Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Предмет, принципы и значение детской психологии


Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Предметом детской психологии являются законы психического развития ребенка. Детская психология изучает как особенности отдельных психических процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, чувств и воли) детей и разных видов их деятельности (игры, учения, труда), так и личность ребенка в целом в ее развитии.
С развитием психологии как науки последовательно расширялся круг тех проблем, которые требовали специального психологического изучения. Так возникли отдельные отраслевые науки. Появилась психология педагогическая, психология детская, медицинская, судебная, инженерная, психология спорта и др. Каждая отраслевая наука, в том числе и детская психология, сохраняет те принципы, те основные теоретические положения, которые составляют методологическую основу общей психологии. Но развитие психики ребенка подчинено действию и более частных законов, составляющих специальную задачу детской психологии. На исследование этих частных законов развития ребенка направляют свои усилия ученые — представители детской психологии.
Являясь отраслью общей психологии, детская психология строится на общих с ней принципах, составляющих методологическую основу науки о законах психической деятельности человека.
1. Марксистско-ленинская философия рассматривает психику как отражение действительности. «Наши ощущения, наше сознание есть лишь образ внешнего мира, и понятно само собою, что отображение не может существовать без отображаемого, но отображаемое существует независимо от отображающего».
Человек в процессе развития учится наблюдать, рассматривать предметы, рассуждать, его действия постепенно приобретают разумный и системный характер. Задачей детской психологии является изучение особенностей отражательной деятельности и ее развития у ребенка в разные моменты его жизни.
2. Марксистско-ленинская философия утверждает, что в основе психики лежит высшая нервная деятельность, т. е. работа мозга, органов чувств, всей нервной системы. «Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи»,— писал В. И. Ленин.
В подходе к объяснению особенностей психики ребенка осуществляется принцип единства физического и психического, сформулированный еще И. М. Сеченовым, который писал, чтб «всякий психический процесс есть процесс нервный».
Данные возрастной физиологии показали, что образование в коре мозга ребенка нервных временных связей, их стойкость, быстрота и причины угасания и последующего восстановления, изменения «обратной связи» различны у детей разных возрастных групп.
Изучение особенностей высшей нервной деятельности детей на разных этапах их развития раскрывает естественнонаучную основу психического развития ребенка.
Исследования физиологии высшей нервной деятельности детей открыли путь для успешного решения многих сложных вопросов, например вопроса о причинности и особенностях некоторых психических процессов и состояний, постоянно встречающихся у детей (эмоциональная неуравновешенность, рассеянность внимания, неспособность маленького ребенка к длительному волевому усилию и др.).
Чрезвычайно важны для детской психологии данные физиологии, показывающие, через какие стадии проходит процесс совершенствования высшей нервной деятельности детей. Обширные физиологические исследования позволяют успешно решать сложные вопросы соотношения общевозрастных и индивидуальных, физических и психических особенностей в развитии разных сторон личности ребенка. Использование данных физиологии высшей нервной деятельности позволяет с большей научной обоснованностью решать проблему индивидуальных различий и осуществлять на этой основе дифференцированный подход в обучении и воспитании детей. Однако при всем значении данных о высшей нервной деятельности человека законы психического развития ребенка не могут быть раскрыты лишь на основе естественных наук.
3. К. Маркс писал, что «сознание... с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди». На основе данных исторического материализма, истории материальной культуры, антропологии и общей психологии раскрывается процесс изменения сознания человека, его мышления, речи, чувств, воображения в разные периоды развития общества. А как совершается процесс развития индивидуального сознания? Ведь младенец не трудится, не владеет речью. Он окружен взрослыми развитыми людьми, которые передают ему готовый опыт поколений посредством языка и предметов общественной практики.
Чтобы вскрыть закономерности, действующие в процессе развития сознания отдельного человека, т.е. на протяжении одной жизни, нельзя просто перенести на процесс развития сознания индивида законы развития общественного сознания. Опираясь на данные диалектического и исторического материализма, психологи изучают те непосредственные причины, факторы, действие которых определяет превращение беспомощного младенца в разумного воспитанного человека. Исторический подход к объяснению процесса формирования сознания растущего человека позволяет успешно решать многие сложные вопросы, имеющие принципиальное значение для понимания развития и воспитания детей.
4. Важнейшим принципом марксистско-ленинской философии является применение к исследованию любого процесса диалектического метода. Советские психологи объясняют развитие психики ребенка с точки зрения детерминизма. Они стремятся узнать, чем вызваны те особенности и изменения в познавательных процессах и поведении, которые постоянно выступают у детей на разных уровнях их развития. Только вскрыв причины каких-либо явлений, можно найти путь управления ими.
Психологи изучают, через какие ступени, фазы, стадии проходит развитие каждого психического процесса (мышления, восприятия, памяти) или деятельности (игры, труда) и всей личности ребенка; при каких условиях этот процесс ускоряется или замедляется. Диалектический подход к изучаемой проблеме требует внимательного анализа всех условий, факторов, обстоятельств, обусловливающих развитие ребенка, в их взаимодействии; анализа тех противоречий, которые закономерно возникают в процессе перехода ребенка от низших ступеней к высшим и разрешаются в процессе его развития. Поэтому изучение детской психологии требует исследования роли таких факторов, как наследственность, активность самого ребенка, влияние примера взрослых и осуществляемой ими системы обучения и воспитания, в их совокупности.
Таким образом, детская психология исходит из материалистического понимания психики, исторического понимания сознания и диалектического понимания его развития в онтогенезе.
Решение общих и более частных задач, стоящих перед детской психологией как наукой, имеет огромное теоретическое и практическое значение. Оно далеко выходит за рамки только детской психологии.
В. И. Ленин назвал историю умственного развития ребенка одной из тех областей знания, из которых складывается общая теория познания (гносеология) и диалектика.
Действительно, многие положения общей психологии становятся ясными, если к их изучению исследователь подходит генетически. Например, последовательно наблюдая за тем, как маленький ребенок начинает различать цвета и звуки, как у него возникают простые, единичные, и более сложные представления, а затем и элементарные понятия, психолог открывает путь к решению одного из сложнейших вопросов теории познания — перехода от ощущения к мысли.
Этот переход у взрослого человека совершается мгновенно. Все этапы его слиты в единый акт. У ребенка этот процесс развернут во времени. Этапы, стадии этого процесса открываются исследователю, изучающему особенности познавательной деятельности ребенка на разных ступенях его развития.
Не меньшее значение имеет изучение становления процесса перехода от мысли к разумному действию, что также возможно лишь при генетическом подходе к этому вопросу. Как совершается переход от мысли к действию? От каких условий он зависит и какое значение имеет эта перестройка действий в формировании человека? Генетический метод позволяет вскрыть сложнейшие отношения, существующие между практикой и чувственным познанием, практикой и абстрактным мышлением на разных этапах развития индивидуального сознания.
Изучение условий и законов развития психики ребенка имеет первостепенное значение в борьбе материалистической марксистско-ленинской науки с идеалистическими и механистическими взглядами на природу человеческого сознания.
Согласно взглядам идеалистов различных направлений, человек рождается с теми способностями и склонностями, которыми он одарен от природы. Воспитание не оказывает влияния на их развитие. Представители грубо механистического направления в психологии — бихевиоризма сводят сознание к поведению человека, а последнее рассматривают как совокупность выработанных длительной тренировкой двигательных и словесных реакций на привычные сигналы.
Всесторонне изучая процесс развития разных детей, психологи-материалисты убедительно доказали, что развитие сознания человека, его ума, чувств, интересов не совершается само собой, спонтанно, но является результатом тех конкретных материальных и, особенно, социальных условий, в которых живет ребенок. Поэтому изучение причин и условий развития ребенка в разные периоды его жизни имеет огромное теоретическое и методологическое значение. Марксистская психология также убедительно доказала, что сознание человека не исчерпывается количеством приобретенных им знаний и навыков. Оно характеризуется теми сложившимися отношениями человека к действительности, которые определяют его поведение, его трудовую и общественную деятельность и сами обусловлены его жизнью среди людей.
В личности зрелого человека исследователь видит готовый продукт многообразных изменявшихся жизненных обстоятельств, т. е. уже сложившуюся систему убеждений, привычек, оформившийся характер. Однако остается неизвестным, какие факторы, условия, внешние и внутренние, оказали наиболее сильное влияние на развитие всей личности человека и каждой его черты. При генетическом изучении психических процессов, состояний, качеств личности становятся видимыми те причины, условия, обстоятельства, под действием которых совершается развитие отражательной деятельности человека, его поведения. Так, психолог получает возможность установить, что умение сосредоточенно работать или осмысленно запоминать материал, размышлять, зависит не столько от каких-то особых врожденных качеств человека, сколько от того, как его обучали, как организована была вся его жизнь, учение, игра, труд в разные периоды детства. Ученые получают возможность доказать правильность понимания ими самой природы психики, социальную обусловленность сознания человека. А это необходимо и для решения практических задач — управления психической деятельностью человека.
Наряду с общими принципиальными вопросами детская психология изучает и более частные вопросы, имеющие также большое теоретическое и практическое, значение. Это, например, вопрос о природе и структуре некоторых видов деятельности детей: творческой игры, учения, рисования, труда в их различных формах и изменениях на разных этапах развития ребенка. Большое значение для управления психическим развитием ребенка имеет изучение процесса формирования самостоятельности детей, различных форм их активности и ее изменений в зависимости от разных условий.
Знание особенностей и законов психического развития детей имеет огромное практическое значение. Педагог получает возможность «расшифровать» многие факты детского поведения, причины устойчивых ошибок определенного типа у некоторых учеников, особенности поведения отдельных ребят в коллективе и их взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, причины рассеянности внимания и др. Педагог может с достаточной уверенностью «проектировать» развитие личности своих учеников и вовремя предупреждать возможные ошибки и неудачи в их деятельности, опираясь не только на свое педагогическое чутье, но и на данные науки. Использование в педагогической практике достижений детской психологии может помочь учителю понять причины успеха и неудач егс собственной педагогической деятельности и целенаправленно, сознательно искать более рациональные пути обучения и воспитания детей. «Практическое значение науки в том и состоит,— писал К. Д. Ушинский,— чтобы овладевать случайностями жизни и покорять их разуму и воле человека. Наука доставила нам средство плыть не только по ветру, но и против ветра...»
Органическая связь детской психологии с педагогикой выражается в их двусторонней взаимозависимости. Об одной из них говорит К. Д. Ушинский. Требуя от воспитателя глубокого и повседневного изучения ребенка, он писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Но если педагог нуждается в психологических знаниях, то и психолог, изучая законы психического развития ребенка, не может решить поставленных задач вне педагогики. Ведь развитие сознания и всей личности подрастающего человека не совершается беспричинно, спонтанно. Причины же надо искать в содержании организации жизни ребенка. Поэтому без педагогики детская психология теряет предмет своего изучения.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +