Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Школы взрослых


Е. Н. Медынский. «Просвещение в СССР»
Гос. учебно-педагогическое изд-во, М., 1955 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Как уже было сказано, грамотность населения дореволюционной России стояла на низком уровне. В 1913 г. В. И. Ленин указывал, что 4/5 детей школьного возраста лишены света знания, образования вследствие реакционной политики царизма.
Процент грамотности женщин был втрое ниже процента грамотности мужчин. Народы Севера и Востока России были почти сплошь неграмотными.
По переписи 1897 г., процент грамотности якутов равняется 0,7, туркмен — 0,7, узбеков — 1,6 и т. д. «Царизм намеренно культивировал на окраинах патриархально-феодальный гнёт для того, чтобы держать массы в рабстве и невежестве», — писал И. В. Сталин.
Естественно поэтому, что уже в самом начале Великой Октябрьской социалистической революции вопрос о ликвидации безграмотности и малограмотности подростков и взрослых был поставлен как одна из первоочередных задач.
По инициативе В. И. Ленина Совет Народных Комиссаров издал 26 декабря 1919 г. декрет о ликвидации неграмотности, который обязывал всё население Советской республики, в возрасте от 8 до 50 лет, научиться грамоте на русском или на родном языке.
Школы ликвидации неграмотности снабжались за счёт государства всем необходимым (освещением, книгами, учебными и письменными принадлежностями) в первую очередь.
Этот ленинский декрет имел огромное значение и дал большие результаты. Для руководства сотнями тысяч пунктов ликвидации неграмотности и школами для малограмотных в 1920 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия ликвидации безграмотности.
Были выпущены миллионы букварей. Обучение велось по вечерам в школах, в рабочих клубах, на всех предприятиях, во всех селениях.
К этому благородному делу были привлечены широкие круги общественности. Занятия велись как с группами, более или менее многочисленными (20—30 человек), так и с маленькими группами в 3—5 человек и часто в порядке индивидуального обучения. Это был в буквальном смысле слова народный поход против неграмотности.
С 1920 по 1940 г., т. е. за 20 лет, было обучено грамоте около 50 млн. неграмотных взрослых. Ежегодное количество обучающихся грамоте взрослых особенно сильно возросло с 1930 г., когда Коммунистической партией была поставлена задача введения всеобщего обязательного обучения.
Рост крупного социалистического сельского хозяйства был несовместим с неграмотностью взрослых крестьян-колхозников. Если в 1925—1929 гг. ежегодно обучалось по Советскому Союзу около полутора-двух миллионов неграмотных взрослых, то в 1930 и следующих годах число обучающихся возросло в 4—5 раз, а именно:
1930 г.......5 771500
1931 ........6 189 800
1932 ........7 663 000 и т. д.
В последние годы перед второй мировой войной число взрослых, ежегодно обучающихся грамоте, было около 3 млн., так как неграмотных взрослых (в возрасте до 50 лет) осталось уже сравнительно немного.
В деле ликвидации неграмотности взрослого населения огромную роль сыграл ВЛКСМ, члены которого под руководством ЦК ВЛКСМ вели агитацию за ликвидацию неграмотности, содействовали организации ликпунктов, занимались обучением неграмотных взрослых. Большая работа была проведена также профсоюзами.
Коммунистической партией и Советским правительством были созданы благоприятные условия для расцвета культуры всех многочисленных народов СССР: узбеки, таджики, туркмены, казахи и другие народы стали усиленно бороться за грамотность не только детей и подростков, но и ликвидировать неграмотность среди взрослого населения.
Этим народам пришлось в своём стремлении к грамотности преодолевать массу предрассудков и консервативных традиций. В течение веков женщины этих национальностей носили паранджу, отстранялись от общественной жизни.
Благодаря громадной энергии и заботам Коммунистической партии и Советского правительства все препятствия были преодолены. Женщины сняли паранджу, пошли в школы ликвидации неграмотности. Число ежегодно обучающихся грамоте взрослых мужчин и женщин в таких республиках, как Узбекская, в 1930— 1939 гг. доходило до полумиллиона и выше.
Такая же усиленная работа по ликвидации неграмотности осуществлялась в Таджикской, Туркменской, Казахской, Киргизской и других республиках.
Теперь среди всех народов СССР грамотным стало не только подрастающее поколение, но и взрослые, даже пожилые люди. Коммунистическая партия и Советское правительство развернули также большую работу по обучению малограмотных взрослых, широко привлекая к этому делу советскую общественность.
Для этого уже с 1920 г. были созданы школы взрослых. В течение двухлетних занятий по вечерам (два раза в неделю) взрослые, уже умеющие читать, но не владеющие ещё навыками правильного беглого чтения и плохо умеющие писать и считать, стали получать образование в объёме обычной начальной школы.
До 1930 г. число ежегодно обучающихся взрослых в школах для малограмотных равнялось 200—250 тыс. В 1930 г. оно повысилось до 992 тыс. и в дальнейшем росло так:
В 1931 г.......3 065 тыс
„ 1932 „ .....6 582,1 „
„ 1933 „......4 199,1 „
С самого начала Великой Октябрьской социалистической революции широко развернулась по всему Советскому Союзу сеть школ взрослых повышенного типа, в дальнейшем переименованных в неполные средние и средние школы взрослых.
Эти школы в течение сокращённых сроков, работая по вечерам 2—3 раза в неделю, давали взрослым, уже имеющим начальное образование, объём знаний, соответствующий обычной семилетней (неполной средней) и средней школе.
Как и остальные школы взрослых, они содержались на государственные средства (по местному бюджету) и частично на средства профсоюзных и других общественных организаций. Оканчивающие эти школы держали экзамены и получали все права, которые давала обычная семилетняя или средняя школа.
Окончившие неполную среднюю школу взрослых могли поступать в техникумы. Окончившие среднюю школу взрослых получали право поступления в высшие учебные заведения.
В настоящее время в Советском Союзе имеются десятки тысяч инженеров, врачей, учителей, агрономов и других специалистов высшей квалификации, которые до поступления в высшую школу получили среднее образование именно в школах взрослых.
Число обучающихся в семилетних и средних школах взрослых сильно повысилось с 1936 г. В период 1936—1938 гг. ежегодный контингент обучающихся в этих школах составлял 500 тыс., в 1939 г. — 750 900.
Школы для неграмотных и малограмотных взрослых продолжают существовать, но поскольку со времени издания постановления о введении всеобщего обязательного обучения и его энергичного осуществления прошло уже свыше 20 лет, поскольку интенсивная работа по ликвидации неграмотности и малограмотности взрослых велась уже много лет, число неграмотных и малограмотных взрослых сильно уменьшилось. В настоящее время неграмотность и малограмотность взрослых в нашей стране является редким исключением.
Созданы школы новых типов: с 1943 г. — школы рабочей молодёжи и с 1944 г. — вечерние школы сельской молодёжи.
15 июля 1943 г. Советом Народных Комиссаров СССР было издано постановление «Об обучении подростков, работающих на предприятиях».
На основании этого постановления стали открываться школы рабочей молодёжи, в которых без отрыва от производства обучаются молодые люди обоего пола, работающие на предприятиях и в учреждениях.
Возникновение этих школ было вызвано тем, что во время Великой Отечественной войны значительная часть подростков и молодёжи была вынуждена оставить школу и пойти работать на фабрики и заводы, в учреждения, госпитали и т. п. и стремилась в то же время продолжать своё образование.
В организации школ рабочей молодёжи горячее участие приняли комсомол и профсоюзы. Школы рабочей молодёжи могут быть начальными, семилетними и средними.
Принимаются в школы рабочей молодёжи лица обоего пола в возрасте 14—25 лет, работающие на фабриках и заводах, в шахтах, рудниках, на транспорте, в учреждениях. Около трети учащихся — в возрасте 18—22 лет, более половины — в возрасте 15—17 лет. Юноши и девушки обучаются в этих школах совместно.
Обучение ведётся по обычным программам общеобразовательной школы. Перевод в следующие классы производится на основании переводных экзаменов. Оканчивающие держат выпускные экзамены (за 7 классов) и экзамены на аттестат зрелости (по окончании 10 классов).
Занятия в школах рабочей молодёжи ведутся, исходя из условий производства, по сменам (утренние, дневные, вечерние). Так как занятия в школах рабочей молодёжи ведутся с учащимися, занятыми на производстве без отрыва от него, учебный план этих школ и организация учебных занятий сильно отличаются от таковых в обычных (детских) семилетних и средних школах.
Продолжительность учебного года в школах рабочей молодёжи — 35 недель (17 недель в первом полугодии и 18 во втором). Занятия ведутся: четыре дня в неделю по четыре часа классных занятий; консультации даются по одному часу (пятому) в дни занятий, или же для них выделяется пятый день в неделю.
На овладение знаниями в объёме программы обычной общеобразовательной школы в школах рабочей молодёжи затрачивается около 73 учебных часов, полагающихся в детских школах. Тем не менее учащиеся в школах рабочей молодёжи в это значительно сжатое учебное время успевают хорошо усвоить учебный материал по обычным программам.
На экзаменах 1946 г. на аттестат зрелости в Ленинграде испытания по литературе держали 689 окончивших средние школы рабочей молодёжи; выдержали успешно 680, из них 187 с оценкой «отлично» и 244 с оценкой «хорошо». Окончившие школы рабочей молодёжи не только успешно выдерживают приёмные экзамены в техникумы и вузы, но, по отзывам профессоров высших учебных заведений, обнаруживают хорошие навыки самостоятельной работы с книгой.
В 1946 г. с золотыми и серебряными медалями окончили в РСФСР школы рабочей молодёжи 407 учащихся. Высокая успеваемость в школах рабочей молодёжи объясняется следующими обстоятельствами:
Во-первых, в школы рабочей молодёжи поступают молодые люди, уже имеющие некоторый жизненный опыт, более старшие по возрасту, нежели учащиеся в соответствующих детских школах, люди с большой волей и настойчивостью, энтузиасты, горячо стремящиеся к знанию. Учащиеся этих школ — это передовая молодёжь фабрик и заводов; многие из них инициаторы новых передовых методов работы, дающие на производстве по нескольку норм, умеющие ценить фактор времени и хорошо организовать свою работу.
Так, в школе рабочей молодёжи завода «Красный пролетарий» училась т. Барышникова, инициатор молодёжных бригад.
Во-вторых, организация занятий способствует большой экономии времени и лучшему усвоению учебного материала: учителя и учащиеся рационально используют каждую минуту; хорошо налажена индивидуальная помощь учащимся со стороны преподавателей, улучшены методы преподавания; учащиеся уже в V—VI классах овладевают методами самостоятельной работы, широко поставлены консультации.
В каждом классе число учащихся не должно превышать 20.
Приказом министра просвещения РСФСР от 1 октября 1953 г. предложено организовать сеть начальных школ рабочей молодёжи с трёхлетним курсом обучения и начальных классов при семилетних и средних школах рабочей молодёжи вместо подготовительных классов и пересмотреть к весне 1954 г. программы школ рабочей молодёжи с учётом ознакомления учащихся с практическим применением основ наук на производстве и особенностей обучения взрослых без отрыва от производства.
До 1954 г. школы рабочей молодёжи были только семилетними и средними, а для не окончивших начальную школу существовали подготовительные группы.
Приведённый выше учебный план 1954 г. был введён вместо действовавшего ранее (с 1946 г.).
XII пленум ЦК ВЛКСМ предложил всем комсомольским организациям усилить внимание к школам рабочей и сельской молодёжи и всемерно помогать органам народного образования в улучшении работы этих школ.
Сеть школ рабочей молодёжи и число учащихся в них из года в год увеличиваются.
Так, только по РСФСР число этих школ и учащихся в них было таково:
Учебные годы / Школ / Учащихся
1943/44 .......... 1084 ... 100 000
1944/45 .......... 1218 ... 204 000
1945/46.......... 1585 ... 271 000
К началу 1946/47 уч. г..... 2001 ... 324 770
1952 ........... 2741 ... 598 0003
Из числа школ рабочей молодёжи, существовавших в 1952 г., 3/4 (а именно 2064) были средними школами и лишь 1/4 семилетними. В 1946 г. окончило среднюю школу рабочей молодёжи около 10 000 человек, а в 1952 г. 37 300.
Так же велико количество школ рабочей молодёжи и учащихся в них и в других союзных республиках СССР, как это видно из следующей таблицы (данные за 1951/52 г.):
Республики / Число школ / Учащихся
Украинская ССР ..... св. 800 ... 158 900
Казахская ... 176 ... св. 28 000
Узбекская ... 102 ... 18 000
Советское правительство уделяет школам рабочей молодёжи много внимания и заботы. Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 21 июня 1945 г. учащиеся школ рабочей молодёжи, держащие экзамены на аттестат зрелости, получают дополнительный отпуск с сохранением заработной платы на 20 рабочих дней, а держащие выпускные экзамены за 7 классов — на 15 дней.
Предприятия обязаны предоставлять учащимся по их желанию очередные отпуска во время экзаменов. Обучение во всех классах бесплатное. Запрещается использовать учащихся школ рабочей молодёжи на работах, связанных с отрывом от учебных занятий.
Министерства просвещения выделяют для этих школ большое количество учебников. Ряд предприятий прекрасно оборудовали свои школы рабочей молодёжи. Таковы некоторые заводы Москвы, Ленинграда, Урала и Донбасса.
Приведём для примера успешную работу школы рабочей молодёжи № 11 в посёлке шахты имени Орджоникидзе (Донбасс). Школа возникла в 1945 г. В 1953 г. в ней училось около 400 молодых рабочих и работниц шахты и ближайших предприятий.
В высшие учебные заведения поступили 155 выпускников этой школы. Бывший слесарь шахты Владимир Шелухин в 1952 г. окончил школу с золотой медалью и поступил в Донецкий индустриальный институт. Окончивший школу с серебряной медалью молодой плотник Кальмиусской углеобогатительной фабрики Иван Шабаров — будущий инженер лесного хозяйства. Каменщик Николай Колесников избрал профессию инженера-шахтостроителя.
Горняк Владимир Петрунин учится в медицинском институте.
В семье шахтёра Худокормова в 1953 г. было 4 студента. Сыновья Анатолий и Ростислав учились в Донецком индустриальном институте, а Всеволод и дочь Александра в сельскохозяйственном институте. Все они получили среднее образование в вечерней школе рабочей молодёжи.
Школы рабочей молодёжи много делают в области политехнического обучения. Так, Каменско-Уральская школа рабочей молодёжи при трубном заводе Свердловской области направила своё внимание на то, чтобы приблизить преподавателей физики, химии, математики, черчения и других предметов к предприятию — месту работы учащихся, добиться ознакомления этих преподавателей с основными технологическими процессами и производственным оборудованием предприятия, с условиями и характером труда учащихся для установления большей связи между программным материалом и общественно-производительным трудом учащихся.
С согласия заводоуправления школа организовала экскурсии преподавателей школы под руководством инженеров в труболитейный, трубопрокатный, волочильный и другие цехи завода и в его лаборатории. В дальнейшем, в связи с прохождением курса физики и химии, преподаватели стали уже сами проводить экскурсии учащихся в цехи и лаборатории завода в связи с соответствующими-темами курса.
Школа рабочей молодёжи стала учебно-методическим центром руководства работой культармейцев завода, принимает активное участие в политико-просветительной работе среди рабочих завода; школа помогает инженерам завода в организации технического обучения. Учебный процесс, успеваемость, посещаемость занятий учащимися, организация нового приёма — все эти вопросы жизни школы обсуждаются на заседаниях парткома, завкома и комитета комсомола завода.
В 1943/44 г. в школе училось 80 учащихся, а в 1952/53 г. — 505. Из 300 учащихся, окончивших за время существования школы X класс, 248 учатся в высших учебных заведениях или окончили их.
Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 6 июля 1944 г. были учреждены вечерние школы сельской молодёжи.
Эти школы принимают учащихся в возрасте от 14 до 25 лет. Учебные занятия производятся без отрыва от сельскохозяйственных работ в течение 24 недель. Юноши и девушки обучаются совместно.
Вечерние школы сельской молодёжи могут быть двух типов — начальные (I—IV классы) и семилетние (I—VII классы). Занятия ведутся 5 дней в неделю по 4 часа, с 1 ноября по 1 мая, по особому учебному плану, при 20 учебных часах в неделю.
В тех случаях, когда количество учащихся недостаточно для организации полной школы (начальной или семилетней), организуются отдельные вечерние классы. Это даёт возможность обеспечить обучение даже небольших групп сельской молодёжи.
Учащимися этих школ являются преимущественно бригадиры колхозов, звеньевые, работники сельских Советов и т. д. Большая часть учащихся — молодёжь 16—17 лет. Окончившие семилетнюю школу ^ельской молодёжи получают обычное свидетельство об окончании и могут поступать в техникумы.
В 1947 г, в РСФСР было, по неполным данным, 4970 школ и отдельных классов сельской молодёжи, в которых обучалось 199 700 учащихся. В 1948 г. предполагалось охватить 457 000 учащихся, в 1949 г. — 522 000, в 1950 г. — 587 000. Этот план был значительно перевыполнен.
Создание школ рабочей и сельской молодёжи явилось проявлением большой заботы Коммунистической партии и Советского правительства к нуждам советской молодёжи и удовлетворением её стремления повысить свой образовательный уровень.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +