Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
У детей школьного возраста ощущения уже настолько слиты с более сложным видом чувственного познания — восприятием, что изучать их отдельно совершенно невозможно. Специально изучалось развитие звуковысотного слуха (А. Н. Леонтьев), тонкости различения цветовых и звуковых оттенков при обучении изобразительной и музыкальной деятельности. Исследования показали, что с возрастом совершенствуется не столько абсолютная и различительная чувствительность детей, сколько умение использовать многообразие воспринимаемых оттенков цветов и звуков для осмысливания художественной картины и музыкального произведения, для передачи их в собственной изобразительной деятельности.
Значительно усложняются и совершенствуются у детей школьного возраста сенсомоторные связи. Если у младенца в актах хватания фомировались ассоциации между движениями глаз и руки, то одно из основных занятий младшего школьника — письмо — представляет собой упражнение, тем самым и образование более тонкой и точной согласованности движений глаза с движениями кисти руки и пальцев. Написание буквенных и числовых знаков требует прежде всего точного дифференцированного восприятия их, а затем и воспроизведения, что является для ребенка значительно более сложной задачей. При письме дети должны соотнести каждую часть знака со всей буквой или цифрой, уместить каждый элемент на соответствующей строчке. Тонко регулируя напряжение мышц руки, микродвижения пальцев, ученик переходит от грубых движений к точным, выходит за пределы строчки вверх или вниз, умещает весь буквенный знак на одной строчке, соблюдая нужный наклон. Упражнения в письме — это образование сложных зрительно-двигательных временных связей в коре головного мозга.
Координация зрения и движения совершенствуется также на занятиях по математике и труду. Чтобы начертить по линейке
прямую линию, измерить ее, поставить, где нужйо, пометку, разрезать или согнуть лист по намеченной линии, чтобы шить или плести, лепить или наклеивать картинки, нужна опора на выработанные сенсомоторные связи. Если на уроке физкультуры сенсомоторные связи вырабатываются на оснойе действий крупной мускулатуры, то письмо, разные виды труда, рисование формируют более тонкие ассоциации между чувствующими и двигательными клетками коры. Комплекс умений как одна из сторон готовности молодого человека к труду предполагает достаточно высокое развитие сенсомоторики.
В младшем школьном возрасте усиливается и роль слова в различении качеств предметов. Широко используя богатство родного языка, учитель рисует словами красочные картины природы. У детей возникают реальные и живые образы зимы, бури, леса, но, конечно, лишь в тех случаях, когда их с раннего возраста приучали «за каждым словом разуметь действительность» (И. П. Павлов). Если каждое слово вызывает у детей соответствующий чувственный образ, они хорошо понимают стихи и художественную прозу, начинают испытывать удовольствие от литературного чтения. Описания природы в художественных произведениях позволяют восьми-, десятилетнему школьнику увидеть и в реальной жизни снежное пуховое одеяло, которым бережно укрыта земля, и робкий, несмелый взгляд первого подснежника, и радость весеннего оживления ручья, взломавшего ледяные оковы.
Чувственное восприятие позволяет школьнику увидеть богатство явлений окружающего мира. Обозначенные словом, качества предметов становятся значимыми. Приобретая значение ориентиров, они вызывают особое внимание ребенка: он начинает их замечать в окружающих вещах, учится наблюдать.
Накапливаемые чувственные образы и соответствующий литературный словарь детей заметно влияют и на их творческую деятельность: их рисунки, лепка, сочинения обогащаются красочными образами. Здесь ощущение уже сливается с восприятием вещей, которые сохраняются в сознании детей в виде ярких и осмысленных представлений. На развитие чувствительности детей существенно влияют и занятия по природоведению, неразрывно связанные с систематическими наблюдениями окружающего, с анализом и обобщением наблюдаемых явлений.
Чтение художественных книг, научно-популярных статей, юннатская работа в кружках и на опытных участках, разучивание стихов и рассматривание картин способствуют развитию чувствительности школьников.
Специальное исследование Л. А. Щураковской показало, что первоклассники осваивают предусмотренные программой движения на уроках физкультуры значительно быстрее и выполняют действия значительно лучше и легче, если они обозначены словом, а не воспроизводятся лишь подражательно. Хотя здесь мы имеем дело с процессом более сложным, чем просто ощущение, однако эти исследования дают некоторое новое понимание природы того мышечного чувства, которое И. М. Сеченов считал главным для ощущения человеком выполняемых им движений.
Особую роль в развитии у детей внимания к качествам предметов, к их выделению, сравнению и активному применению играет у школьников II класса изучение имени прилагательного. Если учитель не ограничивается тем, что выделяет один формальный признак этой части речи (прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое?), а формирует у учащихся понятие о том, что прилагательное обозначает признак предмета, дети начинают внимательно всматриваться в предметы и вслушиваться в литературное их описание. Они быстро улавливают красоту образа, в котором выделены многообразные или особенно важные его качества. После изучения имени прилагательного в детских сочинениях появляются описания злого, колючего ветра, ласкового, теплого солнышка, прохладного и веселого, «журчливого» ручейка.
Дальнейшее изучение прилагательных знакомит детей с таким явлением, как усиление и ослабление какого-либо качества. Дети узнают, что существуют разные оттенки цвета, звука, запаха, которых они прежде не замечали в окружающих предметах; узнают, что одни предметы могут быть большими, другие еще большими, а третьи — самыми большими, большущими, а также легчайшими, малюсенькими и т. д. Подобными словами обозначается различная степень того качества, о котором идет речь. Так знание, выраженное в слове, настраивает аппарат чувственного восприятия. Глаз ребенка начинает улавливать оттенки цвета, переходы одного цвета в другой, различную степень яркости цвета, т. е. все те качества, которых он рйньше не замечал. И хотя не все оттенки цвета могут быть названы определенным словом, они уже «видятся» тонко настроенным «разумным взором».
Так, одновременно с общим умственным развитием ребенка совершенствуется и деятельность его анализаторного аппарата. Развитый «аппарат ощущений» дает возможность старшим детям познавать бесконечное множество свойств предметов, явлений природы и продуктов человеческого труда. Развитый анализаторный аппарат способствует тому, что дети становятся чувствительными к гармоническим и дисгармоническим сочетаниям цветов, запахов, звуков, движений. Растет и уровень эстетических переживаний детей, обогащающих чувства, повышается их общая культура.
Итак, ощущения развиваются в общем процессе формирования и совершенствования психической деятельности ребенка. Развитие ощущений выражается в следующем:
1. Обостряется абсолютная и различительная чувствительность.
2. Образуются все более сложные межанализаторные связи.
3. Формируются тонкие и точные сенсомоторные ассоциации, обеспечивающие точность движений и зрительный контроль за ними. 4. Развивающаяся речь превращает полученные раздражения в знания качеств предметов. Речь придает этим знаниям обобщенный характер и обеспечивает более совершенную ориентировку ребенка в окружающей среде (в том числе и в новой).
5. Между различением качеств, их названием и использованием у маленьких детей нет полного соответствия. По мере развития это соответствие возрастает. На высшей ступени развития ощущения разных качеств предметов и их оттенков становятся основанием для осмысливания отдельных предметов и целых жизненных ситуаций.
6. Совершенствующаяся чувствительность к качествам предметов и явлений и их словесные обозначения становятся основанием и условием развития у детей наблюдательности и эстетических чувств.
7. Ощущения ребенка развиваются в разнообразных видах деятельности, специально организуемых воспитателями, учителями. Требуя тонкого и точного различения качеств и их оттенков, сравнивая их и обобщая, педагог обеспечивает широкие возможности для творческого использования детьми сложившихся у них ярких образов в дальнейшей самостоятельной работе.
Вопросы-задачи
1. У четырехлетнего ребенка выработан положительный условный рефлекс (нажать на ключ) на красный цвет и тормозной (не нажимать на ключ) на синий цвет. После упрочения этих связей, когда закрепляется дифференцировочная реакция, его спрашивают, что он делал. Получают ответ: «На красный нажимал и на синий тоже нажимал». Как вы объясните такой ответ ребенка?
2. Придя в сад и почувствовав необычный запах, четырех-, пятилетние дети заявили: «Как вкусно пахнет, это малинный запах», «Нет, это земляничный». Объясните, как могли появиться такие слова в речи ребят?
3. Воспитательница установила, что для различения двух шариков красного и синего цвета ребенку (1г. 2 мес.) нужно 18 предъявлений. Для различения тем же ребенком следующей пары шариков (темно- и светло-зеленого цветов) достаточно было 13 повторений, а дифференцировочная реакция на третью пару (светло-розового и светло-желтого цветов) выработана была у того же испытуемого на 8-м предъявлении.
Чем объясняются такие результаты? Закономерны ли они? Какой общий закон психологии и физиологии высшей нервной деятельности они подтверждают?
4. Почему дети-дошкольники, рисуя какую-нибудь картину, часто раскрашивают предметы, которые они изображают, в совершенно неправильные цвета: собаку — в синий цвет, лицо человека — в зеленый.
Назовите возможные причины таких ошибок.
5. Учительница музыки очень долго учила детей различать звуки по высоте, но результаты были не заметны. Тогда она сделала из картона лесенку и фигурки разных зверей и использовала это пособие на музыкальных занятиях. Дети быстро научились различать высоту звуков. Почему? Как она использовала это пособие? Составьте план занятия с этим пособием.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.