Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Основные изменения, происходящие в развитии внимания дошкольников, это: а) расширение объема внимания; б) рост устойчивости внимания; в) формирование произвольного внимания. Объем внимания. Развивающаяся речь, большая самостоятельность в поведении ребенка, разнообразная деятельность значительно расширяют объем внимания детей дошкольного возраста. Но изменения здесь не ограничиваются лишь увеличением количества предметов, воспринимаемых одновременно, с одинаковой степенью ясности. Существенное значение имеют те предметы и те их стороны, которые привлекают внимание дошкольника. Если в раннем возрасте детей привлекали в первую очередь яркие, необычные вещи, рассматривание которых как будто отвечало на вопрос «что это?», то внимание дошкольников привлекают часто внешне ничем не примечательные вещи. Их интересуют особенности вещей, и прежде всего применение каждой, ее назначение, способ использования. Дети как будто ищут ответ на вопросы: «Для чего эта вещь? Что с ней можно делать?» Этот факт говорит о том, что объектом познания для ребенка становится не только предмет, но и связи его с другими вещами, в первую очередь связи функциональные.
Дошкольник значительно чаще и легче, чем малыш, воспринимает слово, поэтому речь взрослого становится объектом внимания ребенка.
Как известно, обозначение словом предмета, его признака или действия существенно изменяет процессы чувственного познания окружающего. Дети начинают все больше ориентироваться на слово — название вещи, слово — оценку поведения других детей и своего собственного, слово-приказ, требование, побуждение.
Начав самостоятельно действовать, ребенок все чаще нуждается в помощи взрослого, в его указаниях, объяснениях, одобрении. Особенно усиливается роль речи как объекта внимания ребенка, когда дети сталкиваются с правилами, требованиями, выдвигаемыми взрослыми. Поскольку свои требования взрослые подкрепляют оценкой, эти требования приобретают сигнальное значение, выделяются и попадают в положение доминантных (В. А. Горбачева, Д. Б. Годовикова, З. Н. Борисова). У шести-, семилетних детей такой словесный раздражитель может оказаться более сильным, чем зрительно воспринимаемый сигнал (например, зажигающаяся лампочка).
Расширение объема внимания сказывается и в том, что ребенок старшего дошкольного возраста может воспринять уже не один предмет, не одну картинку. Он может внимательно рассмотреть последовательно два, даже три объекта и воспринять каждый из них достаточно ясно. Результат улучшается, если воспитатель использует при этом прием сравнения для выделения сходного и различного в объектах.
Однако у четырех-, шестилетних детей объем внимания недостаточен для различения сложных по содержанию и малоотличных друг от друга объектов (например, буквенных или цифровых знаков, рассказов или картин о зиме или лесе). Ребенок ошибается, оба предмета (знака, рассказа) сливаются в его восприятии. Устойчивость внимания. Это качество внимания выражено в длительности сохранения одной доминанты. Как правило, такая устойчивость внимания с возрастом нарастает. Это проявляется, например, в увеличивающейся продолжительности детских игр. Если годовалые дети сохраняют в среднем одну доминанту в течение 14,5 минут, то у трехлетних это время возрастает до 27 минут; пяти-, шестилетние дети могут сохранять устойчивое внимание на протяжении 96—100 минут (Бейрль). О такой же регулярно возрастающей длительности сохранения одной доминанты говорят наблюдения за тем, как рассматривают дети картинки. Младшие дошкольники, удовлетворяясь беглым ознакомлением, тратят на картинку 6—7 секунд. Старшие дошкольники рассматривают те же картинки в течение 12—19 секунд (Н. Л. Агеносова).
Показателем устойчивости внимания является не только частота отвлечений, но и длительность каждой паузы. Наблюдения (Т. В. Петухова, В. В. Ночевкина) показывают, что и здесь у старших дошкольников обнаруживаются и более редкие, и более короткие отвлечения внимания от работы, чем у детей средней и младшей групп. Если в 2 г. 6 мес.— 3 г. 6 мес. при длительности деятельности 17,5 минут (раскладывание обрывков цветной бумаги по коробочкам) дети отвлекались в среднем 7—8 минут, то у пяти-, шестилетних детей деятельность была почти в 4 раза длительнее (62,8 минут), а средняя продолжительность отвлечений упала до 1,6 минут (Т. В. Петухова).
Возрастающая устойчивость доминанты свидетельствует о формирующейся работоспособности нервных клеток, о снижении утомляемости детей при выполнении какой-либо умственной работы. Это показали опыты В. В. Ночевкиной. Предложив детям средней и подготовительной групп вариант задания Бурдона (дети должны, быстро просматривая строчки, состоящие из чередующихся в разной последовательности пяти геометрических фигур, вычеркивать разными способами квадрат и треугольник), В. В. Ночевкина обнаружила, что у детей подготовительной группы регулярно нарастает как число просматриваемых фигур, т. е. темп работы, так и качество: падает число ошибок.
Сравнение полученных результатов показало, что с возрастом повышается роль упражнения в выбранном виде деятельности детей. Если у детей средней группы-разница в числе знаков, просмотренных одним ребенком (в среднем) до начала и после 6 дней упражнений (по 7—8 минут ежедневно), составила + 14 объектов (за 3 минуты), то у семилетних детей она увеличилась на 51. После упражнений повысилось и качество работы, т. е. устойчивость внимания изменяется в результате упражнений.
Приведенные данные показывают, что дети подготовительной группы быстрее, чем средние, осваивают требования новой работы. На детей старших групп больше влияет упражняемость, устойчивость внимания возрастает, число ошибок и пропусков резко падает. Наиболее значительными оказались различия устойчивости внимания у старших дошкольников в зависимости от особенностей их деятельности. Меньше всего утомляет детей свободная, творческая игра, так как она не предъявляет к умственной работе ребенка высоких требований. Наиболее напряженной является словесная форма деятельности — занятия счетом, беседа о прослушанном, ответы на вопросы. Эта работа вызывает большее напряжение внимания и соответственно большую утомляемость.
Разные виды занятий предъявляют к активности детей разные требования, что немедленно обнаруживается в частоте и длительности отвлечений их внимания.
По данным В. В. Ночевкиной, среднее количество отвлечений детей средней, старшей и подготовительной групп детского сада во время заучивания стихотворения составило 3,7 раза; на занятии по счету — 2,7 раза; на занятиях, требовавших поисков ответов на поставленные вопросы к прослушанному рассказу, дети отвлекались всего 1,8 раза. Все занятия проводились с с одним и тем же составом детей, в одно и то же время и были одинаковой длительности.
В устойчивости внимания очень резко проявляются индивидуальные различия детей. Особенности темперамента, усиленные хорошим или плохим воспитанием, значительно варьируют длительность доступного ребенку сосредоточения.
Как показывают опыты В. В. Ночевкиной, устойчивость внимания у сдержанных, уравновешенных детей в 1,5—2 раза больше, чем у особенно возбудимых.
Существенным показателем развития у детей способности к сосредоточению являются начальные формы произвольного внимания, которые возникают у детей старшего дошкольного возраста, хотя их внимание еще чаще поддерживается интересом к самой деятельности, ее результату и процессу.
Дети 5—7 лет учатся произвольно направлять свое внимание на те объекты, которые требуют от ребенка сосредоточения. Требования воспитателя точно и равномерно заштриховать контур предмета или точно по сигналу переходить на музыкальных занятиях с бега на прыжки, а затем на медленный шаг тренируют волевое внимание детей. Оно непосредственно связано с овладением речью, так как только в словах может быть выражена цель деятельности.
Умение подчинять свое внимание требованиям воспитателя, а затем и понимание необходимости этого представляют собой начальную форму управления ребенком своей психической деятельностью. Этому способствуют разнообразные организованные занятия, проводимые с детьми в средних, старших и подготовительных группах детского сада. Необходимость работать в едином темпе и подчиняться общим требованиям даже тогда, когда занятие не очень интересно, тренирует волевое внимание детей Если воспитатель длительное время ориентируется только на интерес детей (особенно в подготовительной группе), они оказываются плохо подготовленными к школе, так как не умеют сосредоточиваться на тех занятиях, на тех видах работы которые необходимы, но не вызывают интереса: написание элементов букв, умение слушать ответы товарищей и т. п. Поскольку внимание не является какой-то специальной формой психической деятельности, но в той или иной мере включено в любой психический процесс, естественно, что оно и совершенствуется в разных видах психической деятельности детей, разумно организованной взрослыми.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.