Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Развитие чувствительности. Развитие ощущений, а с ними и чувствительности продолжается в дошкольном и в старших возрастах. Некоторые зарубежные психологи, считая органами чувств лишь периферические приборы: глаз, ухо, кожу,— утверждали, что к двум — двум с половиной годам развитие ощущений заканчивается (К. Бюлер, В. Штерн). Такой взгляд является глубоко ошибочным, поскольку развитие чувствительности человека не сводится к повышению ее остроты (снижение порога) или ко все более тонкой и точной дифференцировке получаемых раздражений.
Человек воспринимает отдельные чувственные раздражения как признаки известных предметов. Например, по оттенкам цвета сталеплавильщик определяет температуру плавящейся стали; по ритму и характеру звука работающего мотора механик определяет степень его исправности; по тонким вкусовым ощущениям дегустатор определяет сорт и выдержанность вина или сыра. Это осмысливание раздражений, которые поступают из внешнего мира через органы чувств, обеспечивается возбуждением не только сетчатки глаза или кортиева органа уха, но и тех зон коры, которые связаны с процессами умственной деятельности человека.
Учение И. П. Павлова об анализаторе объясняет соотношение периферического и центрального в ощущениях, объясняет их генезис. Понимание сигналов, воспринимаемых «чувствующими приборами тела», умение ими пользоваться в повседневной жизни, их осмысливание обеспечиваются не столько созреванием самих органов чувств и соответствующих участков коры, сколько общим развитием человека, особенностями строения его мозга и функций его нервной системы. Ф. Энгельс писал: «Орел видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла. Собака обладает значительно более тонким обонянием, чем человек, но она не различает и сотой доли тех запахов, которые для человека являются определенными признаками различных вещей».
В качественном изменении ощущений у человека решающую роль играет, во-первых, включение речи в процесс ощущения и, во-вторых, упражнения в различительной чувствительности, которые совершаются в различных видах деятельности людей. Роль слова в развитии ощущений. Различение младенцем двух цветов не зависит от того, назван каждый из них словом или нет. Об этом свидетельствует уже то, что младенец различает цветные игрушки. Однако у ребенка уже на втором году жизни рефлекс на цвет, обозначенный словом, вырабатывается в 7—8 раз быстрее, чем на тот же цвет, данный лишь как сигнал первой сигнальной системы. Выработанные нервные связи оказываются значительно более стойкими, если воспринимаемый цвет сопровождается его словесным обозначением. При этом влияние речевого фактора будет различным для разных по содержанию сигналов (цвет, величина, положение в пространстве). Особенно велика роль слова при «переносе» полученных ощущений, т. е. в процессе формирования соответствующей реакции на раздражитель, которого раньше не было в опыте ребенка. У детей дошкольного возраста (после 3 лет) наиболее отчетливо обнаруживается роль слова в ощущениях (цветовых). Исследования (А. А. Люблинская, З. М. Богуславская, З. М. Истомина, Н. X. Швачкин, Н. Г. Салмина, Т. И. Данюшевская, Е. В. Гордон и др.) показали, что у маленьких детей часто замечается значительное расхождение между умением различать цвета и их оттенки, знанием их названий, умением самостоятельно правильно пользоваться словесными обозначениями каждого цвета и возможностью использовать известные ребенку оттенки цветов в его собственной деятельности.
После четырех лет устанавливается обычно связь цвета с его названием. После 5 лет дети стремятся выделить светлость тона и сами часто пытаются назвать некоторые новые для них оттенки: «Немножко красный», «Очень очень зеленый», «А этот синий-синий, совсем черный». Точность различения оттенков возрастает к 6 годам в два раза (Кук).
Расхождение в знании и умении различать цвета наиболее резко выступает, когда дети выделяют цвет какого-либо предмета. В тех случаях, когда окраска составляет один из отличительных признаков предмета (оранжевый цвет моркови, зеленый цвет огурца и т. д.), дети рано выделяют его, и этот цвет служит одним из стойких признаков, характеризующих предмет: «Это морковка — она рыженькая», «Это огурец — он зеленый». В то же время трех-, четырехлетний ребенок, только что правильно назвавший окраску отдельных квадратиков, часто совершенно неправильно называет тот же цвет, в который окрашены предметы, изображенные на картинке. Например, курицу, окрашенную в коричневатые тона, девочка (4 г. 2 мес.) называет синей, лиловые цветы разных оттенков — серыми, а темно-красную свеклу — черной.
Рассматривая картинку, на которой изображено много объектов, например птичий двор с разными домашними птицами и животными, младший дошкольник обычно сосредоточивается на каком-то одном изображении, не видя других. Указывая на красного с желтым петуха, Витя (3 г. 7 мес.) говорит, что все тут петушки красные и желтые.
Такие факты говорят о сложных отношениях, существующих между восприятием предмета, выделением его признаков, в частности даже такого броского, как цвет, и его обозначением. Цвет не просто присоединяется к воспринимаемому предмету, но вступает с ним в сложные, изменяющиеся отношения. Он иногда способствует узнаванию предмета («Морковка — она рыженькая»), а у более старших детей подавляется предметным содержанием. Ребенок узнает морковку, изображенную контурно или силуэтно, теряя необходимость опоры на цвет. Аналогичные факты приводит А. Н. Циммерман, изучавший обонятельные ощущения детей.
Лишь у детей среднего дошкольного возраста слово, обозначающее цвет, как бы сливается с его восприятием. Оно становится неотъемлемой стороной, органической частью воспринимаемого цвета, превращая представление о нем у ребенка в определенный обобщенный образ красного, зеленого или синего цвета вообще. Лишь на этом уровне имеет место подлинное единство первой и второй сигнальных систем. Но на ранних ступенях развития ребенка слово и чувственный образ, им обозначенный, связаны подвижными и непрочными отношениями. И все же освоение ребенком слова как обозначения качества предмета принципиально изменяет весь процесс ощущения.
И. П. Павлов писал: «В развивающемся животном мире на фазе человека произошла чрезвычайная прибавка к механизмам нервной деятельности. Для животного действительность сигнализируется почти исключительно только раздражениями и следами их в больших полушариях, непосредственно приходящих в специальные клетки зрительных, слуховых и других рецепторов организма... Это — первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными. Но слово составило вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов».
Слово, которое сначала лишь сопровождает, а затем замещает действие непосредственного раздражителя, ведет к следующим изменениям процесса ощущения:
1. Называние ощущаемого качества предмета обеспечивает его быстрое вычленение среди множества других однородных качеств. Результаты эксперимента показывают, что такое вычленение — узнавание цвета (при выработке условного рефлекса) — происходит значительно быстрее, чем при действии лишь непосредственного раздражителя. Образовавшиеся связи очень прочны и легко восстанавливаются после перерыва.
2. Обозначенный словом цвет, звук, запах или другой признак из раздражения превращается в знание соответствующего качества предмета или явления объективного мира.
3. Оперирование знаниями качеств предметов позволяет не только их различать (это доступно и животным). Ребенок получает возможность сравнивать предметы по выделенным им качествам («Это красный, а это желтый», «Это громкий звук, а это слабый, тихий» и т. д.), т. е. выполнять элементарные мыслительные операции.
4. Слово как обобщающий сигнал позволяет ребенку увидеть то же качество и его варианты в новых для него предметах. Так, усвоив название цвета колесика или пирамидки, малыш на втором году жизни узнает этот цвет и в окраске нового маминого шарфа, и своих ботиночек, и светофора.
Связь качества нового, впервые встретившегося ребенку предмета с уже известными благодаря обозначению его словом замыкается сразу. Она не требует для своего образования многочисленных повторений. В результате существенно меняется вся ориентировочная деятельность ребенка. Он легко подбирает сходное и различное, ориентируясь на заданный признак, например подбирает все красные предметы независимо от их содержания, величины и формы.
Таким образом, обозначая словом выделенный признак, ребенок может группировать явления, объединять их в категории
(независимо от некоторых различий в оттенках: все зеленые, все кислые). Это объединение требует сначала вычленения (анализа) соответствующего признака, его отвлечения от всех других и затем обобщения сходного в разном (синтез). Уровень обобщения изменяется в зависимости от опыта ребенка и от той высоты интеграции (обобщения), которая присуща введенному слову. Например, выделение одного вида раскраски крыльев бабочки («с пятнышками») дает менее широкий перенос, чем введение слова более высокого уровня обобщения («узор»).
5. Обозначая словом ощущаемое качество (цвет), ребенок получает возможность более тонко дифференцировать однородные раздражители. Узнав названия: красный, желтый,— дети легко устанавливают оттенки каждого цвета: «Этот немножко красный, немножко желтый», «Этот лист зеленый-зеленый, а трава не такая зеленая, она светлее» и т. д. Давая названия таким оттенкам, педагог еще больше обостряет цветоразличение детей: «Этот цвет называется оранжевым», «Этот лист желто-зеленого цвета, а эта трава светло-зеленая».
6. Качества, постоянно встречающиеся у однородных предметов, становятся средством характеристики вещей. Так, по цвету и форме ребенок узнает апельсины и свеклу, отличая их от других овощей; красный цвет неба он воспринимает как признак вечерней поры, как закат солнца; темную окраску неба на рисунке ребенок истолковывает как изображение пасмурного дня или ночного времени и т. д. Так воспринимаемый раздражитель становится для ребенка опознавательным признаком определенных вещей и явлений окружающего мира.
7. Неоднократные встречи с предметами, в которых педагог вычленяет их характерные признаки, оттачивают наблюдательность ребенка. Дети становятся особенно восприимчивыми к качествам вещей, ищут известные им опознавательные признаки в знакомых и новых предметах. Например, осматривая и ощупывая домашнее растение (фикус), дети старшей группы детского сада говорят о листьях, что они нежно-зеленые, овальные, плотные, гладкие сверху и шероховатые снизу, что нащупываются колючки, бугорки жилок на нижней поверхности листа, что чере-нок короткий, толстый, упругий. Обобщая все эти признаки, которые были известны им как признаки фикуса, дети приходят к выводу: «Значит, это фикус». На основе полученных разнообразных ощущений ребенок приходит к умозаключению: он узнает предмет.
В развитии ребенка подтверждается мысль Ф. Энгельса о том, что к деятельности наших органов чувств присоединяется и деятельность мышления.
Следовательно, обозначение словом получаемых через органы чувств раздражений ведет к существенной перестройке самой познавательной деятельности ребенка уже на уровне ощущений.
Слово обогащает память знаниями многих качеств и признаков вещей окружающего мира. Слово, обозначая первично возникающий чувственный образ, обеспечивает дальнейшее совершенствование чувственного познания предметов маленькими детьми. Роль деятельности в развитии ощущений. В педагогической системе М. Монтессори (1870—1952) была осуществлена идея развития чувствительности у детей дошкольного возраста системой тренировочных упражнений. Такие упражнения тренировали у ребенка тонкое различение цветовых, звуковых оттенков, восприимчивость к степени постепенного усиления (или ослабления) силы шума (для этого использовались одинаковые коробочки, наполненные горохом, крупой, песком). Дети должны были различать квадраты, сделарные из наждачной бумаги различной степени шероховатости, различать коробочки по весу и т. п. Однако такая формальная тренировка различительной чувствительности не могла обеспечить подлинно сенсорное развитие детей, поскольку проходила вне содержательной деятельности, без понятной детям цели и не имела для них смысла. Значение этих факторов, в частности роль мотива в обострении чувствительности ребенка, убедительно раскрывают исследования советских психологов.
Т. В. Ендовицкая определяла остроту зрения детей дошкольного возраста, предлагая им указывать место разрыва в кольце Ландольдта. Она установила, во-первых, что острота зрения (т. е. дальность расстояния, с которого ребенок способен увидеть место разрыва в кольце) с возрастом детей регулярно возрастает и, во-вторых, что у одних и тех же детей острота зрения резко изменяется в зависимости от той задачи, которая перед ними поставлена. Предлагая детям задание в виде игры, Т. В. Ендовицкая выявила, что в этих условиях значительно увеличивается острота зрения, особенно у старших детей (до 30%). Значительные изменения в зависимости от условий деятельности обнаружили З. М. Истомина и З. М. Богуславская в различении цветов и А. Н. Леонтьев в различении высоты звуков.
Результаты этих исследований убеждают в том, чго различение цветов, высоты звуков — сложный вид психической деятельности. Поэтому развитие сенсорики не может быть достигнуто только формальной тренировкой. Оно эффективно лишь в условиях специально организованной деятельности ребенка, которая требует различения, сравнения и группировки предметов по их качествам (рассматривание цветовых оттенков листьев разных пород деревьев, их величины, степени свежести, рисование, составление узоров из мозаики).
Осмысленная деятельность ребенка ведет к образованию у него межанализаторных связей, способствует наиболее разностороннему познанию предметов и явлений. Если ребенок, впервые увидев овощи, не только рассматривает их, но и пробует на вкус, трогает, нюхает, он получает о них наиболее полное представление — элементарное знание. Сочетание зрительных ощущений с тактильно-двигательными имеет особое значение как для познания свойств и качеств предмета, так и для освоения самого способа его познания. Осязание играет большую роль в ощущениях ребенка на протяжении всего дошкольного детства, и лишь к концу дошкольного и началу школьного периода более важной становится работа глаза.
Когда дети подбирают пары однородных и разных предметов, имеющих общие признаки, распределяют предметы (или их изображения) по группам на основе выделенного признака, различают предметы по степени выраженности этого признака (например, по убывающей насыщенности тона), они закрепляют приобретаемые знания об их качествах, об их оттенках и вариантах.
Вот почему для сенсорного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста наиболее эффективна такая деятельность, в которой дети могут различать качества предметов, обозначать их словами, закреплять их знание практическими действиями. К такой деятельности прежде всего относятся наблюдение и труд в природе, рисование и лепка, слушание и движения под музыку, уход за растениями и разнообразные дидактические игры.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.