Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Каково взаимодействие обоих факторов: наследственности и среды? Роковой ошибкой метафизической психологии во всех ее видах и вариантах является рассмотрение каждого фактора развития ребенка как обособленно существующего, действующего одним своим присутствием либо только извне (среда), либо только изнутри организма ребенка (наследственность). Этим двум факторам противопоставляется третья сила — воспитание (или обучение). Так возникают те трудные вопросы, которые не могут решить психологи-идеалисты и бихевиористы. Они спорят о том, какое влияние сильнее — наследственность или воспитание, среда или процессы естественного созревания организма, обучение или среда, окружающая ребенка.
Проблеме обучения посвящено много работ советских и современных зарубежных психологов. Возможностям раннего научения посвящены работы Н. И. Касаткина, Б. Н. Клоссовского и Е. Н. Космарской, М. Ю. Кистяковской, Я. Котаскова, Р. Заззо, Д. Креча, А. Саммероффа, Дж. Канциани и Э. Ди-Фиоре, Р. Фантца, Л. Лижита и др. Ценность таких исследований заключается в том, что они показывают огромные возможности изменения естественно протекающего процесса созревания тех или других анатомо-физиологических систем у детей: ранние сроки овладения младенцами речью и движениями и возможность их перестройки в результате специально организованных упражнений.
Положительная роль обучения в умственном развитии доказана многими советскими исследователями (Г. С. Костюк, Н. А. Менчинская, П. Я. Гальперин, А. А. Люблинская, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов).
Вопрос о соотношении воспитания и развития ребенка разными учеными решается по-разному. Представители педологии, рассматривая развитие как процесс, совершающийся спонтанно, путем самодвижения личности, утверждали, что воспитание следует за развитием, «плетется в хвосте развития». На этой позиции стоят Ж. Пиаже и Б. Инельдер, которые считают, что развитие ребенка — это процесс, имеющий определенные собственные, от воли людей не зависящие внутренние закономерности. Учитель должен считаться с тем уровнем, которого достиг ребенок в процессе своего естественного развития (т. е. созревания), и строить обучение в соответствии с этим уровнем.
Иначе решают этот вопрос представители бихевиоризма. Рассматривая развитие как результат научения, последователи крупнейших бихевиористов Э. Торндайка и Д. Уотсона отождествляют воспитание и развитие.
Л. С. Выготский показал ведущую роль обучения и воспитания, которые должны «забегать вперед развития и подтягивать развитие за собой». В этом понимании существенно то, что ведущим объявляется процесс воздействия взрослых на ребенка, процесс его обучения и воспитания старшими. Развитие есть функция, результат обучения. Однако развитие будет эффективным только в том случае, если обучение ориентируется на «зону ближайшего развития» ребенка. Это положение имеет исключительно важное значение. Выдвинув его, Выготский подчеркнул, что, хотя ведущую роль играют воспитание и обучение, они не могут ставить перед ребенком таких задач, предъявлять к детям таких требований, которые им еще не доступны, не соответствуют уровню их развития. Поэтому, зная, что ребенок сегодня может выполнить еще с помощью взрослого, а завтра — самостоятельно, учитель, воспитатель в своих требованиях ориентируется на завтрашний день развития ребенка. Такой учет достигнутого ребенком уровня развития и вместе с тем ориентировка на зону его ближайших, «завтрашних», возможностей являются чрезвычайно перспективными, так как не только показывают более правильно взаимоотношения воспитания и развития, но и подчеркивают ведущую роль воздействия взрослых. Такое объяснение дает непосредственный выход теории в практику, направляя учителей и воспитателей на руководство развитием детей. Несмотря на то что у Выготского оба процесса — воспитание и развитие — оказались разделенными, идущими как будто параллельно, его теоретические взгляды на соотношение воспитания и развития оказались весьма прогрессивными. Они были восприняты не только советскими, но и многими передовыми зарубежными психологами (Г. Д. Пирьов, Э. Флэшнер и др.). В последующую разработку этой проблемы внес новые уточнения советский психолог С. Л. Рубинштейн. Он показал, что воспитание и развитие являются двумя сторонами единого процесса. Ребенок не обучается и развивается, но развивается, воспитываясь и обучаясь. В этом сложном процессе выступает новый фактор — активность самого ребенка.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.