Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Факторы развития. Наследственность


Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Факторами называются те постоянно действующие обстоятельства, которые имеют существенное и даже определяющее значение в развитии изучаемого явления. Понимание природы каждого фактора и его роли в психическом развитии ребенка непосредственно связано со взглядами того или другого ученого на генезис психики.
Наиболее остро обычно обсуждается влияние биологического и социального факторов на развитие. При этом в метафизических концепциях эти факторы ошибочно противопоставляются друг другу.
Чтобы понять причины развития и определить значение каждого фактора в едином жизненном процессе, необходимо рассматривать процесс развития диалектически. Для этого следует раскрыть прежде всего понятие наследственности и среды.
Наследственность. Одним из наиболее спорных вопросов является понимание наследственности и ее значения в психическом развитии ребенка. Многие психологи прошлого (Ст. Холл, Э. Клапаред, Дж. Селли, Г. Кершенштейнер) и настоящего времени (Ш. Бюлер, Дж. Мейли, Л. Блэтц) понимают наследственность как передачу предками потомкам способностей, черт характера и интересов в готовом виде. Ребенок наследует их так же, как строение тела, черты лица или форму руки.
Используя биографии некоторых великих людей (художников, музыкантов, ученых), защитники решающей роли биологического фактора в психическом равитии ребенка утверждают, что талантливость некоторых семей, например, семьи Баха, Моцарта, Паганини, подтверждает передачу способностей старшими поколениями младшим, т. е. подтверждает влияние наследственности на развитие ребенка.
Подобные утверждения нередко подкрепляются и некоторыми статистическими данными. Совершенно очевидно, что такие доводы не имеют какой бы то ни было научной достоверности и ценности: нетрудно подобрать сотни примеров, чтобы убедиться в том, что множество высокоодаренных и даже гениальных людей не передали своему потомству даже ничтожной доли своего таланта.
Доказывая наследственную обусловленность психического развития ребенка, представители крайних реакционных направлений в педагогической и психологической науке утверждают, что способности, специфика и степень их развития передаются предками потомкам в готовом виде через кровь, через зародышевое вещество — гены; с возрастом эти способности самопроизвольно созревают, не превосходя, однако, уровня развития их у родителей.
Защитники решающей роли биологического фактора в развитии ребенка обычно ссылаются на законы наследования отдельных признаков, открытые Г. Менделем в XIX в. Действительно, глубокие исследования Менделя позволили уяснить некоторые общие законы наследования младшими поколениями отдельных свойств материнского и отцовского организмов. Однако Мендель направлял свои усилия на то, чтобы выявить лишь повторяющиеся у младших поколений признаки и свойства родительских организмов, совершенно не освещая другую сторону процесса — изменчивость этих свойств и признаков.
Для решения вопроса о роли наследственности в психическом развитии ребенка такое одностороннее освещение проблемы оказывается явно несостоятельным.
Продолжая идеи Ч. Дарвина, советские биологи (Н. И. Вавилов, И. В. Мичурин, В. Р. Вильяме и более поздние представители генетики) дают диалектико-материалистическое объяснение законам наследственности. Получив в результате длительных экспериментальных исследований огромный фактический материал по выведению новых сортов зерновых культур, фруктов, овощей и новых пород животных, тщательно изучая жизнь клетки, советские ученые убедительно доказали, что организм всегда живет как единое сложное целое. При этом организм характеризуется тем типом обмена веществ, который установился между ним и его жизненной средой. В процессе приспособления к среде — к климату, к характеру питания — на протяжении ряда поколений у организмов определенного вида вырабатывались те свойства, которые обеспечивали ему наилучшие возможности жизни и развития в этой среде. С каждым новым поколением эти свойства (морозоустойчивость плодов или их особая сочность, высокий процент жира в молоке животного) усиливались, если сохранялся тот же тип обмена веществ, то же взаимодействие организма с привычной для него средой. Если же состояние среды резко изменялось, выработанные поколениями свойства уже не обеспечивали привычного для организма типа обмена веществ и организм либо развивался плохо — болел, либо вообще погибал, если,не происходили те изменения, которых требовала изменившаяся среда его обитания.
Наследственность рассматривается современной биологией как сохраняющаяся и закрепленная несколькими поколениями способность организма «требовать» от среды определенных условий, обеспечивающих его существование.
