Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Когда ребенок начинает мыслить? На этот вопрос ученые отвечают по-разному, в зависимости от того, что каждый из них понимает под ранними формами мышления. Некоторые зарубежные авторы, отождествляя мышление и речь, считают, что мышление развивается лишь после 7—8 лет, когда ребенок уже связно говорит, а значит, может рассуждать (Э. Клапаред, В. Штерн, К. Бюлер, Дж. Селли). При этом решении вопроса раннее и дошкольное детство рассматривается как алогичное, домыслительное. Представители этой концепции совершенно игнорируют практические разумные действия как раннюю форму детского мышления.
Вопрос о действенном (практическом) мышлении поставил И. М. Сеченов. Эта форма мышления привлекла к себе особенное внимание ученых в связи с опытами В. Кёлера над обезьянами (20-е годы нашего столетия). Кёлер ставил высших обезьян (шимпанзе) перед необходимостью решать некоторые практические задачи: доставать высоко подвешенные фрукты путем составления башни из пустых ящиков, находившихся в клетке; доставать приманку, лежащую далеко за пределами клетки, используя для этого палку или веревку. В результате Кёлер и его последователи пришли к выводу, что «обезьяна мыслит практически», она решает задачи, данные ей в конкретной, наглядной форме. Действуя методом беспорядочных проб, обезьяна якобы приходит к внезапному открытию. Наступает «озарение», «ага-переживание».
Повторив аналогичные опыты над маленькими детьми, К. Бюлер, О. Липпман, К. Боген и др. пришли к утверждению, что ранние формы мышления ребенка имеют такой же пробовательный и действенный характер. На этой основе была выдвинута концепция двух типов ума. Первый — низший, или «естественный», действенный тип интеллекта. Он характерен для всех примитивов: антропоида, ребенка, душевнобольного взрослого. (Современные представители этого реакционного тправления относят к группе примитивов и лиц цветной кожи.) Для действенного типа мышления характерно оперирование предметами, физическое изменение вещей и неспособность к логическому рассуждению.
Второй тип мышления — высший, теоретический. Им обладают люди, интеллект которых совершенно не прг ссоблен к выполнению практических действий. Это предстг нтели высшего, словесного, «рассуждающего мышления». Только сни спс:обны заниматься наукой, мыслить абстрактными категоригми. Ведь «тип ума», который якобы «присущ», с одной стороны, практикам, а с другой — представителям теоретической мысли, является врожденным и передается каждому ребенку по наследству.
Так, решая частные вопросы развития мышления, эти ученые конкретизируют порочные идеи классовой теории психического развития ребенка.
Однако дело не только в биологизаторском подходе к решению вопроса о психическом развитии ребенка. Узловым вопросом в этой сложной проблеме является отношение мышления к речи, с одной стороны, и к практическому действию — с другой.
Рассматривая мышление детей в непосредственной связи с языком, выдающийся современный французский психолог Ж. Пиаже считает, что мышление ребенка последовательно проходит ряд стадий. Сначала — стадия сенсом о торных операций, т. е. действий с конкретным, чувственно воспринимаемым материалом: предметами, их изображениями, линиями, фигурами разной формы, величины, цвета. Эта стадия в развитии мышления свободна от пользования языком и проходит без речи. Затем — стадия конкретно-операционных структур. Ребенок мыслит образами конкретных предметов и даже некоторыми символами, языковыми знаками (словами). Однако на этой, второй, стадии ребенок еще не владеет логическими операциями. Лишь для третьей стадии характерно оперирование л о-гическими отношениями, относительными понятиями, абстракцией и обобщениями. При этом, с точки зрения Ж. Пиаже, переход от одной категории операций к следующей совершается не под влиянием специально организованных упражнений, но по внутренним законам, присущим самому процессу мышления. Поэтому-де никакое обучение не может обеспечить ребенку четырех-, пятилетнего возраста способность пользоваться, например, относительными понятиями (типа: «А больше В, и в то же время А меньше С»).
Ранние формы мышления ребенка Ж. Пиаже объясняет присущим маленьким детям эгоцентризмом. Ребенок, будучи по природе асоциальным существом, мыслит только о себе и со своей точки зрения. Поэтому он не может рассуждать объективно, встать на точку зрения другого человека. Мышление маленьких детей алогично, «сновидно», утверждает Пиаже. Лишь в процессе жизни, в общении с людьми мышление переходит на ступень логических операций.
В 50-х годах Ж. Пиаже внес существенные поправки в свою теорию развития мышления. Он отказался от понимания эгоцентризма как показателя природной асоциальности ребенка и стал рассматривать эту черту как выражение ограниченности, односторонности процесса познания, характерного для маленьких детей.
Однако ядро этой концепции осталась неизменным. Пиаже по-прежнему рассматривает развитие мышления как самопроизвольный, закономерно совершающийся переход от внешних действий к внутренним операциям, как движение от синкретических представлений к логическим понятиям. Эту же идею о развитии интеллекта как перехода от действия (внешнего) к мысли, т. е. к внутреннему действию, убедительно проводит другой современный французский психолог — А. Валлон.
Однако, в отличие от Ж. Пиаже, А. Валлон показывает роль обучения и специальных упражнений в развитии мышления ребенка. При этом Валлон специально останавливается на изменении содержания и способов мыслительной деятельности детей под влиянием упражнений. Однако ни у Валлона, ни у Пиаже не раскрыты сложные диалектические отношения между действиями (практическим и умственным) и языком, которые в действительности существуют на разных ступенях развития мышления детей.
Еще И. М. Сеченов показал, что источником возникновения мысли являются наблюдения, т. е. чувственное познание ребенком окружающего. Однако такое познание нельзя свести к пассивному созерцанию: ребенок, воспринимая предметы, активно действует с ними. Он перемещает вещи в пространстве, выбирает сходные и разные, ощупывает их, действует с ними, разъединяет сложные и составляет из частей целое. На основе этого практического действия с чувственно воспринимаемыми предметами ребенок научается сопоставлять и сравнивать, анализировать и группировать предметы. «Все это повторяется многие сотни или даже тысячи раз, и тип живого деятеля, производящего явления или перемены в предметах внешнего мира, как наиболее привычный, становится в душе ребенка шаблоном для объяснения их».
Таким образом, И. М. Сеченов почти за 100 лет до Ж. Пиаже и вопреки ему показал, что высшие логические формы мышления вырастают на базе элементарных форм познания — практических действий ребенка. Эти действия включены в чувственное познание и служат не только средством решения конкретной задачи, но и способом освоения самой мыслительной деятельности. Эта концепция И. М. Сеченова легла в основу понимания советскими учеными процесса развития мышления у детей.
Наряду с этим уже в работах Л. С. Выготского, давшего впервые обстоятельную критику взглядов Ж. Пиаже, а затем в работах С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, М. Н. Шардакова, А. А. Люблинской, Г. С. Костюка, Н. А. Менчинской, И. М. Жуковой и многих других ученых все чаще и все настойчивее подчеркивалось значение речи в протекании у ребенка мыслительного процесса и его совершенствовании. В своих исследованиях ученые пытались выяснить, какую роль играет действие, чувственное восприятие и речь на разных ступенях развития мышления ребенка; как и под влиянием каких причин изменяется функция этих компонентов мышления; какую роль в развитии и повышении продуктивности мышления ребенка играет содержание решаемых им задач; как влияет обучение на развитие мышления.
Специальное изучение развития мышления как процесса изменения самого действия осуществили в 50—60-х годах П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, Н. Ф. Талызина, их сотрудники и ученики. В основе концепции, защищаемой этой группой ученых, лежит идея о поэтапном формировании умственных действий.
На первом этапе задача решается материальными (практическими) действиями с предметами или любыми другими материалами: буквами, геометрическими фигурами, словами. На втором этапе действия остаются еще «материализованными». Это движение взора по предметам, карточкам с буквами и проговаривание, т. е. обозначение этих предметов в слове, в речи. Дальнейшее развитие мышления есть еще большее свертывание выполняемых действий и их интериоризация. Интериоризированные умственные действия проходят в уме без опоры на материальное (практическое) действие. На каждом этапе можно выделить ориентировочную и исполнительную часть мыслительного действия. Характер первой и ее изменение являются показательными для достигнутого ребенком уровня развития мышления. В процессе перехода от внешних открытых умственных действий к внутренним повышается и уровень обобщений, которыми пользуется ребенок.
С. Л. Рубинштейн, Н. А. Менчинская, Д. Н. Богоявленский, Г. С. Костюк, А. А. Люблинская, И. М. Жукова, А. В. Брушлинский, Л. И. Анцыферова и другие советские психологи рассматривают развитие мышления детей как совершенствующийся процесс анализа - синтеза того содержания, которое составляет предмет познания. Уровень обобщения, способы раскрытия существенных признаков понятий и связей, существующих между ними, соотношение чувственно воспринимаемых и логических компонентов в мышлении ребенка, его практических и умственных действий непосредственно связаны с содержанием осваиваемых понятий и способами оперирования ими. Изменение этих соотношений отчетливо выступает при генетическом изучении процесса мышления.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.