Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Эстетика содержания учебных предметов


Г. А. Петрова. "Вопросы эстетической подготовки будущего учителя"
Издательство Казанского университета, 1976 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Основной путь осуществления эстетического воспитания в каждом высшем учебном заведении, в том числе и в педагогическом, - весь учебный процесс. Многие преподаватели стремятся как можно более полно использовать силу своей науки для эстетического развития студента в единстве с нравственным и идейно-политическим воспитанием.
При оценке возможностей эстетического воспитания студентов мы рассматриваем, прежде всего, эстетически развивающие возможности содержания учебных дисциплин и организации учебного процесса.
Художественная литература раскрывает картину мира в эстетически воспринимаемых образах, созданных силой воображения писателя, поэта. Художественная литература - искусство слова, самое богатое и сложное искусство.
«Под литературой, в точном и определенном значении этого слова, должно разуметь сознание народа, исторически выразившееся в словесных произведениях его ума и фантазии, - так как сознание есть высшее проявление жизни народа, то литература необходимо должна быть его общим достоянием, чем-то таким, что до всех равно касается, всех равно интересует, всем равно доступно».
Слово по природе своей содержит элементы образности, вызывающей в читателе множество сложных ассоциаций, чувств, представлений, мыслей. Поэтому литература обладает универсальными изобразительно-выразительными возможностями, сочетая в себе свойства разных видов искусств. Изображение пейзажа, интерьера, портрета, описание явлений и событий вызывают в воображении читателя зрительные образы, в то же время литература возбуждает слуховые образы, образы, развивающиеся во времени, раскрывающие чувства, переживания, мысли человека. Зрительные и слуховые образы, рождающиеся при восприятии литературы, специфичны, они отличаются от непосредственной наглядности тем, что не воспринимаются глазом или слухом, а, возникая в воображении человека от воздействия слова, носят иллюзорный характер. Поэтому восприятие литературы носит более сложный характер, оно требует большей интенсивности и силы воссоздающего воображения, ассоциативного мышления, эмоциональной отзывчивости.
Литературное произведение представляет собой единую систему, в которой динамично взаимодействуют элементы содержания и формы. В понятие «содержание» литературного произведения включаются те мысли, чувства, стремления, образы людей, событий, вещей, природы, которые воспринимаются сознанием человека.
Понятие «форма» выражает элементы произведения, воспринимаемые непосредственно: сочетание слов, композиция, сюжет, ритм и т. д. Советская эстетика и литературоведение утверждают мысль о содержательности художественной формы (так как идейное содержание произведения выражено во всем комплексе художественных образов, композиции, сюжета и т. д.) и о формообразующей роли содержания, сложного в своей эмоциональной и интеллектуальной основе. В художественном произведении доминирует образная мысль, неотъемлемыми качествами которой являются эмоциональная основа и многозначность. «Особая роль в возникновении многозначности художественного образа принадлежит метафоре и композиции, но все элементы художественной структуры характеризуются способностью к умножению значений и, следовательно, показывают невозможность свести художественные идеи произведения к элементарным однозначным суждениям».
Вызывая разнообразные ассоциации читателя, используя его прежний опыт, знания, переживания, раздумья, литературное произведение побуждает читателя понять и почувствовать выводы автора, их особую художественную убедительность.
Передовая художественная литература прошлого и литература социалистического реализма, правдиво отражая жизнь, способствуют познанию ее в прошлом и настоящем, раскрывают светлые идеалы человека, успешно осуществляемые в нашей стране. Силой, глубиной, красотой передовых идей, живыми яркими образами, действующими на эмоции и воображение читателя, передовая художественная литература воспитывает коммунистическое мировоззрение, чувство любви и преданности своему народу, способность понимать и чувствовать прекрасное.
Преподаватель литературы должен обладать широкой эрудицией в области литературы, литературным вкусом, знанием методики преподавания своего предмета. Типичными для литературного вкуса советского человека являются следующие черты: умение понимать, чувствовать и оценивать красоту передовой идейной направленности произведения, народности, патриотизма, умение любоваться реалистическим изображением действительности, конкретно раскрывать черты реализма в произведении; способность оценивать произведения романтического направления, любоваться изображением мечты как образа желаемого, чувствовать и определять прогрессивные черты революционного романтизма; умение эмоционально воспринимать и оценивать образ того или иного литературного героя. Положительные герои вызывают чувство восхищения, стремление подражать им. Отрицательные герои вызывают гнев, негодование, стремление бороться против безобразного и отживающего, за утверждение нового, передового, прекрасного. Преподаватель литературы воспринимает произведение в его специфике, осознает его художественную форму: жанр, сюжет, композицию, язык, стиль - как наилучшее выражение чувств и мыслей автора; понимает отношение автора к изображаемому, его мировоззрение, его эстетические взгляды, умеет отличать истинный юмор от пустопорожней развлекательности, наслаждается «высоким» смехом, понимая его воспитательное значение. Анализируя художественные произведения, учитель оценивает их, доказывает верность своей оценки, умеет выражать свои мысли правильным, литературным языком, простым и выразительным.
Общий курс литературы в вузе, давая методологическую, историко-литературную концепцию предмета, утверждает исходные литературоведческие и литературно-политические позиции, расширяет литературно-эстетический кругозор наших студентов, формирует учителя средней школы.
Некоторые условия, обеспечивающие эстетическую направленность общего курса литературы в вузе:
1. Отбор литературных произведений для анализа, наиболее ценных в образовательном и воспитательном отношении. Эти произведения предусмотрены программой вуза, сюда необходимо включить ведущие произведения школьной программы.
2. Обзор творческой деятельности писателя или поэта, человека, принимавшего участие в общественной жизни страны, участвовавшего в борьбе за лучшее будущее. Преподаватель литературы стремится раскрыть мировоззрение писателя, его высокую гражданственность, его общественную деятельность, взгляды на роль искусства и литературы, литературный вкус, т. е. воссоздать живой образ личности, сделать его близким и дорогим для студентов, а особенно привлекательные черты его личности сделать примером для подражания. Для этого необходим педагогически целесообразный отбор фактического материала биографии. Преподаватель выбирает факты биографии, характеризующие мировоззрение писателя (например, связь А. С. Пушкина с декабристами), его отношение к родине, к революции (гражданский подвиг Н. Г. Чернышевского), его широкую литературную образованность, прекрасное знание богатств русской и мировой литературы и искусства, его художественный вкус, нравственную красоту личности поэта или писателя, его патриотизм, чувство дружбы, товарищества и т. д., отношение к природе, к труду, к людям. Важно при изложении биографии привлечь письма поэта или писателя к родным, к друзьям, воспоминания современников; наглядный материал: портрет, картины, изображающие места, где жил писатель (Ясная Поляна, Спасское-Лутовиново и т. д.).
3. Основное средство эстетического воспитания студентов при изучении художественного творчества писателя или поэта - на лекциях и практических занятиях- целостный анализ художественного произведения. Преподаватель, показывая связь художественного произведения с эпохой, раскрывает и то, насколько писатель своевременно откликнулся на вопросы жизни или сам поставил проблемы, которые надо решить. Преподаватель раскрывает смысл творений писателя, определяет тот жизненный материал, который заключен в его произведениях, показывает специфические особенности мастерства автора. Особое внимание уделяется изучению литературного стиля, в котором выражается индивидуальность, реализуется единство формы и содержания. Неверно подменять научный анализ пересказом произведения. В то же время не приносит пользы формальный анализ, когда преподаватель разнимает художественное произведение по частям, лишая его художественной целостности. Студенты должны различать достоинства одного художника слова от достоинств другого.
4. Центральное место в изучении произведения занимает анализ образа литературного героя. Задачи изучения образа персонажа обусловлены общими воспитательными и общеобразовательными целями, осуществляемыми в процессе анализа произведения: а) показать реальную, поэтическую основу образа, объяснить образ, как порождение данных исторических условий или как результат протеста против них; б) раскрыть его идейную направленность, авторскую оценку; в) способствовать выработке личного эмоционального отношения студентов к образу.
Важно научить студентов наблюдать за развитием характера героя в самостоятельной работе над текстом, выяснить жизненную основу характера героя, его действий, поступков и дать глубокую психологическую характеристику образа: черт его характера, особенностей ума, чувств, воли; раскрыть образ во всей его сложности, показать прекрасные черты личности. Высокое нравственное совершенство, глубокий ум, яркие сильные чувства, воля - эти качества положительно оцениваются нашей молодежью. Отрицательные качества личности вызывают чувство неприязни, стремление бороться с проявлением этих черт в себе и окружающих. Задача морально-эстетического воспитания студентов требует иногда уточнения эмоций и понятий об идейном содержании художественных образов. Преподаватель не только констатирует те или иные черты характера героя, определяет его типичность, но и объясняет исходные классовые и морально-политические позиции писателя, сознательное стремление вызвать у читателя определенные эмоции. Например, симпатии вызывает князь Мышкин из романа Ф. М. Достоевского «Идиот», или Алеша в романе «Братья Карамазовы», хотя идея образов по существу реакционна. При анализе произведения литературы социалистического реализма нет необходимости излишне подробно излагать авторские идеи при анализе художественных образов, так как эстетические критерии у советских людей сходны с теми, которыми руководствуются писатели, люди коммунистического мировоззрения.
Важно обращать внимание на нравственные проблемы в художественных произведениях, которые воспринимаются студентами через личный опыт и переживания. В лучших произведениях искусства воспевается подлинно человеческая любовь, как возвышенное чувство, глубоко моральное по своему содержанию, в котором проявляется человеческая красота: Татьяна Ларина в романе Пушкина «Евгений Онегин», Джульетта и Ромео в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта».
Отрывок из лекции доцента Казанского университета Т. о трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»: «В трагедии, посвященной прославлению любви и гуманных человеческих чувств, Шекспир, между тем, очень остро ставит проблему феодальных междоусобиц.
...В конфликт с феодальной враждой вступает молодое и искреннее чувство Ромео Монтекки и Джульетты Капулетти.
...Шекспир-реалист сумел дать в трагедии диалектику характеров своих героев. Джульетта в начале - 13-летняя девочка, «непоседа», «ярочка», как зовет ее няня. Самая хорошенькая и умненькая из всех ее воспитанниц. Джульетта-девочка покорна воле родителей до тех пор, пока ее внутреннее Я, ее чувства не вступают в противоречие с окружающей средой. Любовь с первого взгляда преображает Джульетту. Она узнает, что полюбила кровного врага своей семьи: «Одна лишь в сердце ненависть была. И жизнь любви единственной дала».
Девочка Джульетта взрослеет на глазах зрителей. Глубокое чувство пробуждает в ней мысль. Что важнее, человек или его имя? - рассуждает Джульетта.
Монтекки - что такое это значит?
Ведь это не рука и не нога,
И не лицо твое, и не любая
Часть тела. Что значит имя? Роза пахнет розой.
Хоть розой назови ее, хоть нет.
Ромео под любым названьем был бы
Тем верхом совершенств, какой он есть».
Рассуждая так, Джульетта бросает вызов мировоззрению своей среды... Джульетта не может стать рабой человеческой морали «кровь за кровь», ей открывается ценность человека вне зависимости от его имени, положения, состояния... Как нежно, страстно и вместе с тем поэтично любит девушка врага своей семьи! «Прекрасный мой Монтекки!» «Радость моя!» - зовет она Ромео. «Моя, как море, безгранична нежность и глубока любовь», - говорит она ему, прощаясь после свидания на рассвете».
Рассматривая тему любви в истории литературы, преподаватель не упускает из виду сложности решения в художественной литературе этой проблемы, ее исторической обусловленности. Любовь в системе коммунистической нравственности по своему качеству существенно отличается от того чувства, которое воспевается в искусстве прошлых лет.
Эстетически воспитывает анализ художественного своеобразия литературного произведения, языка, стиля, поэтического и прозаического мастерства. Например, в пушкинском описании весны:
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса» -
преподаватель обращает внимание на форму стихов, определяющую особую поэтичность содержания: «Здесь каждое слово согрето поэзией, каждая строчка вызывает живые волнующие ощущения. Мы чувствуем тепло и ласку весеннего солнца. Все оживает, просыпается, дышит упоением и негой. Небеса радостно «блещут» (слово «блещут» хорошо передает игру красок, динамику весеннего дня)».
В анализе стихотворения В. А. Жуковского «Вечер» преподаватель обращает внимание студентов на настроение, которое вызывает данное стихотворение (грусть, задумчивость), на звукосочетания, создающие слуховое ощущение журчащего ручья, на эмоционально окрашенные эпитеты и словосочетания («облаков померкнули края...», «последний луч зари на башнях умирает...»), на неторопливый ровный ритм стихотворения, на приглушенные краски, на удивительную гармонию формы стихотворения с его содержанием, настроением.
5. Усвоение теоретических литературоведческих понятий при изучении истории и теории литературы. Теория поможет разобраться в сложном характере эстетических чувств, возвести эти чувства на степень образованного литературного вкуса. Так, в курсе «Введение в литературоведение» раскрываются понятия: сущность прекрасного, связь прекрасного и искусства, проявления прекрасного в искусстве, прекрасное и эстетическое, эстетический идеал, значение прекрасной художественной формы в искусстве, предмет и содержание литературы, сущность эстетического идеала, идейное содержание произведения, композиция, сюжет, художественное своеобразие и др. Чрезвычайно важно раскрывать эти понятия на конкретном литературном материале. Так, тема «Тема и идея литературного произведения» раскрывается в самостоятельной работе студентов над рассказом И. С. Тургенева «Муму» по вопросам:
а) в чем красота души и поступков Герасима?
б) как раскрывает Тургенев значение труда в формировании цельной человеческой личности?
в) чем определяется прекрасная художественная форма в рассказе и каковы ее основные признаки?
6. Изучение работ выдающихся литературных критиков: В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, А. В. Луначарского и др. - способствует воспитанию литературно-художественных вкусов студентов. Страсть, пафос статей В. Г. Белинского, точность художественной оценки увлекает, вызывает интерес, статьи помогают лучше понять произведения литературы, эмоционально воспринять их.
Таким образом, эстетическое воспитание осуществляется в процессе познания специфики литературы, как вида искусства, как образного отражения действительности.
В чем специфика возможностей эстетического воспитания в предметах естественно-математического цикла, раскрывающих научную картину мира, закономерности развития вещей и явлений, обеспечивающих теоретическое познание мира?
Эстетическое воспитание студентов в процессе изучения естественных наук предполагает в качестве основы определенную эстетическую концепцию - признание объективности красоты в природе; понимание таких эстетических принципов, как целостность, гармония, единство в разнообразии, единство формы и функции, целесообразность, оптимальность, пропорциональное соотношение частей и целого, конструктивность. Эстетическое воспитание в процессе преподавания предметов естественно-математического цикла осуществляется не привнесением в предмет посторонних элементов. Оно исходит из содержания самого предмета. Преподаватель вуза использует в изложении материала конкретно-эстетический анализ объектов и явлений, изучаемых биологией, физикой, математикой, химией, географией, астрономией в сочетании с научным подходом к теме. В качестве примера рассмотрим некоторые возможности эстетического воспитания в курсе ботаники - науки о растениях, имеющих важное значение в духовной жизни человека. Чем обусловлена окраска цветов растений? Научный анализ этой проблемы сочетается с эстетической интерпретацией.
Природа имеет три цвета, три краски: зеленый, желтый и синий, из которых построен мир чудесных расцветок, который не удалось повторить ни одному художнику. Студенты узнают, что белый цвет растений (ландыш, роза, тубероза, ромашка) обусловлен равномерным рассеиванием света при отражении его от пузырьков воздуха, заключенных в сильно развитых межклеточных пространствах и на поверхности органа. Преподаватель объясняет характер богатейшей палитры красок осенних листьев. Окраска растений может быть обусловлена цветом отмерших клеток и их измененного содержимого. Белизна коры березы связана с присутствием пигмента бетулина в ее коре. Изумительные оттенки и цветовые гаммы можно наблюдать у коры сосны.
В разделе «Клетка» студенты знакомятся с ультраструктурой растительной клетки, используя современные методы исследования. В микроскопической клеточке насчитываются тысячи химических веществ и в каждый данный момент происходят сотни химических реакций. Каждая структура клетки исключительно тонко приспособлена к выполнению соответствующей функции. Все структуры связаны друг с другом. Это обусловливает целостность клетки, согласованность всех процессов, удивительную ее гармоничность. Студенты изучают разнообразие размеров клеток, их функций, а также своеобразие и изящество их форм (клетки могут быть цилиндрические, звездчатые, округлые). Форма, величина, внутреннее строение клеток тонко приспособлено к выполнению функций, и в этом одно из проявлений прекрасного в природе.
В теме «Фотосинтез» (курс физиологии растений) раскрываются его биофизические и биохимические основы; показывается, что все самое прекрасное на земле, будущее человечества прямо или косвенно связано с этим величественным и прекрасным процессом. К. А. Тимирязев в своей лекции так раскрывал сущность этого процесса: «Зеленый лист, или, вернее, микроскопическое зеленое зерно хлорофилла, является фокусом, точкой в мировом пространстве, в которую с одного конца притекает энергия солнца, а с другой берут начала все проявления жизни на земле. Растение - посредник между небом и землей. Оно истинный Прометей, похитивший огонь с неба. Похищенный им луч солнца горит и в мерцающей лучине, и в ослепительной искре электричества. Луч солнца приводит в движение чудовищный маховик гигантской паровой машины, и кисть художника, и перо поэта».
Такие темы, как «Ткани», «Корни», «Лист» - прекрасны для эстетического воспитания, при их изучении студенты более глубоко понимают эстетические принципы целостности, конструктивности, оптимальности.
Знакомясь с животным миром земного шара, студент познает многообразие и оригинальность животных организмов, безупречное совершенство их форм, идеальное приспособление к окружающей среде, их цветовую гамму, изящные грациозные движения и т. д.
Ю. В. Линник в статье «Элементы эстетического воспитания в процессе преподавания общей биологии» предлагает для студентов спецкурс «Эстетика органической природы». В этом курсе студенты знакомятся с эстетическими взглядами Чарльза Дарвина, который считал, что в становлении природной красоты участвуют три фактора: 1) естественный отбор, в результате которого возникают оптимально целесообразные формы, оцениваемые нами как прекрасные; 2) половой отбор, в силу действия которого в мире животных возникают различные «украшения», которые являются замечательными достижениями природы; 3) случайность.
При изучении палеонтологии преподаватель намечает основные фазы в эволюции органических форм, их преемственность и объективное совершенствование, здесь раскрывается диалектика красоты.
В теме «Учение о клетке» студенты узнают, что переход от одноклеточных организмов к многоклеточным есть эволюционное усложнение прекрасных органических форм, это процесс повышения уровня органической целостности.
В теме «Возникновение жизни на земле» раскрывается качественное отличие красоты органических форм от красоты неорганических образований. Такие важные элементы красоты, как пятилучевая симметрия или криволинейная симметрия, встречаются только в органическом мире. В красоте органических форм следует видеть проявление активности живой материи, воплощающей в себе качественно новый способ движения материи по сравнению с неорганическим миром. Организм подчиняет и преобразует среду, целесообразно приспособляясь к ее условиям.
В теме «Биосфера и человек» проводится мысль о преобразовании природы по законам красоты: гармония природы не должна подменяться дисгармонией разрушения. Студенты знакомятся с буржуазной теорией «нейтрализации природы», т. е. отчуждения ее от духовных и творческих запросов личности, противопоставляя этой теории научную методологию эстетического воспитания средствами природы.
Математика - одна из абстрактных наук, она отличается логической безупречностью, обоснованностью и последовательностью выводов. Новые программы по математике в школе значительно повышают уровень математической культуры учащихся средних школ. Преодолевается разрыв между арифметикой и алгеброй, последовательно осуществляется функциональный подход к изучению материала и формированию теоретико-множественной алгоритмической и структурной концепций. Изучение в старших классах элементов аналитической геометрии, дифференциального и интегрального исчисления и элементов теории вероятности существенно сближает школьную и высшую математику. Повышение теоретического уровня преподавания математики в школе предъявляет большие требования к подготовке учителя математики, который не только глубоко знает и понимает математику, но и чувствует ее красоту, умеет передать ее учащимся.
Венгерский математик Альфред Реньи подчеркивал, что красота математики - не какое-то вспомогательное дополнительное средство, а одна из ее основных характерных особенностей. Она заключается, прежде всего, в разнообразных объективных фактах, лежащих в основе математических рассуждений. Отсюда необходимость интересного нешаблонного содержания задач, задач-парадоксов, необходимость развития воображения, позволяющего представить геометрические факты, результаты работы.
«Подлинный геометр наделен воображением и чувством формы, чувством красоты геометрического факта. В этом он подобен скульптору или графику».
Красота - в силе математической мысли, ее глубине, точности и изощренности, необходимости проведения тонких рассуждений для доказательства «очевидных теорем» и, наоборот, для обнаружения несправедливости многих очевидных истин.
«Изучая анализ, мы говорим о дифференцируемой функции, о спрямляемой кривой, о квадрируемой площади, о кубируемом объеме и т. д. Огромный познавательный интерес и стимул к самостоятельным размышлениям представлял бы обстоятельный и интересный разбор тех случаев, где все эти понятия не имеют места, т. е. пример недифференцируемых функций, неспрямляемых кривых, неквадрируемых площадей и т. д.»
М. В. Потоцкий в книге «Преподавание высшей математики в педагогическом институте» предлагает выбирать для доказательства неожиданные, противоречащие привычным представлениям теоремы, «где большое и глубокое содержание возникает из, казалось бы, совершенно общих и малосодержательных предпосылок», где необходим поиск выводов, достигаемых применением необычных идей, что «способно удовлетворить эстетическое чувство человека, любящего мыслить».
Ощущение красоты вызывает логическая стройность математических законов, методов рассуждения, доказательств, исследований в области математики. Прекрасно понятие интеграла: «Это удивительное соединение многих элементов, каждый из которых бесконечно мал, и соединение, которое умеет отлиться в определенную форму конечной величины. Интеграл, этот емкий сгусток самых разнообразных процессов и явлений, был плодом невероятного взрыва творческой фантазии Лейбница и Ньютона»,- так охарактеризовала интеграл известный русский ученый Софья Ковалевская.
Академик А. Д. Александров, характеризуя работы советского математика Б. Н. Делоне по теории чисел, говорит о красоте точного, изящного, музыкального построения его «алгоритма повышения» для решения уравнений третьей степени: «Один шаг строго следует за другим, одна тема вплетается в другую. И так они ведут к результату, который возникает, как финал, когда в нарастающем напряжении доминанта разрешается в тонику».
Крупный ученый Казанского университета, член-корреспондент Академии наук СССР Н. I. Чеботарев, называя себя поклонником математической красоты, говорил об органическом единстве красоты и целесообразности: «Мы редко называем красивыми рассуждения, не приводящие к законченной цели или более длинные, чем это представляется необходимым».
Чувство красоты вызывает сжатость и компактность математических формул, целесообразность и содержательность математической символики. В математике говорят «красивое», «изящное» решение, доказательство, т. е. простое, четкое, логичное, в основе которого лежит целесообразность, гармония. В математике эстетически воспринимается симметрия, все ее виды - от простейших до самых сложных. Мы любуемся орнаментом, симметричными, повторяющимися комбинациями геометрических фигур, многоугольников и кругов, лежащих в его основе. Эстетическое чувство вызывает пропорциональность. Основы скульптуры древних составляет теория пропорций. Классическим представителем учения о целочисленных пропорциях в Греции был Пифагор. Дальнейшая разработка теории пропорций принадлежит итальянским ученым, которые утверждали, что из математических формул можно вывести абсолютно прекрасные пропорции человеческого тела. Отношения частей человеческого тела связывались с формулой «золотого сечения» отрезка, принцип которого применяется в архитектуре.
Красота математики своеобразна, она постепенно открывается человеку, знающему математику. Г. X. Харди утверждает: «Математик, так же, как художник или поэт, создает узоры. И если его узоры более устойчивы, то лишь потому, что они составлены из идей... Узоры математика, так же, как узоры художника или поэта, должны быть прекрасны; идеи, так же, как цвета или слова, должны гармонически соответствовать друг другу. Красота есть первое требование: в мире нет места для некрасивой математики».
Умение преподавателя математики вуза раскрыть студентам ее красоту вызывает интерес к науке, вкус к математическим методам исследования, формирует творческую личность учителя.
Богатые возможности для разнообразного воспитательного воздействия заложены в астрономии. Кант в одной из своих работ утверждал, что есть два явления, особенно сильно волнующих наше воображение - это моральные принципы человека и звездное небо, простирающееся над нами. Греческое слово «космос» связано с понятием красоты и гармонии. Изучая законосообразность движения небесных светил, древние мыслители пришли в своей космологической эстетике к идее мирового порядка и универсальной красоты. Для мыслителей античности космология и эстетика были едины.
В основе эстетического воспитания средствами астрономии лежит космологический аспект прекрасного. Студенты познают сложность и гармонию космоса, величественная красота которого возбуждает чувство возвышенного.
Для эстетического воспитания интересные возможности открываются при изучении морфологии космических объектов. 80% известных нам галактик обладают структурой так называемой логарифмической спирали, называемой «кривой красоты», так как форма таких галактик производит сильное эстетическое впечатление (например, «Туманность Андромеды»). Преподаватель рассказывает о единстве законов эстетического формирования для самых разнообразных процессов: гармоническая структура логарифмической спирали реализуется и в процессах органического формообразования (расположение семян на диске подсолнуха, красивая форма пресноводных моллюсков из класса брюхоногих), в классической архитектуре (по ее принципу строится ионийская волюта), в технике. Такой анализ - одно из доказательств диалектического единства предметного мира, его своеобразное эстетическое освещение.
Сильное эстетическое впечатление производит визуальное наблюдение двойных звезд, цветовой гармонии их компонентов, шаровых скоплений, рассеянных скоплений, планетарных туманностей и других космических объектов. Преподаватель сообщает о сущности и происхождении сферической симметрии в природе, о ее месте в системе законов красоты. Студенты знакомятся также с происхождением поэтических названий созвездий, в которых запечатлены элементы эстетического отношения к звездному небу со стороны различных исторических культур. «Изучение «эстетики» звездного неба дает возможность понять красоту не как стабильное явление, а как процесс, развитие, становление. Такое понимание объективно-прекрасного отражает диалектику объективного мира».
Эстетическое воспитание студентов осуществляется на материале исторической науки. Эстетическое в истории носит объективный характер. К. Маркс и Ф. Энгельс убедительно показали, что исторический процесс - это богатейший источник эстетического и что эстетическое в истории обусловлено объективными закономерностями развития общества. Таким образом, надо развить у будущих преподавателей истории способность видеть и чувствовать эстетическое в самой истории, в ее живом, противоречивом и сложном процессе. Эстетическое освоение истории должно быть тесно связано с научно-теоретическим. «Основой эстетических характеристик является научный анализ исторических явлений, исторических деятелей, их поведения и роли в историческом процессе».
Наибольший интерес в плане эстетического воздействия представляют прекрасная и возвышенная борьба передовых общественных сил за осуществление высоких гуманистических идеалов, крестьянские народные восстания, борьба пролетариата за построение социалистического общества, героизм советского народа, проявленный в борьбе с фашизмом в Великую Отечественную войну, самоотверженный труд советского народа по претворению в жизнь программы построения коммунистического общества.
В. И. Ленин восхищался трудом К. Маркса «Капитал», где автор показал «...всю капиталистическую общественную формацию как живую».
Чтобы история страны, общества, эпохи, представляла собой живую картину, надо, чтобы она включала в себя анализ экономической, политической жизни, историю духовной культуры, в том числе и историю искусства. Всесторонний охват явлений истории дает возможность представить общество как целостную структуру, где все звенья тесно между собой связаны и в пределах определенной формации, и в историческом процессе вообще. Таким образом, объектом эстетического отношения в исторической науке являются не только отдельные факты науки, но и исторические научные закономерности.
Учитель истории развивает образно-эмоциональное мышление, чтобы представить себе «как живые» исторические события далекого и недавнего прошлого, исторических деятелей, судьбы народов. Особое место в эстетическом воспитании занимают историко-культурные темы, где рассматриваются на фоне социальных условий и освободительного движения основы передового искусства той или иной исторической эпохи, борьба против реакционных эстетических воззрений, литература, живопись, скульптура, архитектура, музыка, театр.
Таким образом, эстетический аспект изучения истории - это средство всестороннего изучения предмета, которое вырабатывает эмоциональное, духовное отношение к истории, формирует личность в целом.
Мы привели лишь отдельные примеры, раскрывающие возможности различных учебных предметов в эстетическом воспитании и развитии личности.
Б. Т. Лихачев в книге «Эстетика воспитания» дает классификацию предметов обучения в школе, разделив их на три группы и наметив конкретные возможности воспитания для каждой из этих групп.
1. Предметы, раскрывающие объективные закономерности природы и общества, обеспечивающие теоретическое научное познание мира (математика, физика, химия, биология, география, история, специальные дисциплины в конкретных областях знаний). В изучении этих предметов важно раскрыть эстетическую сущность явлений природы и общества, их развитие на основе законов диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицание отрицания). Борьба нового, передового за свое утверждение выступает как прекрасное, а старое, отживающее, мешающее прогрессу - как отвратительное. Анализируя сущность явлений, учащиеся знакомятся с гармонией их развития, видят гармонию в правильном использовании познанных законов, дисгармонию - в их нарушении.
2. Предметы развивают практические навыки, учат практическому познанию мира (физкультура, трудовая деятельность, частично лабораторно-практические занятия по теоретическим предметам). В эстетическом воспитании они способствуют накоплению эстетического опыта и отражению накопленных представлений о прекрасном в практической деятельности, в жизни, формируют навыки, необходимые для эстетического творчества.
3. Предметы, раскрывающие картину мира в эстетически воспринимаемых образах (литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино), обеспечивают развитие высокого художественного вкуса, общее развитие личности, понимание огромной общественной роли искусства, его специфических средств изображения действительности.
Эта конкретизация задач эстетического воспитания в школе сохраняет свое значение и для высшего учебного заведения с учетом специфики студенческого возраста, специфики обучения в вузе, его профессиональной направленности.
В педагогических учебных заведениях выделяется еще одна группа предметов - дисциплины педагогического цикла: психология, общая и детская, педагогика, методики преподавания конкретных предметов. Их задача - теоретически и практически подготовить студентов к проведению педагогической практики, к педагогической деятельности в школе, развить педагогическую направленность личности будущего учителя. Каковы их возможности в эстетической подготовке учителя?
Психология изучает объективные законы психических процессов, психической деятельности, ее развития, выясняет природу и сущность психики, различные формы ее проявления, их роль в жизни человека. Педагогика - наука о воспитании, образовании и обучении. Методика - педагогическая наука, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету. Эти предметы закладывают определенные теоретические основы педагогической деятельности в целом и, в частности, эстетического воспитания.
При изучении психологии студенты усваивают ленинскую теорию отражения - методологическую основу советской психологии, основные положения которой дают ключ к пониманию проблем эстетического воспитания. Психология раскрывает психологические основы эстетического воспитания личности в единстве с идейно-политическим, нравственным, трудовым и физическим воспитанием. Преподаватель показывает специфику эстетического и художественного восприятия, художественно-образного мышления, памяти, чувств. Давая классификацию чувств, преподаватель раскрывает понятия: интеллектуальные, нравственные, эстетические чувства; показывает своеобразие эстетических потребностей, интересов. Рассматривая физиологические основы темперамента - типы высшей нервной деятельности, общие и специальные, преподаватель показывает влияние специальных типов на индивидуальное своеобразие эстетического восприятия действительности и искусства и т. д.
В курсе педагогики речь идет о педагогический основах эстетического воспитания. Преподаватель рассматривает педагогику не только как науку о воспитании и образовании, но и как искусство, утверждая мысль, что педагогическое мастерство немыслимо без творчества, вдохновения, интуиции, своеобразного педагогического чутья, оно требует энтузиазма, любви к делу, страсти, артистических качеств. А. С. Макаренко считал необходимым для педагога уметь правильно разговаривать с воспитанниками, быть бодрым, веселым, радовать коллектив своей «приветливой улыбкой, достаточно наполненной воображением», не выкладывать перед детьми своих внутренних переживаний, но если надо, «и прикрикнуть, чтобы чувствовали, если я сердит, так сердит по-настоящему, а не так что - не то сердится, не то педагогическую мораль разводит». Очень своеобразны взгляды на обучение как на искусство Джорджа Пойи, английского ученого-математика. Пойи утверждает, что изложение одного и того же материала много раз иногда надоедает. Но этого нельзя показать классу. «Приступив к доказательству, покажите, что вы очень увлечены им; в ходе доказательства представьте, будто у вас имеется множество соображений по этому поводу, а, закончив, покажите, что вы поражены и в восторге от него».
В теме «Цели и задачи коммунистического воспитания» преподаватель рассматривает эстетическое воспитание как важнейшую составную часть общего коммунистического воспитания, раскрывает сущность эстетического воспитания, дает его определение, показывает цель и задачи эстетического воспитания в школе, а также органическую взаимосвязь всех сторон коммунистического воспитания. Но эта информация дается в самом общем виде, на тему отводится всего 2 часа. Более подробно вопрос излагается в специальной теме «Эстетическое воспитание» (2 часа). Опираясь на знания, полученные ранее, преподаватель излагает цель и задачи эстетического воспитания в школе, дает понятие «система эстетического воспитания», показывает пути и методы эстетического воспитания средствами окружающей действительности, природы, труда, разнообразных видов искусства.
Идея эстетического воспитания, на наш взгляд, должна пронизывать весь курс общей педагогики. Например, в теме «Система народного образования», раскрывая систему народного образования в нашей стране, в других социалистических странах, а также в капиталистических странах, преподаватель стремится, хотя бы коротко, показать и своеобразие эстетического воспитания в той или иной стране. В теме «Возрастные особенности школьников» внимание студентов обращается на своеобразие эстетического восприятия, интересов, вкусов учащихся разных возрастов.
Например, для младших школьников свойственно отождествление эстетических категорий с конкретными образами. Дети воспринимают, прежде всего, конкретную сторону эстетического образа, его конкретное содержание. Их оценки субъективны. Прекрасное они отождествляют с добром, а безобразное - со злом. В произведениях искусства они часто ищут только познавательный смысл. Их нравственные и эстетические представления определяются конкретной жизненной и игровой ситуацией. Духовный мир младшего школьника постепенно обогащается эстетическими представлениями в ходе учебного процесса, внеклассной работы, в результате знакомства с искусством, практического участия в различных видах деятельности, учебной, трудовой, общественно-полезной, художественной. Старший подросток рассматривает произведение искусства как некое обобщение. Ему доступны произведения, которые в определенной степени обобщают то, что пережил он сам. Ему близка задушевная лирика, музыка, фильмы, непосредственно раскрывающие проблемы жизни и поведения.
Подростковый возраст - возраст наиболее интенсивного внутреннего собирания красоты в процессе деятельности и отношений и ее выражения в собственном поведении и художественном творчестве. Подростковому возрасту свойственны романтические стремления и искания - в этом своеобразие их стремления к идеалу. В работе с подростками учитель предоставляет им как можно больше возможностей для творчества, сравнивает результаты трудового и художественного творчества разных учащихся, отбирает для ознакомления произведения искусства, близкие по своему содержанию опыту детей.
В юношеском возрасте понятны сложные образы в искусстве. Юноша способен на глубокое эстетическое чувство. У него сохраняется романтический подход к идеалу, свойственный подростку, но он дополняется реалистической оценкой своих возможностей, вызванной необходимостью выбора жизненного пути. Педагог помогает старшим школьникам освоить широкий общественно-эстетический опыт и прежде всего искусство. Таким образом, «...от внутреннего накопления эстетического опыта к его воплощению в собственном творчестве и от способности воплощать к способности осваивать созданное другими, не встречавшееся ранее в личном опыте - это та ступень эстетического развития, которая необходима для понимания подлинного искусства».
В разделе «Дидактика» студенты знакомятся с перечнем и краткой характеристикой предметов эстетического цикла: литература, изобразительное искусство, факультатив по искусству и искусствознанию в старших классах (тема «Учебный план»); рассматривают общие педагогические требования к программам и анализируют действующие программы в соответствии с профилем факультета. Студенты-филологи знакомятся с программой по литературе и другим предметам эстетического цикла. В теме «Урок - основная форма организации учебных занятий» студенты усваивают мысль, что глубокое знание предмета, правильный выбор методов ведения урока, практическое владение методикой преподавания, выполнение педагогических требований к уроку, интересный и разнообразный фактический материал, педагогический такт в отношении к учащимся, четкая организация урока - все это делает урок педагогически эффективным и эстетически выразительным. Такой урок вызывает у учащихся и у учителя положительное эмоциональное отношение. Та же мысль проводилась при анализе других форм организации учебных занятий: семинаров в школе, практических занятий, практикумов по естественным дисциплинам, экскурсий.
Чрезвычайно важно целенаправленно излагать материал в соответствии с профилем факультета. У студентов-филологов формы организации учебных занятий рассматриваются на материале русской и татарской литературы, русского и татарского языка. Идея о необходимости привлекать смежные виды искусства на уроки литературы проходит и в теме «Урок», и в теме «Методы обучения». Разъясняются педагогические требования к рассказу, беседе, объяснению, школьной лекции, практическим занятиям, демонстрации и иллюстрации, самостоятельной работе учащихся на материале литературы и искусства. Излагая педагогические требования к учебникам, преподаватель обращает внимание и на их эстетическое оформление, на изложение материала в учебнике, способствующее эстетическому развитию личности.
В разделе «Теория воспитания» эстетическое воспитание рассматривается как одно из средств формирования коммунистического нравственного облика личности. В теме «Воспитание в коллективе» раскрывается эстетическое в отношениях коллектива и личности. «Именно в общественной деятельности коллектива ребенок удовлетворяет свою социальную потребность в серьезном жизненном деле и общественном уважении. Социальная потребность в серьезном деле и общественном уважении, смыкаясь с естественной потребностью в движении и деятельности, образует основу для эстетических переживаний. Ребенок видит и чувствует красоту коллектива, эстетическое чувство к которому развивается в нем не только педагогом, но и в результате собственного опыта коллективной жизни».
Коллективное проявление нравственных качеств (например, забота о товарищах) вызывает у детей положительное эмоциональное переживание своего поступка и новое стремление к добру. Это коллективное чувство, которое объединяет и сплачивает детей. Тесно связана с предыдущей тема «Воспитание сознательной дисциплины», в которой вводится понятие «красота дисциплины, эстетика поведения». А. С. Макаренко противопоставил пассивной дисциплине (не бегай, не кричи, не разговаривай) дисциплину борьбы и преодоления и отмечал важность того, чтобы дисциплина не была только внешним украшением, чтобы ее красота вытекала из ее сущности. Красота дисциплины - результат длительного воспитательного процесса, систематического показа школьникам прекрасного и безобразного в поведении, постоянного упражнения в красивом дисциплинированном поступке.
Рассматривается также специфика эстетического воспитания в процессе внеклассной работы через пионерскую и комсомольскую организации.
В теме «Учитель» рассматриваются те качества учителя, классного руководителя, которые составляют его педагогическое мастерство, делают его привлекательным, обаятельным в коллективе педагогов и учащихся, являются источником эстетического влияния на учащихся.
Таким образом, в курсе педагогики красной нитью проходит мысль об эстетическом воспитании учащихся: этот курс должен давать определенную эстетическую подготовку будущему учителю. Однако, даже при определенной направленности преподавателя, читающего педагогику, возможности курса педагогики ограничены из-за скромного количества часов (72 часа). Поэтому в курсе педагогики не раскрываются подробно формы и методы эстетического воспитания, роль искусства в формировании личности и другие вопросы.
Определенные возможности для расширения эстетического кругозора студентов открывает курс истории педагогики в педагогических институтах. Характеризуя деятельность того или иного выдающегося педагога, ученого (Я. А. Коменского, Жан-Жака Руссо, Г. Песталоцци, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, В. А. Сухомлинского и др.), преподаватель рассматривает их взгляды на эстетическое воспитание учащихся, их практическую деятельность в этом направлении, значение их теоретического и практического наследия для современной советской педагогики и школы. В темах «Маркс и Энгельс о целях и задачах коммунистического воспитания», «Учение В. И. Ленина о коммунистическом воспитании» рассматриваются взгляды классиков марксизма-ленинизма на эстетическое развитие личности. Характеризуя состояние народного образования и школ в определенную эпоху, преподаватель дает краткий обзор состояния эстетического воспитания в это время. Однако в университетах курс истории педагогики очень краток (12 часов), он входит в курс теории педагогики, и в нем невозможно сделать даже краткого экскурса в историю эстетического воспитания.
Курс конкретной методики преподавания того или иного предмета включает и вопросы эстетического воспитания средствами этого предмета. Студенты знакомятся с предметом науки, с задачами ее преподавания, с трудами крупнейших педагогов и методистов (например, студенты-филологи знакомятся с трудами К. Д. Ушинского, В. И. Водовозова, В. Я. Стоюнина, В. П. Острогорского, М. А. Рыбниковой, В. И. Голубкова, Н. И. Кудряшова и других методистов, с их взглядами на воспитательную роль художественной литературы и на роль ее в эстетическом воспитании. Анализируя программу по литературе для средней школы, студенты подробно знакомятся с объяснительной запиской, в которой поставлены задачи преподавания литературы в школе; более подробно осуществляется анализ школьных учебников по литературе. При изучении методов преподавания литературы, преподаватель показывает их воспитательное воздействие. Особое внимание уделяется методам словесного обучения: рассказу, объяснению, школьной лекции, методам практического обучения, самостоятельной работе учащихся по литературе. Раскрываются определенные педагогические условия, способствующие полноценному восприятию художественных произведений учащимися. Прежде всего, необходимо целостное непосредственное восприятие текста произведения, умение зримо, ярко представлять события и литературных героев. Художественный текст должен звучать в классе в исполнении преподавателя, учащихся, а иногда мастеров художественного слова (полностью или в отрывках). Преподаватель литературы стремится овладеть искусством выразительного чтения и готовит к этому учащихся.
Чтобы в сознании учащихся при чтении текста ярко возникали картины прочитанного, используется словесное рисование текста. Учитель направляет рассказ учащихся на то, чтобы они умело и точно выбирали слова, использовали слуховые, зрительные, эмоциональные образы, передавали свои чувства и впечатления. Иногда учащиеся зарисовывают те или иные образы из прочитанного (например, образ Митрофана из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»).
«Школьный курс литературы должен дать ученикам систему общеэстетических и литературных знаний, способствовать развитию художественного вкуса и умения самостоятельно размышлять над литературными произведениями, отличать подлинно художественное произведение от посредственных, ориентироваться в непрерывном потоке художественных впечатлений».
Эти задачи осуществляются, прежде всего, в процессе анализа художественного произведения в единстве содержания и формы, который предполагает выделение проблемных вопросов, нацеливающих учащихся на идейно-теоретическую и эстетическую оценку того или иного литературного явления или образа и требующих выражения своего отношения к событиям и героям. Учащиеся решают познавательные задачи, специфические для литературы как учебного предмета, связанного с их литературным развитием. В этом курсе раскрываются также методы индивидуального подхода к учащимся в процессе преподавания литературы в зависимости от возраста учащихся, их общего культурного уровня, подготовки, литературных способностей.
Таким образом, во всех учебных предметах есть возможности эстетического образования и воспитания. Однако необходим предмет, который был бы специально посвящен вопросам эстетики. Это - «Основы марксистско-ленинской эстетики».
Предмет «Основы марксистско-ленинской эстетики» дает систему эстетических понятий: эстетика как наука об эстетическом освоении действительности, сущность эстетического отношения человека к действительности, основные эстетические категории: прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, комическое, трагическое; искусство как специфическое общественное явление, содержание и форма искусства, виды искусства, искусство социалистического реализма, творческий метод, стиль, эстетический идеал и др. Этот курс представляет собой синтез философии и искусствоведения. Курс основ марксистско-ленинской эстетики опирается на имеющиеся у студентов знания по искусству, поднимает их на определенный теоретический уровень, дает их философское осмысление. Теоретическая и практическая значимость этого курса общепризнана, однако курс «Основы марксистско-ленинской эстетики» читается далеко не во всех педагогических институтах и университетах. Настало время ввести данный курс на всех факультетах педагогических институтов и университетов как обязательный.
Все учебные предметы имеют возможность эстетического воздействия на личность студента, будущего педагога. На фоне всего учебного процесса выделяются специальные курсы и специальные семинары, цель которых углублять и расширять знания студентов по определенной специальности. Они вводят в круг проблем, исследованием которых занимается кафедра в целом или отдельные преподаватели, и тем самым приобщают студентов к научным изысканиям. Спецкурсы вооружают знаниями для ведения факультативных занятий в школе, помогают формированию учителей, способных творчески преподавать свой предмет. Изучение спецкурса развивает интерес, удовлетворяет потребности студентов в глубоких знаниях по избранной специальности. Выбор и разработка тем определяются следующими факторами: научной актуальностью; интересами преподавателя, исследующего определенную научную проблему, практической значимостью ее в работе будущего педагога. Спецсеминар предполагает самостоятельную работу студентов: изучение материала, подготовка доклада, обсуждение докладов и т. д.
В педагогических учебных заведениях спецкурсы и спецсеминары могут быть по специальным предметам, по педагогике, по методике преподавания конкретного предмета, по искусству и т. д.
Предметом специальных курсов и специальных семинаров могут быть темы обобщенного характера (например, «Эстетика революционных демократов», «Литература родного края»), посвященные творчеству одного писателя или поэта («Мастерство А. П. Чехова», «Творчество К. А. Федина», «Творчество А. А. Фадеева» и др.), одному крупному произведению (Роман «Евгений Онегин» Пушкина) и т. д.
Спецкурс по методике преподавания литературы имеет теоретическую и практическую направленность, отвечает на запросы школы: «Изучение творчества Л. Н. Толстого в школе», «Методика воспитательной работы в школе», «Эстетическое воспитание в школе», «Эстетика и эстетическое воспитание в школе», «Проблема художественного стиля в искусстве», «Теория и практика эстетического воспитания», «Эстетическое воспитание учащихся на уроках литературы», «Внеклассная работа по русскому языку» и др.
Примеры факультативных курсов по биологии: «Цветоводство», «Роль растений в духовной жизни человека», «Растения и искусство», «Эстетика органической природы», «Эстетика леса» и др.
В качестве примера приведем содержание отдельных спецкурсов, читаемых в разных педагогических учебных заведениях. Спецкурс «Использование произведений искусства на уроках литературы в средней школе» ставит целью глубокое изучение одного из актуальных вопросов обучения - использования произведений различных видов искусства на уроках литературы.
Спецкурс по методике предполагает проведение экспериментальной работы в период практики студентов в школе, а также самостоятельное изучение студентами отдельных тем. На организационном занятии обсуждаются вопросы: как понимать тему спецкурса? Почему решили заниматься этой темой? Что хотели бы получить от спецкурса? Выясняется актуальность темы, студенты знакомятся с альбомами «Музыка в живописи», «Танцы в живописи». Изучается жизнь и творчество Л. Н. Толстого с тем, чтобы обнаружить связи писателя с представителями других искусств, найти в его произведениях примеры использования живописи, музыки, скульптуры. Студенты приходят к выводу, что «Л. Н. Толстой хорошо знал искусство, был знаком, дружен со многими музыкантами, композиторами, художниками, скульпторами, артистами своего времени,. что почти невозможно обнаружить какое-нибудь произведение искусства, о котором не упоминал бы писатель в своих литературных трудах: художественных произведениях, статьях, письмах. Таким образом, дружеские отношения, духовное родство и творческие связи идейно обогащали писателя, способствовали совершенствованию писательского мастерства».
Темы занятий: 1. Ленинская теория познания - методологнческая основа использования искусства в школе.
2. Значение привлечения живописи, графики, музыки к изучению литературы (выясняется специфика различных видов искусства).
3. Педагогическая мысль прошлого о наглядности преподавания и использования искусства в изучении литературы.
4. Использование портрета на уроках по изучению биографии писателя. Речь идет о портрете, как основном пособии при изучении жизни писателя, указывается, что наибольшую ценность представляют прижизненные портреты писателя, созданные непосредственно с натуры выдающимися мастерами кисти. Из скульптурных изображений писателя первостепенное значение имеют те, которые созданы по личному впечатлению, посмертной маске и прижизненным изображениям. Намечаются критерии отбора портретов, а также материал для комментирования их. Дается образец «прочтения» портрета.
5. Использование картин на биографические темы.
6. Рассказ о проявлении одаренности художника слова в других видах творчества (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Маяковский).
7. Методика привлечения произведений искусства при изложении биографии.
8. Значение использования произведений искусства в работе с текстом художественного произведения на уроках литературы (активизация воображения и представлений учащихся, развитие эстетического чувства).
Намечается круг произведений искусства, которые помогают правильно и глубоко воспринять текст: портрет писателя, созданный в то же время, что и изучаемое произведение, картины и рисунки, отражающие историю создания произведения, первое знакомство с ним читателей; произведения искусства, близкие по теме и идее к литературному произведению или вызванные к жизни творчеством писателя; автоиллюстрации как пример графического выражения мыслей поэта, его представлений о героях; упоминаемые в тексте произведения искусства, способствующие углубленной характеристике действующих лиц, полному и яркому воспроизведению обстановки, сообщающие особую эмоциональную окрашенность всему повествованию.
Раскрывается методика работы с музыкальными произведениями на уроках литературы.
Студенты составляют конспект вступительного занятия перед изучением очерка А. М. Горького «В. И. Ленин» с использованием произведений живописи, скульптуры и музыки.
Спецкурс открывает студентам волнующий мир новых впечатлений, возбуждает стремление к самостоятельным поискам знаний. Спецкурс «Эстетическое воспитание в школе» ш имеет широкий педагогический характер с элементами методики. Задачи спецкурса: дать знания научно-педагогических и психологических основ эстетического воспитания; показать, какие возможности эстетического воспитания заключены в окружающей действительности, человеческих взаимоотношениях в разных видах искусства; познакомить с конкретными методами эстетического образования и воспитания на уроках и во внеклассной работе. Таким образом, спецкурс готовит к работе по эстетическому воспитанию классного руководителя, к чтению факультатива по искусству. Спецкурс предлагает изучение следующих тем:
1. Цель и задачи эстетического воспитания в школе.
2. Психологические основы эстетического воспитания.
3. Эстетическое воспитание средствами природы.
4. Эстетика быта.
5. Эстетика трудового воспитания школьников.
6. Эстетика поведения.
7. Эстетическое воспитание в учебном процессе.
8. Художественная литература в системе эстетического воспитания школьников.
9. Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства.
10. Музыкальное искусство в эстетическом воспитании школьников.
11. Театр в эстетическом воспитании школьников.
12. Роль кино в эстетическом воспитании школьников.
13. Искусство балета и его роль в эстетическом воспитании.
14. Содружество школы и семьи в эстетическом воспитании школьников.
В спецкурсе раскрываются основные понятия марксистско-ленинской эстетики (в университете не читается курс основ марксистско-ленинской эстетики), эстетического воспитания. Опираясь на пройденный курс общей психологии, мы показываем особенности эстетического восприятия, чувства, воссоздающего и творческого воображения, образного мышления; раскрываем возрастные особенности эстетического отношения детей к действительности и искусству. При изложении материала мы знакомим студентов с исследованиями известных советских ученых, работающих в этой области, опираемся на обобщение опыта по эстетическому воспитанию лучших учителей города и республики, а также используем экспериментальный материал исследований преподавателей кафедры педагогики и студентов, курсовых и дипломных работ.
Рассматривается методика анализа произведений изобразительного искусства, музыкальных произведений, театральных спектаклей и кино.
Большое внимание уделяется наглядности изучаемого материала, демонстрируются репродукции картин, альбомы, диафильмы. По теме «Природа в эстетическом воспитании» студенты смотрят фильм С. В. Образцова «Удивительное рядом». По теме «Музыка в эстетическом воспитании» студенты не только слушали отрывки из музыкальных произведений в механической записи, но и тематический концерт студенческого вокального ансамбля «Лира» под руководством преподавателя К. В. Игнатьевой.
По спецкурсу предусмотрены практические задания: подготовить художественное чтение стихотворения или прозаического отрывка, дать анализ репродукции картины, театрального спектакля, кинофильма, написать сочинение «Любимый уголок моей Родины» (описать природу), «Эстетика педагогического труда» и др. Ответы студентов на зачетах, их письменные работы, ответы на вопросы анкеты показали, что имеющийся интерес к искусству, к проблемам эстетического воспитания в школе стал более целенаправленным, содержательным, приобрел педагогическую значимость.
Исторический материализм, утверждая решающую роль в историческом развитии общества трудящихся масс, народа, как создателя материальных и духовных благ, как главной силы общественно-политического движения во все переломные эпохи всемирной истории, не отрицает роли выдающейся личности в истории, роль личности может быть реакционной (если личность не понимает законов развития природы и общества, связана с реакционными классами) и революционной, а идейно-политическом, нравственном и эстетическом воспитании чрезвычайно важно формировать сознательное и эмоционально-эстетическое отношение студентов к личности выдающихся революционеров, ученых, писателей, деятелей искусства, педагогов, людей передового мировоззрения, выдающихся творческих спосооностей, богатого духовного мира. Изучение жизни, творческой деятельности, проникновение в творческую лаоораторию ученого, писателя, показ красоты его личности вызывают познавательный интерес к науке, стремление к подражанию, к следованию примеру, образцу. Подражание в юношеском возрасте имеет сложное психологическое содержание, оно включает в себя интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты, т. е. оказывает воздействие на личность в целом. Эстетическое воздействие личности является одним из условий идейно-политического, нравственного и эстетического воспитания студентов.
Бо всех формах обучения и воспитания в вузах используется богатейшее ленинское наследие - идеи, великий пример личности Владимира Ильича, служащие для студенческой молодежи источником вдохновения и оптимизма, воспитывающие коммунистическую убежденность, готовность и умение жить и работать по-ленински. Многосторонняя деятельность Владимира Ильича, вождя революционного пролетариата всего мира, гениального ученого, философа, величайшего гуманиста всех времен и народов, была неизменно связана с борьбой за прекрасную человеческую жизнь. Он носил, по словам А. М. Горького, «ненависть к страданию», неукротимую вражду ко всему, что «искажает человека». Прекрасен его революционный подвиг во имя счастья всего человечества - коммунизма.
Воспитание студента на ленинских идеях и традициях - традиция всех вузов, в том числе Казанского университета, Казанского и Ульяновского педагогических институтов. Преподаватель кафедры истории КПСС Ю. В. Бурнашева начинает вступительную лекцию по истории КПСС на первом курсе так: «Товарищи студенты! Вам выпала высокая честь: вы стали студентами университета, в котором началась революционная биография великого Ленина; университета, который с 1925 года с честью носит имя Вождя революции. В этом актовом зале в 1887 году произошла знаменитая студенческая сходка против самодержавия, реакции и произвола. В этой сходке 17-летний Владимир Ильич принял свое первое революционное крещение, вступив в первую открытую схватку с царизмом... Сегодня Вы начинаете изучение истории Коммунистической партии Советского Союза, неразрывно связанной с именем Ленина. Вы будете изучать ленинские труды, вместе с преподавателями войдете в лабораторию ленинской мысли, познаете глубину и жизненность ленинских идей.
На 120 языков мира переведены труды В. И. Ленина. По изданию и распространению они занимают первое место в мире. И сегодня ленинские идеи ведут в бой трудящихся всей земли!»
Первое семинарское занятие по истории КПСС проходит в Ленинском музее. Преподаватель рассказывает о начале революционной деятельности В. И. Ленина, его учебе в Казанском университете, о революционной студенческой сходке. В отделе редких книг научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского их знакомят с первыми марксистскими изданиями. Пожелтевшие экземпляры «Искры» производят большое эмоциональное впечатление на молодых людей.
Кафедры общественных наук разработали спецкурсы, связанные с историческим наследием В. И. Ленина.
Кафедра педагогики Ульяновского педагогического института организовала спецкурс «Воспитание школьников на примере жизни и деятельности В. И. Ленина». На отделении литературы внимание концентрируется на теме «Ленин и вопросы литературы и искусства».
В спецкурсе «Эстетическое воспитание в школе» выделена специальная тема «Искусство в жизни В. И. Ленина», где раскрывается его всеобъемлющее чувство прекрасного, любовь к природе, к художественной литературе, к музыке, живописи, ленинское учение о роли искусства в общественной жизни.
На занятиях по литературе студенты изучают творчество выдающихся писателей и поэтов, анализируют с марксистско-ленинских позиций мировоззрение писателя или поэта, осваивают его эстетические взгляды, вкусы, особенности его художественного стиля. Студенты знакомятся с жизнью и творчеством выдающихся ученых математиков, физиков, химиков, биологов и др., в личности которых примечательны проявления нравственной красоты, героизма, благородства. Они с удовольствием узнают, что многие выдающиеся деятели искусства испытывали глубокий интерес к математике, а некоторые математики были поэтами, писателями, музыкантами. А. Эйзенштейн прекрасно играл на скрипке, Софья Ковалевская писала стихи и пьесы, английский математик Кэррол написал чудесную сказку для детей «Алиса в стране чудес», академик А. Е. Арбузов знал и любил музыку и выступал с лекциями о музыке перед студенческой аудиторией в Казанском университете.
* * *
В каждом учебном предмете есть элемент эстетического, который раскрывается в учебной деятельности преподавателя и студента. Встает вопрос, надо ли привлекать произведения искусства на учебные занятия? Большая часть педагогов отвечает на этот вопрос положительно.
Советские философы, педагоги, рассматривая искусство как важнейший органический компонент идейно-политического и нравственного воспитания, выделяют также познавательно-дидактическую функцию его. Искусство как форма общественного сознания выражает идейное содержание в образах, характерных для данной эпохи. Оно ярко отражает основные идеи эпохи и поэтому закономерно входит в преподавание всех учебных предметов.
Педагогический опыт и специальная экспериментальная работа показывают значение применения искусства в процессе изучения различных предметов, как средства эмоционально-поэтического и психологического воздействия:
1. Искусство способствует взаимодействию эмоциональности и сознательности в процессе обучения, развивает интерес к изучаемому предмету.
2. Оно связывает теоретические знания с наглядно-образными; процесс восприятия изучаемого материала становится более четким и ясным, таким образом повышается общая эффективность учебного процесса.
Однако существует мнение, что иногда применение произведений искусства на учебных занятиях превращает их в простое наглядное пособие, иллюстрацию к основному учебному материалу, тем самым обедняя художественное своеобразие искусства, его высокий смысл. С этим мнением нельзя не согласиться. Встает вопрос о педагогических условиях применения произведений искусства на учебных занятиях.
Мы выдвигаем некоторые условия, обеспечивающие педагогическую эффективность применения разнообразных видов искусства в процессе преподавания учебных предметов.
1. Необходимо учитывать специфику каждого учебного предмета. Например, при изучении литературы студенты знакомятся с историей мировой художественной культуры вообще, овладевают широкой историко-литературной эрудицией. Вопросы развития смежных видов искусства должны органически войти в литературные курсы.
Программы общих литературных курсов в вузе предусматривают знакомство студентов с другими видами искусства, освоение общих закономерностей развития литературы, живописи, музыки и т. д. в определенную эпоху.
Когда речь идет о выдающихся драматургах, возникает тема театра. Преподаватель останавливается на особенно важных этапах развития театра. При изложении творчества Шекспира рассматривается тема «Шекспир и театр»; при изложении истории русской литературы XIX века - творчество гениального русского актера Щепкина, проникнутое ненавистью к крепостничеству и произволу.
Творческая деятельность А. Н. Островского излагается в тесной связи с историей русского национального театра, особенно Малого. Островский был первым выдающимся режиссером этого театра, наставником, идейным вдохновителем актеров. Характеризуя творчество A. П. Чехова, А. М. Горького, преподаватель раскрывает их связь с Московским художественным театром, рассказывает о системе К. С. Станиславского, который утвердил новые принципы реализма в театральном искусстве.
В темах «Творчество А. С. Пушкина», «Творчество Н. В. Гоголя» целесообразно сделать экскурс в область русской архитектуры конца XVIII - начала XIX века, назвав имена русских зодчих: Растрелли, Кваренги, Захарова, Воронихина, Монферая и др., а также в область скульптуры (памятник Петру I Фальконе, скульптурное оформление Зимнего и Царскосельского дворцов и т. д.). В обзорных лекциях по истории русской литературы XIX века преподаватель отмечает противоборствующие направления в изобразительном искусстве: академическое (Ф. Бруни) и новые прогрессивные традиции, которые ведут к реализму. Мощный подъем национального самосознания в России в первой четверти XIX века нашел отражение в произведениях русской живописи: в поэтически одухотворенных образах портретов B. А. Тропинина, О. А. Кипренского, в пейзажах C. Ф. Щедрина, в крестьянских образах А. Г. Венецианова, в романтике историко-философских полотен К. П. Брюллова, в сатирических картинах Федотова, направленных против крепостничества.
Достаточно подробно раскрывается эволюция творчества А. Иванова. В лекциях освещается также реалистическая живопись, тесно связанная с революционно-демократическим направлением в русской литературе. Художники-передвижники ставили задачу общественно-эстетического воспитания масс.
Преподаватель показывает огромную роль литературы в развитии русской музыки 40-50-х годов XIX века, которая развивалась в направлении реализма и народности, была сильна своей связью с передовыми идеями эпохи. Творчество М. И. Глинки утверждает русскую национальную классику в музыке, опирается на богатейшие сокровища русского народного творчества. Рассматривается творчество А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, опиравшееся на принципы народности, высокого идейного содержания, реализма. «Могучая кучка» сложилась под влиянием эстетических взглядов В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова.
В курсе истории литературы применяются кинофильмы, художественные и учебные, особенно те, которые созданы по содержанию тех или иных художественных произведений. При изучении романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» демонстрируются учебные фильмы: «Пушкинский заповедник» - о местах, где создавались центральные главы романа, «Рождение строки», «Рисунки Пушкина». При изучении драмы А. Н. Островского «Гроза» рекомендуется учебный фильм «Драматургия А. Н. Островского».
Авторы методического пособия «Эстетическое воспитание студентов в процессе преподавания литературы» (Чебоксары, 1972) предлагают два принципа установления взаимосвязи историко-литературного материала и смежных видов искусства: исторический и тематический. Исторический принцип имеет место в обзорных характеристиках культурного развития эпохи, художественных стилей и направлений (барокко, классицизм, романтизм и т. д.). Этот принцип способствует лучшему пониманию исторических закономерностей духовного развития человечества, уяснению исторического значения явлений искусства и литературы.
Тематический принцип имеет в виду параллельную разработку одних и тех же сюжетов независимо от того, совпадают ли они по времени: творчество А. С. Пушкина и музыка Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Мусоргского на его сюжеты; «Тарас Бульба» Гоголя и «Запорожцы» Репина (картина, близкая по теме).
Тематический принцип позволяет выявить специфические особенности различных видов искусства, способствует более глубокому пониманию художественных ценностей. Используя тематический принцип, мы рассматриваем общие черты разных видов искусства, общность пафоса творчества, закономерности создания художественного образа в каждом виде искусства, взаимопереплетение понятий. «Так, например, мы говорим о скульптурности литературных образов, о музыкальной выразительности словесных образов, о словесной живописи, пользуемся общими искусствоведческими терминами или обозначениями жанров (романс, баллада, элегия, пейзаж, портрет)».
Искусство входит органической составной частью в преподавание наук о природе и обществе, способствуя эмоционально-эстетическому анализу конкретных явлений, событий природы и общества. Например, на лекциях по ботанике преподаватель обращается к поэзии.
Тема «Фотосинтез» сопровождается чтением стихов В. Солоухина «В узел связаны нити»:
Вы проходите мимо цветка? Наклонитесь,
Поглядите на чудо, которое видеть вы раньше нигде не могли.
Он умеет такое, что никто на земле не умеет. Например... Он берет крупинку мягкой черной земли.
Затем он берет дождя дождинку,
И воздуха голубой лоскуток,
И лучик, солнышком промытый.
Все смешает потом (но где?!
Где пробирок и колб, и спиртовок ряды?).
И вот из одной и той же черного цвета земли
Он то красный, то синий, то сиреневый, то золотой.
Поэт восхищается красотой живой природы, сложностью ее процессов. При изложении темы «Семейство розовоцветных» читаются стихи С. Я. Маршака о розе:
О ней поют поэты всех веков.
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот сверток алых лепестков,
Раскрывшихся благоуханной чашей.
Как он прекрасен, холоден и чист,-
Глубокий кубок, полный аромата.
Как дружен с ним простой и скромный лист,
темно-зеленый, по краям зубчатый.
За лепесток заходит лепесток,
И все они своей пурпурной тканью
Струят неиссякаемый поток
Душистого и свежего дыхания.
В теме «Листопад» студенты рассматривают репродукции с картин В. Д. Поленова, И. И. Левитана, И. С. Остроухова, читают стихи русских и советских поэтов, в теме «Сирень» - репродукции с картин И. И. Левитана, В. Серова, М. Врубеля, А. Герасимова, П. Кончаловского и т. д.
2. Продуманная методика анализа произведения искусства в единстве содержания и формы; выразительное чтение стихов и прозы, внимание к художественному своеобразию картины, музыкального произведения, т. е. выделение произведения искусства как самостоятельной духовной ценности.
3. Создание эмоционально-эстетической атмосферы в аудитории, эмоциональное отношение преподавателя к излагаемому материалу и слушателям, активизация аудитории.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +