Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Возникновение детской психологии было подготовлено следующими условиями:
1. Развивающаяся общая психология, особенно экспериментальная, обогатила ученых новыми данными о психической деятельности человека.
2. Значительным толчком к изучению развития психики ребенка послужили открытия в системе биологических наук. Особенно велико было значение работ Ж. Ламарка и Ч. Дарвина. Стремление применить теорию эволюции живых организмов к процессу развития человека побудило ученых заняться наблюдениями за особенностями и изменениями, совершающимися в психике ребенка в разные периоды его жизни.
3. Источником интереса к особенностям психики ребенка послужили наблюдения учителей и представителей педагогической науки за своеобразием умственной деятельности детей. Эти наблюдения и положили начало развитию науки о психике ребенка.
Выдающийся чешский педагог Ян Амос Коменский (1592 — 1670) первым выдвинул идею о необходимости построения системы обучения в соответствии с душевными особенностями детей («Великая дидактика» и «Видимый мир в картинках»). После Я. Коменского эта идея природосообразности обучения в различном ее толковании неоднократно высказывалась лучшими представителями мировой педагогической мысли.
Особенности психики маленького ребенка были очень тонко подмечены Жан-Жаком Руссо (1712—1778). Он утверждал, что ребенок — это не маленький взрослый и старшие не всегда могут понять своеобразие детского ума, желаний, чувств. Надо предоставить возможность самой природе действовать в развитии ребенка. Всякое вмешательство взрослых в этот путь естественного развития приносит вред. Генрих Песталоцци (1746—1827) придавал большое значение систематическому обучению детей взрослыми людьми. Эта идея отражена в его книге «Как Гертруда учит своих детей».
В педагогических взглядах этих двух крупнейших представителей педагогики XVIII столетия уже наметились, таким образом, те противоположные концепции развития, борьба между которыми проходит красной нитью через всю историю детской психологии. Она продолжается и в настоящее время: с одной стороны, выдвигается идея врожденности психических, и прежде всего нравственных, качеств ребенка, которые вызревадот якобы «естественным» путем и не зависят от педагогической деятельности взрослых. С другой стороны, утверждается решающая роль обучения и воспитания, их неограниченные возможности, благодаря чему любому ребенку можно «привить» желаемые черты характера, способности, интересы.
Идея о могучей роли воспитания в развитии личности подрастающего человека последовательно защищалась передовыми просветителями XVIII в. в России. В. Н. Татищев, сподвижник Петра I, утверждал, что источником развития индивидуального ума является усвоение молодым человеком опыта и знаний других людей. Этот опыт передается посредством языка и специальной письменности, поэтому человек является продуктом помощи, оказываемой ему другими. В. Н. Татищев впервые дал оригинальную возрастную периодизацию детства. Эта же идея воспитуемости человеческих качеств последовательно защищалась Н. И. Новиковым (1744—1818), одним из крупнейших публицистов XVIII столетия. Н. И. Новиков утверждал, что развитие ума, памяти и нравственных чувств ребенка строится на ознакомлении детей с окружающими вещами и на подражании взрослым. Последовательно развивает материалистическое понимание психики вообще и процесса ее развития у детей современник Н. И. Новикова демократ и революционер А. Н. Радищев (1749—1802). Выступая против преформизма, A. H. Радищев утверждал, что душа является плодом деятельности нервов, мозга. Поэтому до рождения ребенка душа его не существует. Как способность чувствовать, мыслить, воображать душа возникает только после рождения, под влиянием разнообразных внешних воздействий. Основы формирующихся «умственных сил» заложены еще в утробном развитии младенца. После рождения в развитии ума ребенка особая роль принадлежит речи, без освоения которой его развитие вообще невозможно.
В этих утверждениях А. Н. Радищева ясно выступает его попытка естественно-научного обоснования психики и ее развития у детей.
В работах В. Г. Белинского (1811—1848), А. И. Герцена (1812—1870), Н. А. Добролюбова (1836—1861), Н. Г. Чернышевского (1828—1889), а позже П. Ф. Лесгафта (1837—1909), А. Ф. Лазурского (1874—1917), П. Ф. Каптерева (1849—1921) высказаны новые для их времени прогрессивные идеи о целостности личности ребенка, о взаимосвязи физического и умственного развития.
Существенное значение для всего последующего развития детской психологии имел поставленный в трудах представителей передовой педагогической мысли XIX в. вопрос о причинах и факторах умственного развития ребенка. Такими причинами являются обучение и воспитание ребенка взрослыми и подражание младших старшим. Подчеркивалась роль речи в развитии ума ребенка и его нравственных чувств. В конце XIX столетия внимание ученых привлекла проблема возрастных и индивидуальных различий у детей (П. Ф. Лесгафт, А. Ф. Лазурский).
Повышению интереса к особенностям психического развития ребенка в немалой степени способствовали и накопившиеся тс этому времени наблюдения врачей, которым приходилось постоянно следить за изменениями не только в физическом, но и в психическом состоянии их маленьких пациентов.
Первой книгой о психическом развитии ребенка была книга немецкого ученого Тидемана «Наблюдения за развитием душевных способностей ребенка», опубликованная в 1787 г. Это был результат его наблюдений за развитием одного ребенка с рождения до 3 лет.
Большой интерес вызвала книга Б. Прейера «Душа ребенка» (1881). Занимаясь со своим ребенком ежедневно утром, днем и вечером, Б. Прейер дал замечательную по полноте, объективности и последовательности картину развития чувствительности ребенка и некоторых его эмоциональных проявлений, начиная с пяти минут после рождения до года. Кроме богатого фактического материала, в книге Б. Прейера интересна попытка автора выявить роль наследственности и внешних воздействий в развитии чувствительности младенца. Однако сам Б. Прейер не дает определенного решения этого вопроса Книга Б. Прейера побудила многих врачей, педагогов и просвещенных родителей обратить внимание на раннее детство.
Аналогичные дневники опубликовали в первой четверти XX в. И. А. Сикорский, Э. И. Станчинская, А. Павлова, А. Левоневский, Н. Рыбникова-Шилова, супруги Скупины и др. Результаты тщательных наблюдений за развитием ребенка на первом году жизни опубликованы В. М. Бехтеревым (1857-1927).
Значительно позже (в 1948 и 1957 гг.) был опубликован дневник психолога Н. А. Менчинской, в котором показана целостная картина развития ее сына от младенческого возраста до 8 лет. При этом автор исходил из ведущей роли обучения ребенка в его психическом развитии, в развитии способностей; умений, в появлении и формировании чувств.
Во всех дневниках описаны факты детского поведения. Дана более или менее объективная картина возникновения и изменения различных психических процессов и состояний у ребенка в разные моменты его жизни. Однако подавляющее большинство авторов дневников первой половины XX в. не пытались использовать собранные ими факты, для того чтобы построить, подтвердить или опровергнуть определенную теоретическую концепцию.
Исключением является книга немецкого психолога Вильяма Штерна «Психология раннего детства» (на немецком языке вышла в 1914 г., в русском переводе в 1923 г.). Опираясь на богатейшие наблюдения, сделанные им и его женой за развитием трех детей от младенческого возраста до 5—б лет, автор пытается найти то общее, что встретилось в развитии всех трех детей. На этом основании он делает попытку определить у детей возрастные ступени развития восприятия, памяти, мышления, фантазии, речи, чувствований и воли. В специальных главах изложены наблюдения за развитием игры и рисования. Собранный материал В. Штерн использует для обоснования выдвинутой им теории развития.
Несмотря на то что многие теоретические положения даны Штерном с идеалистических позиций, собранные им богатые и разнообразные факты, сделанные им тонкие наблюдения и развернутое их обсуждение не потеряли своего значения и для современной детской психологии.
В это же время издаются труды А. П. Нечаева, П. И. Россолимо, К. Н. Корнилова (1879—1957) и многих других русских психологов, направивших свои усилия на изучение ребенка.
Для становления отечественной детской психологии как науки решающее значение имели труды И. М. Сеченова и К. Д. Ушинского.
И. М. Сеченов (1829—1905), будучи последовательным воинствующим материалистом, внес решающий вклад в доказательство рефлекторной природы психического («Рефлексы головного мозга»). Прослеживая генезис рефлекторной деятельности у маленького ребенка, И. М. Сеченов показал особенности и направление развития чувствительности и движений детей, их памяти и ранних форм мышления, воли, речи и самосознания. И. М. Сеченову еще не было известно величайшее по значению открытие его ученика И. П. Павлова (1849—1936) о слове как сигнале второй сигнальной системы, однако великий физиолог и психолог показал особую роль речевых символов и дал впервые цельную картину материалистического понимания формирования психической деятельности ребенка («Элементы мысли»).
Одновременно с исследованиями Сеченова К. Д. Ушинский (1824—1870) развил наиболее прогрессивные мысли лучших своих предшественников о ведущей роли обучения и воспитания в развитии личности ребенка. В своем знаменитом труде «Человек как предмет воспитания» К. Д. Ушинский дает цельную педагогическую систему обучения детей, в которой он видит главную причину и условие развития всех сторон личности ребенка, его памяти и мышления, чувств и воли. Специально выделяя роль активной деятельности ребенка, замечательный педагог и психолог К. Д. Ушинский показал, что развитие ребенка есть результат его собственного труда, его активной умственной, познавательной деятельности. Для того чтобы обучение было эффективным, оно должно соответствовать возрастным психологическим особенностям детей. Педагог может достичь значительных успехов в обучении и воспитании детей, если он, зная эти особенности, будет умело руководить детской активностью. В умственном развитии детей огромную роль играет их мышление, умение рассуждать, различные формы активной умственной работы. Эту активность мысли должен обеспечить учитель в основной для ребенка, учебной, деятельности. Учение — это труд. Он необходим для развития ребенка.
Уделяя особое внимание чувственному познанию детей, К. Д. Ушинский вместе с тем показал, что в развитии ребенка, его умственных и нравственных сил огромная роль принадлежит речи. Посредством слов ребенок научается точно выражать и оформлять свои мысли. В родном языке каждый ребенок знакомится с душой своего народа. Поэтому освоение языка есть условие не только умственного, но и нравственного, гражданского развития молодого поколения.
В трудах К. Д. Ушинского «Детский мир» и «Родное слово» изложена такая система построения обучения, которая обеспечивает полноценное умственное и нравственное развитие учащихся.
Труды И. М. Сеченова и К. Д. Ушинского можно рассматривать как фундамент, на котором выросла русская и советская детская психология. Она еще и в настоящее время не использовала полностью тех богатств, которые содержатся в этих источниках.
В XX в. интерес к особенностям и законам психического развития ребенка быстро возрастает. Выходят из печати на разных языках многочисленные работы теоретического и экспериментального характера. Огромный интерес вызвали труды видного французского психолога А. Бинэ (1857—1911). Его книги «Современные идеи о детях» и «Измерение интеллекта у детей» (в соавторстве с доктором Симоном) послужили началом массового экспериментального изучения умственного развития детей.
В первой половине XX в. продолжалось углубленное изучение качественных особенностей психики ребенка и ее изменений. Проводились оригинальные и разнообразные исследования, на основе которых психологи пытались строить новые теории, объясняющие развитие мышления и речи детей, формирование их представлений и понятий, развитие личности ребенка и его отношений к окружающему. Детская психология в первой половине XX в. обогащается трудами выдающихся психологов Жана Пиаже (1896) и Анри Валлона (1879—1962). Многие из их работ переведены на русский язык.
Значительную роль в становлении советской педагогической науки сыграл П. П. Блонский (1884—1941). Несмотря на ошибочное понимание им психического развития ребенка, которое автор рассматривал как краткое повторение исторического развития человека, П. П. Блонский ставил и успешно решал некоторые важнейшие проблемы развития сознания подрастающего человека, последовательно выступая в защиту материалистического понимания психики и ее развития у детей. Он придавал большое значение умственной активности и творческим силам детей. Творческие силы детей необходимо использовать в процессе обучения, которое должно быть тесно связано с жизнью. Только тогда учебная деятельность детей будет эффективной. Наряду с педагогическими трудами П. П. Блонский опубликовал и ряд книг по психологии. Многие из них, например «Память и мышление», представляют и сейчас большой научный интерес.
Основополагающее значение для развития советской детской психологии имели труды Л. С. Выготского (1896—1934). В решении центральной проблемы детской психологии о соотношении обучения и развития ребенка Л. С. Выготский решительно выступал против взглядов педологов, защищавших спонтанное развитие детей путем вызревания их врожденных способностей. Рассматривая развитие детей как следствие организации их жизни взрослыми, Л. С. Выготский впервые отчетливо показал ведущую роль обучения в этом процессе.
Заслугой Л. С Выготского является также глубокое изучение особенностей протекания у ребенка отдельных психических процессов, их изменений и перестройки в разных условиях под влиянием обучения. Большое внимание Л. С. Выготский уделил "проблеме мышления и речи детей. Используя оригинальные экспериментальные методики, он дал новое понимание законов умственного и специально речевого развития ребенка. Принимая учение И. П. Павлова о рефлекторной деятельности мозга, Выготский стремился показать психическое развитие детей как образование условнорефлекторных связей, являющихся основой накапливаемого ребенком собственного опыта и усвоения опыта взрослых. Большой заслугой Л. С. Выготского явилась попытка показать изменение всей личности ребенка в условиях рационально-организованной педагогом практической деятельности воспитанника.
Идеи Л. С. Выготского продолжают разрабатываться многими советскими психологами, его учениками и последователями (А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным, Ф. И. Фрадкиной и др.).
На дальнейшее оформление теории детской психологии значительное влияние оказали работы С. Л. Рубинштейна (1889—1960). В его капитальном труде «Основы общей психологии» (1940 г.) впервые полно и последовательно изложена вся система психологических знаний о сознании и его развитии. Подвергнув обстоятельной критической проверке исследования буржуазных психологов (Штерна, Бинэ, Коффки и др.), он проанализировал особенности развития психики ребенка, каждого психического процесса и личности в целом. В построении системы психологических знаний С. Л. Рубинштейн последовательно применил основные положения философского материализма и диалектического метода анализа фактов и теоретических положений. В стержневой вопрос детской психологии о соотношении обучения и развития исследователь внес новое объяснение, показав единство этих процессов.
Несмотря на то что не все вопросы, выдвинутые С. Л. Рубинштейном, были решены им одинаково успешно и последовательно, труды этого философа-психолога послужили основой становления марксистской общей и детской психологии.
Большое значение в дальнейшем развитии детской психологии имели работы А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина и их сотрудников по вопросам развития важнейших видов деятельности ребенка. За 30—40 лет советская детская психология накопила значительный фактический материал. Это результат огромного количества исследований, проведенных советскими психологами и направленных на изучение развития разных психических процессов, главным образом восприятия, мышления, речи и воли у детей раннего, дошкольного и школьного возрастов. Обстоятельно изучена основная для дошкольника деятельность — игра. Решены во многом некоторые проблемы психологии личности: формирование поведения, его мотивов, их изменений у детей разных возрастных групп и разных типов высшей нервной деятельности.
Систематическое изложение и обобщение исследований по психологии детей раннего и дошкольного возраста дано в книгах А. А. Люблинской и Д. Б. Эльконина.
Исследования учебной деятельности позволили раскрыть некоторые специфические условия умственной деятельности школьников при изучении ими математики (Н. А. Менчинская, М. И. Моро), грамматики и чтения (С. Ф. Жуйков, Т. Е. Егоров), письма (Е. В. Гурьянов). Проведены специальные исследования процесса усвоения понятий (Н. А. Менчинская, Е. А. Кабанова-Меллер, З. И. Калмыкова, В. И. Зыкова). Значительный интерес представляют исследования Л. И. Божович, Л. С. Славиной, М. С. Неймарк, направленные на изучение мотивов учения и поведения младших школьников и формирование у них коллективистических отношений.
Исходя из основных положений марксистской философии и передового советского естествознания, развиваясь в единстве с общественными и естественными науками, советская детская психология к 70-м годам не только накопила богатый и разнообразный экспериментальный материал, но и сумела успешно применить раскрытые учеными закономерности в педагогической практике. Достигнутое при этом заметное повышение эффективности учебной деятельности детей, рост сознательности в их поведении — убедительные доказательства правильности исходных теоретических положений, на которых базируется психология. Теоретические концепции и экспериментальные исследования советских психологов оказывают значительное влияние на развитие детской психологии в других странах, прежде всего социалистических. Об этом убедительно говорят, например, труды болгарского психолога Г. Д. Пирьова, польских исследователей М. Жебровской, Л. Волошиновой и Э. Флешнер, румынского А. Рошка и исследователя из ГДР И. Ломпшера.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.