желание обратить на себя внимание посторонних, чем-то выделиться или, наоборот, замаскировать, скрыть от других свой страх или неумение.
Ребенок даже может притвориться равнодушным, безразличным к тому, что его другу удалось сделать, а у него не получается. Чувства детей старшего дошкольного возраста во многом обусловлены отношением взрослого близкого человека. За оценками шести-, семилетнего ребенка стоят оценки и отношения воспитателя, родителей, на которые ребенок постоянно «оглядывается». Оценочное отношение взрослых сказывается и на формировании эстетических чувств детей. Общий эмоциональный тон («некрасиво поет», «нравится»), характерный для младших дошкольников, сменяется у старших более определенными и дифференцированными эстетическими оценками:
«Красивые волны ... смотри, как будто они снежные гребешки несут» (6 л, 5 мес); «Вода в озере тихая, разноцветная, как серебро переливается» (5 л 9 мес); «Какая музыка грустная, даже плакать хочется» (5 л. 7 мес); «Ну уж и шляпу какую-то безобразную надела, как горшок» (6 л. 8 мес).
Эстетические чувства развиваются на занятиях изобразительной деятельностью, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы и цвета, составлять красивые орнаменты, коврики, бордюры и т. д. (Е. А. Флерина, Е. Г. Ковальская, И. Л. Гусарова, Н. П. Сакулина).
На протяжении дошкольного периода детства расширяется область тех факторов и явлений, которые вызывают у ребенка эмоциональную реакцию. У малыша чувства вызывали те воздействия, которые его непосредственно касались, т. е. имели для него личную значимость (Н. Ф. Добрынин). Чувства дошкольника возникают и при восприятии таких фактов, которые к самому ребенку не имеют прямого отношения. Он живо откликается на события, описанные в книге, на просмотренный спектакль или фильм.
Вживаясь в образ героя и воспроизводя его действия, поступки, ребенок среднего и старшего дошкольного возраста не замечает, что воспринимает сказку как реальность. Он знает, что на сцене играют лишь куклы, что царевна умерла, откусив кусочек ядовитого яблока только «понарошному», но чувства его сильнее знаний. Поэтому ребенок переживает на спектакле настоящие, искренние чувства, он краснеет, сжимает кулаки, волнуется и стремится помочь героям своими криками или подсказкой.
Такое искреннее и полное вживание в образ остается у детей иногда на долгие годы. Многие школьники даже III—IV классов глубоко переживают успехи и неудачи в жизни литературного и особенно сценического героя, хотя постепенно внешние проявления этих переживаний становятся все более свернутыми.
Особенно повышена восприимчивость ребенка к человеческим переживаниям и состояниям, вызванным понятными детям обстоятельствами. Об этом говорят не только наблюдения за поведением детей, но и специальные исследования.
Работы А. А. Бодалева, А. С. Золотняковой, Е. С. Решко, Т. А. Репиной показали, что человека, в общение с которым ребенок вступает с первых часов жизни, он не сразу воспринимает во всех его опознавательных признаках. Однако выражение чувств, переживаний взрослого, т. е. его мимика, жест, поза, рано приобретают для дошкольника сигнальное значение. При этом каждый элемент «считывается» с разной полнотой и легкостью в зависимости от наличия (или отсутствия) других элементов, составляющих понятную дошкольнику комплексную жизненную ситуацию. Например, выражение испуга у девочки, изображенной на картинке, приобретает сигнальное значение тогда, когда оно подкреплено понятной ребенку ситуацией (например, бык гонятся за девочкой). Но та же мимика не вызывает ответного чувства у ребенка, если она дана вне жизненных, понятных ребенку обстоятельств. Однако, если подробно изображена вся обстановка, а у бегущей девочки не соответствующее обстоятельствам выражение лица (например, она улыбается), дети не могут правильно понять переживаемое девочкой чувство. Истолкование всей картинки осложняется.
Существенно меняется в этом возрасте и само протекание чувств. Совершенствование функций всей коры и специально второй сигнальной системы, которая держит под контролем функцию первой, увеличивает продолжительность и силу чувств. Они становятся более стойкими и дифференцированными. Пяти-, семилетних детей уже не удается так легко отвлечь от неприятных переживаний или заставить забыть только что пережитый испуг или огорчение.
Возросшая дифференцированность эмоциональных реакций выражается во все более устойчивом избирательном отношении ребенка к предметам и людям. Однако у дошкольника сохраняется еще слитность эмоционального отношения к тому объекту, который его вызвал. Если он радостно ожидает прихода гостей, то причиной этих чувств является и нарядное платье, которое ему надевают, и празднично убранный стол, и суета взрослых, и громкие веселые разговоры гостей, и вкусное угощение. В более старшем возрасте ребенок уже начинает различать, что ему нравится, а что не нравится в прошедшем празднике или в рассматриваемой картине.
Чувства ребенка-дошкольника становятся и более глубокими. Это прямо связано с нарастающим опытом ребенка, прежде всего социальным. Дети уже могут оценить поступок другого с позиции общепринятых норм поведения и дать какое-то обобщенное суждение о том, что они услышали или увидели, с точки зрения имеющихся у них знаний. Порой они сами отмечают, что именно вызывает у них одобрение, огорчение или восторг: «Он молодец потому, что не выдал товарища».
Такие суждения, однако, свидетельствуют лишь о том, что ребенок знает, что хорошо, что одобряется, а что не одобряется взрослыми. Так, четырех-, пятилетние дети говорят, что драться нельзя, однако нередко мотивируют это практическими последствиями, которые ожидают драчуна: «Его в милицию поведут».
К концу дошкольного возраста для детей становятся значимыми моральные критерии. Шести-, семилетний ребенок объясняет, что нельзя драться, потому что стыдно обижать товарища.
Таким образом, в основе моральных чувств детей лежат знания. Однако до тех пор пока оценочное отношение к различным фактам и явлениям действительности остается на уровне приобретенной ребенком информации о хорошем и плохом, еще нельзя говорить о сколько-нибудь воспитанных чувствах. В том и состоит специфика чувств, что в них особенно убедительно проявляется единство отражения и отношения человека к действительности. Это единство у детей дошкольного возраста только начинает формироваться.
Как бы хороши, понятны и красочны ни были рассказы, которые взрослые читают детям, как бы горячо, искренне воспитатель ни выражал свое оценочное отношение к хорошим и плохим поступкам отдельных персонажей, самое существенное в формировании нравственных чувств — это непосредственное проявление их в реальных практических поступках и действиях детей. А таких дел, доступных пяти-, семилетним детям, полезных обществу и радостных для самих ребят, воспитатель находит немало. Это и помощь взрослым в уборке территории детского сада, и уход за цветами, клумбами, деревьями и животными в живом уголке, и украшение помещения к празднику, и помощь младшим братьям и сестрам и родителям по дому.
В воспитании нравственных чувств необходима органическая связь знаний (правильных представлений и понятий), оценочных отношений (хорошо, плохо, благородно) и практических действий, на основе которых вырабатываются нравственные привычки: уважительное и вежливое отношение к людям, аккуратное обращение с вещами, организованность поведения. В практике повседневной деятельности и разнообразного общения ребенка со сверстниками и взрослыми не только накапливаются его знания и формируются оценки. Дети обогащают свой практический опыт общения с людьми, опыт нравственного поведения.
Вынужденный подчиняться правилам общежития, общественным требованиям, ребенок-дошкольник постепенно научается сдерживать свои эмоциональные порывы, преодолевать внезапно возникающие резкие чувства — аффекты; у ребенка вырабатывается общий эмоциональный тон повседневной жизни, повседневного поведения, складывается привычное для него настроение. Чаще всего это настроение бодрой жизнерадостности и доброжелательности к другим людям. Конечно, в зависимости от индивидуально-типологических особенностей детей у одних чувства более уравновешенны и постоянны, у других детей настроение часто меняется.
У дошкольников еще возникают аффективные состояния, случаются и эмоциональные взрывы, сила которых как будто совсем неравнозначна вызвавшей их причине. Ребенок может заливаться горькими слезами, громко плакать, топать ногами, из-за того что мать надела на него не тот костюм, который ему нравится. Такими же бурными и неожиданными для взрослого могут быть и проявления восторга и радости детей. Часто возникающие сильные и длительные аффективные состояния свидетельствуют о резкой неуравновешенности возбудительных и тормозных процессов. С возрастом вспышки чувств становятся у ребенка все более редкими и короткими. Естественно, что застойность аффективных проявлений, частота и длительность подобных взрывов чувств в значительной мере зависят от всей воспитательной работы, которая либо усиливает свойственные данному ребенку типологические особенности, либо способствует их преодолению, перестройке.
Таким образом, на протяжении дошкольного детства происходят важные изменения в эмоциональной сфере ребенка. Чувства ребенка все больше опосредуются его общественным опытом, накапливаемыми знаниями об окружающем, усвоенными общественными моральными оценками и собственным опытом нравственного поведения.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +