Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Рефлекторная деятельность - основа взаимодействия ребенка со средой


Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Продолжая разработку проблемы, начало которой было положено блестящими грудами Ж, Ламарка и Ч. Дарвина, русские физиологи И. М. Сеченов, А. А. Ухтомский, Н. Е. Введенский и особенно И. П. Павлов вскрыли законы приспособительной деятельности животных, законы их высшей нервной деятельности. Эти исследования дали подлинно материалистическое научное объяснение отражательной (психической) деятельности животных и ее специфических особенностей у человека. Последние обусловлены прежде всего включением речи во все взаимоотношения человека с миром и обнаруживаются при специальном изучении работы мозга,— этого «органа мысли». Позднейшие исследования А. Г. Иванова-Смоленского, Н. И. Красногорского, А. Р. Лурия, П. К. Анохина и многих других ученых раскрыли особенности и изменения рефлекторной деятельности у ребенка на разных этапах его развития. Основные положения рефлекторной теории, объясняющей механизмы взаимодействия ребенка со средой, следующие:
1. Младенец отвечает на воздействие внешней среды каким-либо движением. Мышечным сокращением организм отвечает на действие раздражителя, имеющего для него жизненно важное, биологическое, значение (попал яркий свет в глаз — зрачок сузился; ребенок прикоснулся к горячему предмету — отдернул руку).
2. На основе простых, безусловных рефлексов формируются многочисленные более сложные механизмы — условные рефлексы. Ребенок начинает реагировать на такие раздражения, которые не имеют для него жизненно важного, биологического, значения. Однако благодаря многократным сочетаниям такого нейтрального раздражителя (белый халат врача, красный цвет чашечки) с каким-либо жизненно важным воздействием-подкреплением (боль от укола или горький вкус лекарства) ребенок начинает реагировать на условный раздражитель, даже не ожидая его подкрепления безусловным. Белый халат становится сигналом, предупреждающим ребенка о действии жизненно важного раздражителя — укола.
3. Образование условных рефлексов есть уста новление нервной временной связи (ассоциации) в коре мозга человека. Эта связь возникает как проторенный прошедшим нервным возбуждением путь от одной системы нервных клеток, например центра зрения (белый цвет), к другой — вкусовому центру, возбужденному одновременно действовавшим горьким лекарством. Повторение подобных сочетаний закрепляет образовавшуюся временную связь. Поэтому даже тогда, когда доктор не дает горького лекарства, т. е. вкусовой центр не возбужден, один вид белого халата (условный раздражитель) вызывает у ребенка знакомую нервную отрицательную реакцию.
Нервные временные связи являются материальной основой всех приобретаемых человеком знаний, навыков, привычек, переживаний. Чем старше становится ребенок, тем многочисленнее и сложнее становятся нервные связи в коре его мозга. Превращаясь в сложные многочисленные цепи и комплексы, эти нервные структуры характеризуют усложняющиеся отношения ребенка с окружающим миром и обеспечивают ему все более тонкое и точное приспособление к ней. И. П. Павлов писал: «Итак, временная нервная связь есть универсальнейшее физиологическое явление в животном мире и в нас самих. А вместе с тем оно же и психическое — то, что психологи называют ассоциацией...».
4. Вся приспособительная деятельность животного и человека основана на функции двух основных нервных процессов — замыкательного и анализаторного. Замыкание нервных связей обеспечивает образование различных нервных связей, их цепей и комплексов. Анализаторный процесс включается при необходимости различать падающие на организм раздражения и давать ответы на них. Чем выше развит организм, тем более (дифференцированными, разнообразными и сложными являются его отношения с миром, тем большую роль играет анализаторная функция, которую И. П. Павлов считал «славой больших полушарий».
5. Внешними раздражителями для маленького ребенка являются прежде всего непосредственные воздействия предметов, явлений природы: свет, ветер, температура воздуха или воды, действие, совершаемое другим человеком. Эти раздражения воспринимаются органами чувств (анализаторами). И. П. Павлов назвал их сигналами первой сигнальной системы.
Со второго года жизни раздражителем для ребенка становится и слово. Это сигнал совершенно особый, так как слово имеет обобщающий характер; это значит, что слово, которым назван какой-либо единичный, конкретный предмет (кукла, чашка, дядя), или признак (красный, маленький, кислый), или действие (бросить, кушать, работать), или связь, отношение (далеко, потом, для того чтобы), обозначает множество однородных, хотя и отличающихся друг от друга предметов (чашки, куклы разной величины и цвета в натуре и на картинке; красный цвет разных оттенков; действие, совершаемое в любых условиях разными людьми).
Обобщающая природа слова позволяет человеку без предварительных повторений и подкреплений сразу правильно реагировать на новые для него раздражители, с которыми он встретился впервые в жизни, например узнавать в цирке льва и тигра, которых ребенок раньше видел только на картинке.
Слово кйк раздражитель названо И. П. Павловым сигналом второй сигнальной системы. Оно составляет физиологическую основу устной и письменной речи и логического мышления человека. И. П. Павлов подчеркивал, что сила слова как «сигнала сигналов» — в его непосредственной связи с чувственно воспринимаемыми раздражителями, т. е. с сигналами первой сигнальной системы. За каждым словом человек «должен разуметь действительность».
Исследования физиологов (О. П. Капустник, Н. Трауготт, И. Смоленская, Н. И. Красногорский, М. М. Кольцова) и психологов (А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин, А. А. Люблинская) показывают, что:
а) связи на словесные сигналы образуются во много раз быстрее, чем на действие непосредственных раздражителей;
б) образовавшиеся связи на слово оказываются более прочными;
в) после угашения речевые ассоциации восстанавливаются значительно легче и скорее, чем первосигнальные;
г) освоение ребенком речи, которое особенно бурно совершается в преддошколь ном возрасте, резко изменяет все взаимоотношения ребенка с окружающим его миром.
Подчиняясь указаниям и требованиям старших, выполняя их поручения и подражая им, ребенок все больше начинает управлять своими действиями, своим поведением. Меняется и протекание познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, в которые непременно включаются речевые сигналы. Овладевая своей психической деятельностью, ребенок осваивает процессы целенаправленного наблюдения, произвольного запоминания и припоминания, логического мышления, волевого действия. Освоение речи и быстро нарастающий практический опыт приводят к расширению возможности обобщения, предвидения и переноса уже освоенного понятия или действия в новые условия.
6. Образование, сохранение, угасание и восстановление нервных связей определяются соотношением процессов возбуждения и торможения. Взаимодействие этих основных процессов, раскрытое Н. Е. Введенским, И. М. Сеченовым, И. П. Павловым, позволяет понять физиологическую основу психических явлений. Раздражение и торможение являются не двумя обособленными процессами, а представляют собой две стадии единого нервного процесса, переходящие друг в друга через ряд фаз. Раздражение, действующее на какую-либо группу нервных клеток, вызывает вначале широкое распространение возбуждения, которое захватывает множество нервных клеток (иррадиация). Поэтому ребенок на первых порах реагирует отрицательно не только, например, на белый халат врача, но и на белую простыню, оказавшуюся в руках чужого человека (генерализация). При повторных действиях того же раздражителя нервное возбуждение все больше концентрируется (благодаря возникновению торможения в соседних нейронах). Так же иррадиирует и тормозной процесс. Степень иррадиации нервного процесса и его устойчивость зависят от уровня развития коры, оказывающей тормозящее влияние на возбуждение подкорки.
Имеются различные формы торможения.
Внешнее торможение бывает двух видов:
1) Внешнее индукционное тормооюение возникает при действии постороннего раздражителя: резкий звонок, вошедший человек тормозят выработанный у ребенка условный рефлекс. Ребенок отвлекается от еды, перестает рисовать, строить.
2) Запредельное торможение возникает при действии сверхсильного раздражителя. Вызванное им резкое возбуждение переходит в торможение: из-за сильного волнения перед выступлением на празднике ребенок забывает хорошо выученное стихотворение.
Внутреннее торможение также бывает нескольких видов:
1) Угасательное торможение возникает тогда, когда действие условного раздражителя перестает подкрепляться безусловным: мать перестала следить за поведением ребенка, и выработанная привычка мыть руки перед едой утрачивается.
2) Условное торможение. Если безразличный раздражитель предшествует действию условного сигнала, который перестал подкрепляться, этот прежде нейтральный раздражитель становится условным тормозом.
3) Запаздывающее торможение наступает тогда, когда увеличивается время между действием условного раздражителя и его безусловным подкреплением: если после звонка на урок учитель не сразу входит в класс, то дети привыкают успокаиваться лишь через несколько минут после услышанного сигнала.
4) Дифференцировочное торможение возникает на действие различных по качеству, силе или длительности однородных сигналов, когда один из них постоянно подкрепляется, а другие не подкрепляются. Всякое различение (дифференцировка) явлений: цветовых оттенков, звуков по силе, длительности, высоте, тембру, различение фонематических звуков человеческой речи, так же как и осуществление разных движений разными пальцами руки, кисти, обеспечивает все более тонкое и точное уравновешивание организма со средой.
7. Новейшие исследования Н. А. Бернштейна, П. К. Анохина, углубившие выводы, сделанные И. М. Сеченовым, показали, что рефлекторная деятельность организма осуществляется не по схеме рефлекторной дуги, а по схеме кольца. Отвечая на раздражение, организм получает сведения о результатах своей реакции, о степени ее результативности. Такая обратная афферентация, или обратная связь, позволяет высшим животным отбирать наиболее целесообразные для их существования реакции. Те, которые оказались бесполезными или, тем более, вредными для организма, не повторяются. Удачные реакции закрепляются в виде известного предвидения, готовности организма ответить наиболее целесообразным движением на определенный тип воздействий. Так, четырехлетний ребенок, увидев приближающуюся к нему собаку, предусмотрительно переходит на другую сторону дороги. Школьник, снимая горячую кастрюльку с плиты, заранее берет тряпку — он предупреждает возможность ожога. Обратная связь дает ключ к пониманию нервных механизмов многих психических проявлений ребенка, таких, например, как разные формы самостоятельности, инициативы. Приобретаемый ребенком опыт, освоенные знания, навыки, умения, пережитые чувства составляют те внутренние условия, которые опосредуют действие каждого раздражителя.
Признание вмешательства прежнего опыта в каждый отдельный акт взаимодействия ребенка со средой и естественнонаучное его обоснование — величайшее завоевание советского естествознания и психологии.
8. Когда на ребенка в течение длительного времени действуют в определенном порядке одни и те же раздражители, на которые он отвечает одинаковыми реакциями, в коре мозга благодаря систематичности его работы образуются определенные сочетания очагов возбуждения и торможения, регулярно сменяющие друг друга. Так создается физиологическая основа, динамический стереотип, или подвижное постоянство положительных и отрицательных условных рефлексов. Когда ребенка кормят всегда в одно и то же время, когда от него всегда требуют поблагодарить товарища за оказанную помощь, у него вырабатываются положительные привычки. В их основе лежит образующийся стереотип (постоянство) поведения. Благодаря многократным повторениям система нервных связей упрочивается, стереотип закрепляется, все с меньшим трудом организм осуществляет нужную реакцию. Однако И. П. Павлов подчеркивал, что образующийся стереотип должен быть динамическим, т. е. подвижным, чтобы животное могло гибко приспосабливаться к постоянно колеблющейся среде.
В обучении и воспитании детей выработка таких динамических стереотипов (привычек) имеет огромное значение. Ясно, что, если выработанные системы нервных связей не закрепляются и их «практикование» (И. П. Павлов) прекращается, стереотип разрушается, причем тем скорее, чем менее прочным он оказался.
Однако учение о высшей нервной деятельности не может объяснить, как возникают хорошие и дурные качества человека, почему одни знания ребенок усваивает легко и сохраняет их долго, а другие выветриваются у него сразу после заучивания материала. Эти вопросы решаются при изучении процесса развития ребенка, которое совершается в условиях обучения и воспитания.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +