Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Память детей характеризуется большой пластичностью, т. е. легкой запечатлеваемостью действующих раздражений. На этом основании некоторые психологи (Э. Мейман, К. Бюлер) считали, что память ребенка лучше, чем память взрослого. Однако практика показывает, что хотя маленькие дети и запоминают материал быстро и легко, однако их память, бесспорно, беднее памяти взрослых. Запечатление идет беспорядочно. Дети легко удерживают в памяти совершенно случайные события, отдельные шуточные выражения, обрывки разговоров взрослых. Этот материал, запавший в память ребенка, сохраняется порой очень долго и так же случайно «всплывает». Ребенок не умеет владеть богатством своей памяти, а ее пластичность усиливает бессмысленность запоминания и сохранения часто совершенно ненужного материала.
Ранними проявлениями памяти младенца являются его первые условные рефлексы. По данным Н. И. Красногорского, Н. И. Касаткина, до трехмесячного возраста у младенца все анализаторы могут быть включены в выработку условных рефлексов.
Анализируя процесс развития памяти у детей, П. П. Блонский показал, что разные виды памяти начинают функционировать в разные периоды детства. Так, память на движения обнаруживается уже на первом месяце жизни ребенка. С середины первого года ярко проявляется эмоциональная память. С конца первого года жизни и на втором году у детей начинает появляться образная память, некоторые одиночные представления.
Память вербальная, т. е. сохранение и воспроизведение словесного материала, начинает функционировать на втором году жизни, но особенно бурно она развивается после 7—8 лет, что непосредственно связано с учением ребенка в школе и с овладением письменной речью.
В течение первого года жизни ребенок накапливает некоторый чувственный и практический опыт, у него формируются элементарные представления. Этот опыт проявляется прежде всего в узнавании. Специальное исследование М. С, Шехтера показало, что для осуществления процесса узнавания необходимо, во-первых, знание опознавательных (т. е. характерных для данного предмета или данной группы предметов) признаков и, во-вторых, умение их выделять в воспринимаемом предмете.
В процессе узнавания память еще не выделяется из восприятия. На приближение знакомых людей: матери, сестры-воспитательницы, няни — младенец реагирует оживлением, улыбкой, позже радостными звуками и, наконец, движениями рук, головы, туловища. Во второй половине года ребенок явно предпочитает знакомую игрушку новой, хотя именно новая вызывает у него ярко выраженную ориентировочную реакцию. Он узнает ту, с которой уже много раз играл. После 5 месяцев младенец узнает близких людей по голосам. Замечено, что в конце первого года жизни дети узнают много раз слышанный мотив (польку, песенку), с восприятием которого у него связано определенное положительное эмоциональное переживание. Здесь, по-видимому, существенное значение имеет не столько мелодическая, сколько ритмическая сторона музыки, ее громкость и выразительность.
На протяжении первого года жизни заметно увеличивается латентный (или скрытый) период узнавания. Если восьми-, девятимесячный ребенок узнает близкого человека после двух-, трехнедельной разлуки, то ребенок второго года жизни может узнать знакомое лицо после полутора- и двухмесячного перерыва. Трехлетний ребенок узнает сад, дом, дорогу, где провел лето год назад. На втором году жизни резко увеличивается объем и прочность детской памяти, что связано не только с созреванием нервного аппарата ребенка, но и с освоением ходьбы, которая способствует быстрому обогащению опыта ребенка.
Развитие моторной памяти начинается в середине первого года жизни. Освоение предметных действий создает благоприятные условия для запоминания выполняемых движений и действий. Те из них, которые получают сильное эмоциональное и деловое подкрепление в виде достигаемого ребенком желаемого результата, быстро упрочиваются. На втором году жизни простые движения схватывания предметов выполняются легко и организованно. Ребенок воспроизводит их по мере надобности в соответствующих условиях.
Наблюдая за детьми второго года жизни, Е. Бибанова отметила, что после 1 года и 6 месяцев дети, живущие в условиях, обеспечивающих им свободное передвижение по достаточно большой площади, имеющие доступные их физическим силам и привлекательные предметы-игрушки, произвольно выполняют следующие действия: переносят, возят, достают, катают, влезают, вытаскивают, засовывают, бросают, строят, притягивают, вынимают, закрывают, шнуруют (ботинки).
На третьем году жизни на основе двигательной памяти у ребенка вырабатываются первичные, еще очень хрупкие и несовершенные исполнительные действия. Они составляют основу навыков, формирующихся уже в последующие периоды. К таким несформированным еще навыкам относятся, например, движения рук при умывании, действия ложкой во время еды, зашнуровывание ботинок, застегивание пуговиц, перешагивание через препятствия, бег, прыжки и многие другие.
В это время целесообразно начать учить детей бросать и ловить мяч, отбивать его, подпрыгивать, действовать с карандашом, ножницами. Лабильность и нестойкость нервных связей, образующихся в коре мозга маленьких детей, препятствуют быстрому превращению этих движений в автоматизмы, характерные для всякого сформированного навыка. Прекращение повторений даже на короткое время или отсутствие контроля и подкрепления выполняемых движений ведет к тому, что образовавшиеся ассоциации (следы) быстро гаснут, стираются и наметившийся стереотип разрушается.
В преддошкольном детстве развивается особенно важный вид памяти — память на слова. Начиная с б месяцев ребенок запоминает некоторые звукосочетания, а затем и слова, которые связываются с определенными предметами, лицами, действиями. Когда на втором году жизни ребенок выполняет несложные поручения типа «принеси куклу» или «положи ложку», он оперирует словесной памятью, хотя и не понимает смысла каждого отдельного слова, включенного в это короткое предложение. Освоение разговорной речи вносит существенные изменения и в протекание самого процесса памяти, особенно, когда слова приобретают обобщающий характер.
В это время еще можно выделить специально словесную память, тогда как в последующие годы она сливается со смысловой. Освоение разговорной речи ведет к быстрому развитию смысловой памяти и памяти на целые словесные цепи, комплексы. Дети сначала стереотипно отвечают на трафаретные вопросы, приказания, замечания, постоянно повторяемые взрослым, вроде: «Повернись на бочок и спи» или «Скажи, как тебя зовут?».
Не удивительно, что именно в этом возрасте дети особенно легко запоминают шуточные выражения, меткие словечки, песенки и стишки, поговорки, которые слышат от взрослых. Малыши охотно и быстро сначала вставляют лишь отдельные пропускаемые взрослыми в знакомом тексте слова, а затем повторяют целые стишки: «Киска, киска, киска... (брысь), на дорожку не... (садись)».
На втором году жизни начавший ходить ребенок узнает много предметов, вещей и, различно действуя с ними, обогащает свои знания об окружающем мире. Так начинают накапливаться первичные представления о вещах, людях, событиях, представления об удаленности и направлении, о выполняемых движениях. На основе формирующейся обратной афферентации действия с вещами становятся все более точными, согласованными и разнообразными.
Изменяется и сам процесс памяти: она постепенно освобождается от опоры на восприятие. Наряду с узнаванием формируется и воспроизведение, сначала непроизвольное, вызванное вопросом, подсказкой взрослого, сходным предметом или ситуацией, а затем и произвольное.
Ранние формы воспроизведения отчетливо выступают в двигательной памяти, например в пространственной ориентировке ребенка в знакомой обстановке. Если мяч закатился под диван, то на следующий день ребенок (2 г. 4 мес.) уверенно ищет его именно там, куда он его забросил. Желая показать гостю свою игрушку, ребенок достает ее из ящика, если эта игрушка обычно лежит в этом месте. Уже к 2 годам ребенок свободно ориентируется не только в своей комнате, но и в коридоре, другой комнате или кухне, если он неоднократно сам (не на руках у бабушки или мамы) приходил туда. После 2 лет ребенок запоминает имена людей, с которыми встречался некоторое время назад, клички кошки, собаки, коровы. Дети запоминают даже детали костюма человека, вызвавшие у ребенка при первом знакомстве особенно яркую эмоциональную реакцию.
Такие проявления памяти имеют ярко выраженный непроизвольный, «спровоцированный» характер. Соответствующие образы всплывают в сознании ребенка под влиянием внешнего стимула, толчка, чаще всего на основе какого-то впечатления, сходного с бывшим ранее. Здесь обычно имеет место подкрепленное эмоционально воспроизведение прежде воспринятого содержания по ассоциации сходства или смежности (во времени и пространстве). Говорят, что память ребенка — это его интерес.
Увидя, что мама надела нарядное платье, в котором она ходит в гости или в театр, ребенок (1 г. 7 мес.) начинает плакать — он предвидит, что мать уйдет из дома. Услышав, что в соседней комнате стучат посудой, девочка (2 г. 4 мес.) связывает эти звуки с накрыв а нием стола к обеду и начинает плакать, так как очень не любит есть.
Существенным достижением в развитии памяти детей раннего возраста является развитие запоминания и воспроизведения детей по образцу, а затем и по словесному приказу. Но это лишь зачатки будущей произвольной памяти.
Накопление практического опыта в раннем детстве дает начало и развитию воображения. Первое предвосхищение любого действия или ожидание результата действия требуют воображения. На втором и третьем годах ребенок овладевает подражанием, причем не только непосредственным, но и отсроченным. Дети на третьем году жизни уже могут выполнять действия, в которых они воспроизводят действия конкретного человека: матери, сестры-воспитательницы, старшего брата. Ребенок моет лицо кукле, наказывает мишку, кормит зайку.
В действиях преддошкольника еще трудно отделить воспроизведение от воображения. Однако уже на ранних этапах развития воображения можно заметить, что дети вносят в свой действия что-то новое, вплетают в одну ситуацию элементы другой, не преследуя, конечно, еще определенной цели.
Миша (2 г. 10 мес.) принес ведерко с песком к ящику, а ведерко выскользнуло из его рук и, опрокинувшись, встало вверх дном. Миша моментально поставил на него свою плюшевую собачку. Игрушка упала, тогда мальчик посадил ее под ведро — «спрятал в дом». В таких простых играх и действиях ребенка с предметами на основе подражания и при опоре на ассоциации по сходству и проявляются ранние формы воображения детей.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.