Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Причина развития детей, живущих в разных условиях и в разные исторические эпохи, одна и та же — взаимодействие со средой. Однако условия развития ребенка в капиталистическом обществе существенно отличны от тех условий, в которых совершается развитие подрастающего человека — гражданина социалистического общества. Естественно, что и результаты всей образовательно-воспитательной работы педагогов, семьи, всей общественности будут разными. В Советской стране воспитание тесно связано с задачами построения коммунистического общества, с формированием гармонично развитой, высокоидейной личности.
Для достижения успеха необходимо знать, при каких условиях воспитание будет развивающим, т. е. даст ожидаемые результаты. При всей сложности процессов общения и многообразии индивидуальных различий, существующих как среди взрослых, так и среди детей, все же можно выделить те общие условия, которые делают обучение и воспитание детей развивающими.
Отбор идейно-ценного содержания активной деятельности ребенка и общения с ним взрослых. Это те конкретные понятия, оценки, вещи, их образы, которые являются предметом познания ребенка. Этот материал усваивается им в любой его деятельности, в его повседневном общении со взрослыми и сверстниками. В содержание деятельности и общения включаются идеи, которыми живут окружающие люди; моральные и эстетические оценки, которыми бни руководствуются; игрушки, с которыми ребенок играет; книги, которые он читает; кинофильмы, которые он смотрит. В содержание общения включаются, конечно, и сами люди, окружающие ребенка: родители, воспитатели, товарищи, гражданское лицо которых определяют их поступки, оценочные суждения и весь образ их мыслей.
Взрослый для ребенка с первых лет его жизни — наиболее «сильный раздражитель». Он определяет содержание и специфику общения с ним ребенка и различные виды деятельности детей. Особое значение имеют правила, требования, которые предъявляют взрослые детям. Чему ребенок должен подчиняться? Единство требований, предъявляемых взрослыми ребенку, постоянство этих требований и обязательность их выполнения детьми — путь формирования стереотипов поведения, путь выработки полезных привычек и необходимых навыков. Всякое нарушение правила, его безосновательная отмена воспитателем мешают формированию стереотипа или разрушают уже сложившееся постоянство поведения детей.
Контроль за действиями ребенка. Контролю подлежат не только те действия, переживания, которые являются прямой реакцией ребенка на воздействие взрослого, на прочитанную книгу. Контролировать необходимо и поступки, суждения, интересы, появляющиеся иногда как будто беспричинно, неожиданно для воспитателя.
Внимательно наблюдая за поведением ребенка, педагог имеет возможность проверить результативность тех образовательно-
воспитательных воздействий, которые он использовал. Чем младше ребенок, тем непосредственнее он выражает свои переживания, желания, симпатии или неприязнь к кому-либо. Старшие дети порой намеренно тормозят проявления своих чувств, желаний, иногда маскируют свои истинные намерения и отношения, желая их скрыть от посторонних. Нежную привязанность к матери подросток нередко скрывает под маской нарочитой грубости и безразличия. Однако рано или поздно его истинные переживания, понятия и намерения обнаруживаются в его действиях, поступках, речи.
Воспитатель стремится найти причину таких переживаний ребенка. Однако, поскольку на ребенка обычно действует одновременно не один раздражитель, а целый пучок, или «залп», воздействий, причиной какого-то конкретного поступка ребенка может быть не один ясно видимый факт, а вся система воздействий. Влияние их можно тем яснее обнаружить, чем более далеко «в глубь времени» может быть прослежена история их возникновения.
Закрепление знаний и умений. Образующиеся в коре мозга ребенка нервные связи должны быть упрочены. Для этого при-обретаемыезнания или осваиваемые навыки и способы действия требуют повторения одних и тех же воздействий и одинаковых ответов на них. Однако, в отличие от дрессировки животного, развивающее воспитание требует такого освоения ребенком знаний, навыков, умений, при котором он сумеет в будущем самостоятельно применять их в новых и самых различных условиях и обстоятельствах. Для достижения этой цели педагог намеренно изменяет условия и некоторые виды заданий, даваемых детям: ставит перед ними задачи в новых формах, вызывая на самостоятельное применение заученного содержания и методов действия. Стремясь, например, развить речь детей в процессе восприятия ими картин, педагог меняет их содержание, жанр, сложность. Однако сохраняются общие требования к умению наблюдать, рассматривать картину и связно, грамотно передавать ее содержание.
Таким образом, повторение — это не только закрепление прежде воспринятого материала, но, и его более глубокое освоение путем применения известных понятий, законов, правил в работе с ранее неизвестным содержанием, в разнообразных условиях.
Дополнительные воздействия на детей. Огромную роль играет также и отбор подкреплений, т.- е. тех способов дополнительного воздействия на детей, которые делают требования взрослых действующими стимулами. Так вырабатывается у грудного ребенка рефлекс на время. Для более старших детей таким подкреплением их учебной деятельности служат отметки и различные меры воздействия: похвала, наказание, упрек, награда, общественное признание или осуждение, которые с возрастом приобретают все большее и большее значение для детей. Бывает, конечно, и так, что подкрепление не обеспечивает ожидаемой реакции ребенка: шалуна наказали, посадили за отдельный стол, а ему совсем не стыдно, он весело смеется, гримасничает и чувствует себя героем. Значит, выбранное взрослыми подкрепление «не сработало», оно оказалось недействующим. Недействующими подкреплениями могут стать слишком часто применяемые и слишком строгие наказания или, наоборот, слишком частая и не всегда заслуженная похвала, частые подарки, поощрения, которые в конце концов теряют свою побудительную силу. Руководство активностью ребенка затрудняется. Нельзя применять недействующие подкрепления. Если они не действуют, необходимо искать другие, более эффективные формы побуждения ребенка к совершению хороших поступков, к самообладанию, к усилию.
Повышение требований к детям. Необходимо систематически усложнять и повышать требования к детям, так как только при этом условии может быть обеспечено действительное развитие ребенка. Заниженные требования, на которые ребенок легко отвечает знакомыми ему трафаретными действиями, формулировками, решениями, не обеспечивают его развития. Они только закрепляют уже ранее приобретенные знания и освоенные умения. Чтобы ребенок сделал шаг по пути развития, даваемое взрослым новое задание должно быть чуть-чуть сложнее, чем то, на которое ребенок уже отвечает легко, т. е. нужна ориентировка, по определению Л. С. Выготского, на «зону ближайшего развития». Прилагая усилие для того, чтобы выполнить новое, несколько более трудное задание, ребенок преодолевает достигнутый им уровень развития, делает шаг вперед. Переход от решения простых задач с помощью взрослого к самостоятельной и успешной работе над трудными заданиями, от подражательных или исполнительных действий к самостоятельному отбору и применению известных знаний и способов действия есть условие развития ребенка.
Одним из наиболее ценных результатов развития является повышение уровня (меры) обучаемости ребенка, что обеспечивает новые, лучшие перспективы его дальнейшего развития. В процессе выполнения регулярно нарастающих требований обостряется восприимчивость ребенка; повышается умение избирательно и подвижно использовать прежде полученные знания и самостоятельно ориентироваться в новой задаче; легче и с большей обоснованностью определяется собственная позиция ребенка в каждом конкретном случае. Отсутствие возрастающих по сложности требований задерживает ребенка на достигнутом им уровне развития. Равнение педагога на свойственные конкретному ребенку, целой группе или классу слабости неизбежно пагубно сказывается на дальнейшем развитии этих детей. В этих случаях рано или поздно наступает обратное развитие, регресс,— ребенок теряет то, что уже приобрел. Повышение требований не означает постоянную их смену. Может быть повышено требование в отношении скорости выполнения действия или качества решения задачи, степени самостоятельности ребенка, применения нового, более совершенного метода выполнения задания.
В настоящее время система требований лучше разработана в теории обучения (дидактике), чем в теории воспитания. Естественно, что и руководство развитием детей в учебной деятельности оказывается более систематичным и плодотворным, чем руководство их поведением.
Побуждения к деятельности. Для того чтобы ребенок сделал усилие, необходимое для выполнения более сложных требований, воспитатели побуждают его к этому усилию. Побуждениями могут быть разные мотивы: соревнование, желание получить высокую отметку, похвала или угроза наказания, честолюбие, стремление оправдать оказанное доверие, личное притязание или требование коллектива и многие другие. Одни и те же мотивы имеют неодинаковую побудительную силу для разных детей, при различно сложившихся у них отношениях к школе, pov дителям, учителю, товарищам.
Хорошо зная каждого своего воспитанника, педагог стремится так воздействовать на каждого ребенка, чтобы вызвать нужное поведение (переживание, мысль).
Необходимо систематически обучать ребенка тем способам и приемам действия, которые позволяют быстро, красиво и успешно выполнить предложенное задание. Другие условия. Огромное значение для развития ребенка имеет целая система более частных условий, которые могут быть включены в общее требование индивидуального подхода к детям.
Под индивидуальным подходом понимается учет места и времени, наиболее благоприятного для вызова нужной реакции ребенка на оказанное воздействие и для мобилизации его активности; отбор подкреплений, наиболее эффективных для каждого ребенка в конкретной ситуации его обучения и деятельности. Так, беседа о проступке ребенка будет иметь разный эффект в зависимости от того, когда, кем и в каких условиях она проведена.
Различной должна быть и мера воздействия на ребенка, которая зависит в первую очередь от типологических особенностей, т. е. от силы, степени возбудимости и уравновешенности нервных процессов ребенка, от уровня его воспитанности. Различной должна быть и доза воздействий, т. е. сила того напряжения, которого требует от ребенка решение задачи, поставленной педагогом, длительность этого напряжения, специфика, количество, частота и сила подкреплений, которыми это напряжение может быть поддержано.
Разнообразие характера детей даже трех-, пятилетнего возраста вполне отчетливо обнаруживается в том, насколько различно они воспринимают одни и те же воздействия взрослых, как реагируют на прослушанную сказку, просмотренный кинофильм, полученное замечание. То, что у одного ребенка вызывает бурный протест, слезы и огорчение, оставляет другого совершенно равнодушным.
Чтобы руководить активностью детей, опытный и чуткий воспитатель, как хороший врач, определяет состав и дозу наиболее эффективных для развития каждого конкретного ребенка воздействий, наиболее перспективный режим его деятельности и общения с окружающими людьми, взрослыми и сверстниками.
Индивидуальный подход к детям предусматривает и использование той системы отношений, которая уже сложилась между ребенком (или группой, классом) и данными взрослыми: воспитательницей или учительницей в саду и школе, бабушкой, папой или мамой в семье.
Искусство воспитателя и состоит в такой организации оказываемых на ребенка воздействий, которая обеспечивала бы формирование и закрепление наиболее перспективных, положительных черт его личности.
Итак, успех воспитания достигается: 1) отбором положительных воздействий и подкреплений; 2) контролем за действиями (переживаниями, суждениями) ребенка, являющимися как ответными реакциями на непосредственные воздействия взрослых, так и проявлением его собственной активности и творческой инициативы; 3) постоянным и систематическим повышением требований к детям; 4) отбором эффективных побуждений к их выполнению, обучением способу действия и подкреплением; у 5) индивидуальной дозировкой всех оказываемых на ребенка т воздействий с учетом его состояния в данный момент, прошлого опыта и сложившихся отношений с конкретными людьми, окружающими ребенка.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.