Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Детская психология, как и любая другая наука, основывается на фактах, на реальных явлениях действительности. Ученый тщательно собирает факты и подвергает их глубокому и разностороннему изучению. Сопоставляя наблюдаемые явления между собой, исследователь приходит к открытию тех причин и законов, которые лежат в их основе. Если открытые законы в дальнейшем подтверждаются практикой, значит, они правильны. Такие законы обогащают науку, помогают практике.
В процессе научного исследования ученый:
1) определяет, какие факты он должен собрать;
2) овладевает необходимыми приемами исследования, а иногда разрабатывает специальные методы и методики для сбора этих фактов;
3) анализирует и обобщает полученные факты; ученый должен уметь отбросить все ненужное, незначительное, оставив важное, существенное.
Фактом вообще называется явление, существующее в действительности (или существовавшее в прошлом). Его можно увидеть, записать, заснять, т. е. воспринять как некую реальность.
Что такое психологический факт?
Поскольку психика человека выражена в психических процессах (память, мышление, ощущения) и в психических состояниях (уныние, радость), психологические факты имеют существенные специфические особенности: составляя внутреннюю сторону внешних человеческих проявлений, они доступны изучению лишь опосредованно. Например, человек испытывает большую радость от удачно выполненной работы. Окружающие люди видят лишь внешние выражения его чувства — мимику, движения. Но сами психические явления (радостное настроение, переживание чувства удовлетворения) остаются скрытыми. Чтобы изучить эти переживания: их возникновение, течение, изменения,— надо применить специальные методы.
Психологические факты крайне разнообразны по содержанию, форме, объему, сложности, структуре. Это и ошибка, допущенная учеником в диктанте; и его проступок, в котором проявилась незрелость его нравственных чувств; это и новое, особенное слово, которое «сочинил» двухлетний ребенок; это и самостоятельное суждение о литературном герое, которое высказывает ученик IV класса.
Для того чтобы определить, какие факты необходимо собрать, исследователь исходит из той задачи или темы, которую он на-мерен изучать. Если психолог интересуется ранними формами детских игр, то каждое действие ребенка, повторяющее действие взрослого с каким-либо предметом, будет фактом, характеризующим начальные формы детской игры. Но если исследователь изучает ранние ступени самостоятельности детей, то он собирает такие факты, в которых обнаруживается не столько подражательное действие, сколько умение ребенка по-новому применить имеющиеся у него знания и самостоятельно использовать знакомые ему способы действия в новых условиях.
Таким образом, уточнив цель своего исследования, ученый определяет, какие факты он должен собрать. Содержанием фактов являются проявления у человека, субъекта, тех психических процессов, состояний, свойств, которые изучаются исследователем. Исследователь заметил, например, что семилетний Коля несколько раз пытался привести в движение построенный им подъемный кран. Но модель не действовала. Тогда мальчик бросил всю конструкцию на пол и залился слезами. Этот факт может иметь разное «звучание» и зависеть от многих причин (досада, усталость).
Собираемые факты будут тем более надежны и убедительны, чем лучше исследователь знает изучаемого ребенка, всю его короткую, но очень содержательную жизнь, его привычки, черты темперамента, его отношения с окружающими людьми и т. д. Тогда каждый записанный факт не будет «слепым», случайным эпизодом. Он позволит легче и глубже проникнуть в те причины, которые вызвали данное явление, т. е. понять те психологические закономерности, которые изучает исследователь. Очевидно, значение каждого проявления для характеристики ребенка в значительной степени определяется историей его жизни и индивидуальными особенностями.
Психологические факты не однозначны. Сходные состояния могут выступать иногда даже в противоположных формах. Сильное эмоциональное переживание вызывает у ребенка иногда повышенное возбуждение: крик, хохот, резкую жестикуляцию. В других случаях при тех же обстоятельствах ребенок обнаруживает непонятную взрослым подавленность, слезы, замкнутость.
Чем большим количеством фактов располагает исследователь, тем более надежными и правильными будут его выводы о психологической природе изучаемых явлений.
Только сопоставляя эти разнообразные факты, прослеживая в них общее, исследователь получает возможность сделать вывод об особенностях изучаемого явления. Устанавливая взаимную связь фактов, их общность и различие, ученый получает реальную возможность в разных действиях одного ребенка вскрыть одни и те же закономерности, а в одинаковых проявлениях разных ребят увидеть разные психологические причины.
Основными фактами, которые изучает исследователь-психолог, являются действия ребенка и его речь, так как именно в них прежде всего объективируются, т. е. выступают, психические процессы и состояния человека.
А. Действия могут быть очень разными по сложности, характеру, структуре и направленности. Это могут быть простые движения руки ребенка при письме, трудовые операции, спортивные движения, включающие целую систему движений и действий. Они могут быть чисто внешними, т. е. физическими, и внутренними, т. е. умственными, действиями (рассуждения, сравнения, умозаключения). Действия могут быть заученными (навыки) и проблемными (поисковые, исследовательские).
Но какими бы ни были действия человека, они обычно чем-то вызваны, на что-то направлены, как-то подготовлены. Задача ученого, изучающего ребенка, состоит в том, чтобы расшифровать наблюдаемое действие и вскрыть, с какой целью ребенок его совершил, каковы были его побуждения, какие его психические качества проявились в этом действии. Например, если трехлетний малыш упорно стремится достать с полки большого плюшевого медведя, если он много раз повторяет свои попытки, хотя иногда и срывается, падает, даже ушибается, можно сделать вывод, что ребенок очень хочет достать игрушку, что он проявляет большую настойчивость в достижении этой цели.
Можно отметить, что у малыша еще нет тех знаний и умений, которые необходимы ему для того, чтобы правильно использовать имеющиеся в его распоряжении средства. Можно сказать и о выдержке ребенка, и о переживаемых им чувствах досады, а затем радости, которые проявляются в совершаемых им действиях, в его мимике, восклицаниях и т. п.
Из сложных действий ребенка состоит его деятельность (игра, труд, рисование), где более богато и в более сложных сочетаниях выступают все психические особенности ребенка.
Б. Реальным психологическим фактом является и речь ребенка. В словах дети выражают свои цели, т. е. то, что они хотят сделать, раскрывают часто причины, мотивы своего стремления, высказывают свое понимание или непонимание того явления или события, которое они наблюдают. Точно фиксируя речь ребенка во время его активного действия, в общении со взрослыми и детьми и в разнообразных условиях, исследователь получает возможность собрать большой фактический материал и изучать его в дальнейшем.
В. Дополнительно могут быть использованы и другие психологические факты — зафиксированные выразительные движения ребенка: мимика, жесты, позы, интонации речи, в которых выражается его общее эмоциональное состояние и отношение к тому, что он делает или о чем говорит.
Отмеченные особенности психологических фактов не являются исчерпывающими. Однако даже указанные черты позволяют представить себе сложность самого процесса изучения психических явлений. Особенно трудно подлинно научное изучение ребенка. Чтобы обеспечить научную «чистоту» исследования, т. е. в первую очередь собрать доброкачественные факты, ученый должен владеть специальными методами психологического изучения ребенка.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.