Советском Союзе ведётся большая внеклассная и внешкольная работа с детьми. Под внеклассной работой разумеются просветительные и воспитательные мероприятия для учащихся, проводимые в школе вне учебного плана, во внеурочное время.
Под внешкольной работой разумеется работа специальных учреждений, которые вместе со школой и в дополнение к ней развивают и удовлетворяют разнообразные интересы детей и разумно организуют досуг учащихся.
Внеклассная работа проводится в школах в двух формах: через кружки и путём массовых мероприятий.
Кружки организуются для учащихся, начиная с III класса. Разнообразные кружки можно свести к следующим основным группам:
1) общеобразовательные (литературный, исторический, географический, краеведческий, юных натуралистов-мичуринцев, математический и др.);
2) художественные (драматический, хоровой, музыкальный, живописи и рисования, хореографический и др.);
3) трудовые и технические (кружок «Умелые руки» для учащихся III—V классов, электротехнический, радиотехнический, авиамоделистов, кройки и шитья и др.);
4) физкультурные и спортивные.
Участие детей в кружках совершенно добровольное. Дети группируются в кружки независимо от класса и возраста, соответственно своим интересам. Участие каждого учащегося более чем в двух кружках одновременно не допускается. Руководителем кружка обычно является один из преподавателей. Кружок собирается один раз в неделю (или в две педели) после уроков. Кружок имеет план и стремится, чтобы его работа была полезна и нужна окружающим. Так, кружки юных натуралистов-мичуринцев собирают гербарии сельскохозяйственных растений, коллекции вредителей полей, лесов и садов, проводят озеленение школьного участка. Кружки юных электротехников изготовляют для школы много самодельных наглядных учебных пособий по курсу физики и т. п. Время от времени кружки устраивают выставки своих работ и выступают со спектаклями и концертами на школьных вечерах. Так, на выставке самодельных физических приборов, которая была организована в 1950 г, экспонировалось свыше 800 приборов по физике.
В больших школах бывает до десятка разнообразных кружков, в небольших, школах — 2—5.
Массовая внеклассная работа — это школьные праздники и вечера, спектакли, концерты, выставки, экскурсии, встречи учащихся с писателями, учёными и с передовиками промышленности и сельского хозяйства, школьные лектории и т. п.
В школах существуют школьные библиотеки. Кроме выдачи книг для внеклассного чтения, библиотеки проводят разнообразную работу: детей приучают пользоваться каталогами; проводятся читательские конференции, на которых заслушиваются отзывы детей о наиболее интересных книгах; устраиваются литературные вечера; даются рекомендательные списки новых книг и т. п.
В больших школах существуют школьные клубы, объединяющие и направляющие всю внеклассную работу. Общее руководство школьным клубом осуществляет директор школы, а непосредственную работу ведёт правление клуба, куда входят преподаватели и учащиеся.
Клуб функционирует обычно 3—4 раза в неделю, часа по 2—3 после уроков.
Все формы внеклассной работы (так же, как и работа внешкольных детских учреждений) имеют большое значение в деле политехнического обучения. Кружок «Умелые руки», объединяющий учащихся III—V классов, и технические кружки для более старших аткольников дают практические навыки работы с такими материалами, как бумага, картон, волокно, ткани, дерево, металлы и т. п. Работая в этих кружках, в рабочих уголках, рабочих комнатах при физическом кабинете, в мастерских, организуемых в некоторых школах и во внешкольных учреждениях (дворцах и домах пионеров и др.), дети приобретают навыки обращения с различными инструментами и орудиями, начиная с простых (ножа, молотка, ножниц и т. п.) и кончая (для учащихся более старшего возраста) электрифицированными сверлильными и токарными станками.
Некоторые школы проводят интересные, оригинальные формы массовой работы. Так, известная 110-я средняя школа Москвы, где директором в течение многих лет состоял заслуженный учитель, награждённый двумя орденами Ленина, член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР И. К. Новиков, ежегодно, в определённый день ноября, устраивает сбор бывших воспитанников школы. Вечером, в раз навсегда установленный день и час, без специальных приглашений, в школу собираются её бывшие воспитанники. Среди них люди нескольких поколений: студенты и давно покинувшие школьную и студенческую скамью люди самых различных профессий: инженеры, врачи, военные, учителя, агрономы, артисты. На таких вечерах присутствуют учащиеся старшего, выпускного класса и преподаватели. Бывшие питомцы школы дают отчёт о своей работе, делятся воспоминаниями. Необычайно оживлённо и тепло приходят эти встречи.
Разнообразны и многочисленны в СССР внешкольные детские учреждения. Самую крупную роль играют дворцы, дома и клубы пионеров.
Такими же комплексными учреждениями являются детские парки и детские городки, число которых в 1950 г. в СССР превышало 100. Они существуют во многих городах СССР при общих парках культуры и отдыха и как самостоятельные учреждения. В них также создаются различные кружки (юных натуралистов, юных техников и др.).
В СССР имеется большая сеть детских библиотек и детских отделений при массовых библиотеках для взрослых. В этих библиотеках имеются читальни и ведётся большая воспитательная работа: организуются кружки рассказчиков, книжные выставки и т.д.
В ряде городов функционируют театры юных зрителей.детские кукольные театры и детские кино. Деятельность домов художественного воспитания детей объединяет Научно-исследовательский институт художественного воспитания детей Академии педагогических наук РСФСР, ведущий большую работу по музыкальному воспитанию, изобразительному искусству детей и т. п. Этот институт не только ведёт громадную работу по эстетическому воспитанию детей, но и обобщает свою деятельность путём научных исследований.
По всей стране существует сеть станций юных натуралистов. Работа этих станций направляется центральными станциями юных натуралистов, существующими в столицах союзных республик. Эти внешкольные учреждения ставят своей задачей развить у детей любовь и интерес к природе, приучить их к наблюдениям природы, дать приёмы сельскохозяйственных работ. Юные натуралисты ведут опытную работу агрономического характера на участках, имеющихся у каждой станции (например, опыты по достижению более высоких урожаев; опыты, выясняющие влияние яровизации семян на ускорение роста и развития растений; опыты с прищипкой и пасынкованием; выращивание новых сортов и растений, которые раньше в данном районе не возделывались, и т. д.). Такие же задачи в области техники осуществляют дома и станции юных техников, работа которых направляется Центральной детской технической станцией имени Н. М. Шверника.
Своеобразной формой внешкольной работы являются детские железные дороги протяжением в 5—10 км, существующие в нескольких союзных республиках. На этих железных дорогах сами дети являются начальниками станций, машинистами, диспетчерами и т. д.; у них воспитываются точность, аккуратность, чувство ответственности. Дети (11 — 17-летнего возраста) практически овладевают техникой железнодорожного транспорта. Детские железные дороги имеют большое значение в осуществлении политехнического обучения.
Первая детская железная дорога была построена в Тбилиси в 1935 г. В 1950 г. в СССР существовало Уже 20 таких железных дорог. Каждая из них имеет от 1 до 3 паровозов и от 3 до 12 вагонов.
Внешкольную физкультурную работу проводят зимой детские лыжные станции, детские катки и т. д.
Большую внешкольную работу ведёт Центральная детская экскурсионно-туристская станция. В экскурсиях и походах принимают ежегодно участие до 1 1/2 млн. школьников. В результате этих экскурсий советские школьники собирают краеведческий материал, представляющий нередко большую ценность для краеведческих музеев.
Ежегодно ВЦСПС совместно с ЦК ВЛКСМ устраивал для детей в первые дни Нового года большую, богато украшенную ёлку в Колонном зале Дома союзов в Москве, которую посещали тысячи детей. Вокруг ёлки проводились игры, аттракционы, концерты. Детям раздавались подарки — пакеты с конфетами, фруктами и т. п.
В 1954 и 1955 годах ёлка для детей была устроена в Кремле, в Георгиевском зале Большого дворца. Кроме увеселений в зале, где тысячами разноцветных огней сверкала ёлка, дети получили много впечатлений от осмотра исторических достопримечательностей Кремля: Грановитой и Оружейной палат, царь-колокола и Других. Наряду со специальными детскими внешкольными учреждениями внешкольная работа проводится в крупных домах или же в объединении нескольких домов. Здесь актив жильцов-родителей организует детский домовый клуб с библиотечкой, дворовой площадкой для игр, игральной комнатой и т. п. Эта работа проводится родителями в контакте с ближайшими школами и домами пионеров.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.