Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Эстетика организации учебного процесса


Г. А. Петрова. "Вопросы эстетической подготовки будущего учителя"
Издательство Казанского университета, 1976 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Для того, чтобы прекрасное в содержании учебного предмета стало достоянием личности студента, следует продумать, какие возможности эстетического воспитания содержат в себе организационные формы и методы обучения.
«Форма (лат. forma) организации учебной деятельности - это способ организации, устройства и проведения учебных занятий». Формы организации учебной деятельности студентов различаются в зависимости от видов связи между преподавателем и студентами, от характера деятельности преподавателя и студентов, от количественного состава студенческой аудитории. Р. А. Низамов в книге «Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов» различает: а) формы организации усвоения, поиска знаний, формирования умений: лекция, дискуссия, просеминарское, семинарское занятия, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, экскурсия, экспедиция, учебная конференция, учебная, производственная практика, курсовая, дипломная работа (проект), самостоятельное занятие студента; б) формы организации контроля и оценки знаний, умений: коллоквиум, зачет, экзамен (курсовой, государственный), защита курсовой и дипломных работ (проектов); в) формы организации научной деятельности студентов (кружки, конференции, СНО и др.), формы организации общественной деятельности (общественно-политическая практика и т. д.).
От форм организации учебной деятельности современная дидактика отличает методы обучения, т. е. «способы работы преподавателя и студентов, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности».
Дидактика высшей школы разделяет методы обучения на две группы: а) методы преподавания, т. е. способы, которые использует преподаватель в организации учебной деятельности студентов (лекция, рассказ, показ, демонстрация, объяснение, беседа), б) методы учения, т. е. способы познавательной деятельности, которые применяет студент для усвоения знаний, приобретения определенных умений и навыков, для приобщения к научно-исследовательской работе (наблюдение, эксперимент, слушание, упражнение, самостоятельная работа с книгой, моделирование).
Рассмотрим возможности эстетического воспитания, заложенные в некоторых формах и методах учебной работы педагогического вуза.
Лекция - и форма, и метод обучения, это логически стройное, последовательное и ясное изложение того или иного научного вопроса, построенное на диалектико-ма-териалистической основе, сопровождаемое демонстрацией опытов и наглядных пособий. Лекция вводит студентов в науку, знакомит с основными научно-теоретическими положениями, с методологией данной науки. Лекция закладывает основы научных знаний, определяет направление, основное содержание и характер всех видов учебных занятий, а также самостоятельной работы студентов. Лекция - школа научного мышления, наиболее действенное и широко применяемое средство воспитания студенческой молодежи. Лекция воспитывает диалектико-материалистическое мировоззрение, определенные нравственные качества, самостоятельность мысли, она имеет определенное эстетическое воздействие, вызывает эмоциональный отклик слушателей, развивает интерес и любовь к профессии. Профессор Л. И. Петражицкий, крупный пропагандист и защитник лекционного преподавания в России, в книге «Университет и наука» видит значение лекции в ее эмоционально-импульсивной силе, в способности поднимать и увлекать слушателей «в высокие сферы идейного воодушевления и высшего полета мысли».
Лекция строится на основе определенных педагогических принципов (о которых мы говорили в начале книги) , выполнение этих требований обеспечивает единство содержания и формы лекции. Преподаватель-ученый стремится показать в лекции красоту науки. Всемирно известный физик Резерфорд утверждал, что пробел в знаниях можно исправить, но если молодой ученый не чувствует красоты науки, не получает величайшего наслаждения от самого процесса научной работы - ждать ощутимого результата от такого ученого почти бесполезно. Основы понимания этой красоты закладываются на лекциях.
Научность, идейно-теоретический уровень, соединение научного и учебного начала, связь данной лекции с предшествующими и последующими (каждая лекция - звено в системе целого курса), систематичность и последовательность в изложении (строгий план, известная пропорциональность материала, когда основное время отводится на существенный материал, на второстепенный лишь немногие минуты, нерастянутое вступление и заключение, отсутствие излишнего увлечения, вдохновенного сумбура, боковых ассоциаций), правильное соотношение теоретических рассуждений и фактического материала и т. д.- все это делает лекцию эстетически выразительной.
Профессор Л. И. Петражицкий в книге «Университет и наука» предостерегает лектора высшей школы от элементарного разжевывания и школьнического внедрения знаний, злоупотребления позитивным материалом, который можно взять в учебнике.
Одним из педагогических принципов лекционного изложения является демонстрация наглядных пособий, экспериментов. Основное место на лекциях занимает теоретический материал; фактического материала должно быть немного, он является или исходным моментом для теоретических выводов, или иллюстрацией к ним. При изложении фактического материала преподаватель должен соблюдать определенные правила его показа.
1. Прежде всего тщательно продумать отбор фактического материала, особенно важного, яркого, наиболее типичного и убедительного, раскрывающего основную идею лекции. Фактический материал проникнут обобщениями, делающими лекцию убедительной и строго доказательной. На лекциях применяются разнообразные виды наглядности: а) натуральная наглядность (живая рыба на лекциях по биологии, птица, растение, минерал), букеты, композиции из цветов (летние, осенние, зимние), копии предметов в виде макетов, муляжей, чучел; б) изобразительная наглядность (картина, карты, фотоснимки, диаграммы, таблицы и т. д.); в) технические средства, среди которых особое место занимает показ учебных и художественных фильмов, прослушивание мастеров художественного слова в механической записи и т. д.
2. Не следует вывешивать в аудитории одновременно несколько плакатов, диаграмм, это затрудняет восприятие.
3. Наглядное пособие надо показывать в ходе лекции, а не заранее.
4. Демонстрируемый предмет должен выделяться на фоне окружающих его предметов по цвету и контрастности изображения. Если наглядное пособие изображает предмет, имеющийся в натуре, то оно должно воспроизводить, по возможности, цвет и форму.
5. Перед показом надо мобилизовать внимание слушателей. Они должны знать, что следует искать на плакате, в диафильме, модели, макете. Слушатели воспринимают наглядное пособие как в целом, так и в деталях.
6. Долго держать наглядное пособие не следует, однако в случае необходимости, надо дать возможность зарисовать его.
7. Равномерно распределять показ наглядных пособий на протяжении всей лекции.
Особое место в системе лекций занимает чтение литературных плакатов, ознакомление с произведениями музыкального, изобразительного искусства. Это не наглядность в обычном смысле слова, произведения искусства не могут быть только иллюстрацией к теоретическим положениям. Создавая нужный лектору эмоциональный настрой, содействуя глубокому усвоению материала, они вместе с тем имеют самостоятельное эстетическое значение.
В последние годы все более широкое распространение в учебном процессе находят технические средства, с помощью которых усиливается эмоционально-эстетическое звучание лекции, кроме того, студенты учатся применять технические средства в учебном процессе общеобразовательной школы.
Лекция - средство познания, развития мысли, повышения творческой активности студента. Одним из условий развития творческой активности является постановка на лекциях учебных проблем. Решение учебной проблемы всегда предполагает активное добавление новых знаний на основе стройной системы понятий и категорий, ранее усвоенных студентами. Познавательная проблема предполагает активное разрешение противоречия между уже имеющимся знанием и незнанием, выражающим то, что следует усвоить. Познавательная активность всегда связана с развитием познавательного интереса. Например, рассмотрение на лекциях и практических занятиях по педагогике вопросов-заданий, предложенных в учебнике, обеспечивает мыслительную активность студентов: «В чем по вашему мнению, проявляется эстетическая активность школьников? Каковы пути ее формирования? Покажите взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания. Как это проявляется в обучении, в других видах деятельности и поведения учащихся?» и т. д.
Постановка учебных проблем на лекциях развивает мышление, побуждает к самостоятельности в решении вопроса, в обосновании своего мнения, вызывает эмоциональное отношение к учебному процессу, т. е. решает задачи и эстетического развития личности, предполагающего развитые человеческие чувства, является основой для активной творческой деятельности.
Таким образом, интеллектуальное и эмоциональное, способность к научному поиску и эстетическое отношение к действительности составляют единство в человеческой личности, взаимосвязаны друг с другом и взаимообусловлены.
В настоящее время все большее значение приобретают постановка проблемных вопросов, отдельные элементы дискуссии на лекциях, лекции-дискуссии, учебные конференции. Учебная дискуссия вызывает высокую умственную активность участников спора, будит творческую мысль, развивает самостоятельность, способствует формированию убеждений; студенты стремятся разобраться в сущности вопроса, в методах доказательства, в логике мышления своей и своих товарищей. Одним из условий эффективного проведения дискуссии является этика и эстетика поведения выступающих: принципиальность в споре, коммунистическая идейность в суждениях и выводах, чувство ответственности за свое выступление, культура речи, тактичность, выдержка, самообладание. Учебная конференция близка к дискуссии по методам своего проведения, это форма коллективного обсуждения актуальных теоретических и практических вопросов. В курсе лекций по педагогике изучение тем «Пионерская организация в школе» и «Учитель средней школы» осуществлялось в форме конференций. Студенты изучили литературу, провели небольшой эксперимент в школах, выступили с докладами. Например, на конференции по теме «Учитель средней школы» студенты обсуждали вопросы: «Идейно-политический облик советского учителя», «Что должен знать и уметь советский учитель», «Проблема отношений учителя и учащихся», «Педагогический такт», «Понятие педагогического мастерства». В спецкурсе «Эстетическое воспитание в школе» студенты обсуждали проблему «Эстетика педагогического труда» и т. д.
Хорошая лекция отличается единством формы и содержания. К форме лекции мы относим речь преподавателя, его контакт с аудиторией, его поведение, внешний облик преподавателя. Доцент Рафф Е. П. (кафедра общей физики Казанского медицинского института) образно утверждает, что форма лекции - это проводник, по которому преподносимые знания доходят до слушателей. Плохая форма лекции равносильна разомкнутой электрической цепи: напряжение на клеммах источника есть, а лампочка знаний не загорается.
Речь идет, прежде всего, о выразительном чтении лекции, о культуре речи. Культура устной речи предполагает сознательное и критическое отношение к речи, отчетливое представление о различных системах использования языка, умение пользоваться ими в речевой практике, привлекая к оформлению речи изобразительные и выразительные средства. Преподаватель стремится обогащать свой индивидуальный словарь, разнообразить лексику, уметь выбирать слова, наиболее отвечающие оттенкам мысли.
Количественное и качественное обогащение индивидуальной лексики сочетается с правильным грамматическим строем речи, который требует четкой организации фраз, точного соблюдения правильного, допускаемого синтаксисом порядка сочетания слов, их согласования и управления. Устная речь, в отличие от письменной, представляет собой неразрывное сочетание текста с его звучанием. «В звучании вдумчиво осознанной речи всегда сказывается сложная жизнь человека времени произнесения речи. Ведь, выражая в речи мысль, мы неизбежно (в большей или меньшей степени) согреваем ее эмоционально и придаем ей к тому же волевую направленность, побудившую нас к речи. Гармоничное сочетание в речи интеллектуального (разумного), эмоционального и волевого приобретает в устной речи особую выразительность благодаря именно звучанию. Сложный, многопричинный, богатый нюансами строй этого звучания мы назвали речевой интонацией». Интонацию рождает живая активная мысль и чувство преподавателя, отношение говорящего к изучаемому материалу. Однако существуют и определенные правила интонации при повествовании, перечислении, вопросах, ответах или восклицании. Необходимо также внимание к технике речи, к ее основным интонационным элементам: паузе, ударению, мелодии и темпу. Мастерство устной речи предполагает строго продуманную логическую обоснованность нашего высказывания, которая выражается в правильной расстановке организующих речь логических пауз между смысловыми группами слов, логических ударений, когда голосом выделяется слово или группа слов, выражающих основной смысл фразы; четкость, раздельность речи. Мелодика речи - своеобразное звучание ее, зависящее от высоты, громкости звука, тембра голоса. Повышение голоса свидетельствует о развитии мысли фразы, о соединении в ней смысловых групп.
Понижение голоса говорит о завершении мысли, о разъединении фраз и речи. Один из бывших учеников историка В. О. Ключевского рассказывает о его лекциях так: «Кто слышал его лекции и беседы, те знают, что одно из их очарований заключалось в переливах интонации, в модуляциях голоса, и нельзя было не удивляться, как много мысли и мудрости, как много сути и содержания можно включить в самую фонетику речи».
Жизнь, трепетное дыхание речи дают темп, скорость произнесения речи, ускорение или замедление ее. Речь, непродуманная по темпу, станет мертвой, невыразительной. Если темп дан без необходимого оправдания, речь будет неестественной. Излишне быстрый темп речи (100 слов в минуту) не позволяет студенту сосредоточить внимание на мысли лектора; слишком медленный однообразный темп делает лекцию скучной (50 слов в минуту) . Средний нормальный темп 70-80 слов в минуту. Однако темп необходимо разнообразить. Наиболее важные мысли, теоретические положения произносятся в замедленном темпе, повторяются; примеры, иллюстрации - в более быстром. В конце слова ударный слог произносится медленнее, в смысловой группе слов - замедленным произношением отличается ударное слово. Замедленная подача ударных слов придает речи выразительный характер, плавность, напевность.
Преподаватель во время лекции живет сложной внутренней жизнью, выражая свои чувства, волю, разнообразные творческие намерения в эмоционально-образной выразительности речи, зримо рисуя перед слушателями убедительные образы и картины в их взаимосвязи. Однако эмоционально-образная выразительность должна опираться на логику мышления, на содержание лекции, а не являться самоцелью. В. И. Ленин так отзывался о выступлениях Г. В. Плеханова: «Когда Плеханов говорит, он острит, шутит, шумит, трещит, вертится и блестит, как колесо в фейерверке. Но беда, если такой оратор точно запишет свою речь и ее подвергнут потом логическому разбору».
Для выразительной речи характерен ритм, который выражает повторяющееся чередование одинаковых явлений окружающей действительности.
Выразительное чтение лекции требует глубокой и вдумчивой подготовки, совершенного знания текста, эмоционального к нему отношения, четкой дикции, умелого применения техники чтения в соответствии с поставленными творческими задачами.
Очень высоко ценили слушатели лекции И. П. Павлова, их эмоциональность, научную глубину, обаяние преподавателя.
«Простота, горячность, державшая слушателей в напряжении, и редкий педагогический талант - все это сразу приковывало к нему внимание, а потом начиналось медленное, изо дня в день развивающееся «отравление». «Я люблю учить не рассказом, а показом»,- говорил Павлов.
Перед слушателями развертывалась панорама чудесных «павловских» экспериментов, которые от замысла до деталей выглядели как тонкое художественное произведение. Скучные страницы учебников оживали, а факты, совсем не замеченные при чтении, вдруг становились необходимым звеном в общей цепи доказательств.
Его влияние на слушателей объясняется не только изяществом и убедительностью демонстрации. Действовало то, что даже во время обычной демонстрации, проделываемой, может быть в сотый раз, он оставался таким же исследователем, как и на эксперименте, поставленном впервые. Он мыслил вслух, и эти мысли с неотразимой убедительностью вскрывали внутренние механизмы показываемых процессов...
- Сейчас вы увидите явление, которое долго ускользало от взора исследователя. Было время, когда думали... - и перед слушателями развертывались в простых доступных выражениях все муки длинного творческого пути, муки, которые заканчивались торжеством человеческого гения».
Анкеты студентов Казанского университета показали, что они ценят лекции за то, что «они дают направление работы», «за глубину знаний, яркость и самобытность изложения материала», за то, что преподаватель «умеет объяснять просто и понятно и в то же время увлекательно», за «глубину теоретических обобщений и увлеченность», за «содержательные, методологически правильные, эмоциональные лекции».
Таким образом, эстетически эмоциональное воздействие лекций в вузе - важное условие их педагогической эффективности, оно достигается гармонией мысли и слова, содержания и формы.
Семинары (от лат. слова seminarium - рассадник) - эта важная форма учебно-практических занятий, главная цель которой - развитие познавательной активности, самостоятельности студентов в изучении явлений действительности, в формировании их диалектико-материа-листического мировоззрения и превращении знаний в убеждения.
Семинары проводятся по гуманитарным и естественно-научным дисциплинам. По методам ведения семинарские занятия делятся на два вида:
1) просеминарские занятия, в основе которых лежит коллективная беседа, где студенты обучаются приемам работы над литературой, справочниками, умению выступать перед аудиторией студентов;
2) семинарские занятия, на которых слушаются и обсуждаются студенческие доклады, результаты исследований. Семинары развивают творческую самостоятельность студентов, укрепляют их интерес к науке, к научным исследованиям, содействуют выработке практических навыков работы. Студенты овладевают научным аппаратом, приобретают навыки оформления научных работ, овладевают искусством устного и письменного изложения материала, защиты развиваемых теоретических положений и выводов.
По цели и учебно-воспитательным задачам семинары разделяются на три вида: 1) семинар, цель которого - углубленное изучение определенного систематического лекционного курса; он тесно связан с лекционным курсом; 2) семинар для проработки отдельных тем или одной темы курса, наиболее важных и типичных в методологическом отношении (например, изучение творчества одного писателя по литературе); 3) семинар исследовательского типа по отдельным частным проблемам науки (например, семинар по литературе, на котором изучается одно крупное художественное произведение).
В подготовке к семинару большое место занимает самостоятельная работа студентов. Студент выбирает тему доклада, намечает план работы, выбирает необходимую литературу, изучает ее, разрабатывает доклад, выступает с ним на семинаре, отвечает на вопросы, отстаивает свою точку зрения, делает заключение по своему докладу.
Семинар по любому предмету имеет определенное значение и в эстетическом развитии студента. На семинаре студенты более глубоко познают специальный предмет, а значит, и его эстетические свойства. Готовясь к семинарам и участвуя в них, студенты приобщаются к научно-исследовательской работе, которая оказывает положительное эмоциональное воздействие и гуманистическим смыслом науки в целом, и процессом труда, движением к истине, обработкой, воплощением полученных результатов, найденных закономерностей, определенными достижениями в своей работе.
Студенты высоко оценивают семинарские занятия, где есть глубокий содержательный доклад, выразительное эмоциональное его изложение, где поставлены острые проблемные вопросы, которые решаются в процессе обсуждения, где есть интересное заключение руководителя, в котором «сгусток науки» применительно к теме, неопровержимые научно-теоретические и практические выводы, основанные на материале докладов и выступлений.
В системе семинарских занятий педагогических институтов особое место занимают семинары по специальным предметам, по педагогике и конкретной методике преподавания. Остановимся на них несколько подробнее.
Интересный материал по проведению практических занятий по литературе содержится в опубликованных методических работах. В статьях опытных преподавателей педагогических институтов показаны условия, методы практических занятий, способствующие эстетическому воспитанию будущих педагогов. Нужно, чтобы на занятиях студенты наслаждались прекрасным, удивлялись ему, испытывали радость открытия.
Проведенный нами анализ занятий по литературе в Казанском университете и педагогическом институте, а также обобщенный в имеющейся литературе опыт показывают, что эффективному эстетическому воспитанию на занятиях способствуют следующие условия:
1. Выбор литературных произведений для анализа. В программу практических занятий включаются произведения, входящие в школьную программу, наиболее эстетически полноценные, разные по жанру и стилю, при этом следует избегать повторения материала, который был на лекциях.
2. Литературные произведения рассматриваются в их исторической обусловленности, в историко-литературных связях. Это поможет осознать определенные закономерности историко-литературного процесса, более глубоко понять и почувствовать их художественное своеобразие.
3. Целостный анализ художественного произведения в его специфически законченной художественной форме.
4. Привлечение на семинары смежных видов искусств, анализ которых дает широкий обзор истории духовной культуры человечества, обогащает личность студента.
5. Практические занятия должны составлять определенную систему. Каждое из них - отдельное звено в этой системе.
В качестве примера рассмотрим семинар на тему: «Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Выбор обусловлен богатством идейного содержания, острой постановкой социальных, философских, нравственных вопросов, актуальных и в наше время, исключительной красотой художественной формы. Роман - великое произведение словесного искусства, связанное с другими видами искусства, основополагающее произведение русского критического реализма. ««Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать на слишком немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в «Евгении Онегине» личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его, здесь его чувства, понятия, идеалы. Оценить такое произведение - значит оценить самого поэта во всем объеме его творческой деятельности».
Изучение романа на семинарах дает возможность приобщения студентов к некоторым актуальным вопросам литературоведения, способствует развитию навыков и приемов научно-исследовательской работы, помогает формированию будущих учителей литературы на материале, весьма важном для школы, приобщает к пушкинским идеалам, близким и дорогим для строителей коммунизма, способствует нравственному и эстетическому воспитанию.
Темы семинара посвящены выяснению общественно-художественного значения романа в истории русской и мировой литературы, истории его создания, анализу его художественных образов, языка, стиля, композиции. Семинар завершается следующими темами:
1. Роман Пушкина и смежные виды искусства:
а) «Евгений Онегин» Пушкина и опера Чайковского;
б) художники-иллюстраторы пушкинского романа;
в) лучшие исполнители «Евгения Онегина» (мастера художественного чтения).
2. Лучшее из опыта изучения «Евгения Онегина» в школе.
На семинаре звучит текст пушкинского романа в выразительном чтении студентов, заслушиваются сообщения о новинках пушкиноведения, просматриваются учебные фильмы «Пушкинский заповедник», «Рождение строки», «Рисунки Пушкина», серия диапозитивов, воссоздающих картины жизни и быта России пушкинского времени, прослушиваются грампластинки, звучат строфы романа в исполнении мастеров художественного слова, сцены из оперы Чайковского. Студенты посещают Государственный музей А. С. Пушкина в Москве.
Другой семинар по методике преподавания литературы в школе «Изучение творчества Л. Н. Толстого в школе» (36 часов) рассматривает пути изучения биографии и творчества великого русского писателя в школе. Среди тем семинара есть такие: «Использование мемуаров о Л. Н. Толстом при изучении его биографии в школе», «Наглядность при изучении биографии и обзоре творчества Л. Н. Толстого», «Заочные экскурсии по толстовским местам», «Работа с учащимися в музеях Л. Н. Толстого при изучении его творчества», «Пути анализа в школе образов литературных героев романа «Война и мир» (по роману, кино и одноименной опере)», «Изучение в школе мастерства Л. Н. Толстого, его романа «Война и мир», язык романа» и др. Особое внимание уделялось вопросу «Проблемные уроки литературы по творчеству Л. Н. Толстого».
Ведущие проблемы творчества писателя рассматриваются в свете оценок В. И. Ленина, на семинаре изучаются статьи В. И. Ленина. Студенты посещают литературный кабинет Яснополянской средней школы им. Л. Н. Толстого, знакомятся с его содержанием, оборудованием, рукописями, журналами учащихся, их сочинениями о творчестве Л. Н. Толстого.
Кафедра литературы Нижне-Тагильского педагогического института организовала практикум по написанию сочинений, основная цель которого - развитие минимума творческих писательских способностей студентов, умения раскрыться в сочинении, пробудить интерес к сочинительству, к эстетике письменной речи, к эстетике восприятия и отражения действительности.
Нам представляется ценной методика организации практикума, которая ставит студента в положение активного действующего лица. Основные приемы этой методики:
1. Знакомство студентов с сочинениями школьников, внешне правильными, но трафаретными, без определенной авторской позиции.
2. Написание собственного сочинения на «непривычную» тему: «Чему учит людей история любви Онегина и Татьяны?», «В чем же трагедия Онегина?».
3. Анализ студенческого сочинения преподавателем.
4. Беседа преподавателя о проблеме сочинений в школе, о личности ученика-автора, учителя-рецензента, об эстетических принципах школьных сочинений: тематическая целеустремленность, логичность, точность, доказательность мыслей, эмоциональность, искренность, правдивость, творческая оригинальность, грамотность.
5. Чтение хорошего школьного сочинения.
6. Вторичное написание сочинения по заданию преподавателя. Выбор тем способствует эстетическому и творческому развитию студентов: темы «необычны», эмоционально окрашены, связаны с осмыслением литературных произведений, произведений изобразительного искусства или свободные. Примеры тем: «Жизненные принципы Печорина», «Новизна» положительных героев романа «Что делать?», «Что такое поэтичность?», «Раздумья по курсу литературы средней школы», лирические этюды и философские размышления по поводу картины, например, «У омута» Левитана, «Грачи прилетели» Саврасова, «Весенние размышления» и т. д.
Таким образом, студенты, развивая свои творческие способности, понимают и чувствуют важность постановки темы сочинения, которая будит мысль, чувство, ставит задачу, пробуждает желание искать, доказывать свои мысли. Студенты понимают требования к языку сочинения: естественность, оригинальность, проявление творческой индивидуальности, точность и культура мысли; таким образом готовятся к работе над сочинениями в школе.
Б виде спецсеминара может быть поставлен педагогический курс «Эстетическое воспитание в школе», как это оыло на некоторых курсах вечернего исторического отделения Казанского университета. Темы спецсеминара оставались те же, что ставились на спецкурсе. Лекции читались только по первым темам, остальные разрабатывали студенты в форме докладов.
Таким ооразом, семинарские занятия, практические занятия - одна из важных форм эстетического образования и воспитания студента.
В советском вузе широкое распространение получили курсовые раооты - работы учебно-исследовательского характера, соответствующие определенному курсу и выполняемые по той или иной дисциплине в течение целого учебного года. Студент изучает теорию вопроса, знакомился с применением теории на практике, ставит необходимые эксперименты, собирает фактический материал, готовит выводы, если на младших курсах курсовые работы близки к рефератам, то на старших они приобретают значение учебных исследований, выполнение курсовой работы развивает самостоятельность научных суждений, ясность мысли, твердость научных убеждений.
Дипломная работа в педагогическом вузе - это самостоятельное научное исследование студента на конкретную тему, в разработке которой заинтересована школа, это своеобразный итог всей многогранной деятельности студента в вузе.
В настоящее время общие педагогические требования к дипломной работе значительно повысились. На основании защиты дипломной работы, с учетом всей теоретической подготовки, студенту присваивается квалификация, предусмотренная учебным планом. Именно полому задачи дипломной работы широки и ответственны:
а) систематизация, расширение, углубление и закрепление знаний и практических навыков студентов, полученных за весь предшествующий период обучения по определенной специальности;
б) приобретение студентом опыта в самостоятельном решении теоретических и практических задач, поставленных темой дипломной работы;
в) развитие у студента творческой инициативы, чувства ответственности, самостоятельности и организованности в работе;
г) глубокое и всестороннее освоение определенной отрасли науки, с которой связана тема дипломной работы;
д) проверка степени усвоения будущим специалистом пройденного в вузе материала, подготовленности его к самостоятельной работе.
Велико и эстетическое воздействие этой формы учебного процесса, по характеру исполнения близкой подлинно научному творчеству, исследованию, поиску. «Здание науки требует не только материала, но и плана, гармонии; воздвигается трудом, необходимым как для заготовки материала, так и для кладки его, для выработки самого плана, для гармонического сочетания частей, для указания путей, где может быть добыт наиполезнейший материал.
Узнать, понять и охватить гармонию научного здания с его недостроенными частями - значит получить такое наслаждение, которое дает только высшая красота и правда».
Студент увлечен областью науки, в которой он ведет исследование, темой курсовой и дипломной работы, самим процессом экспериментирования, сбора фактического материала, его обработкой, поисками путей к достижению определенных выводов. Студент продумывает план работы, заботясь о четкости и стройности структуры работы, глубине ее содержания, правильности и красоте выражения своих мыслей на письме (эстетика письменной речи), эстетике оформления (безупречная грамотность; чисто и аккуратно выполненные рисунки, графики, фотографии, титульный лист).
В системе курсовых и дипломных работ определенное место занимают работы, посвященные эстетическому образованию и воспитанию будущего учителя. Пример тем курсовых работ по ботанике: «Декоративные дикорастущие растения весны и лета», «О листопаде», «Сирень», «Медоносное растение», «Цветы в жизни человека», «Растения в легендах и преданиях», «Эстетическое воспитание учащихся на уроке по теме «Деревья и кустарники», «Розовоцветные» и т. д., где эстетическое занимает важное место.
Студенты проводят собственные наблюдения, собирают гербарий, вскрывают биологическое значение и биохимическую основу тех или иных признаков и свойств растений, эстетически воспринимая сущность жизненных явлений; рассматривают произведения искусства, посвященные природе. Например, в курсовой работе «Цветы в жизни человека» рассматриваются вопросы: полевые цветы в семье Ульяновых, любимые цветы разных народов, природа и цветы в жизни и творчестве людей искусства, в жизни П. И. Чайковского. Студентка говорит о том, каким должен быть полевой букет, как разместить цветы, чтобы каждый цветок хорошо просматривался, как подобрать вазу по окраске, форме, размерам; ею приготовлен красочный стенд «Мне по сердцу цветы наших русских полей».
Многолетний опыт руководства курсовыми работами по вопросам эстетического воспитания учащихся существует в Свердловском педагогическом институте, в Казанском государственном университете.
Курсовые и дяпломные работы, посвященные проблемам эстетического воспитания, способствуют формированию диалектико-материалистического мировоззрения, так как студент глубоко изучает методологические основы эстетического воспитания. Самостоятельная работа над теоретическими вопросами эстетического воспитания, усвоение научных концепций, сопоставление разных позиций авторов по той или иной проблеме, установление своей собственной точки зрения - все это способствует сознательному освоению теоретических понятий.
Курсовые и дипломные работы знакомят с конкретной областью эстетического воспитания, развивают интерес к практической работе в школе в этом направлении, художественный вкус, художественные способности.
Изучение теоретической литературы и двадцатилетний опыт кафедры педагогики и психологии Казанского государственного университета, а также специальный эксперимент, позволили сделать выводы о необходимости определенных педагогических условий в организации работы над дипломом (на материале дипломных работ по педагогике).
Выбор темы дипломной работы должен происходить своевременно. Лучшее время для этого - 2-й - 3-й курс, когда тема курсовой работы постепенно перерастает в дипломную.
Тема дипломной работы по педагогике должна иметь не только теоретическую, но и практическую значимость, удовлетворять интересам школы. Возможные темы разделяются на две группы: теоретические и экспериментальные.
Теоретические темы связаны чаще всего с историей эстетического воспитания. Пример тематики: «Л. Н. Толстой об эстетическом воспитании», «В. П. Острогорский об эстетическом воспитании в процессе преподавания литературы», «В. Я. Стоюнин об эстетическом воспитании в процессе преподавания литературы», «Проблемы эстетического воспитания в педагогическом наследии С. Т. Шацкого», «Взгляды А. С. Макаренко на эстетическое воспитание», «А. В. Луначарский об эстетическом воспитании», «Выдающийся советский методист М. А. Рыбникова об эстетическом воспитании средствами художественной литературы», «В. А. Сухомлинский об эстетическом воспитании» и т. д.
Другое направление дипломных работ - экспериментальные работы, связанные с практической экспериментальной деятельностью в школе или во внешкольных учреждениях. Для экспериментальной работы мы выбирали период педагогической практики (учебной и стажерской). Обычно, если времени педагогической практики не хватало, студенты работали в школе дополнительно. Такие же задания получали студенты перед летней практикой в пионерских лагерях. В частности, несколько дипломных работ посвящено практике эстетического воспитания в пионерских лагерях «Артек» и «Орленок».
Диапазон тем дипломных работ достаточно широк, он охватывает разные возрасты учащихся, разные предметы и разные виды искусства (литература, живопись, музыка, театр), уроки и внеклассную работу. Темы дипломов требуют знания педагогики, ее истории, методики преподавания определенного предмета (литературы, истории, математики, физики и т. д.), психологии.
Примерные темы дипломных работ экспериментального характера: «Эстетическое воспитание во Всесоюзном лагере «Артек», «Эстетическое воспитание во Всесоюзном пионерском лагере «Орленок», «Эстетическое воспитание на уроках истории по классам» (каждый студент берет один класс), «Художественная литература в воспитании коммунистического отношения к труду у учащихся старших классов», «Связь эстетического и нравственного воспитания учащихся в процессе преподавания литературы в старших классах средней школы» (на примере одного класса), «Воспитание учащихся на примере жизни и деятельности В. И. Ленина (по произведениям живописи)», «Значение революционных традиций в эстетическом воспитании пионеров», «Литературно-творческий кружок как средство эстетического воспитания», «Особенности восприятия литературных образов в зависимости от специальных типов высшей нервной деятельности» (на материале старших классов) и т. д.
На первой стадии дипломной работы студентам читается спецкурс «О методах научного исследования» на каждой кафедре отдельно. Кафедра педагогики выдвигает следующие темы этого курса:
1. Цели и задачи дипломной работы. Ее роль в подготовке специалиста высшей квалификации.
2. Основные требования к изучению методологической, педагогической и методической литературы (как работать над книгой).
3. Метод наблюдения в педагогическом исследовании.
4. Методика экспериментального исследования.
5. Роль анкетирования в педагогической дипломной работе.
6. Метод беседы с учениками и преподавателями школ.
7. Изучение школьной документации и архивных материалов.
8. Оформление дипломной работы. Защита дипломной работы.
Спецкурс расширяет и систематизирует знания студентов по методике научного исследования, делает их более конкретными, соотнесенными с темой исследования. По спецкурсу сдается зачет.
Наряду со слушанием лекций, студенты ведут самостоятельную работу (составление списка необходимой литературы по «Летописям» журнальных статей и монографий, по библиотечным каталогам; изучение этой литературы). Параллельно с этой деятельностью ведется практическая экспериментальная работа в школе по заранее составленному плану (для дипломных тем экспериментального направления).
И только после изучения общей литературы, обеспечивающей «вхождение» в тему, осмысление ее, понимание, возможно приступить к составлению плана.
Составление плана дипломной работы предполагает не только знакомство с темой исследования, но и предварительное знание содержания и структуры дипломной работы. Только часть студентов, наиболее способных, имеющих достаточный навык научно-исследовательской работы, могут это сделать вполне самостоятельно. Обычно здесь необходима помощь руководителя дипломной работы. В индивидуальной беседе со студентом выясняется его мнение по поводу плана. Руководитель направляет работу студента, делает свои замечания и предложения по плану. План заслушивается на заседании кафедры, которая осуществляет контроль за ходом работы.
Структура дипломной работы обычно состоит из введения, нескольких основных глав и заключения. Во введении дипломант раскрывает роль эстетического воспитания в общей системе коммунистического воспитания, значение того или иного предмета в общем эстетическом воспитании личности, некоторые теоретические понятия марксистско-ленинской эстетики и эстетического воспитания. Важной частью введения к дипломной работе является постановка цели и конкретных задач работы. Студенты не всегда справляются с этим вполне самостоятельно. Общий недостаток постановки задач работы - чрезмерное расширение их. Здесь необходимы направляющие рекомендации руководителя. Постановка цели и задач требует четкой мысли, конкретности формулировки, понимания смысла и назначения работы в целом.
Постановка цели и задач работы органически связана с изложением методов научно-педагогического исследования. Для дипломных работ теоретического характера методы научного исследования состоят в изучении и анализе методологической, педагогической, методической литературы, иногда архивных источников. В части работ для подтверждения выводов теоретического характера студенты проводят наблюдение учебного процесса в школе: уроков, внеклассных мероприятий. Наблюдение становится одним из основных методов научного исследования.
Студентка М. при разработке темы «Эстетическое воспитание во внеклассной работе по литературе в пятых классах» наблюдала за системой внеклассной работы, проводимой в течение полугодия классным руководителем 5 «б» класса Казанской школы № 116 Н. И. Петровой, а также за занятиями литературно-драматического кружка Казанской школы № 39.
Студентка Р., изучавшая вопросы индивидуального своеобразия восприятия литературных произведений старшими школьниками, прежде всего освоила опыт учителей литературы казанской школы № 1.
Дипломантка М., работая пионервожатой, принимала активное участие в организации разнообразных форм эстетического воспитания пионеров, а также проводила наблюдения во Всесоюзном пионерском лагере «Артек», дипломантка С. - во Всероссийском пионерском лагере «Орленок».
Наблюдение за работой учителя, пионерского вожатого сочетается с наблюдением класса, с изучением его состава; студенты знакомятся с учащимися, с их личными делами, изучают уровень их успеваемости, особенности их личности.
Педагогические наблюдения сочетаются с методом педагогического и психологического эксперимента. Студенты, работающие в школе, никогда не остаются пассивными наблюдателями педагогического процесса. Они сами принимают активное участие в проведении уроков и внеклассных мероприятий, часть из которых являются экспериментальными. Таким образом, приобретаются умения и навыки в постановке экспериментальной работы. Студенты продумывают экспериментальную гипотезу, составляют конспект экспериментального урока или внеклассного мероприятия, который предварительно проверяется и анализируется руководителем дипломной работы. Результаты работы фиксируются в педагогическом дневнике, который ведет студент-дипломант.
Дипломант М. в работе «Эстетическое воспитание пионеров во Всесоюзном пионерском лагере «Артек» им. В. И. Ленина» ставит цель - показать разнообразные факторы и формы эстетического воспитания в Артеке, раскрыть его влияние на детей, отдыхающих в лагере.
Говоря об эстетическом воспитании, автор диплома подчеркивает связь его с нравственным воспитанием. «В Артеке абсолютно все - весь внешний облик корпусов, общий ансамбль лагеря, костровая, памятники, зеленые насаждения, спортивные площадки, цветники, клумбы - буквально все, что окружает детей, сделано особенно красиво. И эта красота невольно воспитывает человека, она помогает человеку собраться, дисциплинироваться. Красота - враг разболтанности, враг неряшливости, красота зовет к гармонии всего: и окружающего, и внешнего облика человека, и его внутреннего состояния».
Богатый материал по эстетическому воспитанию, представляющий собой обобщение опыта лучшего пионерского лагеря в стране; педагогический анализ этого материала, умение показать эстетическую реакцию пионеров (их отклики, письма, высказывания), необходимые приложения, интересные иллюстрации делают эту работу практически значимой не только для самой выпускницы, но и для практики школ и пионерских лагерей.
Автор этой дипломной работы ныне работает преподавателем педагогики в Елабужском педагогическом институте ТАССР, продолжая практическую работу по эстетическому воспитанию со студентами, будущими учителями.
Дипломная работа студентки Г. (русско-татарское отделение) посвящена воспитанию художественного вкуса на уроках литературы в татарской школе (в 8-м классе) . Дипломант построила свою работу на обобщении опыта учителей города Казани (русско-татарских школ № 12, 35, 80), а также широко использовала материал личного опыта (семилетний стаж работы преподавателем русского языка и литературы в татарской школе).
В общей работе педагогического учебного заведения большое место занимают студенты заочного отделения. Часть из них - учителя сельских школ. Для них особенно целесообразны дипломные работы педагогического или методического характера.
Студенты заочного отделения в своих исследованиях могут опираться не только на передовой опыт сельских учителей, но и на собственный опыт. Чтение педагогической и методической литературы, углубленное знакомство с искусством способствуют расширению их кругозора, поднимают уроки и внеклассную работу на новый, более высокий уровень, формируют умения и навыки в области эстетического воспитания. Особый интерес к темам дипломных работ по эстетическому воспитанию проявляют учителя, преподающие предметы гуманитарного цикла. Так, преподаватель русского языка и литературы Ленино-Кокушкинской средней школы Пестречинского района М. написала дипломную работу на тему: «М. А. Рыбникова об эстетическом воспитании в школе средствами художественной литературы». На защите дипломной работы дипломант высказала удовлетворение по поводу темы исследования: «Работа дала мне очень много. Я подробно изучала педагогические взгляды такого выдающегося методиста по литературе, как Рыбникова. Я значительно лучше теперь овладела методикой преподавания литературы. Такие работы очень помогают нам, сельским учителям».
Старшая пионервожатая сельской школы, студентка-заочница А. выбрала тему «Эстетическое воспитание в пионерской организации». Работа основана на личном практическом опыте дипломанта, в ней анализируются экскурсии в природу, пионерские сборы, утренники. На опыте пионерского сбора о Красном Знамени, автор показывает методику раскрытия эстетического в пионерской символике, в организации пионерской жизни.
Важным требованием к дипломной работе является письменное оформление ее, предполагающее четкость суждений и формулировок, терминологическую точность, тщательность литературно-технического оформления (правильное цитирование, точные сноски на источник, строгое оформление сносок, примечаний, библиографии), литературный стиль, грамотность.
Защита дипломной работы - важнейшая форма обучения, воспитания, контроля, проверки уровня общей н специальной подготовки выпускника.
Содержание дипломной работы излагается в коротком докладе дипломанта. Требования к докладу: четкое, краткое изложение цели, задач работы, ее содержания и структуры, выводов; соединение основных теоретических положений с необходимой наглядностью изложения, культура речи, ее выразительность, умение размышлять, доказывать, обосновывать основные положения, т. е. умело вести разговор по теме. Умение изложить содержание и структуру дипломной работы сочетаются с этикой поведения на защите: скромность, вежливость, принципиальность, выражение глубокого уважения к преподавателям, членам Государственной экзаменационной комиссии, к аудитории присутствующих студентов.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +