Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Мышление и действие. Развитие мышления у ребенка начинается со второго года жизни. Оно связано с освоением ходьбы, совершенствованием движений, расширением кругозора и овладением речью. И. М. Сеченов показал, что ранние формы мышления возникают на основе мускульно-суставного чувства. Мышечное чувство, испытываемое ребенком от выполняемых действий, служит основой для овладения теми способами решения практических задач, которые завершаются достигнутым успехом. Особенностями практического (или действенного) мышления являются следующие: 1) задача, которая решается ребенком, дана наглядно и 2) способом ее решения является практическое действие (а не рассуждение в уме).
Мышление у ребенка возникает как чисто познавательное отношение к задаче. Это показали в своих исследованиях Н. Н. Ладыгина-Коте и А. Н. Леонтьев. Ребенок решает конкретно данную задачу путем практического действия, которое является уже на первом году жизни средством ознакомления с вещами. Ощупывая их и манипулируя игрушками, ребенок узнает свойства предметов, устанавливает простейшие связи между ними, осваивает различные действия, которые выполняет все более разумно и успешно.
Действия полуторагодовалого ребенка имеют обычно ориен-тировочно-пробовательный характер. Однако, если решаемая задача (конечно, посильная) поставлена перед детьми в речевой форме, в форме вопроса (который ставится сначала взрослым, а затем и самим ребенком), его практические, пробовательные действия очень рано приобретают исследовательский, нацеленный характер. При этом дети быстро накапливают опыт обращения с вещами и начинают успешно применять рациональные способы действия с ними. Этому они учатся у взрослых, перенимая от них на основе подражания и научения наиболее эффективные приемы.
Овладение ходьбой и речью изменяет весь образ жизни ребенка и всю его познавательную деятельность. В повседневной жизни ребенок встречается с многочисленными и разнообразными задачами, которые вынужден решать сам. Если привлекательный предмет находится высоко на полке, ребенок ищет знакомую скамеечку, подставляет ее к шкафу и, влезая, достает игрушку. Овладевая действием как практическим способом решения конкретных задач, ребенок делает шаг вперед по пути развития мышления.
Как показали исследования Л. С. Выготского, А. А. Люблинской, Н. Г. Салминой, З. А. Ганьковой, речевое оформление задачи и путей ее решения ведет к быстрому накоплению ребенком опыта и вносит существенные изменения в его действия.
В исследованиях А. А. Люблинской детям в возрасте от 1 г. 4 мес. до 2 л. 7 мес. предлагалось достать из высокой стеклянной вазы конфетку. Для этого нужно было перевернуть вазу. Но малышам это действие незнакомо, к тому же они не умеют его использовать как способ решения поставленной задачи. Исследование показало, что, если учить детей выполнять это действие, производя его руками самого ребенка, и при этом называть действие («переверни», а в других опытах — «отодвинь» или «составь»), его освоение и применение как способа решения задачи происходит после 7—19 повторений и дает качественно иные результаты, чем тогда, когда то же действие не обозначается словом. В последнем случае количество необходимых повторений достигало 70—80. Образовавшиеся связи оказывались в опытной группе значительно более стойкими, чем в контрольной, где уже после 2—7 дней перерыва дети забывали это действие.
Особенно значительными в этих опытах оказались различия между детьми в использовании освоенного действия. Обозначенное словом действие приобретает характер обобщенного способа решения группы однородных практических задач и легко переносится в другие аналогичные ситуации. Так, освоив действие переворачивания вазы, ребенок опытной группы после 5—6 повторений начинает сам переворачивать высокий глиняный кувшин. Затем после 3—4 предъявлений самостоятельно переворачивает футляр для чертежей, доставая положенный туда шарик, а позднее уже без предварительных упражнений переносит то же действие на любой предмет при решении аналогичной задачи. Действие (переворачивание) стало средством решения задач определенного типа. Детям контрольной группы такой перенос не удавался. Им приходилось осваивать заново действие, если менялся предмет или ситуация его применения. В этих случаях, конечно, тоже формируется опыт действования, однако он накапливается очень медленно, и перенос его имеет крайне узкие рамки.
Следовательно, включение речи, слова, обозначающего выполняемое действие, качественно меняет мыслительный процесс ребе нка, даже еще не владеющего разговорной речью. Если в мыслительном процессе выделить ориентировочное действие как основное и исполнительное действие (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин), то включение речи отчетливо изменяет именно первое, основное звено, так как ребенок теперь знает, что он должен сделать, для чего и как. Поэтому его поиски нацелены и все действие осмысленно, что не исключает, конечно, возможных ошибок, так как маленький ребенок еще не умеет отобрать и применить нужные действия в необходимой последовательности.
И все же на этом, раннем, этапе развития интеллекта уже имеет место подлинно действенное мышление. Оно приобретает проблемную направленность и разумный характер. Развитие словесного мышления. С овладением речью начинается интенсивное развитие словесного мышления ребенка. Задолго до того, как он сумеет логически рассуждать и строить правильные умозаключения, преддошкольник обнаруживает способность к элементарным обобщениям чувственно воспринимаемых вещей. Роль этих ранних обобщений выражается прежде всего в изменении чувственного познания ребенка. Формирование обобщений прямо связано с превращением слова - сигнала первой сигнальной системы — в сигнал второй сигнальной системы.
Уровень обобщений зависит от полноты и богатства опыта ребенка. Он может относить слова «мяч», «машина», «чашка» к любым мячам, машинам, чашкам, поскольку встречается со многими аналогичными предметами. Вместе с тем полуторагодовалый ребенок словом «папа» обозначает только своего отца, «шубка» — только мамино меховое пальто, поскольку других аналогичных объектов в его опыте еще не было. Такое различие уровня обобщений встречается на втором и частично на третьем году жизни.
Элементарные мыслительные операции выступают у преддошкольника в различении, а затем ив сравнении цветов, величин, удаленности, формы предметов. Если простая дифференцировка двух цветов или звуков разной силы или высоты доступна даже пчелам, жукам, рыбам, а высшие обезьяны обнаруживают способность к чрезвычайно тонкому различению форм, цветов и величины предметов (Н. Н. Ладыгина-Коте, Г. С. Рогинский, Б. И. Хотин), то операция сравнения доступна только человеку. Ее освоение непосредственно зависит от овладения ребенком речью. Сравнение проходит на уровне второй сигнальной системы, в то время как различение есть дифференцировка первосигнальных раздражителей.
Первая мыслительная операция — сравнение — требует целенаправленного анализа каждого из сравниваемых предметов, установления различия и сходства их признаков. Она выполняется как действие произвольное и подчинена словесно выраженным требованиям взрослого, а затем и желаниям самого ребенка. Как всякий мыслительный процесс, операция сравнения приводит ребенка к решению задачи — к новым знаниям.
Тася (2 г. 3 мес.): «Смотрите, у мамы и у тети Шуры одинаковые пальты» (цвет пальто действительно одинаковый; размер, фасон, материал, пуговицы разные). Коля (2 г. 6 мес), показывая на разложенные на столе свежие грибы, говорит: «Тут грибок, и этот еще грибок, и это грибок. Вот как много грибков».
Так, на основе сравнения однородных предметов разных видов, размеров, расцветок путем отвлечения и обобщения характерных для всех них черт, ребенок к концу третьего года научается обобщать. Однако эти обобщения еще имеют характер скорее генерализации. Поэтому двухлетние дети могут объединять разные предметы лишь по общему признаку цвета или по материалу, например к целлулоидной рыбке подбирать целлулоидного попугая.
Изучая процесс развития обобщений у детей раннего и дошкольного возраста, Н. X. Швачкин установил следующие ступени этого процесса:
1) наглядные обобщения на основе общности внешних броских признаков;
2) обобщение значимых предметов на основе их обозначения словом-именем;
3) обобщение на основе выделения одного общего для разных предметов, но не основного признака («апа» (шляпа) — все, что надевают на голову);
4) обобщение на основе общности основных признаков, выделенных ребенком в разных предметах.
Освоению операции сравнения способствуют специальные дидактические игры, которые проводит сестра-воспитательница с детьми ясельного возраста. Сначала она предлагает детям среди двух-трех шариков, мячиков найти по образцу «такой же». Позже ребенку предлагается положить в одну коробку все шарики (хотя и разного цвета), в другую — все кубики.
Словесное мышление проявляется у детей старшего преддо-школьного возраста не только в операции сравнения, но и в виде единичных, самых примитивных суждений и умозаключений. Они имеют еще свернутую форму, поэтому в них не всегда легко увидеть мыслительную активность ребенка и отличить их от воспроизведения знакомого ребенку положения, т. е. от функции памяти.
Саша (2 г. 6 мес), увидев, что бабушка ест яблоко с черенком, закричал:
— Бабушка, вытащи гвоздик.
Леля (2 г. 7 мес), гуляя по набережной Невы, говорит: — Пойдем к свинсам (сфинксам).
— Куда?
— К свинсам, ну к этим хрюшкам.
Боря (2 г. 6 мес) устал после долгой прогулки, а мама стоит и разговаривает со своей приятельницей. Желая, чтобы его взяли на руки, Боря говорит:
— Полюби меня, приятельница!
В подобных репликах, вопросах, заявлениях ясно выступают операции раннего обобщения, подбор по смысловому признаку, рассуждения и выводы. Они прямолинейны и поверхностны, так как ребенок еще не умеет выделить существенные признаки в каждом явлении или предмете и правильно произвести операцию сравнения или умозаключения. Ребенок оперирует цельным конкретным образом, фактом, явлением, произвольно выхватывая наиболее знакомые ему или яркие признаки, и устанавливает прямые связи между элементами целого.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.