Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Педагогические принципы эстетического воспитания и образования студента, будущего учителя


Г. А. Петрова. "Вопросы эстетической подготовки будущего учителя"
Издательство Казанского университета, 1976 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Эстетическое воспитание и образование учащихся общеобразовательных школ и высших учебных заведений осуществляется в тесном единстве со всеми другими видами коммунистического воспитания. Важнейшими условиями их эффективности являются знание и верное практическое применение общих педагогических принципов, правильный выбор форм и методов эстетического образования и воспитания.
В современной педагогике различают дидактические принципы, т. е. дидактические требования, определяющие содержание, организационные формы и методы учебной работы в соответствии с общими целями воспитания и закономерностями процесса обучения, и принципы коммунистического воспитания.
В работах, посвященных проблемам эстетического воспитания учащихся, выдвигаются его основные принципы. Здесь, однако, у авторов нет единства во взглядах. Так, Ю. В. Шаров в работе «Вопросы эстетического воспитания» различает следующие принципы эстетического воспитания: идейно-политическая целеустремленность, всесторонность эстетического воспитания, систематичность и последовательность, доступность. Данная классификация представляется нам недостаточно исчерпывающей.
Б. Т. Лихачев рассматривает следующие принципы эстетического воспитания: 1. Принцип всеобщности эстетического воспитания и художественного образования. 2. Единство эстетического, политического и нравственного воспитания школьников. 3. Принцип комплексности воздействия искусств и их взаимодействия с основами наук. 4. Принцип творческой самодеятельности школьников. 5. Принцип эстетики детской жизни.
В статье «Основы музыкального воспитания и образования в школе» рассматриваются такие общие принципы эстетического воспитания и обучения: идейно-эстетическая направленность, всеобщность, разносторонность воздействия и эстетической деятельности, взаимодействие эмоциональности и сознательности, единство эстетического воспитания и обучения, связь теоретических занятий по эстетике, по искусству с практикой, преемственность в эстетическом воспитании, связи внутрипредметные и межпредметные.
На наш взгляд, принципы, приведенные в последних работах, более широко и всесторонне охватывают учебно-воспитательный процесс, дают более конкретное представление о педагогических основах эстетического образования и воспитания.
А. А. Балян в статье «Проблемы формирования личности будущего учителя» намечает принципы эстетического воспитания и образования в педагогическом вузе: 1) научность, 2) целенаправленность, 3) систематичность, 4) преемственность по годам обучения (с учетом специфики факультетов), 5) профессиональная направленность, 6) воспитывающее обучение, 7) единство знаний, умений и навыков.
«Единство знаний, умений и навыков», на наш взгляд, целесообразно рассматривать как условие осуществления принципа связи теории с практикой.
Опираясь на вышеуказанный материал, мы рассматриваем следующие принципы эстетического воспитания и образования студентов, в частности, будущих учителей:
1) идейно-эстетическая, коммунистическая направленность;
2) научность и связь теоретических знаний с практикой;
3) взаимодействие сознательности и эмоциональности;
4) единство эстетического воспитания и образования;
5) всесторонность эстетического воспитания и эстетической деятельности;
6) активность и самостоятельность учащихся в учебно-воспитательном процессе;
7) систематичность, последовательность, преемственность;
8) учет возрастных и индивидуальных особенностей личности в условиях коллективной работы;
9) профессиональная направленность эстетического воспитания.
Принцип идейно-эстетической направленности означает понимание педагогом роли и значения эстетического воспитания в системе формирования духовного облика человека, его коммунистического идеала, понимание органической связи эстетического воспитания с другими видами коммунистического воспитания: идейно-политическим, нравственным, трудовым, физическим. Педагог понимает особую роль эстетического воспитания в формировании коммунистического, диалектико-материалистического мировоззрения студентов и школьников. Принцип идейно-эстетической направленности требует знания методологических основ воспитания, знания марксистско-ленинской эстетики, умения подходить к явлениям действительности и искусства с правильных методологических позиций. Следует воспитывать у студентов непримиримость ко всем проникновениям чуждой нам идеологии в области прекрасного, к пошлости и безвкусице. Эстетический вкус будущих воспитателей должен носить боевой характер, направленный на борьбу за чистоту эстетических вкусов и идеалов. Нужно, чтобы учитель сам правильно, разносторонне оценивал произведения искусства с позиций социалистического реализма, с позиций художественной и жизненной правды, партийности, народности. Принцип идейно-политической направленности означает отбор лучших, передовых произведений искусства для изучения, анализа: произведений, глубокое идейное содержание которых выражено в прекрасной художественной форме.
Воспитанию диалектико-материалистического мировоззрения способствует развитие целостного восприятия объективной действительности и искусства в полноте их свойств и проявлений, системы правильных эстетических оценок. Выработанная система эстетических оценок способствует тому, что личность овладевает методами диалектического подхода к действительности, приучаясь воспринимать и оценивать жизненные явления и процессы в их взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии.
В процессе эстетического познания и оценки явлений действительности и искусства развиваются познавательные, интеллектуальные способности, убеждение в богатейших возможностях человеческого познания. Оно становится особенно ярким в процессе самостоятельной творческой работы в той или иной сфере — художественной, научной, технической. Принцип идейно-эстетической направленности органически сочетается с принципом научности. Это один из важнейших дидактических принципов, осуществление которого обеспечивает овладение подлинно научными знаниями, способствует формированию коммунистического мировоззрения. В основе этого принципа лежит объективная закономерность: коммунистическое мировоззрение, будучи итогом научных знаний о мире, может быть сформировано только на основе усвоения системы научных знаний о природе, обществе и психике человека. «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память, знанием всех тех богатств, которые выработало человечество».
Научность находит свое выражение в достоверности научных фактов и истин (не могут допускаться никакие их искажения). Мысль учащихся надо вести от явлений к сущности, от сущности менее глубокой к сущности более глубокой, раскрывать внутренние связи между явлениями, рассматривать предметы и явления в их возникновении, изменении и развитии. Чтобы обеспечить глубокое понимание сущности и взаимосвязи явлений действительности и искусства, необходимо вооружить студентов знанием ведущих, определяющих научных теорий.
Осуществление принципа научности требует вооружения методами исследования, вовлечения студентов в самостоятельную поисковую познавательную деятельность.
В области эстетического образования студентов принцип научности требует овладения системой научных знаний по марксистско-ленинской эстетике, разным видам искусства, овладения научными методическими основами преподавания искусства в вузе и школе. Каждый преподаватель продумывает систему понятий, которую он анализирует в курсе своего предмета. Например, в курсе «Введение в литературоведение» раскрываются такие понятия, как «прекрасное», «безобразное», «комическое», «трагическое», «эстетический идеал», сущность и значение искусства, сущность художественного образа, единство формы и содержания и др. В курсе «Основы марксистско-ленинской эстетики», «Методика преподавания литературы», в спецкурсах по эстетическому воспитанию, в частности, в спецкурсе «Эстетическое воспитание в школе» и в других предметах студенты осваивают теорию эстетики и эстетического воспитания, методологические, педагогические, психологические, искусствоведческие, методические категории и понятия.
Теоретические понятия рассматриваются не изолированно друг от друга, показывается их органическая взаимосвязь: единство всех сторон коммунистического воспитания, тесная связь разных видов искусства, таких понятий, как «эстетическое восприятие», «эстетический вкус», «эстетический идеал».
Чрезвычайно интересным выражением научности являются исторические экскурсы, в которых показана борьба в области эстетики, эстетического воспитания в истории науки, борьба материализма с идеализмом.
Студенты овладевают учением К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина об искусстве, о коммунистическом и эстетическом воспитании, знакомятся с исследованиями современных советских ученых: А. И. Бурова, О. А. Апраксиной, Н. А. Ветлугиной, Б. Т. Лихачева, И. Л. Любинского, Т. Д. Полозовой, В. К. Скатерщикова, В. Н. Шацкой, Е. В. Язовицкого, Г. Джибладзе и др. Студенты постепенно привлекаются к исследовательской работе по разным проблемам науки, в том числе по проблемам марксистско-ленинской эстетики и эстетического воспитания. Эта работа ведется в спецкурсах и спецсеминарах, на кружковых занятиях, в курсовых и дипломных работах.
Обращение к научному исследованию проблем эстетического воспитания — это проявление связи научной и практической деятельности студентов с их самостоятельной работой.
Принцип связи теории с практикой означает необходимость органического единства в изучении теоретических законов, положений, определений с анализом лучшего практического опыта; формирование у студентов определенной системы практических умений и навыков в области эстетического воспитания, связь с конкретными задачами будущей педагогической специальности. В курсах по «Методике преподавания литературы, истории, физики, химии, математики и других предметов», в спецкурсе «Эстетическое воспитание в школе» преподаватель показывает возможности того или иного предмета в эстетическом воспитании школьников, на уроках и во внеклассной работе. Теоретические положения исходят из конкретного фактического материала или иллюстрируются им. Широко используются в учебном процессе опыт лучших учителей города и республики по эстетическому воспитанию, материалы и результаты экспериментальной работы сотрудников кафедры педагогики и психологии КГУ, студентов, ведущих научно-исследовательскую работу в области эстетического воспитания. Связь теории с практикой выражается в изучении студентами конкретных форм и методов эстетического воспитания в школе. Студенты выполняют практические задания (анализ картин, музыкального произведения, кинофильма, театрального спектакля), делают конкретные методические разработки уроков и внеклассных мероприятий; принимают активное участие в эстетическом воспитании учащихся во время общественно-политической, а особенно, во время пионерской и педагогической практики в школе. Связь теории с практикой требует обогащения эмоционально-эстетического опыта студентов, их приобщения к прекрасному в действительности и искусстве (чтение художественной литературы, посещение театра, музеев, выставок и т. д.).
Эстетическое воспитание в школе и в вузе осуществляется на основе педагогического принципа взаимосвязи сознательности и эмоциональности. Эстетическое не существует вне единства эмоционального и интеллектуального. «Вне интеллектуального эмоциональное стал новится безжизненным, алогичным, неосмысленным, интеллектуальное же, отвергая эмоциональное,— отвлеченным, холодным, окаменелым».
Современная психология рассматривает чувства как наиболее стабильные эмоциональные переживания человека, вызываемые образом реального или воображаемого объекта действительности. П. М. Якобсон характеризует чувство как «...устойчивое психическое состояние человека», как своеобразную «привязанность» к определенному кругу явлений действительности (или «отчужденность» от них), как стойкую «направленность» на них, «захваченность» ими: чувство любви к Родине, материнская любовь, интерес к профессии и т. д. Сознательность проявляется в понимании материала, т. е. в логическом связывании последующего с предыдущим, в различении главного и второстепенного, существенного и несущественного. Сознательность предполагает умение объяснить новые факты, применить их к решению практических задач, умение опираться на знания в собственных суждениях, осознать сами процессы умственной работы, последовательность применяемых при этом приемов и операций.
Процесс познания всегда вызывает определенное отношение, оценку, реальным выражением которых является переживание, чувство. Человек переживает свою деятельность, ее направленность, процесс протекания, результаты; переживание является не только явлением сознания, но включает все стороны психики, духовный мир человека в целом.
Единство интеллектуального и эмоционального достигается прежде всего постоянным вниманием педагога к расширению эстетического кругозора, опыта студентов, их потребности в общении с эстетическим. Например, в области искусства кругозор проявляется в знании достаточно большого количества наиболее ценных и совершенных художественных произведений в каждой области искусства, в знании теории и истории искусства, в овладении определенными умениями и навыками собственно творческой деятельности в области того или иного вида искусства, а также в эстетическом воспитании учащихся.
Необходимо развивать у студентов психологические качества, обеспечивающие высокий уровень эстетической воспитанности: эстетическое восприятие, воссоздающее и творческое воображение, эстетическое чувство, творческие способности, художественно-образное мышление; формировать систему эстетических взглядов, вкус, эстетический идеал. Для обеспечения единства интеллектуального и эмоционального в эстетическом отношении необходима продуманная методика, развивающая сознание и чувства, собственное эмоциональное отношение преподавателя к тому или иному явлению действительности и искусства.
Особое место в достижении единства эмоционального и интеллектуального в процессе эстетического образования и воспитания занимает наглядность. Принцип наглядности — один из древних в педагогике. Особенно подробно он разработан в педагогической теории К. Д. Ушинского: «Это — ход учения от конкретного к отвлеченному, от представления к мысли, так естественен и основывается на таких ясных физических законах, что отвергать его необходимость может только тот, кто вообще отвергает необходимость сообразовываться в обучении с требованиями человеческой природы».
Преподаватель вводит наглядность в процесс преподавания с целью достичь полного и правильного понимания студентами научных вопросов, закрепить основные знания, возбудить воображение, эмоциональное состояние, вызвать интерес, увлеченность материалом.
Виды наглядности: предметная, изобразительная, звуковая. В современном учебном процессе все большее значение приобретает применение технических средств. Технические средства активизируют деятельность педагога, повышают эффективность методов и приемов преподавания, повышают активность студента, развивают его творческие способности, повышают производительность его учебного труда, способствуют эмоциональности учебного процесса. При изложении биографии ученого, педагога, писателя, поэта, композитора, актера мы обязательно демонстрируем его портрет; на лекциях по литературоведению и истории литературы обязательно обращаемся к литературному тексту, стремясь к выразительному чтению его, или даем слушать выразительное чтение мастера художественного слова в механической записи. При изучении природы преподаватель демонстрирует натуральные объекты; в курсе русского или родного языка необходимы символические наглядные пособия: схемы, таблицы; в курсе истории рассматриваются предметы, сохранившиеся от изучаемой эпохи, макеты и картины, изображающие соответствующие явления, исторические карты, кинофильмы и т. д. Лекции по музыке всегда проходят с музыкальным сопровождением, на лекциях по живописи, по изобразительному искусству рассматрлваются и анализируются репродукции картин, диафильмы, слайды и т. д. Студенты не только рассматривают наглядные пособия, анализируют их, осмысливают, но и сами принимают участие в их изготовлении, применяя их на уроках и во внеклассной работе в школе, во время педагогической практики. Принцип единства сознательного и эмоционального в эстетическом воспитании студентов сочетается с принципом активности и самостоятельности в учебно-воспитательном процессе.
Активность — это особенность личности человека, которая «проявляется в энергичной, интенсивной деятельности в труде, учении, в общественной жизни, различных видах творчества, в спорте, играх и т. д.»
Активность может быть внешней (студент сосредоточен, деятелен и т. д.) и внутренней, которая характеризуется умственной, эмоциональной и волевой напряженностью, проявлением устойчивого внутреннего интереса к той или иной области жизни.
По способу проявления Р. А. Низамов подразделяет активность на исполнительскую (умение использовать готовые образцы, предписания) и творческую — высший уровень активности. Творческая активность проявляется в стремлении студента к преобразовательной деятельности в соответствии со своими целями, потребностями, к применению новых приемов преодоления затруднений, в способности (вносить элементы новизны в способы выполнения заданий учебно-воспитательного характера.
Самостоятельность — это свойство личности, характеризующееся умением осуществлять разнообразные виды деятельности, учебной и воспитательной, без непосредственного участия преподавателя. Это свойство характеризуется двумя факторами: «во-первых совокупностью средств — знаний, умений и навыков, которыми обладает личность; во-вторых, отношением личности к процессу деятельности, ее результатам и условиям осуществления, а также складывающимися в процессе деятельности связями с другими людьми».
Принцип самостоятельности и активности является основой для учебно-воспитательной деятельности. Он получает свое специфическое выражение в области эстетического воспитания и образования. Например, преподаватель на занятиях по марксистско-ленинской эстетике ставит проблемы, вопросы, возбуждающие внимание, интерес студентов, организует дискуссии, дает темы докладов, рефератов для самостоятельного выполнения их студентами, вовлекает студентов в научно-исследовательскую работу по эстетическому воспитанию учащихся, побуждает организовать внеклассные мероприятия эстетического содержания во время педагогической практики в школе и таким образом вооружает студентов методами учебной и научно-исследовательской работы. Методы научного исследования могут быть раскрыты в спецкурсе «Методика научного исследования» или предлагаться в качестве темы курсовой работы, научного доклада на кружке.
Весь учебно-воспитательный процесс в вузе должен быть построен таким образом, чтобы он вызывал интерес у студента, стремление быть активным и самостоятельным во всех направлениях, в том числе в отношении к искусству и вопросам эстетического воспитания.
Всесторонность эстетического воспитания и эстетической деятельности означает требование воздействовать на личность всеми доступными средствами. Принцип всесторонности требует создания обстановки, соответствующей развитию чувства прекрасного, широкого использования труда в эстетическом воспитании, осуществления эстетического воспитания средствами природы, в процессе преподавания каждого учебного предмета его специфическими средствами, проведения художественно-образовательной работы в области всех видов искусств (художественной литературы, музыки, изобразительного искусства, театра, кино, хореографии и т. д.). Высшее учебное заведение, так же как и школа, должно всемерно развивать студенческую художественную самодеятельность, которая воспитывает у молодежи стремление к красоте и приобщает к искусству, расширяет кругозор, повышает идейно-политический и художественный уровень, обогащает жизненный опыт; формирует художественно-творческие способности. Принцип всесторонности эстетического воспитания означает также требование разносторонности эстетических воздействий и деятельности внутри каждого средства эстетического воспитания — действительности и искусства. Например, в области изобразительного искусства мы ставим следующие задачи: научить смотреть картину, анализировать ее в единстве формы и содержания, дать знание теории и истории изобразительного искусства, мирового и русского дореволюционного, современного западного и советского; организовать художественно-творческую деятельность студентов. В музыкальном воспитании могут быть использованы следующие виды музыкальной деятельности: хоровое пение, в котором ярче всего объединяются восприятие музыки и творческая музыкальная деятельность, движение под песню или инструментальную музыку (ритмические движения на занятиях по физкультуре, танцы), слушание музыки, требующей большой внутренней сосредоточенности, внимания, деятельности эмоциональной и мыслительной. Многообразие видов деятельности влечет за собой и разностороннее развитие художественно-творческих способностей.
Систематичность и последовательность — один из важных дидактических принципов. «Систематичность в обучении предполагает усвоение знаний, умений и навыков в определенной логической связи, когда ведущее значение имеют существенные черты изучаемого и когда оно, взятое в совокупности, представляет собой целостное образование, систему. Понятие последовательности в обучении указывает на необходимость такого изучения учебного материала, когда последующее опирается на предыдущее и, в свою очередь, логически оппеделяет дальнейшую ступень в познавательной работе».
К. Д. Ушинский очень образно охарактеризовал значение системы знаний для развития личности: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система, без знания, походит на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто. Истинная педагогика, избегая обеих крайностей, дает ученикам прежде материал и по мере накопления этого материала поиводит его в систему. Чем более и разнообразнее накопляется материал, тем выше становится система и, наконец, достигает до отвлеченности логических и философских положений».
Система в эстетическом воспитании необходима и в детском саду, и в школе, и в семье, и в вузах. В вузе всеобъемлющая система эстетического воспитания должна охватывать весь учебный процесс и все виды воспитательной работы со студентами во внеучебное время. Сочетание теоретических знаний в области эстетики с овладением практическими и художественными навыками позволяет поднять общий и культурный уровень студентов, расширить их кругозор и интересы, подготовить к осуществлению системы эстетического воспитания в школе.
По принципу систематичности и последовательности построен учебный план вуза, где определенное место должны занимать предметы эстетического цикла. Так, например, в Казанском университете спецкурс «Эстетическое воспитание в школе» изучался на 4-м курсе, как звено в общепедагогической подготовке студентов, после изучения общей психологии, педагогики и ее истории, одновременно с методикой преподавания русского и татарского языков, русской и татарской литературы, перед педагогической практикой. Таким образом, у студентов уже есть общепедагогическая подготовка и подготовка по специальности, которая создает теоретическую основу для изучения данного спецкурса. В определенной логической последовательности располагаются темы предмета в учебнике и в чтении курса лекций. В спецкурсе «Эстетическое воспитание в школе» вначале изучаются темы общетеоретического характера: «Цели и задачи эстетического воспитания в школе», «Психологические основы эстетического воспитания». Затем рассматриваются вопросы эстетического воспитания средствами действительности, средствами искусства. Завершает курс тема «Эстетическое воспитание в семье».
В каждой отрасли науки есть целостная система фактов, научных понятий, законов, теорий, в которых отражается определенная область реального мира. В курсе, о котором идет речь, раскрывается определенная совокупность понятий: понятия марксистско-ленинской эстетики, эстетического воспитания, его целей и задач, системы эстетического воспитания в школе, значения разнообразных видов искусств в эстетическом воспитании, методы, формы, приемы воспитания в зависимости от возраста учащихся. Каждая тема раскрывается в определенной последовательности, выражающейся в плане лекции.
Система эстетического воспитания находит свое выражение в «Плане коммунистического воспитания студентов на весь период обучения» (Издательство Казанского университета, 1972). В плане выделен раздел «Эстетическое воспитание», в котором предусматриваются осуществление эстетического воспитания в учебном процессе, а также разнообразные формы внеаудиторных мероприятий: читательские конференции, вечера, встречи с работниками культуры и искусства, фестивали искусств, посещение музеев, выставок, просмотр театральных спектаклей и кино с последующим обсуждением.
Систематичность и последовательность тесно связана с преемственностью в эстетическом образовании и воспитании. Н. И. Болдырев, рассматривая преемственность как необходимое условие соблюдения принципа систематичности и последовательности, утверждает необходимость опираться в воспитательной работе на усвоенные ранее знания, умения, навыки, на жизненный опыт учащихся, постепенно усложнять содержание и формы педагогического влияния, обеспечить взаимодействие ранее усвоенных и новых знаний, норм и правил поведения. Сущность преемственности — в установлении необходимой связи, последовательности и соотношения между различными этапами учебно-воспитательного процесса и его результатами. Эстетическое воспитание в вузе предполагает опору на определенный уровень эстетической воспитанности выпускников школ, а также постепенное усложнение задач, содержания, форм и методов эстетического воспитания от начальных курсов к старшим.
На каждом курсе задачи становятся более глубокими. На первых курсах большее внимание уделяется накоплению эстетического опыта (вечера, встречи, экскурсии и другие формы работы); осуществляется преемственная связь между средней и высшей школой, студенты входят в культурно-художественную среду вуза, постепенно формируются навыки эстетического самообразования и воспитания в соответствии с будущей специальностью. На более старших курсах студенты становятся активными участниками научно-исследовательской работы и в области эстетического воспитания, познают сущность, формы и методы осуществления системы эстетического воспитания в школе.
Систематичность и последовательность предполагают установление межпредметных связей. Преподаватели каждого факультета должны интересоваться воспитательными возможностями других учебных предметов, читаемых на данном факультете, устанавливать связи, определять взаимодействие различных учебных предметов в эстетическом воспитании студентов, а также между учебными занятиями и во внеаудиторной работе.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей студентов в обучении и воспитании находит специфическое выражение в эстетической подготовке будущего учителя. Студенческий возраст — это возраст второго периода юности (от 17—18 до 22—23 лет), характеризующийся известной зрелостью в умственном, нравственном и общественно-политическом отношении. На этот в&зраст приходится максимальный расцвет личности. Под влиянием жизненного опыта, знаний в области общественных наук (истории КПСС, диалектического и исторического материализма, политэкономии, научного коммунизма), самостоятельных размышлений складывается диалекти-ко-материалистическое мировоззрение студента, определенная система этических и эстетических взглядов и воззрений. Студент, определяя свой жизненный путь, упорно и настойчиво овладевает профессиональными знаниями, умениями и навыками, начинает пробовать себя в разнообразных областях жизни, самостоятельно направляет свою деятельность и поведение, активно отстаивает самостоятельность суждений и действий. Юношеский возраст — это период расцвета нравственной сферы; развития интеллектуальных, этических чувств: чувства советского патриотизма и пролетарского интернационализма, чувства любви, дружбы, товарищества, комсомольской чести, долга, коммунистического отношения к труду. Многие чувства и понятия из теоретических представлений переходят в область практического осуществления: начинают складываться семьи, особенно на старших курсах. Сильно развито теоретическое мышление. Б. Г. Ананьев считает, что «возраст от 18 до 25 лет является наиболее плодотворным для формирования многих психических функций, в частности, интеллектуальных возможностей».
В этом возрасте сильно развито эстетическое отношение личности к действительности и искусству: романтическое отношение к природе, к родному краю, стремление к красоте взаимоотношений, понимание эстетики труда; умение понять и почувствовать произведения искусства в единстве формы и содержания. Сфера интересов студенческой молодежи широка и разнообразна, среди них большое место занимают интерес к искусству, эстетические потребности, т. е. потребность в переживании, наслаждении прекрасным в действительности и искусстве.
Кафедра педагогики и психологии Казанского университета провела изучение эстетических интересов и вкусов студентов разных курсов и факультетов. В целом студенты проявляют интерес к эстетическому воспитанию и самовоспитанию и понимают значение эстетической подготовленности для своей будущей деятельности учителя. В понимание эстетического идеала они вносят представление о прекрасном в жизни, в искусстве, широкий кругозор и эрудицию в области искусства, тесно связывают эстетический идеал с нравственным.
Анализ анкет (1962 года) показывает, что студенты называют в качестве любимых имена русских и советских писателей и поэтов, творчество которых они изучали в школе, в том числе писателей и поэтов Татарии Из западноевропейской литературы названы имена Шекспира, Джека Лондона, Бальзака, Мериме, Драйзера, Роллана, Цвейга, Уэллса, Гюго, Дюма, Моэма, Ремарка. Опрос 1973 года (проведенный Т. В. Шуртаковой) показал, что художественные предпочтения студентов в области литературы, в основном, остались прежними. Однако в круг их литературных интересов вошла поэзия А. Блока, А. Ахматовой, Р. Рождественского, Е. Евтушенко; книга Ч. Айтматова «Белый пароход», А. Иванова «Вечный зов» и другие произведения современной советской литературы.
Опрос 1975 года (студентов педагогического института г. Казани) показал, что студенты читают новинки советской и зарубежной литературы. Названы книги А. Чаковского «Блокада», Б. Васильева «А зори здесь тихие», произведения С. Солоухина, В. Шукшина, И. Стаднюка «Война», Б. Полевого, Ю. Бондарева. Из зарубежной литературы назывались произведения Ф. Саган «Немного солнца в холодной воде», Э. Хэмингуэя «Острова в океане», А. Моруа «Письма к незнакомке», Д. Олдриджа «Горы и оружие», А. Мердока «Черный принц», А. Силлитоу «Начало пути», А. Кристли «Улица ангелов», Барстоу «Любовь,... любовь...» и. т. д. Большинство студентов читает периодическую литературу (журналы «Новый мир», Юность», «Октябрь», «Роман-газету», «Молодая гвардия», «Наука и жизнь» и др.).
В основном, в круг чтения студентов входят реалистические романы, в которых решаются глубокие социальные, нравственно-психологические вопросы. «Детективных» произведений читают мало: характерно, что несколько ответов о привязанности к «детективам» сопровождались словами: «Читала много, авторов не помню».
На старших курсах круг чтения значительно расширяется, большее место занимает литература об учителях, о школе. Студенты-филологи читают программную литературу, рекомендованную преподавателем.
В области живописи студенты больше всего знают русскую дореволюционную живопись, меньше советскую, зарубежную. Сопоставление анкет, проведенных в 1962 ив 1973 году, показывает, что кругозор студентов в настоящее время в области изобразительного искусства стал более широким, появился больший интерес к посещению музеев ИЗО. Однако отдельные студенты не смогли назвать картин западноевропейской живописи, был и эмоциональный ответ: «Позорно плохо знаю».
В области музыки студенты в .качестве любимых назвали русских дореволюционных композиторов XIX века (больше всего П. И. Чайковского), советских композиторов (наиболее популярна музыка Д. Д. Шостатсовича, И. О. Дунаевского), композиторов Татарии (С. Сайдашева, Н. Жиганова, Р. Яхина, А. Ключарева). Из западноевропейских студенты назвали Бетховена, Моцарта, Штрауса, Шопена, Верди, Грига. В анкетах 1973 года, кроме вышеназванных, появились имена советских композиторов: А. Пахмутовой, Р. Щедрина и др. Студенты хорошо знают советские и зарубежные эстрадные коллективы. 43% из опрошенных студентов КГУ заявили о своем предпочтении джазовой музыки, 16% — симфонической, 15% ответили, что им нравится хорошая и джазовая, и симфоническая музыка, 12% оставили вопрос без ответа; 2% — ответили «не разбираюсь». Часть студентов (примерно половина из любителей джаза) охарактеризовала джазовую музыку как «современную», «веселую», «молодежную», соответствующую духу нашего времени, «возбуждающую чувства». «Молодежь любит все новое. Эстраде принадлежит будущее» (один из студентов). Остальные же мотивировали свое предпочтение доступностью джазовой музыки и выражали сожаление о том, что серьезной музыки они не понимают.
Студенты назвали многие спектакли театров города. Третья часть из них предпочитает посещать театр оперы и балета им. Мусы Джалиля, другая часть — Татарский академический театр им. Г. Камала, столько же — Большой драматический театр им. В. И. Качалова. Если в 1962 году 24% студентов ответили, что «редко», «мало» бывают в театре, то в 1975 году количество таких ответов составляет примерно 10—12%. Часть студентов сказали, что знают весь репертуар казанских театров, бывают в театрах Москвы и Ленинграда, посещают театральные гастроли. Значительно меньше студенты посещают ТЮЗ, названа лишь пьеса Вампилова «Прощание в июне». Положительную эмоциональную оценку заслуживают спектакли о молодежи, спектакли, поднимающие нравственные проблемы.
Кино посещают значительно чаще. В 1962 году студенты назвали в качестве любимых фильмы «Коммунист», «Чистое небо», «Битва в пути», «Баллада о солдате», «Судьба человека», позднее «Война и мир». В 1975 году — «Блокада», «Они сражались за Родину», «Дочки-матери», «Калина красная», «А зори здесь тихие», снова «Судьба человека» и т. д. Из иностранных фильмов названы «Генералы песчаных карьеров», «Есенин», приключенческий фильм «Золото Маккены» и др.
Учет особенностей студенческого возраста в учебно-воспитательной работе в целом, и в частности, в эстетическом образовании и воспитании, сочетается с учетом индивидуальных особенностей личности, своеобразия ее интересов, общего культурного уровня, уровня знаний по искусству, темперамента, типа высшей нервной деятельности, уровня развития эстетических способностей и т. д. Понятие, «уровень» в эстетическом воспитании и образовании чрезвычайно широкое и многообразное.
А. И. Буров намечает критерии эстетически воспитанной личности по показателям: 1) широта эстетической потребности, 2) ее качество (уровень эстетического восприятия, вкуса, идеала, 3) уровень эстетической деятельности в разных областях жизни. Конкретный уровень в области эстетического кругозора студентов педагогического института раскрывает М. А. Верб (четыре уровня); С. П. Кудрявцева выделяет три уровня эстетических интересов студентов, в зависимости от имеющегося запаса эстетических знаний и стремления получить эти знания (высокий, средний, низкий).
Широкое экспериментальное исследование эстетического кругозора, восприятия, вкусов, способностей студентов подтвердило положение о разных уровнях эстетической воспитанности. Знание их необходимо для организации индивидуального подхода к студентам в учебных занятиях и внеаудиторной работе.
Средства индивидуального подхода разнообразны: организация деятельности студента в научно-исследовательском кружке по проблеме эстетического воспитания, участие в спецсеминаре, выполнение курсовой, дипломной работы по эстетическому воспитанию учащихся, индивидуальный план учебы; активное участие в работе факультета общественных профессий, студенческого клуба, выявление специальных способностей в художественной самодеятельности и т. д.
Единство эстетического образования и воспитания. Эстетическое образование предполагает овладение студентами теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области марксистско-ленинской эстетики, искусствознания, психолого-педагогических и методических основ эстетического воспитания в школе. Эстетическое образование осуществляется в процессе обучения, которое воспитывает диалектико-материали-стическое мировоззрение, убеждения, как важнейший компонент мировоззрения; нравственные Качества, эстетическую направленность личности. Каждый учебный предмет имеет специфические возможности в воспигании эстетических взглядов, вкусов, чувств, которые осуществляются различными путями: выбором наиболее активно воспитывающих форм и методов преподавания, самостоятельной работы студентов; правильной организацией учебного процесса. Повседневно, систематически сказывается влияние личности ученого, педагога, его мировоззрения, убеждений, эстетического отношения к науке, к искусству, эстетики его поведения и внешнего вида. В то же время система факторов, оказывающих целенаправленное эстетическое воздействие на личность, формирует определенную систему знаний, умений и навыков. «Мы хорошо знаем, что художественное слово, переливы красок, выразительность камня, гармония звуков вдохновляют современников и передают потомкам память сердца и души о нашем поколении, о нашем времени, его треволнениях и свершениях». В этих замечательных словах Л. И. Брежнева подчеркивается познавательная идейно-нравственная ценность искусства социалистического реализма, в единстве с его эстетической значимостью. Образно-поэтическое восприятие действительности показывает действительность и человека в сложных отношениях, дает возможность понять мир в его непосредственности и целостности, позволяет сделать широкие обобщения, понять и почувствовать прекрасное.
Единство эстетического образования и эстетического воспитания находит конкретное выражение в системе учебно-воспитательной работы вуза, имеющей профессиональную направленность.
Принцип профессиональной направленности определяется основной целью учебно-воспитательной работы вуза — формированием специалиста высокой квалификации. Профессиональной направленностью определяются, в свою очередь, содержание образования в вузе (учебный план и программы), специфические особенности форм и методов обучения и воспитания в целом, в том числе и эстетического.
Спецификой эстетического воспитания и образования в педагогическом вузе является педагогическая направленность, с учетом конкретной специальности (учитель литературы, биологии, математики и т. д.).
Советский учитель, призванный осуществлять систему эстетического воспитания в школе, должен быть подготовлен к этому в стенах высшего учебного заведения.
Студенты IV-го курса педагогического института, отвечая на вопрос: «Что Вам дал институт для Вашего эстетического развития?», отметили лекции по русской литературе XIX века и зарубежной литературе, курс по истории русского искусства XIX века, спецсеминар по истории культуры СССР, занятия на факультете общественных профессий, кружок эстетики. «Расширились знания о живописи, театре, скульптуре, архитектуре», «Узнала о разных направлениях в живописи: импрессионизме, символизме, экспрессионизме и др.», «Усвоили принцип подхода к различным направлениям искусства», «Научились распознавать стиль писателей, художников», «Полюбила театр» и т. д. На вопрос: «Готовы ли Вы к эстетическому воспитанию в школе?» будущие педагоги ответили, что при серьезной и глубокой подготовке смогут провести отдельные беседы или лекции, но к осуществлению системы эстетического воспитания готовы недостаточно. Кружки художественной самодеятельности выразили желание вести в основном те, кто посещал ФОП и кружок эстетики.
Принципы обучения и воспитания, которые являются педагогической основой эстетической подготовки специалиста высокой квалификации, в том числе и учителя средней школы, осуществляются в учебно-воспитательном процессе в органической взаимосвязи и взаимообусловленности. Опираясь на них, предподаватель высшей школы намечает формы и методы эстетического воспитания в учебном процессе и внеаудиторной работе.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +