Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Активность ребенка


Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Благодаря активности детей, выступающей в разных видах и формах, процесс воздействия среды на ребенка превращается в сложный двусторонний процесс взаимодействия подрастающего человека с окружающей средой. Этот сложный процесс и является причиной развития ребенка (А. Н. Леонтьев, Г. С. Костюк, А. А. Люблинская, А. В. Запорожец и др.).
Ребенок усваивает знания, опыт, добытый многими поколениями людей, живших до него. Он должен освоить множество понятий, которые уже сложились в опыте людей. Эти знания ребенок получает в готовом виде либо непосредственно от старших, либо из книг, через посредство искусства и культуры. Ребенок усваивает и законы, правила, оценочные суждения, которым вынужден подчиняться и которыми научается пользоваться в своей собственной практике. Так, усвоение опыта взрослых становится в то же время процессом накопления ребенком собственного индивидуального опыта. В этом процессе ребенок овладевает многими приемами и способами действия: он научается умываться и писать, шить и решать задачи, рассуждать и доказывать.
Однако сам процесс передачи опыта и его усвоение ребенком нельзя представлять себе упрощенно. Ребенок с первых дней своего существования попадает в сложные и изменчивые отношения со средой. И чем старше он делается, чем обширнее, богаче становится его собственный опыт, тем все более сложными, запутанными и порой противоречивыми оказываются его отношения с миром людей. Причина этого заключается в том, что ребенок с самого начала является активным членом ближайшей к нему среды. Он сам воздействует на взрослых, выражая свои желания, свои потребности и интересы. Он очень рано начинает избирательно относиться к разным людям, игрушкам, пище. Его темпераментные особенности выступают в том, к а к он реагирует на требования старших, как радуется и огорчается, как переживает огорчения и наказания, как долго помнит обиду и похвалу, как быстро устанавливает контакт с товарищами и во многом, многом другом.
Кроме определившихся индивидуальных особенностей, на взаимодействия ребенка со средой оказывает большое влияние его общее эмоциональное состояние в конкретный момент общения со взрослым. Расстроенный или радостно возбужденный ребенок «не слышит» требования взрослого, а иногда совершенно неожиданно для воспитателя отвечает на его слова бурными слезами, плачем, даже грубостью.
Сложность взаимодействия ребенка со средой усугубляется и тем, что для него совершенно небезразлично, кто говорит с ним, кто предъявляет требования, кто наказывает или обучает. Папа говорит спокойным, ровным голосом, и мальчик немедленно выполняет его требования. Бабушка настаивает на том же, но она кричит, сердится или обещает дать что-то вкусное, но мальчик не обращает на ее слова никакого внимания. Они оказываются недействующими разражителями. Один учитель имеет авторитет у школьников, и они слушаются его с полуслова; требования другого для них необязательны.
Значит, воздействие взрослого вовсе не вызывает со стороны даже одного и того же ребенка однотипную, всегда заранее предусмотренную воспитателем реакцию. Тем более разнообразны реакции разных детей на одни и те же воздействия, которые оказывают на них даже одни и те же воспитатели или учителя. С каждым из них у каждого ребенка уже сложился известный тип (или стиль) отношений. Поэтому одно и то же, казалось бы, воздействие, падая на разную почву, вызывает неодинаковую реакцию ребенка. «Внешнее действует всегда через внутренние условия» (С. Л. Рубинштейн). Если принять во внимание и изменчивые состояния взрослых, станет ясно, что одни и те же требования к детям, рассказы о чем-то, оценки действий детей имеют в разное время совершенно разную силу воздействия на них.
Необычайная сложность взаимодействия ребенка со средой усиливается тем, что с первых лет своей жизни ребенок проявляет себя как активный субъект, не только отвечающий на падающие на него раздражения, но и воздействующий на свою среду и на себя самого. При этом нельзя забывать, что с каждым днем жизни роль этого фактора (активности) резко повышается.
Особенно велика роль активной деятельности человека в процессе познания окружающего мира. В этой области огромные достижения принадлежат советской психологии.
Исследования А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, А. А. Люблинской показали, что активность ребенка выступает не только в его играх, труде или на физкультурных занятиях. Она играет существенную роль в любом познавательном процессе и имеет различные формы, проходит на различных уровнях, но всегда является одним из решающих условий любой деятельности ребенка и его развития в целом.
Игнорирование роли активности ребенка в его развитии является одной из причин того тупика, в который зашла западная психология в решении вопроса о факторах и причинах развития. Между тем вне активности ребенка нет его общения со средой, а вне общения нет развития. При этом значение, формы и характер активности, ее роль в развитии ребенка изменяются с каждым днем жизни подрастающего человека.
Активность ребенка выражена в его действиях. Быть активным — значит находиться в деятельном состоянии. На ранних ступенях развития, даже во внутриутробном периоде жизни, активность зародыша проявляется в его движениях, которые имеют безусловнорефлекторный, непроизвольный характер. После рождения эти движения изменяются благодаря образованию многочисленных условнорефлекторных связей. Так, в процессе многократных упражнений несогласованные вначале движения обоих глаз становятся координированными и направляются на фиксацию воспринимаемого предмета. Руки тянутся к предмету и научаются схватывать его. Ребенок все чаще манипулирует предметами, а к концу года сам передвигается по направлению к игрушке, поднимает ее, бросает, подражая взрослым, баюкает куклу, возит автомобиль. Так возникает игра.
Активность ребенка преддошкольного возраста выражена в том, что он усваивает многие показанные ему действия. В результате научения ребенок осваивает множество навыков и к трем годам уже умеет умываться, самостоятельно есть, одеваться. Дошкольник умеет дежурить в своей групповой комнате и в уголке живой природы. Он считает карандаши и ложки, рассматривает картину, рисует по замыслу, лепит, рассказывает, спрашивает, рассуждает.
Активность шести-, семилетнего ребенка приобретает организованный и чрезвычайно разнообразный характер. Она все больше включает в себя активность мыслительную. Ребенок, поступающий в школу, проявляет свою активность в планировании будущего трудового дела, своего рисунка и т. д. Активность ребенка ярко выражена в его рассуждениях, спорах, вопросах, с которыми он обращается не только ко взрослым, но и к книгам, и к самому себе.
Развитие активности ребенка может быть прослежено по следующим линиям:
1. Реактивные действия, которыми младенец отвечает на воздействие какого-то конкретного раздражителя (в том числе и на словесный приказ взрослого), становятся все более произвольными, какие-то действия тормозятся, какие-то осуществляются, выражая нарастающие желания и потребности самого ребенка. Активность приобретает творческий характер.
2. Простые одноактные движения — отдергивание ноги, крик, поворот головы — превращаются под влиянием системы обучения, показа, подражания в сложную по структуре систему целенаправленных действий с предметами (всовьтание, завязывание, складывание и т. д.), а затем в целую сложную деятельность: игру, наблюдения за животными, учебную работу, рисование. Эта деятельность подчинена определенным мотивам и направлена на определенную цель. Она принимает все более организованный и управляемый характер.
3. По мере овладения речью активность ребенка приобретает интеллектуальный характер и включает обдумывание будущей постройки, замысел игры, поиски путей для выполнения трудового поручения и т. п. К концу дошкольного возраста активность ребенка уже может принимать формы чисто мыслительной деятельности.
4. На всех ступенях развития активность ребенка выражена:
а) в подражательных действиях (словах, играх, манере поведения);
б) в исполнительных действиях, когда ребенок, подчиняясь требованиям взрослого, совершает нужные движения и действия,— таким путем вырабатываются навыки;
в) в самостоятельных действиях, когда ребенок встречается с новыми предметами, ощупывает их, перебирает, бросает, обсасывает. Основой этих произвольных самостоятельных действий является могучий исследовательский (ориентировочный) рефлекс «что такое?» С освоением речи этот исследовательский рефлекс проявляется в многочисленных вопросах, с которыми ребенок обращается к взрослым.
Все чаще дети прибегают и к практическим пробам: они экспериментируют, пытаясь найти ответ на все то, что для них непонятно и удивительно. Начиная с середины дошкольного возраста дети с удовольствием занимаются «опытами»: они пересыпают, переливают, смешивают самые неожиданные для взрослого материалы — зубной порошок и чернила, сапожную ваксу и пластилин. Старшие любят разбирать и конструировать простые механизмы: будильник, радио, наушники. Дети пытаются сочинять стихи, выдумывают какие-то удивительные истории... Активность шести-, семилетних детей приобретает творческий характер. Она проявляется в самостоятельных инициативных действиях.
5. Активность детей рано направляется на взрослого, вызывая с его стороны обратное воздействие на ребенка. Малыш относится к старшим сначала чисто потребительски. Ждет от них помощи во всем: в устранении голода, боли, достижении результатов в постройке, игре. Однако в процессе развития это отношение меняется. Для дошкольника, а еще больше для школьника взрослый становится источником знаний, всезнающим и справедливым судьей всего, что происходит вокруг. Ребенок ждет его суждений и оценок, пытается их вызвать и, ориентируясь на них, нередко намеренно нарушает правила, ожидая ответных действий со стороны взрослого, вступает в споры с товарищами, дразнит их, шалит, поступает по-своему.
6. Начиная с преддошкольного возраста ребенок учится направлять свою активность на самосовершенствование, самовоспитание. Поставленная и желаемая цель побуждает ребенка к усилиям. Все чаще и настойчивее он добивается, чтобы его признали достойным участником разных игр, соревнований.
На всех ступенях возрастного развития проявляются различные виды активности ребенка, однако содержание каждого из них, роль в общем процессе развития и место среди других форм активности ребенка существенно меняются.
Если преддошкольник подражает прежде всего действиям конкретного, близкого человека — мамы, воспитательницы, то школьник подражает не только действиям, но и суждениям, манере разговаривать тех людей, которых он считает выдающимися. При этом у старших школьников образ конкретного человека принимает обобщенную форму. То же происходит и с исполнительными действиями. Трех-, четырехлетние дети осваивают много простых действий, которые закрепляются многократными повторениями и на протяжении дошкольного возраста превращаются в навыки. Младшие школьники осваивают более сложные спортивные, учебные и подлинно трудовые разнообразные действия, овладевают навыками выпиливания, письма, аппликации, моделирования. Осваиваемые действия ребенок все более подчиняет поставленной задаче, обдумывает их и критически оценивает.
Индивидуальные различия в активности накладывают отпечаток на все взаимоотношения ребенка с другими людьми.
Одни лишь темпераментные особенности, т. е. степень силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов, являясь врожденными, заметно влияют на общение ребенка с окружающими. Возбудимый, неуравновешенный ребенок при прочих равных условиях получает от взрослых больше замечаний, наказаний, чем ребенок спокойного и уравновешенного типа нервной системы. Даже болезни ребенка, особенно если они часто повторяются, оказывают определенное влияние на содержание и характер общения с ним взрослых людей. Если хронические ангины, астма или сердечная недостаточность не влияют непосредственно на психическое развитие ребенка, то они обязательно сказываются на его образе жизни, а тем самым и на всем содержании и характере его активности, на взаимодействии его с окружающими людьми. Таким образом, ребенок всегда участвует как активный деятель в общении со взрослыми людьми.
Чем старше становится ребенок, тем большим оказывается его опыт, тем шире и разнообразнее проявляется его самостоятельность и инициатива, которые оказывают все более заметное влияние на содержание и особенности общения ребенка со средой. Признав общение, или взаимодействие, ребенка с окружающим миром одной из причин психического развития и диалектически подходя к проблеме (т. е. понимая действия каждого фактора и условия в системе целостной жизни ребенка), исследователи могут успешно раскрыть законы психического развития подрастающего человека.
Наследственность определяет наиболее благоприятный для развития ребенка тип взаимодействия со средой. Воспитание есть организация этого взаимодействия с целью всестороннего развития молодого человека. Факторы эти не могут противопоставляться друг другу. Вне общения на ребенка не может оказывать влияние ни наследственность, ни среда. Функциональное понимание каждого фактора снимает те противоречия, которые искусственно устанавливали ученые, неправильно понимая природу и действие каждого из них.
Формирующая роль среды осуществляется исключительно через ее взаимодействие с ребенком. Организация этого взаимодействия, т. е. всех видов и форм общения ребенка со взрослыми и сверстниками на разных ступенях его развития, есть педагогическая деятельность взрослых, т. е. осуществляемая ими система обучения и воспитания.
Благодаря активности ребенка в его поведении, интересах, суждениях выявляются черты, которые взялись как будто неизвестно откуда. В то же время далеко не все то, чего хочет достичь воспитатель, формируется у его воспитанника.
Сложность, изменчивость и глубокая, внутренняя противоречивость — характерные особенности процесса взаимодействия ребенка со средой.
Развитие ребенка — процесс, насыщенный противоречиями, которые разрешаются путем совершенствования психических качеств развивающейся личности.
Чтобы успешно управлять сложным и противоречивым процессом развития ребенка, необходимо, используя законы высшей нервной деятельности человека, законы психологии и педагогики, создавать такие условия, при которых воспитание и обучение становятся развивающими.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +