Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Некоторые представители буржуазной науки XIX в. (К. Бюлер, Э. Болдуин, В. Штерн, Дж. Сёлли и др.), придавая трагический характер самым естественным явлениям, рассматривали первый крик новорожденного как проявление его отрицательного отношения к самому факту своего появления на свет. Они утверждали, что младенец якобы переживает чувство протеста и недовольства тем, что попадает из среды спокойного и теплого существования в зловещий, грохочущий, страшный мир.
Основными чувствами младенца первого года жизни эти психологи считали чувство гнева, страха и беззащитности, или неполноценности. Такие утверждения не имеют какой-либо объективной научной основы. Наблюдения за жизнью и развитием чувств ребенка, зафиксированные в дневниках (А. Павлова, Э. Станчинская, А. Левоневский, Н. А. Менчинская), специальное изучение эмоциональных состояний детей от рождения до 3 лет (Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова, Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина, Е. Г. Бибанова и др.) показали следующее:
1. Простые органические чувства ребенок испытывает с первых дней жизни. Раньше всего он переживает отрицательные чувства. Они проявляются в виде плача, крика, которыми младенец отвечает на неблагоприятные воздействия внешней и внутренней среды: понижение температуры воздуха в комнате или воды в ванне, спазмы пустого желудка, переполнение кишечника и т. п.
Малейшее нарушение режима, запоздавший обед, необычно строгий тон голоса в обращении к нему взрослого вызывают неожиданную для воспитателя или родителей бурную эмоциональную реакцию ребенка. При этом эмоциональное возбуждение очень широко иррадиирует у маленьких детей. Даже дети среднего дошкольного возраста отвечают общим нарушением обычного поведения на эмоционально значимое для них воздействие. После праздника или в его ожидании они капризничают, отказываются от еды, долго не засыпают, плачут.
Однако общая лабильность нервной деятельности ребенка выражается в том, что переживаемые им чувства кратковременны, не стойки, быстро затухают.
На ранней ступени развития простые чувства имеют безусловнорефлекторную природу и возникают как ответ на действие жизненно важных раздражителей.
2. Уже у двухмесячного ребенка некоторые чувства приобретают условнорефлекторный характер. Приближение матери-кормилицы, появление знакомой бутылочки с молоком вызывают у голодного трех-, четырехмесячного ребенка отчетливую эмоционально положительную реакцию.
Ребенок 4—5 месяцев все чаще реагирует общим комплексом оживления на появление ухаживающего за ним взрослого, на его голос, улыбку. В первой половине года эта реакция еще очень недифференцированна (так как нервное возбуждение широко распространяется по коре), ребенок одинаково положительно встречает как близких, так и чужих людей. К концу года отношения ребенка с окружающим миром меняются: они становятся дифференцированными, избирательными. Девяти-, десятимесячный младенец радостно тянется к матери, взвизгивает, смеется, выражая свое удовольствие от ее присутствия. Появление чужого человека вызывает у него удивление, сосредоточение, а на попытку постороннего приблизиться или взять его на руки малыш отвечает оборонительными движениями головы, рук и громким плачем.
По данным Е. Г. Бибановой, 72% всех зафиксированных эмоциональных проявлений детей на первом году жизни вызваны общением со взрослым. Среди них подавляющее большинство (более 80%) — эмоции положительные.
К концу года проявления чувств становятся очень многообразными. Например, когда матери нет рядом, ребенок хнычет, плачет; когда она, сидя рядом с его кроваткой, занимается своими делами и не смотрит на него, малыш издает звуки неудовольствия, требует к себе внимания, хмурит лоб, стучит рукой по кроватке. Как только мать оборачивается к нему и улыбается, реакция гнева пропадает. Замечено, что восьми-, десятимесячные дети проявляют чувство, похожее на чувство ревности, которым они отвечают на обращение сестры-воспитательницы к другому ребенку.
Со второй половины первого года жизни дети начинают проявлять чувство радости при восприятии различных игрушек и действий с ними, особенно если эти игрушки служат для игрового общения со взрослым. Эти чувства ребенка кратковременны и неустойчивы. 3. Самую сильную эмоционально-положительную реакцию вызывают у ребенка игры, шутки с ним взрослых: взрослый прячется за спинку кроватки, прячет игрушки, которые ребенок тут же находит, поет песенки, сопровождаемые хлопками в ладоши, катает с ребенком мяч, вращает волчок.
На втором году жизни все большую радость приносят ему такие игры со старшими, в которых сам ребенок выступает инициатором. Двигаясь по комнате в кресле на колесиках, малыш (1 г. 4 мес.— 1 г. 6 мес.) с огромной радостью «наезжает» на взрослого, и, когда тот делает вид, что падает, ребенок захлебывается от восторга и готов повторять свои наезды десятки раз подряд. Или он прячется от матери. Но радость от того момента, когда она его находит, так велика, что малыш не выдерживает и сам вылезает из укромного уголка с ликующим криком «а-а!» и восторженным выражением лица.
Характерно, что среди наблюдений, сделанных советскими учеными, совершенно нет фактов, свидетельствующих о переживаемом ребенком «естественном» чувстве страха или беззащитности, о которых писали зарубежные психологи. На первом и даже на втором году жизни дети часто, к удивлению взрослого, спокойно протягивают руки к собаке, трогают ее, пытаются схватить за хвост кошку. Они еще не знают повадок зверей и поэтому не испытывают страха. Если животное зарычит или оцарапает ребенка, он в дальнейшем будет пугаться приближения собаки, кошки или любого другого животного. Следовательно, чувство страха является приобретенным, оно — результат личного опыта ребенка, возникающий как условный рефлекс на раздражитель, получивший отрицательное подкрепление.
4. Среди чувств годовалого ребенка особого внимания заслуживает чувство удивления, которым дети реагируют на новое, неожиданное, яркое и необычное явление. Оно является началом познавательного отношения ребенка к окружающему.
5. Заметные изменения чувств происходят на втором-третьем годах жизни. Они обусловлены двумя основными факторами: развитием самостоятельности детей в передвижении и действиях с предметами и вызванным этим расширением общения ребенка с людьми.
Вместо пассивного, основанного на непроизвольном подражании «заражения» чувствами другого (т. е. повторения плача, крика, улыбки), характерного для младенца первого года жизни, дети к концу преддошкольного возраста начинают проявлять собственные, чувства к окружающим и интерес. Видя, что мать плачет (или только делает вид), ребенок (1 г. 7 мес.— 2 г.) начинает ее утешать, ласкает, гладит по щеке. Детей начинает радовать присутствие других ребят, которые тоже что-то делают: катают мяч, похлопывают по нему рукой, играют с цветной пирамидкой. Здесь еще нет совместной игры, есть лишь «действие рядом», но и оно уже приносит ребенку положительные переживания. К концу преддошкольного периода возникают первые совместные игровые действия детей с мячом, паровозом и другими игрушками.
Начиная со второй половины второго года жизни особенно ярко дети обнаруживают чувство радости и гордости от собственных достижений. Удалось забраться на горку — ребенок радуется и требует к себе внимания. Сумел вытащить застрявшую палку — визжит от восторга.
6. Важную роль в развитии у ребенка чувств играет овладение речью. С включением речевых сигналов и реакций изменяется и протекание эмоциональных процессов. Все большую роль начинают играть корковые процессы, хотя сила возбуждения подкоркового слоя надолго сохраняет свое значение в общем поведении ребенка.
Существенную роль играет словесное обозначение взрослыми своего отношения к действиям ребенка. Слова, выражающие оценки, становятся основой формирующихся у детей чувств, а в дальнейшем и моральных понятий и суждений.
Саша (1 г. 11 мес.) отбрасывает серые, бесцветные картинки. Они ему не нравятся, и он говорит: «Неинтенеся, пахая» (неинтересно, плохая).
Саша (2 г.) засунул палец в рот (это ему запрещается), вынул его и довольный говорит: «Тепель колесий» (теперь хороший). Света (2 г. 2 мес), увидев, как бабушка выколачивает подушку палкой, заплакала: «Гадкая бабуська».
На первых порах само слово еще не может вызвать у ребенка какого бы то ни было чувства, так как словесный сигнал еще не имеет для малыша соответствующего оценочного значения. Слово приобретает оценочное значение, когда дополнительно подкрепляется соответствующим эмоциональным отношением взрослых-их мимикой, жестами, действиями, интонацией голоса. Если эти средства воздействия не совпадают с соответствующими словами реоенок долго не осваивает данного слова в его оценочном значении. Оно остается сигналом, не действующим на его чувства.
Бабушка подходит к кроватке Шурика (1 г. 10 мес), находит простынки мокрыми укоризненно качает головой и говорит: «Ах, безобразник нехорошо как! Гадкий ребенок!»- но глаза ее ласковы, она улыбается и смеется. Поэтому мальчик совсем не чувствует отрицательного отношения бабушки. Наоборот, бабушка шутит, и ему весело. Слова «гадкий», «безобразник», «нехорошо» не вызывают нужной отрицательной реакции у ребенка, не сигнализируют чувств взрослого, и не вызывают соответствующего оценочного отношения, а с ним и переживаний у ребенка.
7. К концу преддошкольного возраста ребенок может переживать элементарные эстетические чувства или состояния. Их вызывает красивая, мелодичная и спокойная музыка (типа колыбельной), веселая песня, бодрый марш. Ребенок радуется красивому банту на голове, любуется чем-то блестящим - украшенной елкой, брошкой. В этих переживаниях сначала отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. Ребенок повторяет за мамой: «Как красиво!..»
Но очень быстро дети начинают и сами отличать явно некрасивое, дисгармоничное от мелодичного, гармоничного особенно в воспринимаемых звуках. Услышав мычание коровы, ребенок (2 г. 2 мес), горько заплакав, потребовал, чтобы «она перестала так некрасиво петь», услышав кваканье лягушек, девочка (2 г 7 мес.) зажала уши, сказав, что «не хочет слушать такую некрасивую музыку».
На втором и третьем годах жизни изменяются и познавательные чувства детей. Удивление, характерное для годовалого ребенка, сменяется элементарной любознательностью. Освоив речь ребенок задает множество вопросов. Освоение речи ведет и к осознанию ребенком некоторых переживаемых им чувств. Его пытливые глаза и руки улавливают множество любопытного удивительного, непонятного.
Успех действий приносит ребенку радость и новое чувство самоутверждения, самооценки: «Вот что я могу». Вместе с ростом самостоятельности и самосознания возникают и новые чувства: обиды, если над ним кто-то посмеялся, обманул, не взял на руки; чувство смущения, стыда, если сделал что-то явно недозволенное; какие-то элементарные проявления зависти, если у другого есть то, чего нет у него.
Таким образом, к концу преддошкольного возраста ребенку доступны самые разнообразные человеческие чувства. Он их
переживает сильно и порой бурно. Особенности нервной деятельности малыша придают чувствам ярко выраженный аффективный характер, который может надолго сохраниться при отсутствии специальной тренировки тормозных процессов. Однако, поскольку нервные процессы у малыша не отличаются стойкостью и силой, его нетрудно переключить, т. е. отвлечь от того предмета или явления, которое вызвало соответствующие переживания.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.