Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Речевая деятельность детей особенно бурно развивается в период их обучения в школе. Обращение учителя к классу, разъяснения, указания, замечания, вопросы, поправки — все это выражено в речи. Чтобы написать первую палочку в тетради, начинающий школьник должен слушать указания учителя: какое задание делать, как взять карандаш, какую строчку найти, где и с чего начинать писать. Слушание. На протяжении первого полугодия учения в I классе дети слушают, смотрят и действуют (карандашом, ручкой, ножницами), работают с дидактическим материалом. Школьники приучаются слушать объяснения учителя и следить за его мыслью и указаниями. В I классе слушание становится одним из основных видов специальной познавательной деятельности школьника.
В классе идет работа над членением слова «рама» на слоги. Один из учеников нашел в этом слове три слога. Поднимаются руки. «Нет, здесь только две части слова».— «А сколько звуков?» Учитель четко произносит то же слово еще раз. Ученик вслушивается в звучание слова и определяет его звуковой состав. «Каким звуком надо заменить первый звук, чтобы получилось название самого любимого человека?» Дети ищут нужный звук. «Можно поставить вместо «р» «м», получится «мама». Подобные задания на членение слова на части, слоги и звуки и на составление слов из слогов и звуков быстро развивают слуховое сосредоточение детей. Они учатся препарировать слышимое слово: находят мягкую согласную или определяют, какой слог ударный, где слышится звонкая, а где глухая согласная, какой звук в слове сомнительный, как его надо проверять и правильно писать.
Но не только при изучении грамматики совершенствуется процесс слушания учащихся. Читая художественную литературу, газетные тексты, дети овладевают богатством родного языка. К III—IV классам словарь понимаемых слов у учащихся резко возрастает. При этом он пополняется и образными выражениями, с которыми дети встречаются, слушая стихи и художественную прозу. Освоение чтения. Самым существенным изменением в речевом развитии ребенка-школьника является знакомство его со словом, с речью как с объектом познания. С раннего детства речь была средством общения ребенка с окружающими. В школе дети изучают речь как специальный предмет. Первокласснику сначала трудно расщепить слово и предмет, который им обозначен. Поэтому первоклассник долго не может понять, что слово «малина» еще не ягода малина. Слово — лишь название известной ему вкусной темно-красной ягоды. Не сразу слово обособляется от предмета, и первоклассник, снова сбиваясь, говорит: «В малине три слога». Учительница поправляет: «Не в малине, а в слове «малина» три слога».
Исследования (Т. Г. Егоров, Е. В. Гурьянов, Д. Н. Богоявленский, Д. Б. Эльконин) показали, что освоение грамоты, а затем чтения и письма — очень сложный процесс. Для овладения этим процессом необходимо:
1) тонко различать звуки в слышимых словах (или в их частях—фонемах);
2) уметь соотнести слышимый звук речи с определенным знаком, напечатанным в книге, или уметь изобразить самостоятельно этот знак на бумаге;
3) научиться воспринимать не только каждую букву и по образовавшейся ассоциации воспроизводить соответствующий этому знаку «чистый звук»; нужно увидеть сочетание одной буквы с другой и в соответствии с этим изменить произношение нужного звука: пи-пи, пу-пу, па-па;
4) все буквы в слове нужно произносить слитно, как целый звуковой комплекс;
5) слово должно быть понято, т. е. получившаяся комбинация звуков должна быть понята как обозначение какого-то знакомого ребенку предмета, действия, признака.
Следовательно, освоение грамоты — трудная работа для семилетнего школьника, она основана на тонком и точном слухо-зрительно-артикуляционном анализе и синтезе, на сочетании звуковой формы слова с его значением. Маленький ученик часто читает неправильно, ставит ударение не там, где нужно, поэтому слова звучат искаженно, затрудняется понимание их смысла.
Читая предложения, школьник учится понимать связи между словами, а значит, правильно называть окончания слов и читать предлоги и союзы, которые соединяют слова в предложении, выражающем определенную мысль.
Развитие речи у младшего школьника выражается в том, что у него вырабатывается навык чтения, т. е. достаточно быстрое и правильное узнавание букв и их сочетаний и превращение увиденных знаков в произносимые звуки, звукосочетания, т. е. в слова. Осмысленность чтения проявляется в том, что появляются правильные интонации, дети обращают внимание на знаки, стоящие в конце предложения: точку, вопросительный и восклицательный знаки. Позже осмысленность чтения начинает проявляться во все более тонкой интонационной его выразительности. Освоение грамматики и орфографии. Огромную роль в развитии речи младшего школьника играет овладение письмом, специально грамматикой и орфографией (Е. В. Гурьянов, Д. Н. Богоявленский, К. Г. Павлова, С. Ф. Жуйков). Прежде всего повышаются требования к звуковому анализу слова: слуховой образ превращается в зрительно-двигательный, т. е. поэлементно воссоздается. Ребенку необходимо научиться различать произношение и написание: слышится «сарока», а надо писать «сорока», слышится «грип», а надо писать «гриб». Чтобы правильно написать слово (или предложение), очень важно предварительно проговорить слово по слогам и звукам в их последовательности и связях. Проговаривание отдельных звуков, слогов и слов многие исследователи считают речезвукодвигательной опорой для написания соответствующих слов (Л. К. Назарова) и придают ему большое значение в развитии речи ребенка. Д. Б. Эльконин успешно использовал опору на действие выкладывания фишек, число которых соответствовало числу звуков в слове.
Конечно, написание буквенного, как и числового, знака требует освоения координированных, очень точных и тонких движений пальцев. Такой навык вырабатывается особенно быстро у тех детей, рука которых подготавливается к письму специальными занятиями в детском саду: штриховкой, рисованием, вышиванием, вырезанием. Но если двигательные навыки образуются довольно быстро, то овладение умением писать представляет для детей большую сложность. Такое умение имеет ряд уровней Первоклассник к концу года умеет под диктовку написать несколько слов, составить и записать несколько простых предложений. Оканчивая начальную школу, большинство учащихся умеют самостоятельно и правильно построить предложение, придать ему вопросительную или утвердительную форму. Событие, изложенное в прошедшем времени, ребенок может передать в настоящем времени. Дети могут менять лицо, от имени которого ведется изложение, составить рассказ на заданную тему по написанному плану или данному названию, могут успешно использовать основные грамматические конструкции.
Обучаясь анализу состава слова, подбирая однокоренные, родственные слова, изменяя смысл слова путем подстановки
разных приставок или включения суффиксов, дети осваивают лексику родного языка, подбирают нужные слова для выражения своих мыслей и точного определения качеств предметов. В построении предложений, в пересказах и сочинениях, составляя план рассказа, школьники осваивают правила орфографии и овладевают синтаксисом.
Эта работа, начинающаяся в I классе, раскрывает маленькому школьнику многообразные и сложнейшие связи между вещами и явлениями и те отношения с предметами и другими людьми, в которые человек вступает иногда по своему желанию, а порой независимо от своих намерений («Я пойду» — «Мне пришлось пойти»; «Он нашел» — «Его нашли»; «Они поехали» — «К ним приехали», «За ними заехали»; «Они переехали через рельсы» — «Мы переехали в другой город»).
Дальнейшая работа над склонениями имен существительных и прилагательных, над приставками и предлогами, над глаголом и его спряжением не только обогащает школьника совершенно новыми для него знаниями, но и открывает ему богатейшие возможности родного языка. Дети начинают замечать красоту литературного языка, вникать в смысл образных выражений. Они пытаются сами подбирать слова и строить предложения так, чтобы передать наиболее полно и точно свое понимание какого-то события, свои переживания, вызванные праздником, встречей с интересным человеком.
В различных видах и формах работы с языковым материалом развивается логическое мышление и связная речь школьника, В этом процессе существенное значение имеет освоение учащимися многих жизненных и специальных терминов и речевых оборотов.
Знание учебного материала, научных терминов и упражнение в их разнообразном применении ведут к успешному формированию у детей новых научных понятий. Эта работа требует сложной мыслительной деятельности, прежде всего анализа, абстрагирования и обобщения, развивает у детей гибкость мышления и речь.
Особое значение для развития речи имеет переход учащихся II—IV классов к литературному чтению. После объяснительного чтения, в I—II классах, целью которого является прежде всего отработка техники чтения и расширение кругозора, дети переходят к знакомству с книгой как литературным художественным произведением. К этому они подготавливаются и на уроках внеклассного чтения, когда, слушая художественный рассказ (повесть, стихи), знакомятся с богатством и красотой родного языка. Развитие речи в других видах учебной деятельности. Если бы все начальное обучение исчерпывалось освоением грамоты, чтением, слушанием и письмом, то и в этом случае маленькие школьники имели бы огромные возможности для развития речи и повышения уровня общего умственного развития. Однако, кроме изучения родного языка, школьники осваивают математику, природоведение, историю. Они регулярно занимаются рисованием и пением, трудом и физкультурой. Каждый учебный предмет имеет свое содержание и свою терминологию, усваивая которую учащийся обогащает свой словарь и расширяет свой умственный кругозор. На любом уроке учитель имеет возможность специально развивать речь учащихся. Так, на уроке труда, предъявив ученикам II класса простой чертеж (развертку будущего изделия — тележки), учитель предлагает ребятам рассказать, что они будут делать, какие операции и в какой последовательности. Какие части заготовки надо будет покрыть клеем, почему? Где, когда и какие надо сделать надрезы? Почему нельзя изменить порядок выполнения всех операций? Дети рассуждают, отвечают на вопросы, доказывают необходимость предлагаемой ими последовательности трудовых действий. Так в учебной деятельности развивается речь младшего школьника.
Внеучебная работа также открывает богатые возможности для совершенствования устной и письменной речи ребенка. После II класса дети обычно много читают сами, пишут письма родным, заметки в стенгазету, выступают на октябрятских сборах и участвуют в пионерской работе.
В начальной школе имеются огромные возможности для развития у учащихся грамотной, логически построенной и образной речи. Уделяя специальное внимание этой стороне развития учеников, учитель подготавливает их к чуткому восприятию художественной литературы. Книга будет играть все большую роль в средних, старших классах и во всей дальнейшей жизни человека, способствуя развитию его речи, ума, чувств и художественного вкуса.
Итак:
1. Развитие речи у ребенка совершается как процесс овладения родным языком, богатством его словаря и грамматических форм, необходимых для понимания каждым человеком других людей и умения выразить свои мысли, желания, переживания.
2. Речь развивается в процессе повседневного общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Успех развития речи обеспечивается не только богатством и правильностью речи взрослого, но и растущими потребностями ребенка. Потребность в общении, желание узнать, понять новое, удивительное, стремление быть понятым, сообщить другому о чем-то, необходимость воздействовать на другого, чтобы вызвать с его стороны желаемое ответное действие, являются теми мотивами, которые побуждают маленького ребенка к активному овладению языком.
3. Речь развивается в двух взаимосвязанных формах: а) как понимание речи собеседника и б) как собственная разговорная речь. При этом уровень развития понимаемой речи опережает уровень разговорной речи. На основе громкой речи в проблемной ситуации формируется внутренняя речь.
4. Выполняя постоянно две взаимообусловленные функции: коммуникативную (общения) и сигнификативную (обозначения),— речь, включаясь очень рано в жизнь ребенка, качественно изменяет его взаимоотношения с окружающим миром, социальным и предметным, перестраивает его чувственное познание, его мышление и действия. В речи обозначаются не только предметы, их качества, действия, связи, но и моральные понятия, эстетические суждения и оценки.
5. С возрастом все большую роль в общем и специально-речевом развитии ребенка играют слушание, чтение, беседы, споры, рассуждения — специфические формы речевой деятельности человека. В таких формах общения ребенок осваивает речь как средство воздействия на других и на самого себя, как средство самопознания и саморегуляции.
6. Овладение речью как средством разностороннего анализа предметов и явлений действительности и вместе с тем объединения, синтеза предметов и явлений в группы, категории ведет к быстрому развитию высших форм интеллектуальной деятельности ребенка. Особое значение в развитии речи младшего школьника имеет освоение письменной речи, которая открывает ему природу родного языка и возможность более совершенного овладения им.
7. Формируясь в процессе общения ребенка со взрослыми, в разнообразной практической деятельности ребенка, речь проходит в своем развитии ряд этапов: 1) гуление (4—6 мес); 2) лепет (6—10 мес); 3) освоение первых слов как сигналов первой сигнальной системы (11 мес.— 1 г. 6 мес); 4) освоение слова как сигнала, обобщающего на основе выделения существенных признаков, и овладение простыми грамматическими формами (1 г. 6 мес— 2г.); 5) овладение ситуативной речью, быстрое увеличение понимаемых и произносимых слов (2—3 г.); 6) переход к овладению связной и выразительной речью, усвоение более сложных грамматических структур (4 г.— 6 л.) и возникновение внутренней речи (начиная с 4—5 лет); 7) освоение письменной речи и дальнейшее развитие логической, выразительной речи, обеспечивающей ребенку безграничные возможности познания действительности, разностороннего общения.
Вопросы-задачи
1. А. Р. Лурия изучал близнецов Юру и Лешу (2 г. 5 мес — 5 л.). Речь детей была неправильна, с серьезными дефектами, словарь был бедный. Дети жили в семье и общались больше всего друг с другом.
Был проведен эксперимент. Исследователь разлучил братьев и поместил их в разные группы детского сада. Уже через 3 месяца он констатировал заметные сдвиги в развитии речи каждого близнеца. Почему? Чем это можно объяснить?
2. Желая развить у учащихся I—II классов выразительную и образную речь, учительница давала детям для заучивания много стихотворений. Однако это мало повлияло на ребят: их речь по-прежнему оставалась бедной и невыразительной. Почему? Что можно посоветовать учительнице?
3. Развивая речь учащихся, воспитатель детского сада и учитель младших классов школы часто используют рассказ по картинке.
Используя картину А. Решетникова «Не взяли на рыбалку» (или другую по вашему выбору), дайте: а) конспект занятия по этой картине с детьми шестилетнего возраста для развития их речи и б) конспект занятия по той же картине с учащимися II класса. Обоснуйте предлагаемые конспекты.
4. Первоклассники при письме часто пропускают гласные и переставляют буквы в словах. Чем объяснить эти типичные ошибки? Как следует их предупреждать и как можно помочь ученику преодолеть их?
5. Дети часто говорят вместо «не хотите» — «не хочете», вместо «богаче» — «богатее». Объясните: есть ли в основе таких ошибок какая-нибудь закономерность? Если есть, то какая?
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.