О носителе наследственности биологи еще продолжают спорить. Однако последние исследования советских и зарубежных ученых достаточно обоснованно доказывают, что решающую роль в передаче родительских свойств потомкам играют особые белковые соединения, содержащиеся в зародышевых клетках — генах и их ядрах — хромосомах. В них закодированы те свойства организма, которые передаются по наследству. Рибонуклеиновая кислота (РНК), составляющая специальный элемент этих белковых соединений, обеспечивает известный тип обмена веществ со средой, привычной для всего рода определенных организмов. «В живом веществе клетки имеются различные химические соединения белков и нуклеиновых кислот или комплекс этих веществ, которые обладают способностью наследовать признаки и передавать их потомству».
Следовательно, согласно современной генетике, наследственность понимается как способность организма жить и развиваться в определенных условиях. Эта способность передается старшими поколениями младшим в виде определенной физико-биохимической организации. Однако поскольку среда обитания находится в состоянии постоянного колебания, каждый новый организм вынужден приспосабливаться к этим изменениям. Тем самым происходит расшатывание наследственно передаваемых черт. У молодых организмов появляются новые признаки, черты, качества.
Таким образом, наследственность не существует без изменчивости. Чем выше развитие организма, чем сложнее тип его взаимодействия со средой, тем большую роль играет изменчивость, обеспечивая его гибкое и эффективное приспособление к условиям существования.
Сложные соотношения наследственности и изменчивости особенно отчетливо выступают там, где человек, намеренно изменяя условия жизни организмов, получает возможность планомерно влиять и на унаследованные организмом свойства. Практика выведения новых видов растительных и животных организмов в соответствии с заранее поставленной целью блестяще подтверждает это.
Роль упражнения и значение деятельности организма в конкретных условиях жизни принципиально изменяют представление о наследственности как о факторе развития организма.
Результаты многовекового развития человека как субъекта труда, общения и познания каждый новорожденный имеет в готовом виде. Он получает по наследству от своих предков общее для всех людей строение скелета, внутренних и наружных органов. Его глаза и уши, руки и гортань, его туловище и мозг, его дыхательная и пищеварительная системы унаследованы. Родившиеся младенцы — это человеческие дети. Они могут научиться активно отражать мир, воздействовать на природу посредством труда. Они способны овладеть речью, приобретать опыт поколений и вступать в общение друг с другом. Конечно, нельзя отрицать и передачу по наследству некоторых более частных, родовых, или семейных, черт, таких, например, как строение лица, головы, цвета глаз, формы носа и др. Однако здесь очень отчетливо выступает сочетание наследственности и изменчивости. Говоря о том, что сын очень похож на отца, мы отмечаем и его отличие от отца. В лице дочери, хотя и «вылитой матери», есть что-то отцовское — она не является точной копией своей матери.
Специальные исследования новорожденных младенцев (В. Уильяме, К. Лешли) показали, что дети рождаются со значительными индивидуальными особенностями. Весьма различным оказывается химический состав крови, тканей и клеток, резко изменяющий обмен веществ, постоянно совершающийся между организмом и средой. Значит, различной является и вся жизнедеятельность организма как целого и даже отдельных его органов и систем. Количество мозговых клеток разного типа в костном мозгу у одних детей в 13 — 22 раза бльше, чем у других (В. Уильямс). У одних детей сердце перегоняет за сутки 3,16, у других — 10,8 литров крови. Вес щитовидной железы, играющей такую существенную роль во всей, в том числе и психической, жизнедеятельности организма, также резко различен. В одной и той же извилине мозговой коры у одних младенцев в два раза больше клеток, чем у других. Особенно заметны индивидуальные различия высшей нервной деятельности младенцев. Н. И. Касаткин показал, что нет новорожденных с одинаковым соотношением возбуждения, силы и уравновешенности нервных процессов.
Значит, дети рождаются очень различными, с определенными индивидуальными особенностями в строении и функционировании организма и отдельных его систем.
