Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Раннее детство


Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Некоторые представители буржуазной науки XIX в. (К. Бюлер, Э. Болдуин, В. Штерн, Дж. Сёлли и др.), придавая трагический характер самым естественным явлениям, рассматривали первый крик новорожденного как проявление его отрицательного отношения к самому факту своего появления на свет. Они утверждали, что младенец якобы переживает чувство протеста и недовольства тем, что попадает из среды спокойного и теплого существования в зловещий, грохочущий, страшный мир.
Основными чувствами младенца первого года жизни эти психологи считали чувство гнева, страха и беззащитности, или неполноценности. Такие утверждения не имеют какой-либо объективной научной основы. Наблюдения за жизнью и развитием чувств ребенка, зафиксированные в дневниках (А. Павлова, Э. Станчинская, А. Левоневский, Н. А. Менчинская), специальное изучение эмоциональных состояний детей от рождения до 3 лет (Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова, Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина, Е. Г. Бибанова и др.) показали следующее:
1. Простые органические чувства ребенок испытывает с первых дней жизни. Раньше всего он переживает отрицательные чувства. Они проявляются в виде плача, крика, которыми младенец отвечает на неблагоприятные воздействия внешней и внутренней среды: понижение температуры воздуха в комнате или воды в ванне, спазмы пустого желудка, переполнение кишечника и т. п.
Малейшее нарушение режима, запоздавший обед, необычно строгий тон голоса в обращении к нему взрослого вызывают неожиданную для воспитателя или родителей бурную эмоциональную реакцию ребенка. При этом эмоциональное возбуждение очень широко иррадиирует у маленьких детей. Даже дети среднего дошкольного возраста отвечают общим нарушением обычного поведения на эмоционально значимое для них воздействие. После праздника или в его ожидании они капризничают, отказываются от еды, долго не засыпают, плачут.
Однако общая лабильность нервной деятельности ребенка выражается в том, что переживаемые им чувства кратковременны, не стойки, быстро затухают.
На ранней ступени развития простые чувства имеют безусловнорефлекторную природу и возникают как ответ на действие жизненно важных раздражителей.
2. Уже у двухмесячного ребенка некоторые чувства приобретают условнорефлекторный характер. Приближение матери-кормилицы, появление знакомой бутылочки с молоком вызывают у голодного трех-, четырехмесячного ребенка отчетливую эмоционально положительную реакцию.
Ребенок 4—5 месяцев все чаще реагирует общим комплексом оживления на появление ухаживающего за ним взрослого, на его голос, улыбку. В первой половине года эта реакция еще очень недифференцированна (так как нервное возбуждение широко распространяется по коре), ребенок одинаково положительно встречает как близких, так и чужих людей. К концу года отношения ребенка с окружающим миром меняются: они становятся дифференцированными, избирательными. Девяти-, десятимесячный младенец радостно тянется к матери, взвизгивает, смеется, выражая свое удовольствие от ее присутствия. Появление чужого человека вызывает у него удивление, сосредоточение, а на попытку постороннего приблизиться или взять его на руки малыш отвечает оборонительными движениями головы, рук и громким плачем.
По данным Е. Г. Бибановой, 72% всех зафиксированных эмоциональных проявлений детей на первом году жизни вызваны общением со взрослым. Среди них подавляющее большинство (более 80%) — эмоции положительные.
К концу года проявления чувств становятся очень многообразными. Например, когда матери нет рядом, ребенок хнычет, плачет; когда она, сидя рядом с его кроваткой, занимается своими делами и не смотрит на него, малыш издает звуки неудовольствия, требует к себе внимания, хмурит лоб, стучит рукой по кроватке. Как только мать оборачивается к нему и улыбается, реакция гнева пропадает. Замечено, что восьми-, десятимесячные дети проявляют чувство, похожее на чувство ревности, которым они отвечают на обращение сестры-воспитательницы к другому ребенку.
Со второй половины первого года жизни дети начинают проявлять чувство радости при восприятии различных игрушек и действий с ними, особенно если эти игрушки служат для игрового общения со взрослым. Эти чувства ребенка кратковременны и неустойчивы.
3. Самую сильную эмоционально-положительную реакцию вызывают у ребенка игры, шутки с ним взрослых: взрослый прячется за спинку кроватки, прячет игрушки, которые ребенок тут же находит, поет песенки, сопровождаемые хлопками в ладоши, катает с ребенком мяч, вращает волчок.
На втором году жизни все большую радость приносят ему такие игры со старшими, в которых сам ребенок выступает инициатором. Двигаясь по комнате в кресле на колесиках, малыш (1 г. 4 мес.— 1 г. 6 мес.) с огромной радостью «наезжает» на взрослого, и, когда тот делает вид, что падает, ребенок захлебывается от восторга и готов повторять свои наезды десятки раз подряд. Или он прячется от матери. Но радость от того момента, когда она его находит, так велика, что малыш не выдерживает и сам вылезает из укромного уголка с ликующим криком «а-а!» и восторженным выражением лица.
Характерно, что среди наблюдений, сделанных советскими учеными, совершенно нет фактов, свидетельствующих о переживаемом ребенком «естественном» чувстве страха или беззащитности, о которых писали зарубежные психологи. На первом и даже на втором году жизни дети часто, к удивлению взрослого, спокойно протягивают руки к собаке, трогают ее, пытаются схватить за хвост кошку. Они еще не знают повадок зверей и поэтому не испытывают страха. Если животное зарычит или оцарапает ребенка, он в дальнейшем будет пугаться приближения собаки, кошки или любого другого животного. Следовательно, чувство страха является приобретенным, оно — результат личного опыта ребенка, возникающий как условный рефлекс на раздражитель, получивший отрицательное подкрепление.
4. Среди чувств годовалого ребенка особого внимания заслуживает чувство удивления, которым дети реагируют на новое, неожиданное, яркое и необычное явление. Оно является началом познавательного отношения ребенка к окружающему.
5. Заметные изменения чувств происходят на втором-третьем годах жизни. Они обусловлены двумя основными факторами: развитием самостоятельности детей в передвижении и действиях с предметами и вызванным этим расширением общения ребенка с людьми.
Вместо пассивного, основанного на непроизвольном подражании «заражения» чувствами другого (т. е. повторения плача, крика, улыбки), характерного для младенца первого года жизни, дети к концу преддошкольного возраста начинают проявлять собственные, чувства к окружающим и интерес. Видя, что мать плачет (или только делает вид), ребенок (1 г. 7 мес.— 2 г.) начинает ее утешать, ласкает, гладит по щеке. Детей начинает радовать присутствие других ребят, которые тоже что-то делают: катают мяч, похлопывают по нему рукой, играют с цветной пирамидкой. Здесь еще нет совместной игры, есть лишь «действие рядом», но и оно уже приносит ребенку положительные переживания. К концу преддошкольного периода возникают первые совместные игровые действия детей с мячом, паровозом и другими игрушками.
Начиная со второй половины второго года жизни особенно ярко дети обнаруживают чувство радости и гордости от собственных достижений. Удалось забраться на горку — ребенок радуется и требует к себе внимания. Сумел вытащить застрявшую палку — визжит от восторга.
6. Важную роль в развитии у ребенка чувств играет овладение речью. С включением речевых сигналов и реакций изменяется и протекание эмоциональных процессов. Все большую роль начинают играть корковые процессы, хотя сила возбуждения подкоркового слоя надолго сохраняет свое значение в общем поведении ребенка.
Существенную роль играет словесное обозначение взрослыми своего отношения к действиям ребенка. Слова, выражающие оценки, становятся основой формирующихся у детей чувств, а в дальнейшем и моральных понятий и суждений.
Саша (1 г. 11 мес.) отбрасывает серые, бесцветные картинки. Они ему не нравятся, и он говорит: «Неинтенеся, пахая» (неинтересно, плохая).
Саша (2 г.) засунул палец в рот (это ему запрещается), вынул его и довольный говорит: «Тепель колесий» (теперь хороший).
Света (2 г. 2 мес), увидев, как бабушка выколачивает подушку палкой, заплакала: «Гадкая бабуська».
На первых порах само слово еще не может вызвать у ребенка какого бы то ни было чувства, так как словесный сигнал еще не имеет для малыша соответствующего оценочного значения. Слово приобретает оценочное значение, когда дополнительно подкрепляется соответствующим эмоциональным отношением взрослых-их мимикой, жестами, действиями, интонацией голоса. Если эти средства воздействия не совпадают с соответствующими словами реоенок долго не осваивает данного слова в его оценочном значении. Оно остается сигналом, не действующим на его чувства.
Бабушка подходит к кроватке Шурика (1 г. 10 мес), находит простынки мокрыми укоризненно качает головой и говорит: «Ах, безобразник нехорошо как! Гадкий ребенок!»- но глаза ее ласковы, она улыбается и смеется. Поэтому мальчик совсем не чувствует отрицательного отношения бабушки. Наоборот, бабушка шутит, и ему весело. Слова «гадкий», «безобразник», «нехорошо» не вызывают нужной отрицательной реакции у ребенка, не сигнализируют чувств взрослого, и не вызывают соответствующего оценочного отношения, а с ним и переживаний у ребенка.
7. К концу преддошкольного возраста ребенок может переживать элементарные эстетические чувства или состояния. Их вызывает красивая, мелодичная и спокойная музыка (типа колыбельной), веселая песня, бодрый марш. Ребенок радуется красивому банту на голове, любуется чем-то блестящим - украшенной елкой, брошкой. В этих переживаниях сначала отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. Ребенок повторяет за мамой: «Как красиво!..»
Но очень быстро дети начинают и сами отличать явно некрасивое, дисгармоничное от мелодичного, гармоничного особенно в воспринимаемых звуках. Услышав мычание коровы, ребенок (2 г. 2 мес), горько заплакав, потребовал, чтобы «она перестала так некрасиво петь», услышав кваканье лягушек, девочка (2 г 7 мес.) зажала уши, сказав, что «не хочет слушать такую некрасивую музыку».
На втором и третьем годах жизни изменяются и познавательные чувства детей. Удивление, характерное для годовалого ребенка, сменяется элементарной любознательностью. Освоив речь ребенок задает множество вопросов. Освоение речи ведет и к осознанию ребенком некоторых переживаемых им чувств. Его пытливые глаза и руки улавливают множество любопытного удивительного, непонятного.
Успех действий приносит ребенку радость и новое чувство самоутверждения, самооценки: «Вот что я могу». Вместе с ростом самостоятельности и самосознания возникают и новые чувства: обиды, если над ним кто-то посмеялся, обманул, не взял на руки; чувство смущения, стыда, если сделал что-то явно недозволенное; какие-то элементарные проявления зависти, если у другого есть то, чего нет у него.
Таким образом, к концу преддошкольного возраста ребенку доступны самые разнообразные человеческие чувства. Он их переживает сильно и порой бурно. Особенности нервной деятельности малыша придают чувствам ярко выраженный аффективный характер, который может надолго сохраниться при отсутствии специальной тренировки тормозных процессов. Однако, поскольку нервные процессы у малыша не отличаются стойкостью и силой, его нетрудно переключить, т. е. отвлечь от того предмета или явления, которое вызвало соответствующие переживания.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +