Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Младший школьный возраст


Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Переход ребенка в школу вызывает у него много новых, сложных и часто противоречивых чувств. Они обусловлены в первую очередь новым положением, которое занимает младший школьник как среди детей, так и в семье (Л. С. Славина, Л. И. Божович, П. И. Размыслов, М. С. Неймарк).
Поступая в школу, ребенок приобретает не только новые обязанности, но и новые права. Он носит форму, ему покупают ранец, книги, пенал, тетради. Он, как и взрослые члены семьи, имеет свое настоящее, ответственное дело, с которым считаются все, в том числе и родители. Ему надо готовить уроки, надо иметь стол, полочку для книг, разрезную азбуку и т. д.
Изменение общественного положения маленького ученика наполняет его чувством гордости, радости и удовлетворения. Однако возникает у ребенка и много тревожных чувств: «Что будет в школе? Сумею ли я справиться с учением? С какими товарищами встречусь? Какая будет учительница?»
Возникают и новые заботы: ежедневное приготовление домашних уроков; постоянная тревога о том, чтобы не забыть что-то принести в класс: картинки, букварь, счетные палочки, цветные карандаши, да к тому же не опоздать к звонку — все это вызывает у первоклассника неведомое ему раньше чувство тревоги. «Школа болит!» — вздыхает маленький ученик, поворачиваясь с боку на бок в своей кровати и не засыпая в обычное время.
Это чувство тревоги постепенно рассеивается. Ребенок привыкает к школе, к учителю, к товарищам. Работа в классе и приготовление домашних уроков становятся привычным делом.
Своеобразно изменяются и другие чувства детей: познавательные, эстетические и особенно нравственные.
Познавательные чувства. Возникновение, сила и особенности протекания интеллектуальных чувств зависят не столько от возраста детей, сколько от содержания и организации их деятельности, в первую очередь учебной.
Обучение, построенное на активной, разнообразной мыслительной деятельности детей, быстро воспитывает у маленьких школьников любовь к умственному труду, радость исканий и большое удовлетворение от найденных решений. «Как интересно, даже щекочет»,— с восторгом заявляет первоклассник Саша, находя что-то интересное в двух разных математических выражениях, между которыми можно, оказывается, поставить знак равенства.
Пытаясь построить на бумаге чертеж — развертку изделия, заданную на уроке труда, дети отказываются от отдыха во время перемены. «Какой может быть отдых во время думанья»,— заявляет второклассник Вова, досадуя, что ему помешали работать. Интеллектуальные чувства ребенка этого возраста выражаются и в нарастающей его любознательности, в ненасытной жажде знаний. Они усиливаются чтением книг, журналов, детских газет. При этом младших школьников привлекают уже не отдельные яркие и удивительные факты, как это имело место у дошкольников. Учащиеся I—III классов интересуются более глубокими причинами изучаемых явлений, событий, о которых они узнают. Детям нравится читать, они стремятся приобретать все новые и новые знания.
Так рождаются у младших школьников учебные, а затем и познавательные интересы (Т. С. Назарова, Г. И. Щукина).
Нравственные чувства. Глубокие изменения происходят у детей в начальных классах и в сфере нравственных чувств. Как показывают исследования (Л. С. Славина, Л. И. Божович, М. Н. Волокитина, Л. А. Высотина, П. И. Размыслов), отношения, складывающиеся у младшего школьника с классом, во многом определяются его успешным учением. Если для первоклассников решающую роль в оценке того или другого ученика играют отметки и оценка учителя, то у учащихся III—IV классов особого признания заслуживает не отличник, а тот, кто много знает, кто легко решает трудные задачи, может правильно ответить на любой вопрос, тот, кто показал себя как хороший спортсмен, шахматист. При этом у класса в целом складывается определенное отношение к каждому ученику. Характерно, что это отношение становится все более независимым от оценки учителя (Б. Г. Ананьев).
Признавая заслуживающим уважения такого ученика, который в чем-то сильнее других, ученик III—IV классов сам не хочет быть хуже, чем он. Неосознанное у старших дошкольников стремление «быть как другой» превращается у школьника IV класса в постоянную оглядку на общественное мнение (А. П. Краковский).
У учащихся младших классов отчетливо выступает равнение на другого (в том числе вовсе не на самого лучшего), легкое подражание «независимому» поведению выделившегося ученика, желание дружить с ним и ни в чем не отставать от него. Вот почему некоторые дети, пришедшие в школу с воспитанными гигиеническими навыками и привычками иногда их теряют, подражая менее культурным товарищам. Они быстро убеждаются в том, что мыть руки после туалета и перед едой вовсе не обязательно, а аккуратные тетради и книги бывают только у «маменькиных сыночков».
Стремясь занять равное место в классе и не быть ниже и хуже других, ребята иногда нарочно позируют перед товарищами, хвастаются своей «независимостью» или успехами, часто мнимыми, в какой-либо области. Они боятся признать свое неумение что-то сделать, свою слабость и несостоятельность в чем-то.
В условиях совместной учебной деятельности, октябрятской и пионерской работы на новую ступень поднимаются коллективистические отношения между детьми. Возникают чувства настоящего товарищества и дружбы.
Отвечая на вопросы анкеты, проведенной П. М. Якобсоном, почти все учащиеся II—III классов отметили, что имеют друга или подругу. Но обоснование дружбы у семи-, девятилетних ребят еще очень трафаретное — оно опирается на чисто внешние причины: «Вместе еще в детский сад ходили», «Живем в одном доме», «Мы идем домой вместе». С возрастом в оценке товарища все большее и большее значение приобретает положение его в классе как ученика. Давая характеристики разным товарищам по классу, как хорошие, так и плохие, ученики фактически опираются на мнение учителя: «Не любит учиться, ленится», «Надо любить разные науки, а он только одним спортом увлекается», «Алеша шумный очень, на уроках болтает, учением не интересуется».
Оценка товарища по его основной деятельности — учению лишь постепенно сменяется оценкой по другим параметрам: шестиклассники, мотивируя свое положительное или отрицательное отношение к товарищам, отмечают уже положительные или отрицательные черты их личности.
Однако у учащихся третьих классов можно наблюдать известное расхождение между общей оценкой и личным отношением к тому или иному товарищу. Это отчетливо сказывается, например, в широко известных случаях ложного товарищества. Подсказать, дать списать свою работу ученики II—IV классов считают проявлением настоящего товарищества. Причем если кто-либо из ребят отказывается подсказывать, его обвиняют в равнодушии. Отсюда видно, чго дети этого возраста просто не знают черт настоящего товарищества.
Большое значение для развития у детей коллективистических чувств и правильного отношения к себе имеет хорошая организация октябрятской работы в младших классах. Становясь членом звездочки и выполняя первое поручение, дети начинают испытывать чувство содружества, а затем и настоящего товарищества, тревогу за успехи и неудачи звездочки, звена, класса. Дети радуются, видя на общешкольной выставке рисунки ребят своей звездочки, своего класса.
Чувство товарищества рождает чувство ответственности за себя и за других, заботу о выполнении данного классу поручения, например оказать помощь детям дошкольного детского дома. Школьники I—IV классов с большой ответственностью и трогательной заботливостью готовят малышам маски к празднику, переднички, игрушки (Э. Борщевская). Собирая макулатуру или металлолом, ребята проявляют большой интерес к успехам своего класса. Они радуются, видя свой класс (звено) на первом месте среди других классов.
Дети, обучающиеся в начальной школе, уже могут испытывать высокие нравственные чувства: заботу и чуткость к матери, к учительнице и даже к чужим людям, проявившим храбрость, благородство, преданность друг другу. Беседы с учащимися I—III классов и обсуждение вместе с ними поступков литературных персонажей или реальных людей развивают у них умение правильно оценивать факты, если, конечно, они им понятны и не выходят за пределы их жизненного опыта. Однако оценки, которые дают дети этого возраста, часто слишком прямолинейны.
В одном исследовании учащимся I—III классов предлагали прослушать несколько рассказов из жизни школьников и высказать свое отношение к поступкам героев — их сверстников. Обсуждали рассказы коллективно; возникали споры, учащиеся защищали свои суждения.
В рассказе, предложенном четырем третьим классам, двум четвертым и двум вторым, было, например, изложено такое событие: III «А» класс, участвуя в трудных футбольных соревнованиях, которые длились целый месяц, выходил победителем; оставалось сыграть только одну последнюю игру. Уже все ребята, учителя, директор готовились к чествованию победителей, но в назначенный для последней игры день и час Володя — капитан этой команды — не пришел. Напрасно все его ждали, он не явился. Команда не вышла на поле, и ей записали поражение. Позже выяснилось, что в этот день рано утром семья Володи тюлучила радиограмму о том, что Володин отец — полярник, который два года не был дома, прилетает как раз в то время, когда должна состояться игра. Отец писал, что с нетерпением ждет встречи у самолета со всей своей семьей. Володя вместе с мамой и сестрой поехали встречать отца на аэродром.
Споры возникали о том, правильно ли поступил Володя, почему он так поступил. Эти споры и обсуждения раскрывают некоторые особенности нравственных оценок школьников вторых классов и говорят о заметном изменении этих оценок к III—IV классам: а) все дети утверждают, что Володя подвел товарищей, а это плохо; б) всем детям ясно также, что обидеть папу и не встретить его тоже плохо, а вот найти выход из сложившейся конфликтной ситуации учащиеся вторых классов обычно затрудняются. Одни вообще не видят выхода, поэтому оправдывают Володю; другие его обвиняют, причем предлагают компромиссный выход: дать папе телеграмму, чтобы он прилетел немного позже или раньше, чтобы он подождал на аэродроме, пока кончится игра, и Володя сумеет его встретить. Некоторые пробуют отменить игру, перенести ее на другой день и т. п. Лишь в III и затем в IV классе большинство учащихся считают, что Володе надо было послать вместо себя другого игрока или что надо было предупредить команду, чтобы не срывать игру. Таким образом, даже руководствуясь правильными оценками, девяти-, десятилетние дети решают задачу все же ситуативно.
Только отдельные учащиеся III и многие учащиеся IV класса смогли подойти к этому случаю с позиции обобщенных моральных требований. Они говорили о том, что любое общественное дело требует, чтобы его выполняли в первую очередь, что именно это характерно для лучших советских людей, поэтому «ведь если бы папа Володи узнал, из-за чего Володя его не встретил, он на него не обиделся бы, а наоборот, наверное, даже похвалил».
Для детей младшего школьного возраста чрезвычайно характерны различные оценки своих поступков и поступков других людей, а также суждение о них. Эта противоречивость присуща самой жизни, самим фактам человеческих отношений, в которые включается школьник. В них трудно разобраться девятилетним детям.
Неумение разобраться в сложных взаимоотношениях людей отражается на отношениях младшего школьника со взрослыми. Рассматривая этот аспект проблемы чувств, П. М. Якобсон показал, что во взаимоотношениях со взрослыми у школьника выступают две противоречивые тенденции. С одной стороны, нарастающее осознание необходимости подчиняться требованиям старших как требованиям, предъявляемым обществом. С другой стороны, нарастающая самостоятельность, чувство независимости, упрямства с целью защиты прав на собственную инициативу и самодеятельность.
П. М. Якобсон использовал оригинальную методику: дети должны были разъяснить содержание специально подобранных картин, где были изображены различные факты столкновений подростка со взрослыми (факты запрещения чего-то, насмешки, заботы, иронического отношения, осуждения). Эксперимент показал, что переживаемые школьником чувства в разных ситуациях его общения с родителями или учителями часто оказываются очень сложными и не позволяют подростку всегда успешно найти лучший выход из создавшегося положения. Особенно трудно это сделать учащимся шестых классов. Учащиеся седьмых классов уже чаще могут рассуждать с позиций общих моральных требований. Младшие школьники (IV класс) действуют более прямолинейно и ситуативно.
Исследование показало также, что реакция школьника на то или иное событие непосредственно зависит от «степени задетости» школьника или от уровня его притязаний (Л. И. Божович, Л. С. Славина). Чем выше уровень притязаний, тем труднее руководствоваться даже хорошо известными нормами поведения, общими моральными оценками.
Формирование у школьника отношения к самому себе зависит от отношения ко взрослым и к сверстникам и тесно связано с ним. У семи-, десятилетних детей самооценка заметно изменяется.
К моменту перехода в средние классы у школьника формируется отношение к своим способностям, успехам, не связанным непременно с учением. Школьник начинает оценивать и некоторые качества своего характера и черты личности. Правда, подобная оценка далеко не всегда совпадает с мнением учителя.
По данным П. М. Якобсона, например, из б опрошенных учащихся IV класса 4 считают себя необидчивыми, но учитель о всех этих ребятах говорит как об обидчивых, а о двух из них даже как об очень обидчивых. Нет совпадения в оценке и самооценке одиннадцати-, двенадцатилетних учащихся и некоторых других качеств.
С возрастом степень совпадения оценки учителя и самооценки школьника повышается (Б. Г. Ананьев).
Среди чувств, формирующихся у школьника, следует отметить и чувства, связанные с отношением к учителю. У первоклассников быстро складываются чувства доверия, привязанности и уважения к учителю, однако эти чувства еще сохраняют расплывчатость и глобальность, характерные для шести-, семилетних детей. Уж если понравилась учительница, то все у нее хорошо: и прическа, и голос, и объясняет она понятно, и улыбается ласково, и туфли у нее красивые. Но к IV классу это отношение дифференцируется, и дети более критически начинают оценивать взрослых, в том числе и своих учителей. Однако уровень такой оценки у десяти-, одиннадцатилетних ребят имеет еще весьма частный, конкретный и ситуативный характер: «Вредная какая эта А. И.— влепила мне «двойку», а ведь вчера только спрашивала»; «Этот учитель физкультуры — «правильный» дядька, он верно сделал, что Генку не допустил к игре, зачем тот всегда задается».
Исследование Г. Г. Гусевой показало, что абсолютное большинство поступающих в школу первоклассников хотят учиться, учительница им нравится, она добрая (94%), справедливая (93%), строгая (70%). Некоторые учащиеся считают свою учительницу строгой потому, что «на уроках разговаривать не разрешает», «ругает тех, кто плохо себя ведет».
У школьников II класса изменяются и критерии оценки учителя. Признают учителя строгим 40—48% детей, добрым — 80—86%, справедливым — 66—74%. Изменяется и обоснование. Проучившись полтора года, дети больше начинают выделять в учителе качества педагога: «Нравится потому, что хорошо объясняет»; «Добрая — помогает, если не понял»; «Строгая — не дает шалить на уроках, потому что ребята мешают ей объяснять урок».
Г. Г. Гусева сопоставляет оценку учеником учителя и представление ребенка об отношении учителя к нему. Автор приходит к выводу о взаимосвязи этих оценочных отношений. При этом у учащихся младших классов эти показатели не очень часто совпадают и не очень устойчивы. По-видимому, первоклассники еще не могут отделить отношение к ним учителя от его оценки их учебной деятельности.
Морально обоснованное оценочное отношение возникает у человека тогда, когда отражаемые им общественно принятые требования морали становятся выражением его собственных личностных оценок. Этот путь разные дети проходят в различные сроки, но младшие школьники еще не достигли этого уровня эмоционального развития.
Рассмотрение длительного и сложного процесса формирования нравственных чувств у ребенка позволяет выделить следующие их особенности.
Нравственные чувства развиваются на основе знаний, постепенного освоения нравственных понятий, оценок. На этих знаниях, определенным образом оцененных взрослыми, строятся и собственные моральные суждения детей.
В процессе приобретения детьми знаний формируются первые элементарные моральные понятия, которые, как и все понятия, выражены в словах (храбрый, честный, аккуратный). Каждое понятие включает в себя определенную совокупность существенных признаков. Сущность моральных понятий раскрывается для детей лишь в процессе их жизненной практики.
Однако владение знаниями о моральных качествах людей еще не обеспечивает возникновения у ребенка соответствующих моральных чувств. Нравственные чувства возникают как выражение отношения самого ребенка к соответствующему поступку человека.
Моральные качества проявляются в чрезвычайно разнообразных поступках человека и в разных ситуациях. Причем каждое нравственное чувство обычно вплетено в клубок крайне разнообразных переживаний, отношений, которые выступают при оценке данного единичного факта.
Чтобы определить свое отношение к поступку определенного литературного героя или реального человека, ребенок должен уметь выделить их существенные нравственные качества и, отвлекаясь от самых разнообразных, порой ярких, но внешних обстоятельств, увидеть в поведении человека те черты, которые уже стали для ребенка основой соответствующих эмоциональных характеристик и оценок.
Младшему школьнику такая сложная работа — анализ и обобщение эмоционально значимых фактов в поведении личности — еще не по силам. Он знает, например, что обманывать нехорошо, он искренне осуждает людей, обманывающих других. Однако, списав решение задачи у соседа, он совершенно не видит в своем поступке того же обмана, заявляя, что «это совсем другое». Презирая трусость, восьмилетний школьник не возмущается товарищем по классу, который умолчал о своем плохом поступке, и не расценивает это поведение как проявление трусости. Трудность определения своего эмоционального отношения к какому-либо факту усиливается тем, что дети не умеют раскрыть иерархию моральных требований. Вопросы: что главное в поведении? Какие мотивы, оценки, чувства должны быть ведущими, а какие подчиненными? — или вообще еще не возникают у семи-, девятилетних детей, или они не всегда правильно их решают.
Сложность возникновения и протекания нравственных чувств состоит еще и в том, что они непосредственно проявляются и укрепляются в наблюдении за конкретными действиями и поступками человека, которые бесконечно разнообразны. Если нет органической связи знаний (моральных понятий), оценочного отношения (хорошо — плохо) и поступка, ни о каком нравственном воспитании личности говорить не приходится. Между тем в педагогической практике как раз чаще всего возникает разрыв сначала между знаниями и переживаниями, а затем между переживаниями и действиями. Искренне осуждая дерзость, лень или трусость, школьник, однако, далеко не всегда может подчинить свои действия этим оценкам и испытывать соответствующие искренние чувства. Еще меньше удается школьнику определить направление своих поступков. Поэтому у семи-, десятилетних детей часто происходит расхождение знаний, чувств и действий.
Одной из причин таких фактов является, по-видимому, отдельное формирование воспитателями каждого звена этой единой системы. Работа над понятиями совершается чаще всего на уроках чтения и немного в быту. Переживания вызываются лишь в форме словесных оценок: что-то понравилось, а что-то не понравилось. Обучение действию проводится обычно как выполнение некоторых подсказанных детям очень трафаретных дел и поручений.
Моральную сторону повседневного поведения людей воспитатель (учитель) обычно не подвергает обобщенной оценке, она не анализируется с позиций принятых в обществе норм нравственного поведения, нравственных оценок. Необходимо объединение знаний, переживаемых чувств и действий в единую систему, т. е. специальная организация нравственного просвещения и практического опыта детей как участников общественной жизни.
Эстетические чувства. В период младшего школьного возраста создаются благоприятные условия для дальнейшего развития эстетических чувств детей, воспитания эстетического вкуса.
Исследования В. Н. Шацкой, Н. Л. Гродзенской, О. А. Апраксиной, Е. А. Мальцевой, С. А. Карцевой и Н. А. Ветлугиной убеждают в том, что у младших школьников (и даже у детей дошкольного возраста) легко вызвать любовь к слушанию музыки и пению. Они с удовольствием исполняют те песни, в которых могут выразить свое отношение к родной стране, к отдельным знакомым им историческим событиям или героям. Например, с песней «Смело, товарищи, в ногу» у ребят третьих классов связалось представление о демонстрации рабочих, которые «идут на царя», «шагают грозно», «четко идут, не отступая».
Слушая небольшие музыкальные произведения, учащиеся II—III классов способны достаточно чутко и тонко разобраться в музыкальном произведении и метко его охарактеризовать. Прослушав несколько музыкальных произведений о героях войны, школьники III класса рассказали, что музыка о них бывает разная: торжественная —- «когда герои идут в наступление», как марш — «когда они идут колонной», «шагают по улице, когда победили». Бывает боевая, веселая музыка, воинственная, героическая, грозная, а бывает и грустная, когда бойцы хоронят товарищей.
Эстетические чувства детей часто невозможно отделить от их нравственных переживаний.
Формирование эстетических чувств у младших школьников в процессе художественно-изобразительной деятельности, в процессе рассматривания художественных картин показали в своих исследованиях И. П. Глинская, Е. И. Игнатьев, О. И. Галкина, В. И. Киреенко, В. М. Козлова и др. Организуя последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего, можно научить детей младших классов не только воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства. Семилетние дети могут испытывать при этом подлинные эстетические и достаточно ярко выраженные чувства.
У учащихся I—IV классов можно вызвать эстетическое отношение к народному искусству, орнаментам, вышивкам, к музейным изделиям из фарфора и стекла. Эстетика быта, которой в нашей стране уделяется все больше и больше внимания, может воспитать уже у семи-, десятилетних детей хороший вкус. Это выражается хотя бы в том, что дети научаются отличать подлинно красивое от всяческих подделок. Надо поддерживать стремление десяти-, двенадцатилетних детей, и особенно девочек, красиво выглядеть, одеваться и причесываться.
Эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания. Как показывает исследование С. А. Карцевой, в формировании эстетического восприятия музыки, в частности русской народной песни, огромную роль играет обогащение детей специальными знаниями.
Знакомя учащихся I — III классов с биографией композитора, с теми условиями, в которых было написано конкретное музыкальное произведение, раскрывая детям его замысел и присущие музыке средства выразительности и их обозначения в нотной записи, учитель значительно повышает у детей не только интерес к музыке, но и способность слушать, воспринимать и тонко различать произведения разных жанров. Наблюдения показывают, что значение специальных знаний в формировании у детей эстетических чувств и оценок сохраняется и в других видах искусства.
Чувства, в том числе и эстетические,— специфическая форма отражения окружающего. Поэтому они не могут возникнуть и развиваться там, где в повседневном окружении нет тех сочетаний предметов, форм, красок, звуков, которые могут быть восприняты как образцы прекрасного. Однако только наличие этих объектов еще недостаточно для возникновения у детей эстетических чувств. Природа, этот самый совершенный объект для эстетического воспитания ребенка, всегда находится перед его глазами, но он должен научиться воспринимать присущие ей разнообразные формы, гармонию красок, звуков, запахов и испытывать при этом эстетические чувства.
Широкое внедрение в жизнь каждой семьи радио, телевидения, доступность театра и кино, красочно оформленных книг, журналов также создают огромные возможности для развития разнообразных эстетических чувств у детей.
Но для того чтобы ребенок мог воспринимать мир красок и звуков, чтобы красивое вызывало в нем эстетические чувства, взрослый должен организовать специальные формы деятельности: наблюдение, слушание, разнообразные формы воспроизведения видимых, слышимых, осязаемых явлений действительности. Обучение детей анализу явлений действительности с позиции эстетики создает большие возможности для формирования у младших школьников эстетических чувств.
Итак:
1. Отношения к действительности, т. е. чувства положительные и отрицательные, возникают с первых дней жизни ребенка.
Чувства младенца—это безусловная реакция организма на удовлетворение (или неудовлетворение) испытываемых им органических потребностей.
2. Чувства развиваются в процессе усложнения образа жизни ребенка, разнообразных видов его деятельности и обогащения содержания и форм его общения с окружающим миром: природой, людьми, предметами.
С изменением положения ребенка среди сверстников и взрослых, которое связано с его приходом в школу, перестраиваются его чувства и отношения как к другим, так и к себе. Появляются новые переживания, углубляются и приобретают большую системность прежде испытанные чувства.
3. Формирование высших чувств — познавательных, нравственных, эстетических — требует освоения ребенком некоторой системы соответствующих знаний. На их основе формируются оценочные суждения и разнообразные чувства. Чувства (отношения) человека, основанные на знаниях, становятся обоснованными и устойчивыми.
4. На протекание чувств у ребенка влияют особенности его нервной деятельности: темперамент, сила, возбудимость и степень уравновешенности нервных процессов. У маленьких детей чувства имеют диффузный характер. Они не стойки и не сильны. С развитием детей повышается регулирующая роль коры.
5. Разнообразие жизненных факторов требует от педагога вычленения нравственных побуждений, которыми руководствуются разные люди в разных ситуациях, требует их последовательной моральной оценки. На этой основе дети учатся обобщать, т. е. осваивают определенные нравственные понятия.
6. Однако освоение моральных понятий не гарантирует возникновения у ребенка нравственных чувств, а тем более моральных поступков. Чувства, особенно нравственные, развиваются на основе формирования единой системы ассоциаций: знания — отношения — практические действия. Воспитание, направленное только на совершенствование одного из этих звеньев, обособленное от двух остальных, ведет либо к формализму и сентиментализму, либо к переживаниям, за которыми скрывается равнодушие и черствость.

Вопросы-задачи

1. Почему не следует маленьким детям перед сном читать сказки, в особенности страшные? Почему школьников они не волнуют?
2. Раскладывая фигурки на фоне картины «Лес», ребенок сложил их так, что мальчики катались верхом на волке. При этом ребенок правильно узнал в звере волка и даже сказал, что он страшный зверь. Объясните, для какого возраста характерны такие факты и чем объяснить такое расположение фигур на картине.
3. Мальчик (7 л. 6 мес.) слышал былину об Илье Муромце. При передаче ее содержания он назвал богатыря Героем Советского Союза. Проанализируйте ход всего психического процесса, который привел мальчика к такому ответу, и покажите, какую роль в нем сыграли чувства и какие.
4. Всем хорошо известны такие факты. Если четырех-, пятилетнего ребенка упрекнуть в том, что он что-то сделал плохое, например испортил тетрадь для рисования, громко разговаривал на занятиях физкультурой, он часто заявляет: «А Сережа тоже напачкал» или «Валя тоже болтала». Почему он так говорит? Каковы мотивы таких рассуждений? Сохраняются ли эти мотивы у более старших детей (III—IV классов)? В каких формах эти мотивы обнаруживаются к концу младшего школьного возраста?
5. На семинаре пионервожатых возникли горячие споры о воспитательном значении этических бесед и диспутов. Одни отрицали воспитательное значение словесных дискуссий, другие утверждали, что обсуждение таких вопросов, как товарищество и дружба советских ребят, честь класса, настоящий герой, очень полезно и даже необходимо в общей системе воспитательной работы с классом. Решите этот спор и выскажите свое мнение.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +