Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Отрицая решающую роль наследственности в психическом развитии подрастающего человека, прогрессивные русские педагоги давно и настойчиво подчеркивали решающую роль среды. Еще А. Н. Радищев, а позже В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов и К. Д. Ушинский решительно утверждали, что ребенок не рождается умным или глупым, добрым или жестоким, но становится таковым под воздействием той среды, в которой он живет.
В. Штерн, один из крупнейших детских психологов Германии 20-х годов, выдвинул теорию конвергенции, согласно которой на развитие ребенка, с одной стороны, действует фактор биологический, обеспечивающий вызревание унаследованных способностей и черт характера, с другой стороны, влияет и внешняя среда, т. е. ближайшее окружение ребенка. Две линии развития где-то скрещиваются, т. е. происходит конвергенция К Аналогичную позицию в этом вопросе занимает один из крупнейших представителей современной передовой французской психологии Ж. Пиаже. Считая, что развитие ребенка подчинено внутренним законам, присущим самому этому процессу, Пиаже признает, что на ход развития оказывает влияние и социальная среда, в которой живет ребенок. Однако среда есть лишь условие, обеспечивающее действие биологического фактора, т. е. созревания. Такое признание еще не дает удовлетворительного решения этого трудного вопроса, поскольку остается нераскрытым, в чем же и как сказывается влияние среды и каково взаимодействие этого фактора с влиянием наследственности и воспитания.
Многие зарубежные психологи (например, Е. Мишо) сами видят тот тупик, в который они зашли в своих попытках построить теорию развития путем определения роли каждого фактора в отдельности. Противопоставление законов естественного развития ребенка его воспитанию, воздействию среды делает вообще неразрешимым вопрос о законах развития детей и о роли разных факторов в этом процессе. Такое положение характерно для антидиалектического подхода к науке.
Принципиально иначе подходят к обсуждению данной проблемы советские психологи. Они опираются не только на основные законы исторического материализма, но и на данные передового естествознания.
Современная биологическая наука утверждает, что организм и окружающая его среда составляют единство. В понятие среды включается вся совокупность условий, в которых совершается развитие организма. Но влияние различных условий на развитие организма в разное время его жизни неодинаково. Это особенно отчетливо обнаруживается при изучении развития ребенка, которое совершается в природной и социальной среде.
Природная среда. Природную среду составляют климат, растительность, географические условия. Влияет ли природная среда на развитие ребенка? Бесспорно, обмен веществ у ребенка, живущего в жарком степном краю, отличен от обмена веществ у ребенка, живущего где-нибудь на Крайнем Севере или у моря. Дети, живущие в полосе густых лесов, иначе питаются, дышат иным воздухом, чем дети, живущие в степях, лишенных богатой растительности. Значит, природная среда влияет на развитие ребенка как организма. Но может ли природная среда непосредственно и прямо влиять на формирование ребенка как личности?
Ведь идеи, интересы, ум, чувства не зависят непосредственно от температуры воздуха, от рельефа местности или ее растительности! И все же природная среда не является совершенно безразличной в процессе развития ребенка. Она оказывает на психику ребенка косвенное, опосредованное влияние прежде всего через образ жизни, через труд взрослых. Известно, что дети охотников играют не в те игры, в которые играют дети шахтеров. Дети рыбаков знают и интересуются теми сторонами жизни, которые совсем незнакомы детям заводских рабочих, живущих в большом городе. Круг их знаний совершенно различен. Привычки, направленность их интересов, традиции, обычаи также различны, поскольку они отражают ту жизнь, которую ведут окружающие их люди в конкретных условиях природной среды.
Таким образом, природная среда становится фактором развития ребенка, действуя, однако, только через среду социальную, через общественную, трудовую деятельность людей.
Социальная среда. Наибольшее значение для развития ребенка имеет, конечно, среда социальная. Многочисленные жизненные факты доказывают, что вне человеческого общества младенец не может стать настоящим, развитым человеком (случаи жизни детей в логовах диких зверей, дети-звери и др.).
Человеческая среда не представляет собой чего-то однородного и постоянного (как среда географическая, природная). Она очень сложна, изменчива и разнохарактерна.
Среда, в которой живет каждый ребенок, имеет не одну, а несколько зон (поясов, слоев). Наиболее близкой и самой первой зоной является среда семейная. Более широкую среду составляют товарищи, воспитатели, с которыми ребенок встречается порой уже в преддошколыюм возрасте. Еще шире и обычно не так близка ребенку среда взрослых малознакомых людей, родственников, соседей. Наконец, самой широкой является вся общественная среда. Она действует не только непосредственно, примерами поведения, рассуждениями отдельных людей. Ее воздействие осуществляется главным образом через книги и газеты, радио, кино, телевидение, через установленные в обществе законы, правила и обычаи, через требования и оценки морали, эстетики.
В общественной среде воспитывающее влияние оказывает не только настоящее, но и факты, идеи, события прошлого (история народа), а также будущее. Общественная среда имеет и более близкую к ребенку зону, и более далекую. Последняя включает политику, науку, искусство, историю, философию.
В социальную среду включаются и предметы труда, культуры, научной и технической мысли человека (радио, телевидение и
пр.). Все они хотя и не определяют развитие ребенка, однако, бесспорно, составляют необходимую сторону его жизни, качественно ее преобразуя.
Наибольшее значение для развития психики детей имеют люди в ближайшей к ребенку среде. Для маленьких детей — это семья, для школьников — еще и коллектив педагогов и товарищей, для старших — сотрудники и руководители, товарищи по производственной, общественной деятельности, со всеми теми правилами, требованиями, оценками, которые установлены взрослыми и которым ребенок вынужден подчиняться.
Каковы особенности социальной среды как фактора развития?
Будучи частичкой, клеточкой общества, даже самая узкая социальная среда — семья имеет исторический характер, т. е. изменяется со сменой общественных формаций: семья чиновника царской России и семья современного советского служащего различны.
Ближайшая к ребенку среда (будем иметь в виду семью), являясь частным выражением общественной (широкой) среды, по-разному доносит до ребенка передовые идеи, понятия, требования, задачи, выдвигаемые обществом. Чем выше гражданское лицо непосредственных воспитателей ребенка, тем лучше перспективы развития подрастающего человека как передового члена этого общества.
Человеческая среда находится в постоянном движении и изменении. Ее изменения наиболее сильно выражаются в ближайшей к ребенку зоне и требуют от него необходимости гибко и быстро приспосабливаться к новым состояниям своей среды. Состав семьи изменяется (родился новый член семьи, умерла бабушка), происходят изменения и в образе жизни членов семьи (кто-то долго болеет, уезжает в командировку). Состояние отдельных членов семьи также меняется в зависимости от успеха или неудачи в их производственной деятельности, от состояния здоровья и складывающихся отношений с разными людьми: начальниками и сотрудниками, симпатичными и непривлекательными людьми и т. п. В связи с этим изменяется также их настроение. Раздражение уступает место благодушию, радость сменяется унынием, озабоченность — жизнерадостностью.
Семья обычно состоит из нескольких людей разного возраста, характера, темперамента. Все они находятся в разных отношениях друг к другу и к ребенку. Велики и многообразны те колебания, которые составляют повседневную атмосферу семьи.
Различные элементы жизненной среды не являются равноценными и оказывает неодинаковое влияние на ребенка в разные периоды его развития. Если на дошкольника, например, решающее влияние оказывает семейная среда, то развитие подростков в значительно большей мере определяется его товарищами, коллективом. Если на развитие ребенка в раннем периоде детства наибольшее влияние может оказывать бабушка с ее повседневной заботой о бытовых нуждах ребенка, с ее сказками и ласковой предупредительностью, то в развитии школьника значительно большую роль играет мать или отец, удовлетворяя возросшие интересы детей и разрешая новые трудные для них вопросы.
Неодинаково влияют на развитие ребенка в разные периоды его жизни и различные экономические, бытовые и социальные условия. Эта мысль, высказанная Л. С. Выготским, подтвержден на трудами ряда зарубежных психологов (Хиндлей, И. Клакенберг-Ларсен, Немчин, Марджори, Гендик).
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.