Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Первые проявления сосредоточенности младенца были зафиксированы на 10—12-й день его жизни, когда он направил свой взгляд на огонь лампы, поставленной на близком от него расстоянии (В. Штерн, Б. Прейер). К концу первого месяца жизни ребенок уже может следить в течение нескольких секунд за ярким, блестящим предметом, движущимся на расстоянии около метра от его глаз. К 6 месяцам возрастает как дальность расстояния до фиксируемого предмета, так и длительность сосредоточенности ребенка на данном предмете. Внимание младенца раньше всего привлекают подвижные, яркие предметы, воспринимаемые зрительно, а также звуки. Начиная со второго месяца длительность сосредоточения на звуках (особенно на речи людей) заметно увеличивается при поддержке звучания зрительным восприятием звучащего предмета (или лица говорящего человека).
Так, ребенок 3 месяцев более продолжительно слушает звуки колокольчика, когда ол смотрит на него, чем тогда, когда он колокольчика не видит. Услышав речь взрослого, ребенок поворачивает голову и слушает произносимые звуки дольше, если он видит говорящего человека. После 3—4-го месяца жизни такая опора на зрительное восприятие предмета уже не столь необходима.
На 2—3-м месяце жизни внимание ребенка наиболее легко привлекает человек. Младенец отвечает на появление человека общей реакцией оживления. По-видимому, причиной этого является и подвижность человеческого лица, близко наклоненного к ребенку, и улыбка, и шевелящиеся губы, открывающие белые блестящие зубы. Этот зрительно воспринимаемый раздражитель совпадает со слуховым: взрослый что-то ласково говорит. Общение с человеком всегда вызывает у младенца сильную эмоциональную реакцию. На протяжении всего первого года жизни (по-видимому, и в более поздние периоды детства) человек сохраняет положение главного, наиболее сильно действующего объекта внимания ребенка.
Фиксируя движения лица взрослого, ребенок как бы «подлаживает» и движения своего лица к воспринимаемому образцу. Такое непроизвольное подражание заметно в трехмесячном возрасте. Первая улыбка как выражение положительного эмоционального состояния, когда ребенок сыт и лежит на сухой пеленке, возникает раньше, в начале второго месяца (Н. А. Менчинская). Совершенствование рефлекторной деятельности по мере развития ребенка обнаруживается и в измененнии подражания. Если сначала (2—3 мес.) ребенок, глядя на взрослого, улыбается, повторяя своими непроизвольными движениями лица его улыбку, то в 6—7 месяцев младенец начинает воспроизводить движения с игрушкой, трясет погремушку, похлопывает рукой по мячу.
Во второй половине года он подражает своим лепетом отдельным элементам речи взрослого, а к концу года, внимательно следя за взрослым, повторяет цепи слогов: «да-да» или «да-да-да», «ба-ба» (Н. А. Менчинская). К концу года ребенок воспроизводит отдельные действия взрослого с предметами (функциональные действия): причесывает гребенкой куклу, сморкается в платок, мешает ложкой в чашке. На втором году жизни ребенок может воспроизвести движения или звукосочетания произвольно, вслед за взрослым, внимательно всматриваясь в образец.
С 5-го месяца объектом внимания младенца все чаще становится определенный предмет: яркая игрушка, блестящая ложка, которыми он манипулирует. Ребенок знакомится с предметом: рассматривает, обсасывает его. Роль действия с предметом для удержания этого предмета в поле внимания особенно возрастает после 7 месяцев. Научившись схватывать, притягивать предметы, всовывать, вкладывать один предмет в другой, ребенок приобретает возможность самостоятельно изменять внешний вид вещей, их положение в пространстве. Такая активность является первой деятельностью и условием поддержания внимания ребенка.
На втором году жизни, когда ребенок овладевает ходьбой, резко увеличивается круг предметов, попадающих в сферу действенного ознакомления с ними ребенка. Внимание приобретает больший объем. Вместе с нарастанием активности ребенка, с изменением и усложнением его предметных действий возрастает устойчивость внимания. Теперь ребенок может сосредоточенно заниматься 8—10 минут, вставляя вкладку, фигурки в гнезда доски, нанизывая кольца на стержень башни или перевозя кубики на своем автомобиле из одного угла комнаты в другой. На втором и особенно на третьем году жизни внимание ребенка уже не только чем-то привлекается, но он сам активно направляет его на новый предмет: на картинку, на речь взрослого, на лицо нового человека. Сосредоточение на словах взрослого — результат и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи ребенка.
Нарастающая способность к возникновению и сохранению хотя бы на короткое время одной доминанты дает возможность проводить с детьми третьего года жизни короткие организованные занятия, объединяя малышей в небольшие группы, по 3— 4 человека в каждой. Но хрупкость детского внимания на этой ступени развития требует постоянного сочетания слова воспитателя с показом предмета, игровых действий с предметами. Развивать внимание у детей третьего года жизни можно только в том случае, если объект восприятия подвижен, изменяется. В этот период дети также легко сосредоточиваются на восприятии музыки, песни, при этом их внимание поддерживается их собственными движениями, повторяющими ритм слушаемой музыки.
Отметим общие особенности внимания маленьких детей:
1. Внимание ребенка младенческого и преддошкольного возраста кратковременно, сосредоточенность его слабая. Создается лишь кратковременная и нестойкая доминанта. Внимание постоянно колеблется, перемещаясь с одного объекта на другой без видимой причины, например ребенок (в конце преддошкольного периода) за 12 минут 8 раз переменил предмет своей игры; длительность сосредоточения на одном объекте не превышала 2 минут.
2. Маленький ребенок не управляет своим вниманием. Оно имеет непроизвольный характер и привлекается ярким, сильным или новым раздражителем. Нестойкое и легко отвлекаемое внимание маленького ребенка не отличается подвижностью и не поддается управлению, т. е. не может переключаться по его желанию. Ребенок не может произвольно менять направленность внимания, так как не владеет им.
3. У маленьких детей очень узкий объем внимания. Если ребенок держит в руках погремушку и ему показали другую игрушку, он отпускает первую и тянется за второй. Если трехлетнему ребенку что-то рассказывают, он перестает есть. Распределение внимания между двумя предметами или действиями маленьким детям совершенно недоступно.
4. Чем моложе дети, тем меньше они могут сосредоточиваться на словах, обращенных к ним. Слова сначала лишь сопровождают наглядно воспринимаемые предметы. Только постепенно слово приобретает настолько большое значение, что может вызвать без всякого подкрепления сильный очаг нервного возбуждения. Тогда (обычно после 2 лет) становится возможным вызвать внимание детей словесным сигналом, сосредоточить его на словесной инструкции, рассказе.
5. Как и в более старшем возрасте, внимание маленького ребенка наиболее устойчиво в активной деятельности: в играх, манипуляциях предметами, различных действиях.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.