Соотношение наследственности и изменчивости, вызывая все больший интерес у психологов, побудило некоторых из них подвергнуть специальному сравнительному изучению развитие детей — однояйцевых близнецов — в различных условиях жизни. Большой интерес представляют долголетние исследования А. Р. Лурия. Начатые в 30-х годах, они показали, что если у маленьких детей-близнецов наблюдалась высокая степень соответствия (корреляции) в уровне, например, зрительной или словесной памяти, то с возрастом это соответствие падало, т. е. действие наследственного фактора ослабевало. В другой своей работе А. Р. Лурия показал, насколько велики возможности изменения переданных по наследству (одинаковых) способностей к конструктивной деятельности — мышлению и воображению — у детей под влиянием различно поставленного обучения.
Особенности развития двух братьев-близнецов с различными врожденными чертами подробно описаны В. С. Мухиной.
Последующие работы (Дж. Фланаган, С. Ванденберг) подтвердили значительные возможности изменения унаследованных черт у одного из близнецов посредством специально организованного обучения и воспитания.
Следовательно, наследственность нельзя рассматривать в отрыве от изменчивости. Она сохраняется как закрепленная форма поведения тем прочнее, чем более древними являются лежащие в ее основе механизмы и чем более стабильными являются условия жизни организма. Примером таких прочных форм поведения, передаваемых по наследству старшими поколениями младшим, являются инстинкты.
Но чем сложнее взаимоотношения организма со средой, чем выше ступень эволюционной лестницы, на которую поднялся определенный вид животных, тем большую роль в его жизнедеятельности играет индивидуальный опыт. Он приобретается каждым организмом в процессе его собственной жизни и старшим поколением младшему не передается. Собака, научившаяся танцевать или по сигналу дрессировщика лаять столько раз, сколько написано на демонстрируемой ей карточке, не передает своему потомству этой выучки. Не передаются потомкам также и психические качества личности. Будучи результатом собственной деятельности каждого индивида, его труда, социальных отношений, сложившихся в процессе его жизни с другими людьми, способности и интересы, черты характера личности, склонности и опыт, мечты и переживания не передаются по наследству детям и внукам.
Однако роль биологического фактора в психическом развитии ребенка не исчерпывается наследственностью. Дети появляются на свет и со многими врожденными индивидуальными признаками. Ими не обладал никто из родителей или далеких предков ребенка. Эти особенности младенец приобрел в процессе своей внутриутробной жизни.
Жизнь зародыша начинается значительно раньше, чем наступает момент его рождения. В течение девяти месяцев утробного существования он подвергается систематическому воздействию среды, в которой живет. Такой средой является материнский организм. Образ жизни матери, характер ее питания, режим труда и отдыха, болезни, нервные потрясения — все эти колебания среды вызывают те или иные изменения в функциональном, а порой и анатомическом строении организма зародыша (исследования А. М. Фонарева). Эти влияния можно вскрыть и в более ранние периоды. Ведь и зародышевые клетки, находясь в среде отцовского и материнского организмов, оказываются небезразличными к состоянию всего организма как до, так и во время зачатия (нервное переутомление, опьянение, болезнь).
Сейчас наука не может еще точно определить, каково влияние каждого отдельного условия на дальнейшее общее и, в частности, психическое развитие ребенка, но совершенно несомненно, что новорожденный младенец не начинает свою жизнь с нулевым багажом. Например, тип нервной системы является врожденным и во многом сказывается на всем дальнейшем психическом развитии ребенка. К врожденным чертам, по-видимому, относятся и задатки будущих способностей взрослого человека.
Итак, надо отличать наследственность от врожденности. Как унаследованные, так и врожденные особенности ребенок имеет уже к моменту рождения. Они составляют биологический фонд развивающейся личности. Как врожденные, так и унаследованные черты составляют только возможности будущего развития личности. Выделить у трех-, пятилетнего ребенка, а тем более у детей старшего возраста лишь наследственные или только врожденные черты и рассматривать их в чистом виде совершенно невозможно. Ребенок является не суммой двух организмов, отцовского и материнского, но их новым целостным образованием. Каждая черта, свойство организма одного из родителей изменено действием другого свойства, черты, присущих организму другого родителя. К тому же к моменту проявления этих черт или признаков они уже в значительной мере обработаны воспитанием, которому подвергался ребенок в течение прожитых месяцев и лет жизни.
Превращение всех возможностей, с которыми ребенок появился на свет, в действительность совершается в процессе жизни самого ребенка в определенной социальной среде.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +