Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Младший школьный возраст


Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Основной вид деятельности ребенка после 7 лет — учение в школе. Эта деятельность вносит существенные изменения в протекание всех психических процессов. Изменяется и внимание детей, к которому учебная деятельность предъявляет новые высокие требования. Не случайно отсутствие необходимой подготовленности старших дошкольников к работе в классе прежде всего выражается в их неумении сосредоточиваться на содержании урока, на требованиях учителя и на собственных действиях что и вызывает наиболее частые и серьезные замечания педагога.
Но качества внимания, необходимые для успешной работы в классе и дома, лишь частично могут быть развиты и подготовлены вцдетском саду или в семье. Они формируются в самой учебной деятельности маленького школьника.
Внимание первоклассника еще во многом сохраняет черты характерные для дошкольников. Объем внимания узок первоклассники не могут одновременно рассматривать картину и слушать рассказ учителя о жизни и деятельности ее автора-художника. Воспринимая трудное для них содержание (записанные арифметические выражения), дети быстро выполняют знакомые действия, но тут же забывают, с какими числами они действовали, в результате каких действий получили правильный ответ (М. Н. Волокитина, Ф. Н. Гоноболин), так как в каждый момент они сосредоточиваются лишь на каком-то одном содержании своей деятельности.
Учащиеся I—II классов не умеют еще направить свое внимание на то, что является главным, существенным в рассказе картине или предложении. Если, например, в задаче речь идет о желтых и красных розах, на которые прилетели бабочки ученики легко «соскальзывают» с оперирования числами на обсуждение цвета бабочек, их видов, начинают вспоминать где и когда они их ловили. Во время обсуждения подвига А. Маресьева семи-, восьмилетних детей больше всего заинтересовали не его упорство, его воля, которые позволили герою вернуться к любимому делу, а то, как звали мальчиков, которые нашли в лесу Маресьева, кто за ним приехал, и т. п.
Внимание к частностям рассказа (события) есть результат характерной для маленьких детей слитности и ситуативности восприятия сложных для них явлений, неумения анализировать, вычленять главноеи видеть существенные связи в воспринимаемом целом. Неумение вычленять существенное усиливается, если учитель неоднократно подчеркивает и таким образом специально выделяет какой-то элемент целого. Становясь акцентированным компонентом воспринимаемого комплексного раздражителя, такой элемент приковывает к себе внимание учеников.
Так, изучая букву «ь», дети начинают «слышать» мягкий согласный звук всюду. Они пишут «Колья» (вместо «Коля»), «вьзял», «рьама». Оперируя числами при решении арифметических примеров, дети, переходя к решению задач, прежде всего обращают внимание на числа. Они пытаются сразу производить с ними различные математические действия: складывать, вычитать, не задумываясь над тем, для чего это нужно.
Повышенная эмоциональная возбудимость, еще сохраняющаяся у детей I—III классов, также мешает им разобраться в выполняемой ими работе или в рассказе учителя. Чрезмерно акцентированными компонентами целого, привлекающими их внимание, становятся иногда отдельные персонажи, не играющие основной роли в рассказе или картине, отдельные действия персонажей, такие, как ударил, помчался, скрылся, порой даже какие-то черты внешнего облика: прическа героини, белая лента, на которой висела сабля. По той же причине дети чаще и лучше запоминают пример, который приводила учительница на уроке, чем правило, для закрепления которого она этот пример использовала.
Эти черты внимания младших школьников, связанные с возрастными особенностями высшей нервной деятельности детей, усугубляются недостаточной их подготовленностью к учебному труду.
Узкий объем внимания, отсутствие умения распределять его в течение длительного времени между разными делами: смотреть на доску, слушать ответы товарища, указания учителя и еще следить за своей работой в тетради,— некоторые учителя рассматривают обычно как рассеянность, которая недопустима в школе. Действительно, учебная работа требует умения сосредоточиваться. Но ведь у многих детей, только что поступивших в школу, образовавшаяся доминанта крайне слаба. Она образуется с трудом и легко гаснет. На смену быстро исчезающей одной возникает другая. Внимание ребенка скользит с одного предмета на другой, нигде не задерживаясь надолго, отвлекается любым, самым незначительным воздействием извне, так как сила его концентрации пока очень мала.
Первоклассники, а иногда и второклассники часто рассеянны. Причины рассеянности различны. Их необходимо знать, чтобы успешно воспитывать внимание детей.
1. Рассеянность часто является результатом переутомления ребенка. Если он поздно ложится спать, если родители перегружают маленького школьника впечатлениями: разрешают смотреть вечерние телевизионные передачи, часто водят в кино, в гости,— нервная система ребенка перевозбуждается. Он плохо и мало спит и приходит в класс в сонливом состоянии. Сон — это охранительное торможение. Оно мешает созданию доминанты.
2. Рассеянность может быть следствием нарушения правильного дыхания, а значит и снабжения мозга кислородом. Аденоиды (полипы), образовавшиеся в носоглотке, разрастаясь, затрудняют дыхание через нос. Ребенок дышит ртом, и это пагубно сказывается на его работоспособности. Удаление аденоидов ликвидирует постоянную сонливость ребенка, а с ней и его рассеянность.
3. Наиболее частой причиной неустойчивости внимания детей является их недостаточная умственная активность. Если ученик пассивно слушает товарищей или длинные объяснения учителя, устойчивость его внимания быстро падает, и он легко отвлекается. Если же дети в классе заняты интересным делом, если работа требует от них не только слушания, но и решения каких-то задач, если дети ведут на уроке активное наблюдение и действуют практически с учебным материалом, внимание их получает огромную поддержку. Считая палочки и составляя узоры, конструируя модель, рисуя иллюстрации к прослушанному рассказу, сравнивая окончания существительных в разных падежах, находя общие и разные признаки в треугольниках разного вида, ребенок думает. Его умственная активность, поддерживаемая практическими действиями, является основой устойчивого внимания.
Если учащийся занят однообразной исполнительской работой, а на вопросы учителя имеет давно готовые ответы, внимание его неизбежно будет легко отвлекаться. Внимание поддерживается мышлением. Если на уроке нет пищи для мышления ребенка, для активного думания, учитель не может ожидать и устойчивости внимания детей, сколько бы раз он ни обращался к ним с призывом быть внимательными.
4. Рассеянность может возникнуть и как результат непра-в ил ьного воспитания детей. Когда не в меру заботливые родители покупают ребенку слишком много книжек и игрушек, рано и часто водят его на выставки, в музеи и театры, ребенок привыкает к постоянной смене впечатлений. Не успевая разобраться в каждом из них, не имея возможности вдуматься в то новое, что ежедневно ему показывает взрослый, ребенок привыкает к легкому, поверхностному знакомству с окружающим. Его внимание становится скользящим. В таких случаях борьба с рассеянностью ребенка требует от педагога умения показать детям уже знакомый им предмет, явление природы с новой для них стороны. Нужно «приоткрыть» ребенку те качества предмета, его особенности и связи, которых дети раньше не видели.
5. Рассеянное внимание — это и негибкое внимание, отсутствие переключаемости, т. е. намеренного переноса внимания с одного предмета на другой, когда это оказывается необходимым. Читая во время перемены приключенческую книгу, некоторые ученики II—IV классов не сразу могут потом включиться в учебную работу. Они кажутся рассеянными только потому, что слишком сосредоточены на другом содержании. Такие факты часто наблюдаются у детей с инертным, флегматическим типом темперамента. На неожиданно заданный вопрос такой ученик отвечает не сразу, хотя и знает материал. Ему нужна пауза, чтобы переключить свое внимание на новое содержание.
Рассеянность внимания, конечно, чаще встречается у маленьких детей, чем у старших. Однако это совсем не значит, что неустойчивость внимания является такой возрастной особенностью, которая определяет безусловную невозможность длительного сосредоточения младших школьников: ведь шести-, восьмилетние дети могут долго слушать интересный рассказ, длительное время заниматься конструированием модели. Опыт экспериментального обучения в младших классах многих ленинградских школ, а также специальные исследования (Н. Ф. Добрынин, М. Н. Волокитина) показывают, что даже дети I класса способны к достаточно сильному, т. е. концентрированному и устойчивому, вниманию на протяжении всего 45-минутного урока. Но для этого необходимо соблюдать определенные условия организации учебной деятельности детей:
1) Хороший темп урока и продуманная его организация. Отсутствие «пустого» времени, которое учитель часто тратит на запись на доске, подготовку пособий.
2) Четкость, доступность и краткость пояснений, инструкций, указаний, которые учитель дает до работы и не повторяет во время выполнения детьми задания. Отсутствие лишних разговоров учителя с классом.
3) Максимальная опора на активную мыслительную деятельность детей (подбор разнообразных и посильных задач на сравнение, обобщение, подбор примеров, выводы).
4) Бережное отношение учителя к вниманию детей. Громкие замечания отдельным ученикам в то время, когда весь класс уже работает, дополнительные запоздалые пояснения, ненужное хождение учителя по классу быстро нарушают хрупкое внимание учащихся.
5) Разнообразие видов и форм работы, подчиненных основной задаче и теме урока.
6) Включение в учебную работу всех учеников не только во время выполнения письменных заданий, но и при обычных устных упражнениях, активизация инициативы детей: подбор ими разнообразных примеров, способов решения уравнений, объяснений наблюдаемого факта. При этом учитель должен держать в поле своего внимания весь класс.
7) Как дополнительные могут быть использованы для первоклассников и некоторые специальные упражнения и дидактические игры на наблюдательность: «Что изменилось?», «В чем ошибка?».
Анализ сосредоточенности детей одного класса во время разных занятий в течение трех дней показал следующие причины отвлечений внимания:
индивидуальные громкие замечания учителя во время коллективной работы класса 15 раз нарушали сосредоточенность детей;
отвлечение соседями — 40 раз;
пауза в работе учителя (из-за того что не все готово) — 15 раз;
ученик не видит образца, не понял задания, переспрашивает, опаздывает — 14 раз;
закончил работу раньше других — 9 раз.
Изучение утомляемости детей I—II экспериментальных классов, работавших с большей нагрузкой, чем обычные классы, было проведено в 1964—1966 гг. кафедрой гигиены детей и подростков Ленинградского института санитарии и гигиены (А. П. Родина). Это исследование показало, что при соблюдении на уроках условий правильной организации внимания даже достаточно трудные уроки, потребовавшие от ребят известного умственного напряжения, не только не утомляют школьников больше, чем уроки в обычных классах, но даже в некоторых случаях повышают их работоспособность. Это положение подтверждает мысль, высказанную еще К. Д. Ушинским, о том, что дети устают не от труда, а от безделья.
Итак:
1. Внимание человека выражает его направленность на что-то. Оно является необходимым условием избирательного отражения человеком какого-то одного объекта из массы объектов, действующих на нервную систему человека в каждый отдельный момент.
2. Возникая на основе безусловного (ориентировочного) рефлекса, внимание ребенка уже на втором году жизни приобретает условнорефлекторный характер. В длительности сосредоточения (устойчивости) внимания все большую роль начинает играть направленность личности, ее интересы, мышление и речь.
3. Поскольку физиологической основой внимания является возникающий в коре мозга очаг оптимального возбуждения (доминанта), образование которого возможно при условии торможения всех остальных участков коры, маленькие дети оказываются неспособными к длительной сосредоточенности, устойчивости и распределению внимания.
4. Внимание малышей привлекается ярким, сильным раздражителем. Это непроизвольное внимание. Формирующееся у дошкольника познавательное отношение к окружающему перестраивает и внимание ребенка. Оно становится непроизвольным (вторичным), т. е. опирается на интерес. После того как ребенок научается говорить и подчиняться правилам, считаться с требованиями взрослых, у него формируется произвольное (волевое) внимание и вместе с тем возрастают возможности распределения и переключения внимания, т. е. управления им.
5. Внимание можно и нужно воспитывать. Возникая в активной деятельности ребенка, внимание не только вызывается, но и поддерживается рационально организованной деятельностью детей, и прежде всего их активным умственным трудом. Организация учителем учебной деятельности детей, основанной на разных формах их мыслительной активности, формирует особую черту личности — внимательность. Внимательность проявляется в умении длительно сосредоточиваться на объекте деятельности, управлять своим вниманием, что составляет одну из наиболее существенных черт, характеризующих общую готовность человека к труду.

Вопросы-задачи

1. Ученики младших классов пишут диктанты, изложения и списывают упражнения с книги. Нередко они делают ошибки. Но, проверяя свою работу, дети часто их не видят и пропускают, хотя хорошо знают правила. Чем объяснить такие явления? Закономерны ли они?
2. Витя (ученик II класса) готовил домашние уроки. Во дворе ребята играли в футбол. Витя оторвался от книги для чтения в первый раз через 8 минут после начала работы, потом еще через 6 минут. Когда же он начал готовить следующий урок — арифметику, отвлечения внимания стали все более частыми и длительными.
Приведите причины, которые могли вызвать это явление, и объясните их.
3. Когда Саша в первый раз попал в цирк, его больше всего интересовали служители, выходившие в своей нарядной форме между номерами на арену. Саша не смотрел ни на жонглеров, ни на гимнастов, он все спрашивал, скоро ли выйдут помощники.
Чем объяснить такое явление? О каких особенностях внимания оно говорит? Какого возраста был Саша?
4. Когда к Марине (1 г.) подошел папа в необычной форменной фуражке, девочка уставилась на него и вдруг громко заплакала. Почему?
5. Почему детям трудно готовить уроки, если в комнате разговаривают, включено радио или телевизор? Нужно ли добиваться абсолютной тишины?
6. Составьте конспект занятий для детей старшей группы детского сада на тему «Весна пришла» так, чтобы обеспечить их устойчивое внимание.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +