Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
У детей дошкольного возраста продолжается процесс развития речи — они осваивают родной язык. Этому способствуют существенные изменения, происходящие в образе жизни четырех-, семилетнего ребенка. Освоив первоначальные формы самостоятельности, ребенок быстро накапливает свой чувственный и практический опыт. Все более разнообразными и содержательными становятся виды деятельности ребенка: творческие и дидактические игры, занятия рисованием, счетом, специально речевые занятия, а также повседневное общение со взрослыми в быту. Понимание речи. Возросшие возможности детей успешно используют воспитатели для дальнейшего развития их способностей, в том числе и для развития речи. Развитие речи выражается прежде всего в том, что совершенствуется понимание речи ребенком. Дети слушают достаточно сложные инструкции и точно выполняют требуемые воспитателем действия (Г. И. Кислюк). Сказки, рассказы, стихи занимают все большее место в жизни детей дошкольного возраста. Речь сопровождает все виды их деятельности: наблюдение и рисование, музыкальные занятия и счет, труд и игры.
На пятом году жизни дети понимают несложный сюжет сказки или короткого рассказа. Ребенок среднего дошкольного возраста может ярко представлять себе людей, их действия, переживания, о которых говорится в рассказе, если, конечно, - этот рассказ понятен и построен на знакомых ребенку образах.
Л. С. Славина в своем исследовании показала, что даже трех-, четырехлетние дети с большой эмоциональностью воспринимают рассказ о куколке, которая осталась без крыши над головой, после того как киска разрушила ее домик. Если рассказчик конкретизирует непонятное для ребенка условие («осталась без крыши над головой»), поясняя, что негде было кукле спать, дождь лил прямо на нее и негде было от него спрятаться, то при такой подаче текста рассказ понятен ребенку. Понимание слушаемого рассказа быстро прогрессирует, открывая четырех-, семилетнему ребенку богатейший источник получения новых знаний о жизни людей, явлениях природы.
Слушая речь других, рассказы и сказки, ребенок 4—6 лет начинает интересоваться не только их содержанием. Его внимание привлекает и форма, в которой выражено это содержание.
Словарь ребенка быстро возрастает, обогащаясь теперь уже не только за счет увеличения числа существительных, но и других частей речи. Ребенок этого возраста употребляет в речи много глаголов, местоимений, соединительных слов. Но употребление прилагательных продолжает заметно отставать: по-видимому, воспитатели мало знакомят детей с признаками и качествами вещей. Однако если воспитатель на прогулке, на занятиях задает детям вопросы: «Какая ромашка? дерево? море? лес? сосна? гриб?...» — и сам, беседуя с детьми, называет качества предметов, то четырех-, шестилетние дети в своих рассказах начинают часто употреблять различные прилагательные. Дети одной средней группы, рассказывая о яблоке, назвали следующие его качества: румяное, круглое, красивое, желтое, пахучее, красное, большое, вкусное, сочное, дорогое, гладкое.
Наблюдения показывают что если специально не вычленять детям признаки предметов, они остаются «недействующими сигналами» даже для детей младшего школьного возраста. Их речь в таких случаях будет так же бедна прилагательными, как и речь дошкольника. Освоение разговорной речи. Специальное внимание уделяют воспитатели тому, чтобы дети точно, правильно и четко произносили слова. Трех-, четырехлетний дошкольник часто говорит неправильно: шепелявит, гнусавит, сюсюкает. Такие искажения звуковой стороны речи не только делают ее некрасивой и непонятной другим. Закрепляясь, эти недостатки становятся в дальнейшем серьезным препятствием для освоения младшим школьником грамотного письма. Дети пишут так, как произносят: «плавда» (правда) или «клужка» (кружка). Воспитатели специально упражняют детей в различении и точном воспроизведении трудных для артикуляции фонем, учат детей слуховому анализу слова. Дети должны указать, где звук «к» слышится в слове «каша», а где — в слове «мак». Сколько раз слышится звук «к» в слове «кошка»? Есть ли разница в словах «птичка прилетела» и «птички прилетели»? Подобные занятия хорошо упражняют детей в звукоразличении.
В процессе развития слушания у детей-дошкольников растет интерес к слову, его звучанию, форме и отношению к обозначенному предмету: «Почему его назвали петух? Кто придумал так его назвать?», «Почему камень назван так?», «Почему там, за занавеской, примерочная, там что, примеры решают?» Интерес детей к звучанию слова выражается в том, что они изменяют слова, «играют» ими, рифмуют, выдумывают новые слова. Трех-, четырехлетний ребенок «говорит стихами»: «Папка, бабка, шапка, мамка — нет, так нехорошо говорить». Или: «Железная дорога, автобусная дорога, трамвайная дорога, ноговая дорога».
Дети дошкольного возраста часто сами придумывают новые слова, которых нет в родном языке, например: «Я удрал и придеру обратно», «Я большая, я сама буду леить цветы из лейки», «Какой наш папа смешотный», «Пойдем гулять».— «А всколькиром?», «Ну-ка, Саша, не отставай, давай нажимай!» — «Я и так даваю нажимаю!», «Что ты споришь, ведь мне сам папа сказал!» — «А мне сама мама так сказала».— «Да, но ведь папа сам ее мамы!», «Ну что мы здесь покушанные сидим!» (в столовой после обеда), «Дождик не прошел, а выкапался», «Как дам тебе, сразу полетишь у меня вверх кармашками!»
Некоторые авторы считают создание новых слов произвольной выдумкой ребенка, которому якобы не хватает слов, имеющихся в родном языке, для выражения мыслей и желаний. Однако такое объяснение явно неудовлетворительно. Можно предположить, что нарастающая у ребенка дошкольного возраста потребность в общении и познании «убегает вперед» и поэтому темп накопления словаря отстает от широты речевого общения ребенка. Ребенок хочет, чтобы его поняли, хочет что-то сказать товарищу или взрослому об увиденном, о чем-то спросить. Он легко создает слово по образцу тех, с которыми уже знаком, которые слышал от взрослых.
Анализ детских словообразований (которые требуют специального исследования) показывает, что в их основе лежат освоенные ребенком грамматические наблюдения, стереотипы, которые ребенок применяет к новым словам в аналогичных ситуациях. Он не может знать, что в русском языке существуют разные склонения и спряжения, род и число и к тому же много слов, составляющих исключение из общих правил.
Если дети постоянно слышат противопоставления типа: «уйду — приду», «унесу — принесу», то на основе сложившегося грамматического стереотипа они легко образуют несуществующее в русском языке слово «придеру». Если люди ходят вдвоем, втроем, то, естественно, дети стараются придать слову «сколько» аналогичную грамматическую форму. Так появляется забавное слово «всколькиром». Если девочке хочется полюбоваться своей красотой, то она «красавится» перед зеркалом. Если, сравнивая предметы или людей, взрослые говорят, что один умнее или сильнее другого, то почему же папа не может быть «самее», т. е. главнее, мамы?
Вместе с тем в выдуманных ребенком словах есть такие, которые основываются на беззаботной подстановке знакомого слова («кармашки») вместо незнакомого («тормашки»). Так появляется «вверх кармашками», «верблюд ходит по кусты не». Ребенок хочет передать в слове наиболее точно особенность наблюдаемого факта. Дождик не идет, а капает — значит, «выкапался»; человек покушал — значит, «покушанный».
Исследования и педагогическая практика показывают (О. И. Соловьева, М. Я. Покровская), что дети-дошкольники удивительно чутки к словам и особенно к грамматической форме слов. Желая сказать о чем-то очень маленьком, четырех-, пятилетний ребенок сам придумывает слово, используя интуитивно найденные соответствующие суффиксы: «мой козленочек», «бараночек», «свинчик» или «голова у него большущая, рот широчущий, зубы острючие и весь он громаднейший».
Интерес к слову, возникающий в середине дошкольного возраста, вызывает у пяти-, семилетнего ребенка внимание к стихам, к образным выражениям, к поэтическим сравнениям и эпитетам. Заметные изменения происходят и в освоении ребенком-дошкольником грамматического строя языка. Расширяющееся общение со взрослыми развивает у ребенка умение подбирать слова и строить предложения, которые будут правильно поняты собеседником. Развитие связной речи. В раннем дошкольном возрасте речь ребенка еще сохраняет ярко выраженный ситуативный характер. Она экспрессивна, отрывочна и аграмматична (А. М. Леушина). Рассказывая собеседнику о чем-то виденном, вызвавшем у него эмоциональные переживания, трех-, четырехлетний ребенок говорит короткими, оборванными предложениями, многие части рассказа заменяет жестами и изобразительными действиями. Он заменяет названия вещей или людей местоимениями и говорит так, как будто уверен, что собеседник сам был свидетелем происшедшего события.
Трехлетний ребенок, рассказывая, говорит: «А он-то ка... а...к ему даст!.. А он тогда... бац, и все...» Если собеседник пытается уточнить, кто же кого ударил и за что, или хочет выяснить другие подробности события, о котором рассказывает ребенок, его вопросы вызывают недовольство маленького рассказчика. Они ему мешают. Пятилетние дети, заботясь о том, чтобы собеседник их правильно понял, сами уточняют свой рассказ, поясняя необходимое: «Тогда он, мяч-то, и укатился», «А он-то ка...к прыгнет на нее... волк-то, на Красную Шапочку...»
Так ситуативная речь постепенно сменяется связной. Эта смена не происходит фронтально и одновременно во всей речи ребенка. Раньше всего переходят дети к связному изложению в рассказах спокойного, повествовательного характера. В передаче событий, вызвавших яркие эмоциональные переживания, ребенок дольше задерживается на ситуативно-экспрессивном изложении.
Специальное изучение разговорной речи у детей от 3 до 5 лет (В. И. Ядэшко) показывает, что одновременно с накоплением словаря в речи ребенка появляются новые категории ошибок. Приобретая большую свободу словесного выражения, ребенок начинает произвольно строить предложения. Он часто пропускает подлежащее или сказуемое в предложении, заменяет личное местоимение названием его в третьем лице, что искажает передаваемое содержание: «Стал дед репку ... тянет, а вытянуть не может». Или: «Вот по полю бежит (кто?), у дверей остановилась и стучит». Второстепенные члены предложения дети опускают очень часто. Так, из 23 пятилетних детей, слушавших сказку «Репка», только один сказал, что дед вытянул репку из земли, 22 ребенка вообще не говорили об этом.
Многие непонятные слова ребенок при пересказе пропускает или произвольно заменяет их более понятными словами, опираясь на «чувство знакомости». Объясняя выражение «Полетят клочки по закоулочкам», ребенок говорит, что «клочки» — это «топор какой-то».
Освоение грамматики, в том числе сложных предложений, непосредственно зависит от культуры речи детей, от внимания к ней воспитателей и родителей. Чем больше дети рассказывают о виденном на прогулке, экскурсии, в парке, на стройке, на реке, в колхозе, тем быстрее развивается у них связная речь.
В семье и в детском саду под руководством воспитателей дети учатся говорить выразительно. Для этого они должны уметь подбирать «красивые» слова и произносить их разным тоном. Решение этой задачи также требует чуткости ребенка к речи взрослых. Передавая разными интонациями, темпом, акцентировкой, паузами, усилением или ослаблением голоса свое отношение к тому, о чем он рассказывает, воспитатель стремится вызвать у ребенка соответствующие переживания, возбудить сходные чувства, создать определенное настроение. Однако, если воспитатель добивается от детей лишь точного воспроизведения тех интонаций, с которыми он сам прочитал то или другое стихотворение, он воспитывает у детей лишь бездумную, слепую подражательность. Если же воспитатель добивается, чтобы дети понимали произведение, создает перед маленькими слушателями красочную и правдивую картину таинственного темного леса, веселого, искристого ручейка, радостного переживания человека, вернувшегося в родной город, он вызывает у детей и соответствующие чувства, которые и придают речи ребенка естественную выразительность, интонационную красочность. Формирование внутренней речи. Развитие разговорной связной и выразительной речи теснейшим образом связано с формированием внутренней речи. Внутренняя речь, составляя основу и внутренний план разговорной грамотной речи, осуществляет функцию планирования, предвосхищения высказываемых вслух предложений. Особенно отчетливо внутренняя речь выступает в письме, которое она планирует, поддерживает и контролирует.
Как показывают исследования (Б. Г. Ананьев, А. Н. Соколов, В. Баев), внутреннюю речь нельзя себе представить в виде простого проговаривания шепотом обычного предложения, т. е. как беззвучную разговорную речь. Внутренняя речь имеет особую, ей одной присущую структуру. Это усеченная, сокращенная форма речи, в которой максимально сжато ее внешнее выражение. Во внутренней речи слова не проговариваются полностью, воспроизводится лишь их сокращенный слухо-речевой образ. Некоторые слова замещаются образами соответствующих вещей.
Исследования (Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, А. А. Люблинская, З. А. Ганькова) показали, что у четырех-, шестилетних детей богато представлена особая форма речи, которую Пиаже назвал эгоцентрической. Пиаже считает, что речь ребенка-дошкольника
направлена лишь на самого себя. Ребенок говорит для себя и о себе, совершенно не заботясь о том, насколько его понимает собеседник. Он утверждает, что эгоцентризм, якобы свойственный детскому возрасту, исчезает лишь после 7 лет, когда происходит постепенная социализация ребенка.
Исследования советских ученых показали, что само понятие эгоцентрической речи нельзя считать правильным. Речь «с самим собой» возникает у ребенка, когда рядом нет собеседника. Л. С. Выготский доказал, что даже молчащий взрослый, не принимающий непосредственного участия в разговоре с ребенком, одним своим присутствием снижает число его эгоцентрических высказываний. Речь ребенка адресуется в этом случае уже не к себе, а к собеседнику.
Внутренняя речь наиболее отчетливо проявляется в практической деятельности ребенка, особенно тогда, когда он встречается с затруднениями. В деятельности речь ребенка приобретает разные формы. Аккомпанементом совершаемого ребенком действия может быть речь-игра. В этом случае ребенок говорит длинными, развернутыми, эмоционально насыщенными предложениями. В проблемной ситуации ребенок использует и речь-вопрос, речь-сомнение, речь-утверждение. В некоторых формах ориентировочной деятельности эти словесные выражения выступают только в виде поискового жеста.
Все эти виды разговорной речи ребенка являются свернутой разговорной речью, ушедшей во внутренний план, поэтому она и выражается в форме внутренней речи. Она прорывается в вопросах, сомнениях, недоумениях ребенка: «А это куда же ставить?», «Этот сюда, что ли?», «Что-тo там не пускает».
Речь ребенка, адресованная к самому себе, является переходом внешней разговорной речи во внутреннюю. Этот переход совершается у ребенка в условиях его практической проблемной деятельности, когда возникает потребность и необходимость осмыслить выполняемое действие и направить его на достижение какой-то практической цели.
Элементарное планирование выполняемых действий, критическая их оценка в соответствии с поставленной задачей, закрепление удачно найденного приема или выражение сомнения составляют содержание внутренней речи ребенка в разные периоды его развития.
Исследования показали, что переход разговорной речи во внутреннюю совершается в проблемно-практической ситуации и происходит у ребенка четырех-, пятилетнего возраста.
Педагоги-дошкольники справедливо придают огромное значение развитию речи детей, видя в ней условие повышения общей культуры ребенка, условие его умственного, нравственного и эстетического развития. Чистота, грамотность и связность речи ребенка являются одним из условий его готовности к обучению.
Система работы по развитию речи детей-дошкольников была разработана Е. И. Тихеевой — одной из последовательниц К. Д Ушинского. Применительно к современным требованиям и условиям дошкольного воспитания эта система отражена в программных и методических материалах, а также в специальных работах О. И. Соловьевой, М. Я. Покровской, Ф. А. Сохина, Л. Е. Журовой и др.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.